Классификация этических кодексов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:02, реферат

Краткое описание

В современном обществе растет роль неформальных кодексов, основанных на морально-психологических принципах и правилах. Причины этого следующие:
1) усложнение социальной жизни, возрастание скорости изменений, в результате — невозможность предусмотреть все последствия того или иного действия в системе юридических норм;
2) постепенный, но неуклонный и глобальный сдвиг от примитивного социального управления к более сложному, от внешнего — к внутреннему, от физического — к морально-психологическому.

Содержание

введение 3
1. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ 4
1.1. Профессиональный кодекс 4
1.2. Корпоративный кодекс 5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ 8
2.1. Кодекс корпоративной этики 8
2.1.1. Функции корпоративного кодекса 8
2.1.2. Пример корпоративного кодекса 9
2.2. Кодекс профессиональной этики 11
2.2.1. Профессиональные кодексы в России………………………………...12
2.2.2. Пример профессиональных кодексов…………………………………13
2.3. Виды кодексов 15
2.4. Подходы к созданию этических кодексов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)


НОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СТУПИНСКИЙ  ФИЛИАЛ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра

«Профессиональная этика»


РЕФЕРАТ

на тему:

«Классификация этических кодексов»                                                                                                                 


 

 

 

 

Выполнил:

 

студент

1-го

курса

   
 

Фролов  Петр Анатольевич

 

заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования

 

 

Проверил:

 

Кандидат  педагогических наук, доцент

Коняева Наталья Анатольевна

 

 


 

Ступино

2012 г.

 

 

 

Оглавление

 

введение 3

1. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ 4

1.1. Профессиональный кодекс 4

1.2. Корпоративный кодекс 5

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ 8

2.1. Кодекс корпоративной этики 8

2.1.1. Функции корпоративного кодекса  8

2.1.2. Пример корпоративного кодекса  9

2.2. Кодекс профессиональной этики 11

2.2.1. Профессиональные кодексы в России………………………………...12

 2.2.2. Пример профессиональных кодексов…………………………………13

2.3. Виды кодексов 15

2.4. Подходы к созданию этических кодексов 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

список литературы…………………………………………………...…..19

 

 

 

 

 

 

введение

Сегодня кодекс — это система норм, формальных и неформальных, регулирующих отношения в обществе. Процесс исторического развития кодексов проявился в следующей тенденции: часть неформальных кодексов постепенно формализовалась в юридическую норму.

В современном обществе растет роль неформальных кодексов, основанных на морально-психологических принципах и правилах. Причины этого следующие:

1) усложнение социальной  жизни, возрастание скорости изменений,  в результате — невозможность  предусмотреть все последствия  того или иного действия в системе юридических норм;

2) постепенный, но неуклонный  и глобальный сдвиг от примитивного  социального управления к более сложному, от внешнего — к внутреннему, от физического — к морально-психологическому.

Так, в сфере экономики  побуждение к труду на ранних этапах развития общества было вызвано страхом перед физическим наказанием или смертью, при капитализме — экономическими факторами, а в постиндустриальном обществе эта мотивация постепенно сменялась стремлением жить «по-человечески», «достойно», «не хуже других». Другими словами, четко прослеживается тенденция перехода от принципа «работать, чтобы жить» к принципу «жить, чтобы работать», возникает потребность творческой самореализации человека. Прогнозы ученых относительно последующего типа мотивации сводятся к утверждению, что на смену идет мотивация этическая, суть которой в обретении человеком смысла жизни, стремлении совершенствовать свою жизнь и жизнь других людей.

  Кодексы являются формализованным средством конкретизации нравственных законов в предпринимательстве, тем самым, ориентируя работника на этическую мотивацию деятельности.

 

1. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ

 

Считается, что самыми первыми универсальными кодексами, которые представляли собой набор  общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (например, Десять заповедей Ветхого завета). Позднее стали возникать кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества (например, кодекс самурая "Бусидо"). "Бусидо" в переводе с японского - это "Путь Воина" или Кодекс Самурая, свод правил поведения самурая, которые касались не столько его действий на поле боя, сколько поведения в повседневной жизни.

Потребность в частных  кодексах (кодексы объединений, профессий) возникла в связи с тем, что  универсальных норм было недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная, профессиональная этика применяла к особенностям той или иной деятельности общие нравственные принципы, предварительно конкретизировав их и дополнив необходимым.

На данный момент наиболее распространены два вида этических  кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей  внутри данных групп.

1.1. Профессиональный кодекс

Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества, содержат нормы морали, которые регламентируют поведение специалиста в ситуациях, характерных для данной профессии в целом, повышают статус профессионального сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии.

Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где само содержанием деятельности задает значимые этические дилеммы (психотерапевты, адвокаты, риэлторы, журналисты и т.д.). Профессиональный кодекс усиливает значимость принадлежности к профессии, и его принятие косвенно может являться обрядом инициации, неким актом "обращения в профессию" (например, принятие клятвы Гиппократа и допуск к лечебной работе у врачей).

Российский бизнес стал уделять внимание вопросам деловой  этики относительно недавно: отечественные  компании стали задумываться о создании системы эффективного корпоративного управления в конце 90-х годов. В 90-х  годах был принят ряд профессиональных этических кодексов: Кодекс чести банкира (1992), Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994), Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов (1994), Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков (1994).

Когда же прояснилась  прямая зависимость между стоимостью компании и ее репутацией на рынке, российским менеджерам стало понятно, что их бизнес оценивают не только по размеру прибыли, но и по качеству корпоративного управления, рассматриваемого как дополнительный фактор риска. 

