Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:38, контрольная работа
Человек, живя в обществе, вынужден подчиняться правилам поведения, которые сформулированы в правовых нормах, обычаях, обрядах, нравственных установках, ему необходимо считаться и с интересами других людей. Таким образом, человек - обладатель нравственного сознания. Истоки нравственного сознания восходят к обычаям, которые закреплялись поступками, приносящими пользу для сохранения и развития общества и человека. Нравственное сознание общества проявляется в различных социальных запретах, которые выражаются понятиями нравственного долга, совести, достоинства, чести, добра, зла и т. д.
Введение
Глава 1. Мораль и ее критерии. Основные принципы и нормы морали
Глава 2. Моральный облик сотрудника правоохранительных органов
Глава 3. Культура речи – неотъемлемая составляющая морального облика сотрудников правоохранительной деятельности
Заключение
Список использованных источников и литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Мораль и ее критерии. Основные принципы и нормы морали
Глава 2. Моральный облик сотрудника правоохранительных органов
Глава 3. Культура речи – неотъемлемая составляющая морального облика сотрудников правоохранительной деятельности
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Человек, живя в обществе, вынужден подчиняться правилам поведения, которые сформулированы в правовых нормах, обычаях, обрядах, нравственных установках, ему необходимо считаться и с интересами других людей. Таким образом, человек - обладатель нравственного сознания. Истоки нравственного сознания восходят к обычаям, которые закреплялись поступками, приносящими пользу для сохранения и развития общества и человека.
В отечественной педагогической науке мораль и нравственность изучалась многими исследователями, начиная с конца XIX века и заканчивая более современными работами (Н.И. Пирогов, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.Г.Айдемиров, В.М. Артёмов, Н.Н. Баркова, Л.П. Дехтерева, В.А. Зосимовский и др.).
В отечественной философии советского периода (Л.М.Архангельский, В.И.Бакштановский, З.А.Бербешкина, О.Г.Дробницкий, В. Т. Ганжин и др.) отражено понимание нравственности как результата взаимодействия личности и общества.1
В современной отечественной философии нравственность исследуется в связи с проблемами свободы (Л.А. Коган, У А.Г .Мысливиченко и др.) нравственной допустимости (Л.В.Опалёв), сверхсознания (П.В.Симонов), а также на основе концепций, сочетающих религиозный и философский подходы (А.А.Гусейнов, Ю.А.Шрейдер и др.) где нравственность рассматривается как взаимодействие трансцендентального и биологического компонентов (Г.В.Платонов, А.Д.Косичев и др)2.
Глава 1. Мораль и ее критерии. Основные принципы и нормы морали
Нравственное сознание общества проявляется в различных социальных запретах, которые выражаются понятиями нравственного долга, совести, достоинства, чести, добра, зла и т. д. Возникавшие нравственные нормы не были юридически закреплены, тем не менее, их нельзя было не выполнять. Контроль за выполнением этих норм осуществляло общество. Для человека важно было его одобрение или порицание. Человек не получает свою сущность просто фактом рождения. Еще Джон Локк (1632–1704) и Жан-Жак Руссо (1712–1778) в своих рассуждениях уподобил новорожденного tabula rasa (чистой доске), на которой воспитателям надлежит начертать соответствующее содержание. Нравственные оценки прививаются в процессе реального воспитания человека, узнавания им, что такое хорошо и что такое плохо. Каждый родившийся ребенок должен пройти долгий путь социализации, чтобы стать человеком.
Нравственность — это та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой, поэтому общий прогресс человеческого общества неотделим от нравственного прогресса. Юридическая, или правовая, оценка деятельности человека опирается на законы, правовые нормы, правительственные решения. Правовые нормы в отличие от моральных устанавливаются государством, а их реализация обеспечивается принудительной силой. Моральная (нравственная) оценка — это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества. Нравственное поведение — это всегда сознательный выбор человека.
На теоретическом уровне формируется определенный общественный идеал, который хотя и не всегда совпадает с действительностью, но нужен обществу как определенный ориентир в реальном поведении и его оценке. Этот идеально-теоретический уровень называют словом мораль.
