Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 09:34, реферат
Становление малого бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической политики государства. Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.
19.История становления
и развития
Становление малого бизнеса в Республике
с первых дней экономических реформ является
одним из приоритетов экономической политики
государства. Предпринимательский класс
выступает неотъемлемым атрибутом рыночной
экономики, самостоятельным субъектом
экономических отношений. Большая часть
предпринимателей относится к так называемому
среднему классу, который обеспечивает
устойчивость не только экономики государства,
базирующейся на рыночной системе хозяйствования,
но и оказывает влияние на политические
процессы в обществе, не допуская отхода
от либеральных и рыночных ценностей.
В Казахстане переход к рынку произошел
спонтанно, без подготовки. Это был период
постсоциалистического «экономического
романтизма», когда правящая элита придерживалась
взгляда группы крупных советских ученых-экономистов
и политиков под руководством академика
Шаталова В. и лидера движения «Яблоко»
Явлинского Г. о «форсированном и молниеносном»
переходе к рынку за 1,5-2 года. Они считали,
что преодоление социально-экономического
кризиса и реформирование экономики можно
проводить синхронно и быстро по стандартной
модели. На начальном этапе перехода к
рынку радикальные реформы проводились
«на марше», без какой-либо серьезной теоретико-методологической
подготовки.
Экономическая политика вырабатывалась
в сжатые сроки узким кругом специалистов
и базировалась, преимущественно, на опыте
развитых рыночных стран.
В той сложной и критической обстановке,
имевших место в начале 90-х годов в Казахстане,
когда остановились крупные предприятия,
и сотни тысяч людей потеряли работу, естественным
решением руководства страны было введение
либерализации цен. Сейчас, по истечении
более 15 лет суверенного Казахстана, развитие
экономики и вместе с ней развитие малого
предпринимательства можно разделить
на 4 этапа, каждый из которых имеет свои
отличительные особенности.
Первый этап - либерализация цен (1991-1992
гг.). Первые субъекты рыночной экономики
- малые предприятия - появились в период
либерализации в сфере торговли и услуг,
то есть там, где был быстрый оборот денег.
Крупные предприятия сразу обзавелись
многочисленными малыми предприятиями
по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию
основных и вспомогательных производств.
Создание «красными» директорами при
крупных производствах кооперативов и
малых предприятий по снабжению и реализации
продукции, а также искусственное раздробление
предприятий под новым модным словом «сегментирование»
привело к перераспределению прибыли
крупных предприятий и бывшей всенародной
собственности в интересах отдельных
групп и лиц. Тогда эти «серые» схемы были
началом возникновения казахстанской
«теневой» экономики. В Республике в этот
период было создано и действовало 34,5
тысяч субъектов малого предпринимательства.
В них было занято 6,0% от общего числа работающих
в стране, а доля производимой ими продукции,
работ и услуг составила 7,0% от валового
внутреннего продукта страны. Именно в
конце 1992 года прошел первый Форум предпринимателей
Казахстана, в котором принял участие
президент Республики Казахстан и правительство
РК. На этом Форуме впервые в истории СНГ
была определена первая программа развития
предпринимательства в республике Казахстан.
Второй этап — жесткая монетарная и реструкционная
фискальная политика государства (1993-1995
гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической
стабилизации в стране упразднялись налоговые
льготы, стимулирующие производственную
деятельность. Упразднение налоговых
льгот, направленных на стимулирование
производственной деятельности и развитие
малого предпринимательства, в 1994 году
имело негативные последствия. Резко сократилась
численность работающих в производственной
сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий.
Из-за малодоступности кредитных и нехватки
собственных средств и высокой инфляции
произошел отток основной части субъектов
предпринимательства из производственной
сферы в сферу торгово-посреднической
и коммерческой деятельности. Ужесточение
налогового пресса привело к ситуации,
когда заниматься производственной деятельностью
стало невыгодным и бесперспективным.
