Курс лекций по предмету "Этико-правовые системы человечества"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 05:03, курс лекций

Краткое описание

Цель законов, права, этики в своем единстве направлена на
служение людям, повышение эффективности процессов их жизне-
деятельности и минимизацию рисков

Вложенные файлы: 1 файл

Дисциплина 1.pdf

— 502.94 Кб (Скачать файл)
Page 1
1
Дисциплина 1
Этико-правовые системы человечества
Лекция №1
Единство мира есть общность вещества как субстанции — носи-
теля многообразных свойств и отношений, в том числе энергии Е, ин-
формации J, массы m и организации, которая формирует единую
структуру иерархии объектов бытия. Основным фактором, созда-
ющим единство человечества, служит этико-правовой потенциал,
созданный интеллектуально-энергетической системой человечества.
Формы проявления информационно-энергетического потенциала
простираются от объектов и систем чисто духовных, формирующих
этику, до чисто материальных, формирующих энергию, а между ними
все остальные объекты, в том числе формирующие право.
Человечество представляет собой динамическую систему, которая
формирует потенциал
( , , ),
E J m

где E, J, m — соответственно
энергия, информация, масса. Потенциал
*
( , )
E J
 
характеризует
энергетическо-интеллектуальные возможности человечества, от ко-
торого зависит духовное и материальное состояние человечества.
Цель человечества — обеспечивать эволюцию
( , )
E J

как на
качественном, так и на количественном уровне согласно своим пот-
ребностям для своего совершенства и своего единства (холистики).
Реализация цели человечеством как динамической системой, соз-
дающей вектор-функцию времени
( ),t

возможна при наличии:
— системы управления эволюцией;
— системы управления рисками.
Различия этико-правовых потенциалов цивилизаций (культур)
человечества являются основными факторами риска, которые обус-
лавливают противостояние культур во внешней среде, а также во
внутренней среде различных слоев общества и, прежде всего, власти
и народа.

Page 2

2
В истоках эволюции и инволюции культур лежат единство и про-
тивостояние этико-правовых принципов формирования процессов
жизнедеятельности. Человечество творило ранее этические и право-
вые принципы взаимоотношений между личностями, между народом
и властью и т. п. и творит сегодня. Это творчество происходило в
различных взаимосвязях и взаимовлиянии между духовной и матери-
альной компонентами культур. При этом материальная культура в сво-
ем независимом развитии создавала и создает потребность и необ-
ходимость развития духовной культуры. Духовная культура в своем
независимом (от материальной культуры) развитии создает пот-
ребность и необходимость развития материальной культуры.
Единство ноосферы и социосферы, творящих соответственно
этику и право человечества, необходимо при реализации человече-
ской жизнедеятельности. Основа такого единства — единство цели.
При его отсутствии нарушается единство цели подсистем общества,
которое самоуничтожается в условиях разноцелевого направления
жизнедеятельности.
Эффективность функционирования этико-правовой системы и
минимизация рисков в ней происходит тогда и только тогда, когда
реализуется этико-правовое единство.
Этико-правовая система создается ноосферой и социосферой че-
ловечества или соответствующими структурами конкретного об-
щества (государства). Этический (нравственный) миропорядок, соз-
дающий этическое (нравственное) бытие человека в социальной сре-
де, есть основа создания макрообъектов, в которых обеспечивается
устойчивое развитие интеллектуально-энергетического потенциала
общества. Этический макропорядок создается ноосферой, а правовой
макропорядок — социосферой.
Ноосфера и социосфера, созданные человечеством, имеют еди-
ные цели: служение человечеству и человеку, защита их сущностей,
защита их личностей. В итоге возникли: две сути бытия — духовная
и материальная; два смысла мира — духовный и материальный; две
сферы знания — духовная и естественная, созданные двумя сущно-
стями человеческими: гуманитариями и естественниками. Челове-

Page 3

3
чество много делало и продолжает делать для единения этих путей
реализации единой цели.
Этапы развития этико-правового единства.
1. Единый Бог — единые духовные этико-правовые нормы че-
ловека — основа веры.
2. Единые этико-правовые основы социосферы (демократий) —
права человека согласно Декларации прав человека, принятой ООН.
3. Единые этико-правовые основы сохранения и развития био-
сферы со стороны человечества.
4. Единые этико-правовые основы социально-экономических
систем (рыночных, финансовых, промышленных, технических, бан-
ковских и т. д.).
5. Структурно-функциональное единство каждого человека и всего
живого вещества биосферы.
Все эти этапы пронизывает единство и противостояние как на
макро-, так и на микроуровне: от межличностных до межэтнических
этико-правовых противостояний, когда реализуются потери, риски.
Этико-правовое единство порождает эволюцию систем социо-
сферы, цивилизаций. Осмысление проблемы рисков этико-правово-
го единства человечества, которое реализуется тысячелетиями, воз-
можно в процессе эволюции интеллектуальной системы человече-
ства, в процессе создания Ноосферы Разума. При этом подлежат
осознанию:
— межэтнические этико-правовые риски;
— межличностные этико-правовые риски;
— этико-правовые риски социальных систем;
— этико-правовые риски демократических систем власти.
Рассмотрим этико-правовые основы единства человечества. Риски,
обусловленные различием этико-правовых потенциалов цивилизаций
(культур) человечества, обуславливают противостояние культур.
В истории человечества было:
— единство только на базе религий без социального (Европа,
мафиозное, с уничтожением Божьих тварей);

Page 4

4
— единство только на базе социального без религий (Россия, со-
циализм мафиозный — ленинский, с уничтожением его творцов);
Существовала и сегодня существует проблема единства этиче-
ского, так, например, в христианской церкви.
Единство сущностных и личностных качеств и свойств создает
единство этических и правовых свойств человека как биосоциальной
системы. При этом сущность человека, созданная ноосферой (духов-
ной системой), творит этику, этический потенциал человека. Одно-
временно личность человека, созданная умственной системой, творит
правовой потенциал человека согласно той социальной системе, где
он реализует свою жизнедеятельность, выделяя из правовой системы
среды все то, что согласуется с его интеллектуальной системой.
Философы эпохи Просвещения мечтали о наступлении на Земле
царства Разума и Добра, созданных соответственно ноосферой и
социосферой. В XIX веке позитивистски настроенные мыслители
искренне верили в достижение справедливого (в правовом плане) и
высокогуманного (в этическом смысле) общества, которое должно
решить все социальные проблемы. В ХХ веке мы констатируем
крах этих идей, сотворенных духом и умом.
Человеческая двойственность: духовная, порождающая этичес-
кое; умственная, порождающая правовое, — создает внутренние
факторы риска, не позволяющие реализовать функциональные цели в
виде общества (царства) разума и добра. Для этого необходим эво-
люционизм: синтеза религии и науки, единения духовного (этическо-
го) и светского (правового) с целью укрепления общественного по-
рядка путем солидарности, дружбы и любви. Сложность этого про-
цесса обусловлена социосферным разумом, его недостаточным уров-
нем совершенства, эволюционирующим во времени.
В истории человечества можно отметить ряд уровней культуры.
Этап I. Этап мифов, суеверий в духовной жизни, когда этический
потенциал строился на обожествлении природы.
Этап II. Эпоха язычества, когда природа, как носительница бо-
жественного, была основой для формирования этических норм.