Рассмотрим определение понятия «мораль».
«Мораль (от лат. mores - характер, нрав, проявляющийся в общении) - форма общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования»3.
Итак, мораль - это совокупность принятых в обществе и поддерживаемых общественным мнением и внутренним убеждением людей норм, правил поведения человека в обществе, представления его о добре и зле, справедливости и несправедливости.
У многих народов складывались свои специфические моральные требования, которые могли изменяться с течением времени. Нормы морали фиксировались в разных заповедях и предписаниях. По мере развития человечества устанавливался общий для всех идеал, который выражался в определенных моральных кодексах.
В процессе исторического развития общества сложились системы моральных установок как совокупность идеальных истин. Чаще всего эти установки вкладывались в уста бога или подкреплялись его авторитетом. Первые известные моральные кодексы даны в Библии (например, в десяти заповедях Моисея, в Нагорной проповеди Христа), в учении Мухаммеда и Будды. В этих учениях излагались требования, связанные с основами взаимоотношения людей: не убивать, не грабить, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Осуждались жадность, трусость, эгоизм, лицемерие, жестокость, обман, зависть. Одобрялись честность, скромность, великодушие, верность, доброта.
Для разных социально-классовых групп существуют различные моральные оценки. Так, например, то, что признавалось в рыцарской морали средневековья для высшего класса (поклонение прекрасной даме) было неприемлемо для крестьян. Не требовалось от них и быть благородными, сохранять верность слову, быть храбрыми. В крестьянской среде ценились такие черты, как трудолюбие, терпение, умелость. И даже такие, казалось бы, общие для всех понятия, как верность слову, честность, доброта, отзывчивость, принимали различные оттенки в разных социально-классовых группах.
Моральный облик человека формируется с самого раннего возраста. Правдивость, честность, организованность, трудолюбие, мужество только тогда будут устойчивыми чертами человека, когда они воспитаны как нравственные привычки с первых лет жизни. Некоторые родители полагают, что достаточно любить детей, чтобы правильно их воспитать. Несомненно, любовь к детям имеет огромное положительное значение в воспитании, но одного этого недостаточно.
В лекциях о воспитании детей
в семье А. С. Макаренко говорил: «Воспитание
детей — самая важная область нашей жизни.
Наши дети — это будущие граждане нашей
страны... Они будут творить историю. Наши
дети — это будущие отцы и матери, они
тоже будут воспитывать своих детей. Наши
дети должны вырасти прекрасными гражданами,
хорошими отцами и матерями. Но и это не
все: наши дети — это наша старость. Правильное
воспитание — это наша счастливая старость,
плохое воспитание — это наше будущее
горе, это наши слезы, это наша вина перед
другими людьми, перед всей страной»4.
Глава 2. Моральный облик сотрудника правоохранительных органов
На современном этапе
развития российского общества сотрудники
правоохранительных органов активно участвуют
в обеспечении безопасности личности,
общества, государства, в решении сложных
задач в различных районах страны, включая
борьбу с терроризмом. Свою деятельность
при этом они осуществляют как в борьбе
с нарушителями закона, уголовным миром,
так с законопослушными гражданами, широкими
слоями населения.
Разнообразие и сложность форм социального
взаимодействия правоохранительных органов
требуют от их сотрудников высокой моральной
подготовленности к результативной служебной
деятельности и эффективному общению
с сослуживцами, подчиненными, гражданскими
лицами в различных ситуациях.
В условиях совершенствования деятельности
правоохранительных органов, повышения
к ним требований, возрастает значение
такого важного элемента их профессиональной
компетентности как культура профессионального
общения, и соответственно, значение формирования
и развития данной культуры у обучающихся
в соответствующих учебных заведениях
России.
Эффективность развития и проявления
культуры профессионального общения сотрудников
полиции находится в непосредственной
связи с политической, экономической,
социальной и общей ситуацией в стране.