Особый интерес в условиях постсоветского
периода, а именно, дефицита товаров на
рынках, с точки зрения, быстрой оборачиваемости
вложенных средств, стал представлять
для предпринимателей так называемый
«челночный» бизнес. Это был период пышного
расцвета «челночного» бизнеса в торговле,
свирепствующей гиперинфляции, перераспределения
бюджетных и кредитных денежных средств
в пользу очень узкого круга лиц имеющих
доступ к этим ресурсам. Инфляция и валютные
операции — махинации в банковской и тесно
связанной с ней торгово-посреднической
деятельностью - на тот момент оказались
наиболее прибыльными, в отличие умирающему
реальному производственному сектору
экономики республики. Продавать деньги
по схеме «нал-безнал-нал», с «шапками
и откатами», взять доллар в кредит по
4 тенге, а через год вернуть его по 70 тенге,
получив сверхприбыль или вообще не вернуть,
стало выгодней, чем что-то производить.
(Большинство кредитов того времени так
и не было возвращено). Именно в этот период
появились первые ростки так называемой
национальной олигархии в только начавшемся
непомерно разрастаться финансово-кредитном
и банковском секторе экономики.
Банковская и торговая деятельность оказалась
наиболее прибыльной в ущерб реальному
сектору экономики. В 1995 году, против 1992
года, удельный вес продукции субъектов
малого предпринимательства в ВВП страны
снизился на одну треть, с 7,0% до 4,7%, а численность
работающих в этом секторе экономики сократилась
в 2 раза, с 6,0% до 3,0%, соответственно.
В этот период ослабленное предпринимательство
не могло сдерживать рост безработицы.
Третий этап - бум малой приватизации (1996-1997
гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране
произошла некоторая макроэкономическая
стабилизация. Для поддержки малого бизнеса
был принят Указ президента Республики
Казахстан от 6. 03. 1997 г. «О мерах по государственной
поддержке и активизации развития малого
предпринимательства». Во исполнение
этого Указа в Республике субъектам малого
предпринимательства продано 1520 пустующих
объектов и сооружений, передано в аренду
- 1334 объекта. По выбору предпринимателей,
для использования в производственных
целях, передано в доверительное управление
571, на безвозмездной основе - 204 объекта.
На перепланировку квартир нижних этажей
жилых строений под магазины, кафе, аптеки
и другие объекты было получено 5664 разрешений.
Увеличилось число проданных в рассрочку
и переданных по актам на землевладение
земельных участков.
Многие отрасли в период «дикой» приватизации
навсегда умерли, и лишь некоторые из них
возрождаются только сегодня. Частично
и с опозданием прошла приватизация наиболее
социально-ориентированных предприятий,
лишенных централизованного управления,
в связи с ликвидацией бывших республиканских
министерств.
Адресная приватизация была особенно
актуальна в сфере мелкотоварного производства,
бытового обслуживания, общественного
питания и торговли. Было бы логичным начинать
адресную приватизацию, которая предполагала
бы передачу объектов вышеперечисленных
отраслей в них работающим коллективам
по остаточной стоимости, либо в доверительное
управление на конкурсной основе. В таком
случае, был бы и сохранен технический
и трудовой потенциал, а предприятия, не
прекращая работы, имели бы возможность
технического перевооружения и плавного
входа в рынок.
Предприятия этих oтpаcлей, лишившись централизованного
управления в форме трестов, управлений
торговли и общественного питания районного
и городского уровня, явились бы основой
формирования малого бизнеса в стране.
К сожалению, адресная приватизация была
проведена с опозданием, и существующая
инфраструктура вышеперечисленных отраслей
была уже практически уничтожена. При
воссоздании данной инфраструктуры теперь
требуется освоение новых площадей, полное
обновление оборудования и основных средств,
подготовка новых кадров, ибо старые квалифицированные
кадры уже потеряны и дисквалифицировались.