Page 5

5
Этап III. Эпоха от Рождества Христова до Нового времени, когда
человечество формировало этические нормы согласно Учению
Единого Бога, а также запретам на опыты в природе (духовное без
материального).
Этап IV. Новое время — эпоха, в которой человек — вершина
природы, хозяин ее, он может делать все для улучшения своей жизни.
Аналитический ум человека создавал социосферу независимо от его
духовной системы.
Этап V. Духовное осмысление: а так ли нам надо реализовывать
нашу жизнь, если природа гибнет там, где появляется человек?
Этико-правовой потенциал человечества формируется для по-
строения управлений, позволяющих реализовать минимальный риск
при высокой эффективности развития духовной и материальной ком-
понент культуры.
Этизация общества, человечества совершалась по двум взаимо-
противоположным путям:
— этическо-религиозное в духовной среде;
— этическо-правовая социализация в социальной среде.
Религии утверждали в своем духовном учении этическое единст-
во человечества в божественной сфере, создав Единого Бога, единое
нравственное учение. Материалисты в своем духовном учении ут-
верждали правовое единство в материальной сфере в форме единой
собственности.
Учения социосферы и ноосферы, развивающееся ранее независи-
мо, сегодня необходимо объединить для создания духовно могучего
и материально обеспеченного человечества. В учении необходимо
формировать принципы и методы этическо-правовой системы чело-
вечества как основы создания Социосферы Разума, или Цивилизации
Жизни.
Религиозные и материалистические учения в основе своей соз-
дали независимые этику и право, а потому реализоваться в реаль-
ности они не смогли, ибо в них были заложены не единство, а про-
тивостояние.

Page 6

6
С 1500 по 1700 годы наиболее полно реализовывались идеи
христианизации общества и социальной системы в форме этизации
общества — заветная мечта мыслителей, теологов разных времен и
народов. Этика и право, реальность и потребность образовали проти-
востояние в обществе, часть которого (малая) стремилась в Царство
Святого Духа, а другая часть не осознавала и не могла, даже если
осознавала, реализовать все то, что необходимо от нее. Здесь были
основы риска этизации общества.
Дело в том, что каждое учение отображало духовный мир неко-
торой части человечества. При этом другие части отторгали предла-
гаемое, создавая свое, они отрицали первое. Примером таких отно-
шений были различные христианские конфессии, утверждавшие
каждая свой приоритет духовно-этических ценностей. Другой при-
мер. Католики и протестанты также в своем духовно-этическом проти-
востоянии остались навсегда.
Таким образом, мы утверждаем: мир духовно-этических ценнос-
тей человечества различен, а потому Социосфера Разума — это сис-
тема, включающая подсистемы, творящие различные духовно-
этические ценности, которые должна объединить Социосфера Разу-
ма, обеспечивая единство цели по реализации духовного могущества,
холистики, интеллектуально-энергетического совершенства.
Создание правовой подсистемы в эпоху Средневековья, когда
реализовывалась христианизация, началось (и закончилось) с созда-
ния «святого» братства, путем создания «добровольного клятвенно-
го сообщества».
Цель этико-правовой системы
Согласно материалам работы
[1]
, социальная система, творящая
духовную культуру, представляет собой динамическую систему.
Итоги ее структурно-функционального синтеза приведены на рис. 1.
1
Живетин В.Б. Теосферные риски религиозных систем (введение в анализ). – Моск-
ва: Издательство Института проблем риска, Информационно-издательский центр
«Бон Анца», 2009. – 440 с.

Page 7

7
Структура системы включает подсистемы: подсистему 1, реали-
зующую целеполагание посредством разума, творящего духовно-
логическое мышление, формируя необходимый уровень этики и нрав-
ственности; интеллектуальную х
2
(под-
система 2), реализующую целедости-
жение в рамках социальной системы,
формируя право, методы целедостиже-
ния; потребительскую х
3
(подсистема
3), осуществляющую целереализацию в
рамках социальной системы, направ-
ленную на удовлетворение материальных потребностей общества,
формируя законы; оценочную х
4
(подсистема 4) — оценка нравствен-
ных и правовых норм поведения людей в обществе и выполнения
норм законов.
В социальной системе человеком, властью политической, фи-
нансовой, административной и общественной созданы права, зако-
ны, этика, которые обусловлены необходимостью создания, сохра-
нения и обеспечения функционирования общества.
Цель законов, права, этики в своем единстве направлена на
служение людям, повышение эффективности процессов их жизне-
деятельности и минимизацию рисков. Противостояние нравствен-
ного и безнравственного в их развитии создает условия для само-
уничтожения общества (культуры, цивилизации).
Отметим, что нравственный человек в состоянии обеспечить
свою жизнь материально в нравственном обществе, не уничтожая
биосферу и иные культуры.
Ошибки целеполагания обуславливают основные кризисы, ката-
строфы цивилизаций, их самоуничтожение, саморазвал. Что должно
быть в основе цели: нравственное или разумное, духовное или мате-
риальное? Для подавляющего большинства людей велико искушение
начать с материального и закончить им, создав несметные богатства.
Однако, как показывает опыт с Россией, такой путь ведет в никуда.
Итак, есть цель — забота о человеке и реальном гуманизме, что-
бы достичь разумного, приличного, благополучного, справедливого,
Рис. 1

Page 8

8
соответствующего природе человека бытия, которое, в свою очередь,
создает его достойное интеллектуальное состояние. Однако в России
эта цель вылилась в иную реальность, которая связана с концлаге-
рями, депортацией народов, массовыми расстрелами, т. е. в итоге нет
гармоничного сознания, нет материального достатка, есть пустота.
В чем ошибка, обусловившая такие потери, создавшая критиче-
скую ситуацию на планете? Прежде всего эту ошибку сотворил идео-
лог учения — Фейербах, потом ее усугубили теоретики Маркс, Эн-
гельс, а критическую ситуацию реализовал фанатик-максималист
Ленин. Но главный виновник итогов — общество, которое было го-
тово к потере духовности, атеизму, его этический потенциал, нравст-
венность были на низком уровне.
Таким образом, цель — «реальное счастье реального человека»
— не была достигнута, она исчезла в ходе осуществления цели, и
вместо рая мы оказались в обществе страшном, кровавом, в каждый
момент уничтожающем человека. Был создан интернациональный
«советский человек», лишенный от созидателя этического, наделен-
ный правовыми извращенными понятиями. Здесь были применены
принудительные законы формирования социальной личности, кото-
рые уничтожали в человеке его сущность, созданную духовной сис-
темой (ноосферой).
Бездуховное учение несет духовную болезнь обществу в виде
безэтической науки, экономики, политики, системы власти. По суще-
ству, в учении Маркса приветствуется и обосновывается борьба за
выживание для примитивных организмов, от которых не требуется
этика, интеллект, т. е. предлагается путь деструктуризации — инво-
люции. Изучив революции, бунты, восстания, мы должны смиренно
согласиться с данным выводом, ибо душа и дух отрицают выживание
ради выживания.
Между
р
кр
x и z расположена власть, в которой преобладает рели-
гия, достигая максимума в точке
,
р
кр
x
а между z и
с
кр
x преобладает
светская власть, достигая максимума в точке
.
с
кр
x

Page 9

9
Анализируя кризисные явления эпох, мыслители подчеркивают
их происхождение, обусловленное глубинными этическими (духов-
ными) сдвигами в обществе, его отдельных системах, принимающих
и осуществляющих решения о целях жизнедеятельности и о путях (ме-
тодах) развития. Религиозная нравственная Е
рн
и светская нравствен-
ная Е
сн
энергии должны иметь точку единения, когда
*
*
сн
рн
Е
Е

(рис.
2), в противном случае происходит их противостояние на величину
(1)
(1)
.
н
рн
сн
Е
Е
Е
 