С начала XXI века руководство российского
государства принимает решительные меры
по укреплению законности, наведению порядка
во всех сферах жизни общества. В реализации
данных мер важная роль отведена органам
внутренних дел. При этом МВД России в
числе важнейших целей называет формирование
всесторонне развитой, профессионально
подготовленной, морально и психологически
устойчивой личности сотрудника.
Несмотря на заметные изменения в политике
государстве, повышении внимания к обеспечению
общественной безопасности, законности,
правопорядка, воспитанию уважения к российским
законам, морали и нравственности, в настоящее
время в деятельности сотрудников полиции
отмечаются отдельные трудности и недостатки,
а у значительной части населения отмечается
низкий уровень правового воспитания.
Данные обстоятельства требует от личного
состава органов внутренних дел овладения
ими формами и методами работы с людьми,
что в свою очередь, определяет необходимость
совершенствования обучения и воспитания
сотрудников полиции, повышения уровня
их образованности, способности к диалогу,
взаимодействию в служебной деятельности
и общении.
В условиях новых социальных отношений,
к сожалению, в среде сотрудников МВД еще
встречаются деформированные в правовом
и нравственно-психологическом отношениях
способы общения. Имеют место случаи оскорбления
сотрудниками полиции своих подчиненных.
С определенными трудностями достигается
сочетание требовательности с доверительностью
и близостью к подчиненным. Из-за распространенности
негативных форм общения, нарушающих нормы
культуры и служебной этики, происходят
конфликты сотрудников друг с другом,
с подчиненными и начальниками, с гражданскими
лицами.
В этих условиях, с учетом отмеченных обстоятельств,
необходимо решение проблемы развития
коммуникативных навыков и умений сотрудников
полиции, в целом их культуры профессионального
общения.
В Приказе МВД РФ № 120 от 01.02.2007
года «О комплексном реформировании системы
воспитательной работы в ОВД» отмечается,
что
«руководители органов внутренних дел
проводят воспитательную работу в процессе
повседневного общения с подчиненными,
личных встреч, индивидуальных бесед,
проведения оперативных совещаний, собраний,
подведения итогов работы, рассмотрения
жалоб, разбора конфликтов; осуществления
дисциплинарной практики; выдвижения
на вышестоящую должность, зачисления
в резерв кадров, представления к присвоению
очередных и внеочередных специальных
званий, направления на учебу, увольнения
со службы; служебной и общественно-государственной
подготовки, правового и государственного
информирования личного состава; встреч
и бесед с членами семей сотрудников; участия
в культурно-просветительных мероприятиях,
спортивных соревнованиях». При этом следует
подчеркнуть, что общение поставлено на
первое место среди форм воспитательной
работы.
Также в указанном приказе отмечается,
что профессионально-нравственное воспитание
личного состава должно быть направлено
«на соблюдение в жизни и служебной деятельности
культуры общения и коммуникабельности»,
а среди основных организационных мероприятий
и форм профессионально-нравственного
воспитания сотрудников указывается «пропаганда
норм профессиональной этики и формирование
на их основе навыков правильного общения
с гражданами, должностными лицами, с товарищами
в служебном коллективе».
Таким образом, культура профессионального
общения обязывает сотрудника полиции
в современных условиях эффективно использовать
силу убеждения, аргументов, личного примера,
избегая в служебной деятельности авторитарного
воздействия, административно-
Воспитательная работа в органах внутренних
дел всегда рассматривалась как генеральная
линия в кадровой политике МВД России,
как основной инструмент повышения результативности
оперативно-служебной деятельности.
Сегодня основные усилия в этом вопросе
направлены на то, чтобы воспитательная
работа стала составной частью не только
работы кадровых и воспитательных аппаратов,
но и повседневной управленческой деятельности
начальников всех уровней. Посредством
этих рычагов влияния оказывается позитивное
воздействие на результативность выполнения
оперативно-служебных задач, укрепление
законности и служебной дисциплины, улучшение
морально-психологического состояния
климата подразделений.
Одним из наиболее эффективных
средств контроля за моральным обликом
полиции является общественное мнение.