Таким образом, был упущен важный сектор
экономики, ориентированный на социальное
обслуживание населения. Но, как ни странно,
после сокращения многих отраслевых министерств
в 1988-1990 годах (Минторговли, Минбыта, Минкоммунхоза
и др.) именно эти отрасли, лишившись централизованного
управления и мелочной опеки со стороны
государства, стали развиваться наиболее
динамично и вовлекать в работу наибольшее
количество населения. Это явилось еще
одним доказательством того, что рынок
малого бизнеса является саморегулируемым
и наиболее подверженным рыночной конъюнктуре,
основанной на спросе и предложениях.
Примерами адресной продажи предприятий
являются кондитерская фабрика «Рахат»,
«Бахус», «Алматы Крем» и др.
В результате этих мер в стране появились
первоклассные кафе, рестораны, магазины
и предприятия сферы услуг. Количество
субъектов малого бизнеса за этот период
(1996-1997 гг.) увеличилась в 2,4 раза, а доля
их оборота возросла в 1,8 раза и составила
8,5% от ВВП. Численность работающих в этом
секторе экономики в 1997 году превысила
показатели 1995 года в 1,73 раза. Малый сектор
экономики снова стал «поглощать» безработицу.
Таким образом, малый бизнес стал вносить
свой существенный вклад в стабилизацию
экономики Республики.
Четвертый этап - период качественного
развития экономики республики (1998-2001
гг.), сопровождавшегося ростом промышленного
производства, объемов валового внутреннего
продукта, стабильным развитием финансово-кредитной
сферы республики. В соответствие с этой
программой, основными источниками финансирования
проектов малого предпринимательства
являются Государственный фонд содействия
занятости, банки второго уровня, средства
местных бюджетов, а также средства кредитных
линий Азиатского Банка Развития и Европейского
Банка Реконструкции и Развития. В отдельных
регионах для заинтересованного кредитования
субъектов малого бизнеса коммерческими
банками были созданы ликвидные залоговые
фонды из коммунальной собственности.
Такие фонды действуют в Алматы, Астане
и областях Восточно-Казахстанской, Актюбинском,
Кзылординской, Мангистауской, Павлодарской,
Северо-Казахстанской. За счет этих фондов
были профинансированы десятки проектов
в сфере малого бизнеса.
Малый бизнес в Казахстане развивается
быстрыми темпами. Численность субъектов
малого предпринимательства возросла
за год (с августа 2004 по август 2005) на 9,6%,
численность занятых - на 8,5%, объем продукции
в номинальном выражении - на 13,5% (в целом
рост реального ВВП к соответствующему
периоду прошлого года - 9,7%). Но, несмотря
на его устойчивый рост, в настоящее время
отчетливо обозначилась явная тенденция
замедления темпов малого бизнеса. Так,
в 2002 году года темпы роста малых предприятий
по числу предприятий и численности занятых
составляли около 60% и 40%, в 2003 году - 34% и
31%, в 2004 году - 15,4% и 6,7%, а за 8 месяцев 2005
года - 9,6% и 8,5%.
Данная тенденция является симптоматичной,
т. к. экономическая ситуация в стране
в 2004 и за 8 месяцев 2005 года была значительно
лучше, чем в прежние годы. Сказалась благоприятная
внутренняя и внешнеэкономическая конъюнктура,
быстрый рост производства во многих отраслях
экономики, увеличение реальных денежных
доходов населения и т. д. Тогда как в 1998-1999
годах условия для развития малого предпринимательства
были значительно менее благоприятны.
Такая ситуация с развитием малого предпринимательства
свидетельствует, что существует ряд проблем,
которые заметно сдерживают его развитие
и которые до сих пор не нашли разрешения,
несмотря на принятые государством меры.