При этом чисто светский уровень власти
с
кр
х х

и
чисто религиозный уровень власти
р
кр
х х

— это критические области
,
c
p
кр
кр

состояния общества, где начинается конфликт. Как говорил
Конфуций, следует придерживается середины (точка z), где в равной
мере есть и то, и другое.
Отметим взаимосвязь духовного и материального труда. Матери-
альный труд реализуется только при проявлении духовного усилия.
Дух коллективный детерминирует духовную жизнь личности извне,
регулирует цель жизни человека. Дух всегда связан с сущностью,
обуславливая поступки в социальной среде. Целостная личность все-
гда связана с духовностью, предполагает преодоление ложного дуа-
лизма, воплощение духа, одухотворение плоти и всех форм труда.
Рис. 2

Page 10

10
Противостояние духа, души и тела порождает антагонизм, проти-
востояние духа и тела порождает потери духовные и в итоге матери-
альные, когда человек не управляет в полной мере своим трудом.
Обратимся к процессу творения социального бытия, который
включает следующие этапы:
1. Создается учение, на базе которого создается система, способ-
ная объединить людей для реализации учения в социальной среде.
2. Для цели, сформированной учением, создаются программы
для анализа разработанных методов и способов реализации задан-
ной цели в обществе, материальной среде.
На первом этапе реализует себя духовная сфера, на втором —
аналитическая, и пересекаются они в сфере реализации.
На третьем этапе эти программы реализуются, на четвертом мы
оцениваем достигнутое.
Для реализации Социосферы Разума или гражданского общест-
ва
[1]
необходимо:
1) единение личного и общественного, духовного и материаль-
ного;
2) создание единой науки, посвященной духовному и матери-
альному;
3) создание духовной и светской власти, единой в законах своих,
коими управляет общество;
4) оберегать, развивать человека, его интеллектуально-энерге-
тический потенциал, данный ему от природы, от Бога;
5) совершенствование этики, права согласно Учению Христа,
современным знаниям о системах, порожденных обществом для
своего развития и управления рисками.
При этом возникает проблема совершенствования и эволюции
Разума общества и каждой личности этого общества, т. е. создание
разумного или духовно-совершенного человека.
1
Живетин В.Б. Теосферные риски религиозных систем (введение в анализ). – Моск-
ва: Издательство Института проблем риска, Информационно-издательский центр
«Бон Анца», 2009. – 440 с.

Page 11

11
Противостояние — дуализм
Рассмотрим, когда произошло отделение церковного и светско-
го, с чего началось разделение этики и права.
В IV веке нашей эры из философии отделяется теология, соз-
данная на базе религиозных учений и знаний. При этом формирует-
ся идея «чистой философии». Теология начала создавать новые
идеи, идеологии, отличные от философских, посвященные матери-
альному в отрыве от духовного. В гносеологическом дуализме зна-
ния и вера были представлены Аристотелем, с одной стороны, тео-
логией — с другой.
Отделение чисто философской концепции предложил Фома Ак-
винский, и общество его идею приняло. Тем самым был отделен «ес-
тественный разум» от «духовного разума», и они стали независимы и
начали противостоять. С этого момента времени каждый объект бы-
тия имел двойную сущность: естественную и духовную. А это в свою
очередь отделяло этику от права. Можно констатировать ошибки и
потери, следовательно, риски, присущие не только человеку, но и
социальной системе общества, цена которых еще не сказалась. Это
пример того, когда простой, легкий путь менее предпочтителен, нуж-
но искать терпеливого единения и продолжения единства.
По существу, система секуляризма, созданная Фомой Аквин-
ским, отделила разум, живую сферу духа, им созданного, от веры, а
так же философию от теологии, и в социальной системе был востре-
бован естественным разумом его продукт — право, независимо от
этики. Это повлекло отделение от религии всех сфер культуры сна-
чала в области права, а затем в антропологии, философии, науке.
Началась смена базиса в культурном творчестве, появился новый
вектор — свободный внецерковный стиль культуры, базовой осно-
вой которого стала дехристианизация с XIII века, т. е. дуализм —
отделение христианства от науки и культуры, отделение этики от
права.
Православные люди стали склонны жить не по праву и закону, а
по воле Божьей. Произошло разделение христиан на: католиков,
предпочитающих жить тихо мирно, духовно; протестантов, жела-

Page 12

12
ющих жить счастливо, хотя и рискованно. Протестанты создавали
капитализм, православные — общины, социализм.
Принцип этико-правового единства человечества
Основы этико-правовых норм цивилизаций (культур) заложены
интеллектуальным миром этносов, который постоянно эволюцио-
нировал под влиянием других этносов, а также различных религи-
озных учений, для которых нет границ государств, которые невоз-
можно остановить в своем проникновении через границы. Этико-
правовые нормы этносов целиком и полностью управляются и кон-
тролируются духовно-светской системами власти.
Проблема контроля этико-правовых норм общества обусловлена
необходимостью предотвращать кризисы и катастрофы цивилиза-
ций путем управления этическим и правовым потенциалами, т. е.
э
и
п
, когда общество эволюционирует и предотвращает свои риски и
потери, порождающие кризисы и катастрофы.
Одна из главных целей этико-правовой системы — помощь в са-
мообразовании той части человечества, которую относят к категории
«чернь», неспособной идентифицировать события среды и форми-
ровать адекватные решения. Мировой политический опыт показы-
вает, что к поддержке этой «черни» обращаются многие, если не все,
стремящиеся к власти лидеры и силы. Не обманешь — не продашь.
Рынок пустых надежд и басен существует — никому не удастся из-
жить его силой власти, просто так. Для этого необходимо повыше-
ние политической и философской культуры масс применительно ко
всем возрастным категориям и интеллектуальным уровням.
Эволюция и инволюция этико-правовых систем
Этико-правовые риски человеческой деятельности обусловлены
падением этико-правового потенциала социальной системы, реали-
зующей создание объектов материальной и духовной культуры. При
этом объекты культуры реализуют необходимые свойства с по-

Page 13

13
грешностями, что обуславливает риски человека, реализуемые в
процессе функционирования созданных объектов. Таким образом,
социальная система с низким значением
( , )
э
п
   
создает объек-
ты и системы низкого качества, функциональные свойства которых
наносят ущерб (потери, риски) обществу.
Право у
1
=
н
и этика у
2
=
э
взаимозависимы. При падении у
2
право у
1
изменяется, уменьшается и в пределе, когда у
2
= 0, право
у
1
0. Таким образом, общество, лишенное морали, нравственности,
лишено правовых норм.
Социальная система, построенная обществом, создает этико-
правовое учение. Этико-правовое учение для своего претворения в
жизнь создает этико-правовую систему. В рамках системы этико-
правовое учение, создаваемое в процессе человеческой деятельности,
либо эволюционирует, либо совершает инволюцию.
Проблема эволюции и инволюции этико-правовых учений,
которые творят соответственно эволюцию или инволюцию об-
щества, его материальной и духовной культуры — фундамен-
тальная проблема человеческой деятельности.
Изучение проблемы включает:
1) структурно-функциональный синтез этико-правовой динами-
ческой системы, описывающей динамику учений;
2) структурно-функциональный анализ этико-правовой динами-
ческой системы, включающей математическое моделирование про-
цессов изменения этического и правового потенциалов общества;
3) анализ и синтез системы управления эффективностью и систе-
мы управления рисками этико-правовой системы, которые направлены
на максимизацию эволюционного потенциала духовной и ма-
териальной культуры и минимизацию рисков развития культуры.
Выделим основные функции подсистем этико-правовой систе-
мы, полученные на основе анализа учений, созданных мыслителями,
философами, теологами, политологами. Результаты структурно-
функционального синтеза этико-правовой динамической системы
представлены на рис. 3.

