Контрольная по "Деловому общению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:12, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение психологии общения.
Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:
Раскрытие понятия, видов и функций общения, делового общения, восприятия в процессе общения.
Изучение понятий стереотип и предубеждение, с приведенными примерами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие, виды и функции общения. 5
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия. 11
их определения: 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

К.р. по ДО (Калмыкова).docx

— 54.12 Кб (Скачать файл)

Среди общих закономерностей восприятия обычно отмечают:

- принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть  воздействий, но при этом создает  хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;

- принцип целостности: люди воспринимают объекты  и ситуации как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;

- принцип константности (устойчивости): имеет  место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях [4, c. 129].

Сложность процесса восприятия заключается в  том, что способность человека к  обработке информации не беспредельна. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют  его требованиям и лучше всего  подходят для его целей. Кроме  недостатка информации и его пристрастного  отбора, процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда  информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а  когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже  дополнительными сведениями [1, c. 119].

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное  понимание партнера – его актуального  эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Психологическими механизмами восприятия и понимания  при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия [3, c. 145].

Идентификация выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых  способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Эмпатия – это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в ввиду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например партнера по общению, не столько продумывается, сколько прочувствуется

Процесс понимания друг друга  осложняется явлением рефлексии, это  не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс  зеркальных отношений друг с другом.

Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной  коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила, которые полезно  помнить и следование которым  во многом организует процесс управления своим восприятием.

Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному. 

Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации  наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности  в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения  от других людей.

Сформулированные  правила позволяют в общем  процессе человеческого восприятия все же выявить то, что отличает восприятие людьми предметов от восприятия людьми друг друга.  

Личное восприятие -получение и обработка  одним субъектом  общения информации о другом –ошибочно считается  несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик  субъектов восприятия.

В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать  не только отдельные личности, но и  целые группы людей. При этом возникают  так называемые эквиваленты личности [4, c. 162].

Условием формирования адекватного представления личности о себе служат восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей путем получения  и изучения информации обратной связи. Процесс получения обратной связи  во взаимодействии, на основе которой  формируется образ самого себя, можно  продемонстрировать на модели, разработанной американскими психологами и получившей название окно Джохары

Открытая  зона

I

Слепая зона

II

Скрытая зона

III

Неизвестная зона

IV


Представленная таблица  обозначает информацию о свойствах  личности. Вертикальная линия делит  эту информацию на две части: левая  часть то, что знает человек  о себе, правая то что не знает, горизонтальная часть делит всю информацию  на: верхняя часть, то что другим известно об этом человеке и нижнюю то что не известно.

Открытая  зона (I) представляет собой сведения о человеке, известные и ему о самом себе, и окружающим. Эти данные проявляются в ходе свободного открытого обмена личностной информацией между этим человеком и другими людьми.

Слепая зона (II) содержит информацию о человеке, которая есть у других людей, но не известна ему самому (личное мнение других). При общении можно получить эту информацию, использую различные методы (кто как посмотрел, сказал, при наблюдении за отношением окружающих), если полученная информация  обратной связи устраивает, то происходит дальнейшее общение, если не совпадает с собственным мнением может возникнуть конфликт, либо прекратятся деловые отношения. Соответственно завышенная информация воспринимается как лесть.

Скрытая зона (III) представляет собой информацию о человеке, которая  ему о себе известна, но скрыта от окружающих: дополнительные знания, умения, черты характера, манера поведения.

Неизвестная зона (IV) включает сведения о человеке, которые ни ему самому, ни окружающим неизвестны. Это данные о его личностных особенностях и возможностях. Они могут про явиться лишь в особых экстремальных ситуациях, но могут не проявиться и в течение всей жизни.

Размеры этого информационного  пространства могут меняться в зависимости  от того, в каком состоянии находится  общение с данным человеком: в  начале установления контактов или  в состоянии установившихся отношений [1, c. 121]. 

При восприятии человеком реальности широко распространена стереотипизация, она зачастую приводит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те черты, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные черты явления. Стереотипы часто не соответствуют явлению уже потому, что они отражают усредненное восприятие этого явления в прошлом. Стереотипное восприятие явления приводит к неверным выводам, создает неверные ожидания и порождает неадекватные действительности реакции и поведение человека. Негативным проявлением стереотипа восприятия в жизни организации является априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесения их к определенным стереотипным группам. Это может приводить к дискриминации по половому возрастному или национальному признаку, ущемляя права человека и нанося ущерб деятельности организации.