С 2011 года «Мнение граждан о деятельности
полиции является одним из основных критериев
официальной оценки ее работы»5 Любая социальная организация
не может функционировать в вакууме, у
нее всегда есть внешняя среда, с которой
она обменивается информацией, ресурсами,
энергией. Для полиции в качестве одного
из важнейших компонентов внешней среды
выступает население.
Общественное мнение населения является
формой обратной связи, которая является
важной и жизненно необходимой. Между
тем степень доверия населения к полиции
в последние годы снизилась. Об этом свидетельствуют
уменьшение позитивных элементов в содержании
общественной критики со стороны населения,
падение престижа и авторитета полиции
в глазах населения, сокращение числа
лиц, оказывающих поддержку и т.д. Не стоит
забывать о том, что отношение населения
к полиции - это не только обратная связь,
но и - поддержка и помощь граждан, их участие
в охране общественного порядка, получение
необходимой полиции информации, источник
комплектования ее кадров.
Новым средством, позволяющим повысить
эффективность общения полиции и населения
является телефон доверия. Основной целью
работы телефона доверия является повышение
авторитета органов внутренних дел и уровня
доверия населения к полиции. Телефон
доверия предназначен для получения от
граждан различной информации: о недостатках
в работе органов внутренних дел; информации
о совершении в отношении граждан противоправных
действий со стороны сотрудников полиции,
информации, которая может быть полезной
правоохранительным органам в их работе,
сообщений о планируемых или совершенных
преступлениях и административных правонарушениях. Таким
образом, моральный облик современного
полицейского, требует серьезной работы.6
Глава 3. Культура речи –
неотъемлемая составляющая морального
облика сотрудников правоохранительной
деятельности
Моральная культура сотрудника тесно связана с культурой эстетической, но если первая отражает внутреннюю культуру личности, то вторую, как правило, рассматривают как культуру внешнюю (культура труда, культура речи, внешний вид и т.д.). Внутренняя культура человека играет определяющую роль в его деятельности и поведении, однако нельзя недооценивать и внешнюю культуру, ее влияние на культуру внутреннюю.
Сотрудникам правоохранительных органов приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их моральный облик и способно, при определенных условиях, привести к моральной деформации. Опытные сотрудники хорошо знают, что доброжелательность, вежливость, приветливый взгляд работника, тактическая постановка вопросов располагают посетителей к откровенному разговору. И напротив, угрюмый взгляд сотрудника, его нежелание («забывчивость») предложить посетителю стул, тяжелый воздух кабинета и убогость его интерьера отбивают у гражданина желание к общению, даже если он сам, добровольно пришел в орган внутренних дел для оказания ему содействия.
Известная мудрость гласит: «По одежке встречают, по уму провожают». Стало быть, с этой точки зрения судить о вас все будут по внешнему виду, по форме одежды. По внешнему виду в какой-то степени можно судить и о культуре (от аккуратности до эстетического вкуса). Но может случиться так, что до проявления ума дело так и не дойдет. По А. П. Чехову: «…в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И каждый сотрудник должен непременно стремиться к этому в идеале и в повседневной деятельности.
Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника. Поэтому для работника правоохранительных органов, одной из обязанностей которого является воспитательное воздействие на людей, культура речи приобретает особое значение.
Обычно выделяют 3 компонента профессиональной речи:
Культура речи - это и культура мысли, и характеристика культурного уровня, и свидетельство нравственной цельности человека. Чтобы хорошо писать или говорить, надо прежде всего правильно думать и поступать. Запутанность выражений говорит о запутанности мыслей, о нечеткости взглядов и убеждений. Бедность мышления, его противоречивость, ошибочность, иными словами, отсутствие культуры речи свидетельствуют о недостаточности общей культуры, знаний, начитанности и отрицательно сказываются как на авторитете сотрудника органов, так и на эффективности его воспитательной деятельности.
Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Оно заключается в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для данного случая средство для выражения своей мысли. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются:
1. Содержательность. Речь сотрудника органов должна быть тщательно продуманной, предельно сжатой и при этом предельно информативной. Немногословная, но содержательная речь свидетельствует о высокой культуре и мышления, и языка, поскольку истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того.