Page 14

14
Рис. 3
Система управления этико-правовыми рисками
Результаты структурно-функционального синтеза системы управ-
ления этико-правовыми рисками человеческой деятельности схе-
матично представлены на рис. 4.
Рис. 4
1. Стратегическое управление реализуется посредством полити-
ческих и духовных систем, управляющих этическим потенциалом
общества (народа).
2. Тактическое управление реализуется посредством социальных
систем власти в рамках административного, финансового, частного
права.
3. Оперативное управление реализуется посредством трудового,
семейного права, включая соответствующие законы.
4. Контроль реализуется в рамках судебных органов, включает
гражданские и уголовно-процессуальные права, в том числе соот-
ветствующие органы оценки.

Page 15

15
Подсистема (1) синтезированной системы формирует этико-право-
вые принципы построения потенциала
1
1
1
( , ),
э
п
   
где
1
1
,
э
п
 
соответственно стратегический (перспективный) этический и право-
вой потенциалы, которые могут быть получены обществом, развивая
старые и создавая новые принципы. По существу, эта подсистема
реализует стратегическое управление этическим и правовым потен-
циалами во времени.
Подсистема (2) создает методы анализа, направленные на созда-
ние таких тактических управлений, при которых реализуется стра-
тегическое управление эволюцией этического и правового потенциа-
лов общества во времени.
Подсистема (3) реализует тактические управления путем опера-
тивного управления развития этического и правового потенциалов
общества во времени, создавая потенциал общества
3
3
3
( ,
).
э
п
   
Подсистема (4) реализует оценку этико-правового мышления и
действий как отдельных членов, так и в целом общества согласно
целевым принципами, созданным подсистемой (1) стратегического
управления.
Отметим, что этико-правовые риски обусловлены падением
этико-правового потенциала θ
3
ниже допустимой величины
3доп
,
которая соответствует устойчивому развитию общества. Падение
3
обуславливает такие потери социальной системы, при которых она
не способна достигать цель, для реализации которой создана.
В свете сказанного, рассмотрим противостояние сообществ с раз-
личными этическими потенциалами
( , ),
э
э
э
E J
 
где Е
э
, J
э
— соот-
ветственно энергия и информация этического потенциала. Энергия
Е
э
эквивалентна количеству личностей, поддерживающих данное
этическое учение, характеризуемое информацией J
э
.
В качестве примера рассмотрим различные конфессии с различ-
ным морально-нравственным потенциалом
( )
( 1, ).
i
э
i
n


В эпоху
христианизации отцы церкви увеличивали его по двум направлени-
ям: внутри своей среды, своего общества, привлекая общество к хри-
стианской вере, этике, претворяя в жизнь Десять заповедей, реали-

Page 16

16
зуя процесс этизации; вовне, что связано с распространением хри-
стианства среди язычников с помощью миссионеров. Последнее бы-
ло связано, как правило, с противостоянием другим конфессиям, об-
ладающим другим этическим потенциалом, порожденным другим
учением, что создало конфессиональные войны. Войны были обуслов-
лены не только различным пониманием христианства (католическое,
реформаторское, лютеранское) и отстаиванием своих принципов, но,
прежде всего, желанием распространения этических учений на дру-
гие конфессии. Отдельные конфессии объявляли себя единственны-
ми носителями истинных религиозно-этических знаний, а другие —
заблуждающимися, еретиками, сынами дьявола. Исключение чужих
и утверждение повсеместно собственных учений, этических систем
было характерно для всех конфессий. Цель конфессий: насаждать
поклонение своему духовному совершенству; расширять свою ду-
ховную власть на верующих других конфессий.
Этическо-конфессиональные оттенки в различной степени харак-
терны для войн во Франции, Нидерландах, Богемии, Швейцарии,
Англии, Шотландии, Ирландии. Они были естественным следствием
конфессионализации, противостояния интересов различных конфес-
сий, например, католиков и протестантов во Франции.
Конфессиональные войны подрывали устои государства, так как
в системе государственной власти происходило формирование под-
систем с различными функциональными свойствами
[1, 2]
, создающих
различные административно-командные и социальные подсистемы с
различными идеологами, обуславливающими в худшем случае раз-
деление народов на противоборствующие подсистемы, а это приво-
дило к гражданским войнам.
Процесс завершился в эпоху Просвещения, когда христианская
этика была лишена конфессиональных интересов.
1
Живетин В.Б. Риски цивилизаций. – Москва: Институт проблем риска, ООО «Ин-
формационно-издательский центр «Бон Анца», 2009. – 368 с.
2
Живетин В.Б. Теосферные риски религиозных систем (введение в анализ). – Моск-
ва: Издательство Института проблем риска, Информационно-издательский центр
«Бон Анца», 2009. – 440 с.

Page 17

17
Сегодня нет конфессий, но в каждом государстве созданы об-
щества из народов различных национальностей, обладающих раз-
личной национальной этикой, а также правовой системой. Все это
часто создает непонимание, межнациональные конфликты, кризисы
и в худшем случае катастрофы различной формы.
Одним из путей преодоления этических разногласий, конфлик-
тов является создание единой этики на базе национальных этик, а
затем Единой цели государства, человечества.
Единство цели в подсистемах создается в общем случае людьми с
различными этическими принципами, в том числе из-за этнических
особенностей. При этом каждый этнос создает и проповедует свою
этику на базе своих духовно-религиозных учений, создавая свой эти-
ческий потенциал, направленный не на целевое противостояние с
другими этносами, нациями, а на создание единства, единой цели,
хотя в общем случае различных методов и средств ее достижения. В
противном случае — принуждение в различных формах, начиная с
увещевательных.
Если мы признаем единого Бога, то нам необходимо признать
единство нравственного, морального, т. е. единой этики. Единая
этика может быть создана, существовать и развиваться только то-
гда, когда мы сформируем единую цель на этико-правовом уровне в
духовном пространстве систем.
Отметим, что подцели, например, национально-этических сис-
тем могут быть различными, как, например, социальных, экономи-
ческих подсистем, но они должны поддерживать реализацию гене-
ральной, стратегической цели.
Генеральная цель человечества: «Быть духовно сильным,
материально обеспеченным». Реализация Генеральной цели чело-
вечества осуществляется созданием:
1. Нравственного миропорядка — этики.
2. Социосферы Разума — право.
Нравственный миропорядок, создающий нравственное бытие че-
ловека в социальной среде, есть основа создания макрообъектов.

Page 18

18
Нравственность — основа порядка на макроуровне любой соци-
альной системы, созданная духовным миром, разумом или ноосферой
человека, общества. При этом рассудок
[1]
есть основа порядка на
микроуровне социальных систем, формируемых путем права. Таким
образом, этика и право формируются человеком с помощью ноосфе-
ры, ума, души в их единении и взаимосвязи. Используя разум (фор-
мируя этику) и рассудок (создавая право) личностей, социальная сис-
тема, в общем случае социосфера, создает свой уровень разума (эти-
ки) и рассудка (права) для обеспечения своего устойчивого развития.
При этом разум, создающий нравственность, в общем случае этику,
формирует цель и смысл, а рассудок реализует их посредством под-
системы целереализации — социально-экономической системы. У
этих подсистем не должно быть противоречий.
Для реализации Генеральной цели в режиме устойчивого разви-
тия необходимо влиять на факторы, изменяющие разум и рассудок, т.
е. этику и право. Только при этом условии мы сможем управлять со-
циальной средой человечества (социосферой) так, чтобы она не попа-
дала в критическую область своего состояния, где кризисы и катаст-
рофы создаются в процессе ее функционирования.
Отметим, что важная роль в процессе формирования управлений
социальной системой нации принадлежит системе государственной
власти, которая в современном исполнении исчерпывает себя, побу-
ждая человека к поиску новых структурно-функциональных систем.
Реализация принципа этического и правового
единства человечества
Цель единства этики и права человечества создается на предот-
вращение кризисов, катастроф, источниками которых были, есть и
будут духовные противостояния. Теория единства включает в себя
учения, направленные на формирование принципов, методов и спо-
1
Живетин В.Б. Эгосферные риски. – Москва: Изд-во Института проблем риска,
ООО Информационно-издательский центр «Бон Анца», 2008. – 496 с.