 

1.2. Корпоративный кодекс

 

В том случае, когда  наиболее значимые этические дилеммы  задает организация, деятельность сотрудников  регламентируется корпоративным кодексом.

Считается, что родоначальниками корпоративных кодексов стали японские компании. Первый "моральный кодекс сотрудника фирмы", носивший название "Семь духов", появился в 1930 году в японской компании Mitsubishi Electric  и объединил в себе представления об эффективном менеджменте того времени и принципы самурайского кодекса Бусидо. Вот эти "духи": вклад "Мацусита" в промышленность; честность и преданность; гармония и сотрудничество; борьба за качество; учтивость и скромность; адаптация и восприимчивость; признательность.

После поражения во Второй мировой войне Япония искала такие модели управления, которые бы позволили стране выйти из тяжелого экономического кризиса. 

Работавшее в 50-60 гг. над  этой проблемой добровольное объединение  бизнесменов "Кейдзай Доюкай" выработало принципы управления, которые стали внедряться на японских предприятиях. Это была японская управленческая революция, означавшая переход от управления производством к "производству человека и его производственных отношений", переход от статуса наемных работников к статусу "работников-предпринимателей".

В японской системе управления фирма не может существовать без  четко прописанных норм корпоративной  этики, без миссии и ясного понимания  работником роли своей компании на рынке и в обществе, без понимания им своей роли в компании.

В Соединенных Штатах корпоративная этика и корпоративные кодексы стали во главу управления компаниями несколько десятилетий назад. США активно переняли опыт японских компаний.

"…Корпоративные кодексы,  представляющие собой свод принципов  и правил делового поведения, являются центральным элементом корпоративной этики. <…> "Карты этики" - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также и имя консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод применяется в японских компаниях".[1]

Первыми среди российских бизнесменов, воплощающими корпоративную этику в жизнь, стали нефтяники: 1998 год – у "Сибнефти" и "ЮКОСа" появляются собственные корпоративные стенды, в 2001 году - у РАО "ЕЭС России", через год у "ЛУКОЙЛа", "Газпрома" и "Норильского никеля". В 2002 году при участии Федеральной комиссии по ценным бумагам, Торгово-промышленной палаты и Российского союза промышленников и предпринимателей был принят общий Кодекс корпоративного управления российского бизнеса, который декларировал переход к мировым стандартам финансовой отчетности и защиты прав акционеров. Сегодня большинство российских компаний в той или иной мере учитывают нормы этого кодекса при разработке собственных корпоративных кодексов.

 
 
 
 
 
 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ

Этические кодексы подразделяются на профессиональные и корпоративные. Если последние отражают стандарты, принятые в организации или фирме, то профессиональные кодексы фиксируют правила поведения работающих в отрасли или направлении деятельности (например, кодекс рекламиста, юриста, социального работника и т. д.). Остановимся более подробно на характеристике каждого вида кодексов.

 

2.1. Кодекс корпоративной этики

Кодекс корпоративной этики – документ, устанавливающий приоритеты в отношении целевых групп и пути согласования их интересов.

2.1.1. Функции корпоративного кодекса

Существуют три основные функции, которые может выполнять  корпоративный кодекс: репутационная, управленческая и развития корпоративной культуры (внутриорганизационная).

Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании извне (со стороны общественности). Таким образом, кодекс повышает инвестиционную привлекательность компании, а наличие у компании такого документа становится общемировым стандартом ведения бизнеса в наше время. Кодексы в этом срезе могут демонстрировать стремление компании соответствовать стандартам корпоративного управления, устанавливать более высокие стандарты корпоративного управления, декларировать дополнительные обязательства компании по защите прав акционеров и др.

Управленческая  функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях, в унификации требований ко всем сегментам внешней и внутренней общественности и во введении табу на те или иные действия независимо от их экономической привлекательности, если они идут в разрез в принятыми корпоративными нормами и принципами. Реализация этой функции, пожалуй, является наиболее важным моментом при проведении мероприятий по повышению эффективности деятельности персонала.

Функция развития корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики является составляющей частью корпоративной культуры и важным фактором ее развития. Он декларирует ценности компании всем сотрудникам, ориентирует на единые корпоративные цели и тем самым повышает коллективную идентичность.

 

2.1.2. Пример корпоративного кодекса

Рассмотрим основные пункты содержания корпоративного кодекса  с учетом потребностей в основной информации работников всех уровней и на примере корпоративного кодекса холдинга "Безопасные Технологии".

Кодекс холдинга "Безопасные Технологии" включает:

- пояснение предназначения данного документа, а также призыв знать и соблюдать положения корпоративного кодекса;

- миссию компании;

- видение/перспектива;

- стратегию холдинга/стратегические цели;

- сферы профессиональных интересов (направления деятельности);

- корпоративные ценности;

- кредо компании;

- рекламные слоганы компании;

- элементы фирменного стиля (логотип, фирменные цвета);

- историю компании (самые яркие события и проекты);

- географию компании;

- организационную структуру холдинга (представлена в виде схемы с кратким описанием функций и задач основных подразделений);

- краткая биографическая справка о руководителе компании;

- руководство компании;

- кадры и ротации сотрудников (принципы кадровой политики);

- конфиденциальность;

- социальная защищенность сотрудников;

- безопасность, охрана здоровья и окружающей среды;

- обучение и повышение квалификации сотрудников;

- дресс-код;

- традиции;

- контакты.

Нормативным документом, подробно регламентирующим процедурные моменты и внутренний распорядок, является отдельный документ, носящий название "Нормы и правила поведения сотрудников компании "Безопасные Технологии". 

Информация о работе Классификация этических кодексов