Часто в процессе восприятия явления происходит перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характеристики или же обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом. Данное обобщение может приводить в целом, как к позитивному, так и негативному восприятию явления, что может совершенно не соответствовать реальности. Перенос и обобщение оценки может оказывать большое негативное влияние на выполнение работником своих ролевых обязанностей. Получив определенное представление о выполнении членом организации отдельных действий или операций, руководитель может думать, что и всю остальную работу, которую он не видит, работник выполняет точно так же. Это приводит к стремлению работника не делать явных ошибок, вместо того чтобы стремиться к очень хорошей работе.

К серьезному искажению восприятия окружения  приводит проекция человеком своих собственных чувств, настроений, переживаний, опасений, мотивов деятельности и на других людей. Люди могут объяснять мотивы действия других в соответствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные действия, и впадать при этом в глубокое заблуждение. Негативным проявлением проекции в организационном поведении является ложное представление человека о том, что окружающие хотят того же, чего хочет он. Работоспособный начальник может считать, что все его подчиненные также очень напряженно работают. Это же может быть далеким от реальности.

Сильное влияние на восприятие человеком  определенной действительности может  оказывать первое впечатление. Зачастую бывает так, что все дальнейшее видение человека или, по крайней мере, достаточно долгосрочное его восприятие находится в плену у первого впечатления. Сильное первое впечатление может способствовать сохранению аналогичного восприятия, даже если оно и не соответствует действительности, но может приводить и к резкой смене восприятия, что также может быть неадекватным реальности.

Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и тому подобные формы восприятия могут порождать множество проблем, трудностей и ошибок в организационном поведении и вызывать предубеждения, которые могут отрицательно сказываться на многих организационных процессах, и   в частности на найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении работников. Поэтому желательно, чтобы как можно большее количество людей в организации знало об этом и старалось по возможности учитывать это, критически расценивая свое восприятие.

Социальный  стереотип - устойчивое, категоричное и крайне упрощённое представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространённое в данной социальной среде; усваивается  индивидом в процессе социализации. Данный термин может пониматься и в более узком смысле как стереотипное представление о социальной группе или общности (и её членах). В этом смысле различают социальные автостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы (представления о других группах). Значит социальные стереотипы - это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные(описательные), ценностные  значения социальным группам и их типичным представителям. Социальный стереотип (как правило, гетеростереотип), ассоциирован с негативным отношением (эмоционально-оценочным компонентом) к той или иной группе, называется "предубеждением" [5].

  • Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления  о членах одних национальных групп  с точки зрения других. Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: некоторые психологические особенности, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок [3, c. 324].  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.  Соотнесите предлагаемые социально-психологические  понятия и 

их  определения:

 

      а) стереотип;      

б) предубеждение;

  1. односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;
  2. личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

Ответ:

  1. стереотип – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;
  2. предубеждение – личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение - сложный, многофакторный и многофункциональный процесс, который представляет собой не только самостоятельную сферу жизнедеятельности человека, но и пронизывает прямо или косвенно все остальные сферы. Значение категории общения определяется  тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

Общение возможно только между одушевленными существами.

Общение выполняет различные жизненно значимые функции: сообщение или обмен информацией, мыслями, чувствами через язык, знаки и символы; передача социальных, культурных и нравственных ценностей для тех, кто вступает в контакт и взаимодействие; воздействие на сознание и поведение людей; предпосылка и сопровождение деятельности; способ взаимодействия; фактор поведения; форма самопознания личности; процесс узнавания себя в другом и другого в себе; условие регламентации и межличностных отношений и др.

 Основа психологии общения - это способность выделять моменты эффективного проведения переговоров, бесед и применять его на практике,  быть психологически грамотным при беседе, формирование системы знаний об эффективном, партнерском общении.

Между сторонами того или иного вида делового общения существует        своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей.

Общение определяется тем  представлением о партнере, которое  складывается в восприятии. Под восприятием в психологии общения подразумевается непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп.  - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 415 с.
  2. Павлова Л.Г. Основы делового общения: учебное пособие/ Л.Г. Павловой/ под ред. Л.А. Введенской. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 311 с.
  3. Социальная психология: учебное пособие/А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2008. - 416 с.
  4. В.Г. Крысько. Социальная психология:/учебное пособие В.Г. Крысько.- 4-е изд., переаб. и доп. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА – М, 2011. – 256 с.
  5. Википедия. Материал свободной энциклопедии. «Восприятие» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения 26.11.2012 г.)

Информация о работе Контрольная по "Деловому общению"