Page 19

19
собов объединения для политических, экономических, социальных и
религиозных систем.
Системность формирования принципа единства обусловлена
взаимозависимостью, взаимосвязью следующих подсистем единст-
ва как динамической системы:
1) единство на основе этики, реализуемой духовной сферой;
2) единство на основе права, реализуемого социальной сферой;
3) единство на основе цели, реализуемой социальной сферой в
процессе человеческой жизнедеятельности;
4) единство на основе этики, права, цели, в их совокупности на
системном уровне.
Кроме единства вообще всего, чем владеет человечество, суще-
ствует проблема и идеалы единства религии, религиозных учений,
которые пока нами непостижимы.
Как сказано выше, согласно Библии человечеству от Бога даны
три эпохи, три уровня этики и права: от Ноя, Моисея, Христа. Они
творили различные социальные системы различного нравственно-
этического уровня. Эта эволюция не поддается аналитической
оценке, но на качественном уровне мы должны осмыслить ее, чтобы
не создавать ошибок, которые превращают наши цивилизации в
Цивилизации смерти. Это наша святая обязанность. Только реали-
зуя духовное совершенство человечества и человека, можно реали-
зовать Глобальную цель, создав Цивилизацию жизни, в которой ка-
ждому дана возможность самореализации.
Каждая из трех эпох, реализуя этику и право соответствующие
интеллектуальным уровням, формировала системы жизнедеятель-
ности, которым соответствуют различные функциональные свойст-
ва подсистем структурно-идентичных систем. В эпоху Ноя человек
характеризуется только душевным потенциалом, формирующим его
цель жизни и методы достижения этой цели.
Согласно Библии до Ноя в биосфере совершилась инволюция,
обусловившая падение этических и правовых норм. Все живые суще-
ства потеряли способность обеспечивать самосохранение и самораз-
витие, породив плоти, от которых биосфера наполнилась злодеяния-

Page 20

20
ми. И тогда Бог создал посредством Ноя этносферу на основе ду-
ховно-душевного различия людей, включающую этносы: семитов,
хамитов, иафетов. При этом произошло деление человечества по
свойствам народов служению различным сферам человеческой дея-
тельности: духовному, интеллектуальному, прикладному, когда ду-
ша источает максимум энергии.
Эпоха Моисея характеризовалась новым уровнем человека и чело-
вечества, когда имелись душа и дух, когда были языческие боги, ко-
гда все это позволяло формировать смысл и цель жизни, прежде все-
го, на уровне материального. В это время Бог дает человеку Учение
Свое в виде Десяти заповедей, основой которого были идеи моно-
теизма и наказания за грехи в виде законов. Монотеизм явил собой
единство религиозных систем и учений, т. е. стал основой для созда-
ния Единой Этики.
В эпоху Христа утверждается новый этико-правовой уровень
человечества, когда произошел переход от материального к духов-
ному как цели, так и смысла жизни. Это Учение послужило осно-
вой создания Единой Этики человечества, которая служит челове-
честву и сейчас.
Все три учения были созданы согласно уровням интеллекта че-
ловека и потому были поняты и приняты человечеством. При этом
были созданы последовательно:
1) биосфера как динамическая система, одним из объектов ко-
торой был и есть человек на уровне Homo (душа);
2) этносфера как динамическая система — основа религиозной
системы человечества, которая включала человека на уровне Homo
sapiens (дух и душа);
3) религиозная система на основе Учения Бога — Духа, которое
огласил нам Бог — Слово Христос, включающая человека, находя-
щегося на уровне Homo sapiens faber (дух, ум и душа).
Согласно этим трем учениям были созданы различные этико-
правовые нормы, несоблюдение которых было различным способом
наказуемо.

Page 21

21
Среди этих способов управления этикой и правом выделим сле-
дующие.
1. Десять заповедей — создана система наказаний в виде законов.
2. Учение Христа, Нагорная проповедь — предупреждение нака-
зания, этика.
3. Религиозные системы — основа правовой системы (начало).
4. Церковная система власти — законы церковные.
Люди равны по многим параметрам в социосфере, но в различ-
ных этносферах люди различны и это нужно не только признавать,
но и поддерживать, если мы хотим сохранить устойчивое развитие
биосоциальной системы «человечество – социосфера».
О единстве человечества В.И. Вернадский упомянул в работе
[1]
:
«… создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более
глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Она
требует проявления человечества как единого целого».
Противостояние в этико-правовом пространстве
Согласно учению стоиков по природе все человеческие существа
равны по отношению к закону, праву. Религия утверждала этот прин-
цип в виде закона, но другая система власти — государственная —
была не готова к этому, она создала другие законы, которые и реали-
зовывала в угоду своему материальному, потребностям души.
1. На протяжении столетий христианские государства белой ра-
сы вели колониальную политику, утверждая равенство на словах, а
в реальности угнетая, эксплуатируя и истребляя народы других рас.
2. Войны, начиная с 1917 года, организованные ленинцами, обус-
ловили духовные изменения в идеологии государственных систем,
отошедших от христианства, что обусловило деление человечества
на враждебные, воинствующие, этическо противостоящие группы
государств. По существу, начался период духовной войны в мировом
масштабе, т. е. этическое противостояние, нарушившее идеалы
1
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Айрис-Пресс, 2003.

Page 22

22
этико-правового единства, так, например, создавшие «арийскую ра-
су» с особыми правами и особой этикой по отношению ко всем ос-
тальным.
3. Произошла инволюция в области этики, которую сегодня мы
начали восстанавливать, сражаясь с теми, кто ее создал и сегодня
поддерживает, включая религиозный фундаментализм и его проти-
воположность — полуязычество.
Люди стремились к созданию единой политической империи
не состоялось. Сегодня люди стремятся к созданию единой финансо-
вой империи на базе всего человечества. Эти стремления не безна-
дежны.
Человечество всегда создавало условия для отдельных личностей,
условия для формирования не только идеи единой империи — поли-
тически и территориально, — но и реальных возможностей для ее
реализации. Наиболее преуспел в этом направлении Ленин, стремив-
шийся в своем шизофреническом экстазе создать мировую револю-
цию и единую «коммунистическую империю» путем уничтожения
части человечества, представляющей ее основной интеллектуальный
потенциал, противостоящий зверствам революционеров.
Сегодня происходит единение всех стран на базе международ-
ных компаний, банков, финансовых рынков, что часто обуславли-
вает негативное влияние на национальную материальную культу-
ру, формируется мировая империя финансовых деятелей, для ко-
торых нет границ, нет этических законов, нет ограничений, они
могут уничтожать не только банки, но и экономику, и не только
других стран, но и своей страны.
Качественная модель этико-правового единства человече-
ства создается для разработки методов анализа этико-правового по-
тенциала в процессе единения и противостояния, которые обус-
лавливают соответственно эволюцию и инволюцию отдельных куль-
тур. Основы этико-правового единства разрабатываются различ-
ными духовными культурами человечества в различных формах и
содержаниях.