Показательным в этом отношении является
невыполнение Государственной программы
развития и поддержки предпринимательства
на 1999-2000 годы. «В ней, как и в прежних законодательных
и программных документах, предусматривалось
осуществить мероприятия, направленные
на решение имеющих место проблем в области
кредитования, налогообложения, обучения
кадров и развития соответствующей инфраструктуры
для СМП. Согласно целевым установкам
данной программы, к концу 2000 года ожидалось
довести количество субъектов малого
предпринимательства до 500 тысяч, численность
занятых - до 2 миллионов человек. Предполагалось,
что доля производства субъектов малого
предпринимательства в ВВП возрастет
до 15%. Однако, несмотря на сравнительно
высокие темпы роста количества субъектов
малого предпринимательства и численность
занятых в них, указанные значения рассматриваемых
параметров достигнуты не были» (16, с. 2).
В этих условиях обязательства МЭИТ по
доведению доли малого предпринимательства
в 2006 году до 30%, а численности занятых
- до 2-х миллионов могут быть решены только
при успешном разрешении проблем, сдерживающих
развитие малого предпринимательства.
Стабилизация социально-экономического
положения в стране оказала положительное
влияние на развитие малого и среднего
предпринимательства.
По данным Агентства Республики Казахстан
по статистике, на 1 января 2005 года в Республике
зарегистрировано 208,4 тыс. юридических
лиц, из них малые предприятия составляют
195,7 тыс., средние - 10,67 тыс. предприятий.
При этом субъекты малого предпринимательства
составляют 93,9% от общего количества.
Численность граждан, занятых в малом
предпринимательстве (юридические лица),
достигла на 1 января 2005 года 524,6 тыс. человек,
к 2003 году на соответствующую дату рост
составил 8,7%.
Доля вклада субъектов малого предпринимательства
в валовом внутреннем продукте (далее
- ВВП) в 2003 году составила 16,2%, то есть оценочно
малое и среднее предпринимательство
дает около 25%.
Увеличение дохода от реализации товаров
и услуг юридических лиц - субъектов малого
предпринимательства за 2004 год составило
к 2003 году 8,7%.
Сложившаяся отраслевая структура малых
предприятий практически не меняется
в последние годы. Из общего количества
активных юридических лиц - субъектов
малого предпринимательства доминирующее
положение занимают сферы торговли, ремонта
автомобилей и изделий домашнего пользования
- 40,5% от общего количества активных в сфере
малого предпринимательства с суммарной
численностью занятых 163,6 тыс. человек
(31% от общей численности занятых в малом
предпринимательстве).
В 2003 году доля теневой экономики составила
22,6% от ВВП, в то время как за период с 1992
по 1998 годы в среднем данный показатель
оценивался в интервале от 30 до 38%.
На сегодняшний день предприниматели
пытаются скрыть свою деятельность от
налогов, ведя двойную бухгалтерию, занимаясь
подпольным производством и фиктивными
сделками либо участвуя в других теневых
операциях.
Экономическое развитие Казахстана в
последние годы значительно продвинулось
вперёд по пути формирования полисубъективной
структуры отношений собственности. Гражданский
кодекс, вслед за Конституцией РК, законодательно
фиксирует это обстоятельство. Причём,
особенности приобретения и прекращения
права собственности на имущество, владения,
пользования и распоряжения им для каждого
из субъектов определяются исключительно
законом. И лишь закон определяет виды
имущества, которые могут находиться исключительно
в государственной или частной собственности.
Новая ситуация потребовала радикальных
изменений в правовой основе экономической
деятельности. Гражданский кодекс РК -
важнейшая веха на этом пути. Он определил
принципиальные основы экономических
отношений при переходе к рыночным методам
хозяйствования, сформировал основные
правила, нормы их правового регулирования,
обобщил и законодательно закрепил новые
формы организации экономической жизни,
возникшие в последние годы.
Сегодня экономические изменения в Казахстане
намного опережают преобразования в правовой
сфере. Резюмируя все вышесказанное, остается
отметить, что необходим равноправный
союз между экономическими изменениями
и законодательной базой, и именно это
равноправие поможет сделать Казахстан
экономически развитой страной с большими
перспективами развития.
Информация о работе История становления и развития предпринимательства в Казахстане