Page 23

23
Бог Един — эта идея была создана, согласно Библии, только по-
сле вавилонского плена. Тогда было осознано, что только единый Бог
может предотвратить межнациональные конфликты и войны, изба-
вить народы от уничтожения, рабства и плена. «Местные» боги не в
состоянии решать такие задачи, они, как правило, не в силах проти-
востоять другим богам, которые «служат другим».
На постижение этой мысли человечеству понадобились века.
Нужно было проникнуться ею и поверить в простую истину: если
ты силен, найдется человек сильнее тебя; если одна нация не завое-
вала твою территорию, то найдется другая, которая ее завоюет.
Только Единый Бог способен устранить войны, избавить от обще-
человеческих болезней. До такого обобщения надо было созреть
духовно.
Природа общества и человечества как единой динамической
системы обладает едиными структурно-функциональными свойст-
вами. Рассмотрим два основных принципа единства:
— общество как единая система, как единение отдельных лично-
стей;
— человечество как единая (цельная) социально-планетарная
система.
Рассмотрим качественную модель человеческого общества (об-
щества страны) как систему с функциональными свойствами на ие-
рархических уровнях.
1. Общество — это единое целое, состоящее из людей, связан-
ных различной степенью общности.
2. Человеческое общество — это важная степень развития жи-
вых систем, главные элементы которой — люди, формы их совме-
стной деятельности в таких системах, созданных людьми, как соци-
альная, экономическая, политическая, финансовая и т. п.
3. Общество — это самоорганизующаяся система поведения и
взаимоотношения людей друг с другом и биосферой.
4. Человеческое общество в целом — это объединение, которое
включает в себя всех людей, живущих на земле, связанных общими

Page 24

24
интересами, целями, деяниями, трудовой активностью, экономикой,
культурой и т. п.
5. Человеческое общество — это расчлененная целостная (еди-
ная) динамическая система, которая исторически возникла и непре-
рывно развивается качественно на структурно-функциональном
уровне.
6. Человеческое общество — это единая социальная система,
организм, внутренняя организация которой представляет собой
совокупность определенных, характерных для данного времени и
пространства многообразных связей, в основе которых лежит че-
ловеческий труд.
7. Структура человеческого общества включает: производство и
складывающиеся на его основе производственные, экономические и
социальные отношения (классовые, национальные, семейные); поли-
тические отношения; духовную сферу жизни человеческого общества
(наука, философия, нравственность, религия и т. д.).
8. Структурно-функциональная взаимосвязь подсистем: экономи-
ки, политики, науки, этики (нравственности), права, религии — обес-
печивает саморазвитие системы. Без единства этих подсистем, без
людей, неразрывно связанных между собой всей системой общест-
венных отношений, нет саморазвития, самообеспечения.
Все это — грани единого целого организма, живущего по еди-
ным законам, согласно единым правам, созданным на основе
единой этики. Именно эти отношения объединяют людей и проти-
вопоставляют их друг другу в различных системах единого, целост-
ного человеческого общества.
При этом, обеспечивая личные свободы человека, общество огра-
ничивает эту свободу некоторой областью
доп
допустимых ее воз-
можностей — определенными нормами этики, права и закона. Эти
ограничения служат интересам членов человеческого общества.

Page 25

25
Лекция №2
Гражданское общество
Гражданское общество — единство различных лиц, которые
живут в системе правового государства, где действует принцип за-
щищенности прав человека, где человек — самоцель и высшая цен-
ность. Цель гражданского общества: обеспечение жизни, благопо-
лучия и достоинства личности как полноправного гражданина данно-
го общества.
Индивидуальные цели направлены на осуществление целей
всей системы, определяют систему всесторонней зависимости.
При этом средства к осуществлению блага каждого человека и их
правовое бытие зависят от средств существования, блага и права
всех людей системы.
Социальная структура общества представляет собой совокуп-
ность подсистем социальной системы, исторически сложившуюся,
упорядоченную, относительно устойчивую систему связей и отноше-
ний между подсистемами, образованными различными элементами
общества как целого: отдельными индивидами и социальными общ-
ностями людей (род, племя, народность, нация), классами (крестьяне,
рабочие, служащие, интеллигенция), социальными группами.
Разумно (духовно) организованное и социально-экономически
развитое общество должно стремиться к мудрому принципу: «От ка-
ждого по способностям, каждому по его делам» (А. Сен-Симон).
Сегодня в разумном обществе равенство может быть только пе-
ред законом, а в остальном существует неравенство, так как люди от
рождения не равны по интеллекту (духу, уму, душе). Поэтому одни
могут творить в одной сфере жизнедеятельности, а другие — в дру-
гой, что необходимо обществу. При этом существует возможность
социальной миграции из одной сферы жизнедеятельности в дру-
гую, из одной социальной группы в другую.

Page 26

26
Человечество как единая социальная система.
Своей природой люди обязаны биосфере, в которой они подчи-
нены единым вселенским законам, под влиянием и на основе этих
единых законов они создавали свою единую социальную сущность и
на базе единых социальных учений развивали единую социальную
систему человечества.
Культура человечества, духовная и материальная, всегда выше
и обширнее отдельного общества, отдельного человека. Ибо это
богатство складывается как единое целое не только живых, но и
умерших.
Человечество как целостный организм должно содержать мно-
жество различных подсистем — органов, позволяющих функциони-
ровать безболезненно при различных внешних (космических, био-
сферных, геосферных) и внутренних возмущающих факторах, спо-
собных поразить организм и создать критические ситуации для всего
человечества. Пока что этим факторам удавалось реализовать кризи-
сы и катастрофы, пока человечество не осознало необходимость
единства согласно функциональным свойствам каждой из его под-
систем. Это единство начинается с единства духовной цели и закан-
чивается различными целями отдельных подсистем организма.
Как и для всех систем биосферы, решающие факторы риска —
это внутренние, только они творят самоуничтожение. Следует пом-
нить: «Победить можно армию, но не народ». Человечество жизненно
заинтересовано в мирном, деловом и доброжелательном взаимодейст-
вии всех подсистем, в предотвращении взаимного уничтожения, в
научно-техническом и культурном прогрессе. Все, что способствует
единению человечества, образованию единого союза, составляет ос-
нову саморазвития, самореализации каждой нации,каждого народа.
Реализация принципа единства этики,
права различных стран Европы
Рассмотрим решение проблем этико-правового единства на
примере Евросоюза.

Page 27

27
Великая значимость Европейского союза сегодня несомненна.
Несомненна также великая роль в будущем Евросоюза для европей-
ских стран.
Евросоюз — это союз независимых государств, объединивших
свои усилия для создания единого пространства свободы, безопас-
ности и справедливости, устойчивого развития, экономического и
социального саморазвития этих стран.
Европейский союз представляет собой динамическую систему
для реализации единой цели, формируемой посредством управления
эффективностью и рисками функционирования европейских стран
согласно своим функциональным возможностям, созданным на базе
этико-правового потенциала стран, создавших союз.
Проблема единства в современном мире начинает решаться в рам-
ках таких организаций как ООН, Европейский союз и т. д. В 1951 году
создается первая в мире Европейская организация с целью единения
государств Европы, направленная на решение проблем экономиче-
ского характера и прежде всего объединения рынка основных сырь-
евых материалов: угля и металла. Объединение произошло в рамках
договора, для реализации которого был создан внегосударственный
орган, включающий независимых экспертов.
Единение в рамках договора оправдало себя, и в 1957 году созда-
ется Общий рынок; реализуется беспошлинная торговля; снимаются
ограничения при торговле между странами участниками общего
рынка.
В 1979 году развитие Европейского союза получает новый им-
пульс: создается Европейский парламент на основе прямых выборов.
В 1986 году был принят Единый Европейский Акт, который
существенно расширял экономическую интеграцию между стра-
нами — членами Евросоюза, для реализации которой требовалось
единение как этическом, так и политическом, в том числе право-
вом уровнях.
Падение Берлинской стены послужило новым импульсом для
развития единства в Европе, завершившегося подписанием в Маа-
стрихте Договора о Европейском Союзе. При этом было:

Page 28

28
1) создано единое европейское гражданство;
2) установлено сотрудничество между странами — членами Ев-
росоюза в области внешней политики и политики безопасности;
3) установлено сотрудничество в областях права и этики.
При этом согласно п. 2 и 3 в каждой стране Европейского союза
должны быть единые правила как внешней, так и внутренней поли-
тики и политики безопасности, прозрачность правосудия и отсутст-
вие коррупции.
В 2007 году Евросоюз включал 27 государств с общим числом
граждан — 500 миллионов.
Система управления Евросоюзом строилась и строится на
трех основных принципах, позволяющих реализовать все на осно-
ве единства этики и права.
Для реализации единства создана система, учитывающая и реали-
зующая баланс интересов трех подсистем государств Евросоюза:
— Евроорганизации;
— государств — членов Евросоюза персонально каждого;
— населения этих государств.
Качественный анализ модели созданной системы позволил осу-
ществить структурно-функциональный синтез системы управления
Евросоюзом, приведенный на рис. 1. Подсистема (1) структуры сис-
темы управления Евросоюзом пред-
ставляет
функционально
Европар-
ламент; подсистема (2) — функ-
циональный Совет Евросоюза; под-
система (3) — Еврокомиссию; под-
система (4) — система контроля и оценки
реализации цели, созданной подсистемой (1).
Европарламент (1) совместно с Советом Евросоюза осуществляет
законодательство Евросоюза, реализует процессы целеполагания, а
также формирования стратегического управления, направленные на
повышение эффективного развития государств — членов Евросоюза.
С участием Европарламента принимается бюджет Евросоюза.
Рис. 1

Page 29

29
Совет Евросоюза (2) или Совет Министров функционально
формирует методы реализации цели, сформированные Европарла-
ментом.
Европарламент и Совет Евросоюза на равных условиях и нача-
лах принимают совместные решения примерно в объеме двух
третьих законодательных документов. В сферу совместного приня-
тия решений включены: общий транспорт Евросоюза; защита окру-
жающей среды; защита потребителей (все основные законодатель-
ные функции).
Еврокомиссия (3) представляет интересы Евросоюза, это основ-
ной орган исполнительной власти, который реализует законодатель-
ство Евросоюза, принятое Советом Евросоюза и Европарламентом.
Еврокомиссия имеет право нормотворческой деятельности.
Политическая организация Евросоюза — единственная в мире с
подобными структурно-функциональными свойствами.
Право Евросоюза.
Особенностью Евросоюза, отличающей его от других междуна-
родных организаций, является наличие собственного права, которое
непосредственно регулирует отношения не только государств —
членов, но и их граждан и юридических лиц.
Право Евросоюза состоит из так называемого первичного и вто-
ричного права. Первичное право — учредительные договоры Евро-
союза и договоры, вносящие в них изменения. Вторичное право —
акты, издаваемые органами Евросоюза.
Право Евросоюза обладает прямым действием на территории
стран Евросоюза и приоритетом по отношению к национальному
законодательству государств.
Право Евросоюза подразделяют на институционное (нормы,
регламентирующие порядок создания и функционирования инсти-
тутов и органов Евросоюза) и материальное право (нормы, регули-
рующие процесс реализации целей Евросоюза и Европейских Со-
обществ). Материальное право Евросоюза, как и право отдельных
стран, можно подразделить на отрасли: таможенное, экологическое,
транспортное, налоговое право Евросоюза и др. При этом с учетом

Page 30

30
структуры Евросоюза («три опоры») право подразделяется также на
право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.
Европейский парламент имеет аналог в виде национального
парламента страны, но не имеет, как в своей собственной стране,
самостоятельных законодательных полномочий. Полномочия Евро-
парламента ограничены системой власти в Евросоюзе.
Основные функции Парламента:
1) законодательная, участие в процессах приема законодательных
решений Евросоюза;
2) принятие бюджета Евросоюза;
3) формирование состава парламентов и инструкций;
4) контролирование выполнения решений.
Каждая функция Европарламента достаточно прозрачна и может
быть просмотрена, выполнена и проверена.
Европарламент — не единственный законодатель в схемах приня-
тия решений в Евросоюзе. Он имеет различную роль в различных
областях действия и деятельности Евросоюза. При принятии решения
совместно с Советом Евросоюза они равноправны. В остальных
случаях главенствующая роль у Совета Евросоюза, Европарламент
тоже участвует в принятии решений, но с другими функциями.
Ниже указаны эти случаи.
О регулировании правовых рисков
в рамках Европейской комиссии
Цель Европейской комиссии — снижение затрат на регулирова-
ние правовых рисков. На примере работы Европейской комиссии
рассмотрим возможности управления эффективностью функциони-
рования этико-правовой системы, формирующей этико-пра-вовой и,
прежде всего, правовой потенциал Европейской системы.
Анализ функционирования Европейской комиссии будем прово-
дить, используя качественную модель, полученную на основе синтеза
структурно-социальную модель, приведенную на рис. 2.

Page 31

31
На рис. 2 приведена структура Европейской комиссии, способ-
ная реализовать максимальную эффективность и минимальные рис-
ки функционирования, согласно функциональным назначениям
подсистем, формирующих соответствующие управления. Подсис-
тема (1) формирует стратегическое управление, т. е. реализует це-
леполагание в виде синтеза необходимой цели. Подсистема (2) осу-
ществляет анализ цели, ее эффективность и формирует методы ее
реализации. Подсистема (3) осуществляет оперативное управление
эффективностью и рисками. Подсистема (4) осуществляет затратно-
прибыльный анализ, включающий анализ риска.
Рис. 2
Главное управление (подсистема 1) на структурно-функциональ-
ном уровне (аналогичном рис. 2) включает следующие подсистемы:
подсистема (1) включает группу политических советников; подсисте-
ма (2) регулирует занятость, социальные связи; подсистема (3) вклю-
чает предприятия главного управления; подсистема (4) включает ге-
неральный секретариат.
Относительно качества управления (регулирования) не сущест-
вует единого мнения.
1. Непомерная сложность и отсутствие прозрачности системы
регулированиям Европейской системы.
2. Документы по регулированию плохо ориентированы, дву-
смысленны, невосприимчивы, навязчивы.
3. Биотехнологии, химикаты, продукты, сельское хозяйство,
фармацевтические препараты и электрические товары, регулирова-
ние которых сложно осуществить по показателям риска.

Page 32

32
Для повышения качества регулирования Еврокомиссия внедряет
систему анализа эффективности регулирования, включая оценку
влияния последствий реализованных решений на показатели эффек-
тивности и риска функционирования Европейского Союза.
Таким образом, концепция анализа эффективности регулирова-
ния формируется как инструмент (метод, средство) регулирования
(управления) риска, направленный с одной стороны на:
— упрощение понимания заинтересованными сторонами, в том
числе промышленным сектором и неправительственными организа-
циями, сути европейской основы, регулирование эффективности и
рисков;
— увеличение прозрачности функций Еврокомиссии и улучше-
ние взаимодействия посредством консультаций со всеми заинтере-
сованными сторонами.
С другой стороны (целевого назначения), анализ эффективности
регулирования — это инструмент анализа риска, предназначенный
оценить и определить качество эффекта от внедрения регулирова-
ния.
Организация экономического сотрудничества и развития в 1997 году
определила анализ эффективности регулирования следующим обра-
зом: «Анализ эффективности регулирования представляет собой ряд
методов, направленных на систематическое оценивание негативных
(рисковых) и позитивных (эффективных) последствий предложенного
и осуществленного управления».
Задача анализа эффективности регулирования — дать специа-
листу в области регулирования наилучшие альтернативы для обще-
ства, когда учитывается влияние социально-экономической системы
и биосферы.
Европейская комиссия определила цель анализа эффективности
регулирования как помощь политическому процессу принятия ре-
шений, способную улучшить качество и согласованность разработ-
ки стратегии, так, например, в европейском законодательстве, т. е.
при создании права и на их основе законов с учетом этических норм
данного государства.

Page 33

33
Социальный контроль в силу своих возможностей обеспечивает
нормативное регулирование потенциала Европейского Союза, вклю-
чающего этический потенциал
э
; правовой потенциал
п
; потенциал
закона
з
по минимуму и по максимуму. Вне нормативной области
создаются критические ситуации социальной системы, когда
э
,
п
,
з
принадлежат области критических значений
кр
.
Консультирование — процесс, повышающий оценку эффекта,
который применяется к регулятивным предложениям и ко всем
предложениям, оказывающим влияние на экономику, социальную
систему и биосферу.
Система, реализующая консультирование заинтересованных
сторон, синтезированная на структурно-функциональном уровне,
приведена на рис. 3.
Рис. 3
На рис. 3 обозначены:
1 — внутреннее консультирование на основе синтеза ситуаций;
2 — методы оценки эффективности (анализ);
3, 5 —заинтересованныестороны(осуществляютоценкуэффекта);
4 — внешне консультирование;
АЭР — анализ эффективности регулирования.
Для создания системы (рис. 3) создается качественная модель
процесса анализа эффективности регулирования в Европейском Союзе
с использованием информации о том, как система реализует кон-
сультирование заинтересованных сторон. Результаты анализа работы
системы характеризуют эффективность регулирования как средства

Page 34

34
проведения политики. Система анализа эффективности регулирова-
ния обладает интеллектуально-энергетическим потенциалом, с по-
мощью которого раскрывает цели регулирования и альтернативы ре-
гулированию.
Динамика духовной жизни,
создающая этический потенциал
Духовная жизнь как динамическая система. Синтез
С целью синтеза структуры системы духовной жизни, реализо-
ванного различными обществами, воспользуемся современными
философскими учениями, согласно которым эта система включает в
себя совокупность факторов, без которых духовная жизнь (в сов-
ременном исполнении) невозможна.
Синтезированная на структурно-функциональном уровне ду-
ховная система, формирующая духовную жизнь, представлена на
рис. 4.
Духовная компонента (у
1
) включает:
— социальную идеологию и психологию (у
11
);
— целеполагание, нравственные нормы, идеальные творения (у
12
);
— философию этики как форму общественного сознания (у
13
).
Интеллектуальная компонента (у
2
) включает:
— научное сознание и мир науки (у
21
);
— политическое сознание, правосознание (у
22
).
Народные массы (общество) (у
3
) и присущие им факторы духов-
ной жизни:
— нравственное сознание (у
31
);
— культура общества (у
32
).
Оценочная компонента (у
4
) включает:
—общественное сознание, в том числе общественное мнение(у
41
);
— эстетическое сознание и философию жизни (у
42
).

Page 35

35
Рис. 4
Духовная жизнь, согласно приведенной структуре, характеризу-
ется вектором у = (у
1
, у
2
, у
3
, у
4
), компоненты которого есть функции
времени, т. е. у
i
= у
i
(t) ( 1,4).
i
Уровень духовной жизни определяет-
ся в значительной мере этикой общества, моралью личностей, его
наполняющих.
На рис. 5 приведена схема взаимосвязи энергий, созданных че-
ловечеством, со средой. Сфера материального и духовного мира
вместе с обществом составляет социосферу. Они находятся в посто-
янном взаимном влиянии. Так, энергия Е
д
сферы духовного творения
обусловливает динамику (изменение во времени) нравственных
уровней человечества. Духовная сфера создает духовную жизнь,
которая в сильной мере влияет на состояние социосферы, этносфе-
ры и в итоге эгосферы.
В силу сказанного, нам необходимо понимать, каковы здесь зако-
номерности, что управляет духовной жизнью? Духовная жизнь, так
же как и культура человека, человечества создается системой. По-
следняя формируется соответствующим подбором в подсистемах
(1)(4) (рис. 4) людей, каждый из которых создает некоторый энерге-
тический потенциал духовной жизни общества, а также свой.
В социосфере, в материальной области, возможности человека
ограничены, а посему возможны различные его отклонения в духов-
ном и нравственном. Отметим, что ноосфера накладывает на мысли и
цели человека одни ограничения, социосфера — другие, биосфера —
третьи, этносфера — четвертые, в виде некоторых областей
1
,
2
,

3
,
4
соответственно. У всех этих сфер (сред) есть свои нормы, за-

Page 36

36
коны, которые не всегда совместимы с потребностями человека, ко-
торые, как правило, превышают его возможности.
Рис. 5
Развитие духовной жизни и ее уровень определяются в значи-
тельной степени этикой человечества, моралью личностей, его на-
полняющих, и при определенных их состояниях духовная жизнь по-
кидает область допустимых состояний. Это происходит в случае, ес-
ли человек испытывает душевный дискомфорт, который является
первопричиной ломки духовных ценностей. При этом теряется вера в
себя, в свои возможности, что является необходимым условием твор-
ческой (духовной) и любой другой деятельности человека.
Причина противостояния человека и человечества обусловлена
отличием этических норм, сформированных средой, и моральным
кодексом, созданным духовным миром человека. Этика и мораль че-
ловечества и отдельного человека, как правило, не совпадают, в
частности, в связи с тем, что человечество усредняет (нивелирует)
все узловые моменты морали, переводя их в эквивалент этики. Если
эта разница велика, то она создает криминал, который является
предметом рассмотрения правосудия и, следовательно, связана с

Page 37

37
риском человека. Сегодня человек управляется со стороны социосфе-
ры, и, как правило, причина этому сам человек, его желание угодить
ей с целью получить по максимуму:
— материальной энергии
;
ч
м
Е
— духовной энергии, например, в виде признания
.
ч
д
Е
Этот принцип работает на всех уровнях властных институтов об-
щества, начиная с системы государственной власти. Сегодня рас-
сматривается новая концепция, в которой роль личности в социосфе-
ре увеличивается. Это обусловлено прежде всего тем, что сама лич-
ность духовно и интеллектуально эволюционирует. Однако далеко не
все сегодня способны творить духовно. Духовным творчеством и
своей духовной жизнью, как правило, сегодня управляет общество.
Оно в различной форме деформирует духовное творчество человека,
и, прежде всего, в области политического сознания, правосознания.
Часто идеи и дела светской и духовной власти в своем влиянии на че-
ловека пересекаются, деформируя различным образом человеческие
идеи, мысли и нравственность.
Рассмотрим примеры крайностей (которые свойственны различ-
ным обществам в различные времена) народовластия.
Демократические принципы управления или народовластия се-
годня ограничены в силу следующих причин:
1) народ в большинстве своем политически и духовно не спосо-
бен адекватно отобразить, что есть, и что нужно; в меньшинстве сво-
ем народ несет мудрость житейскую, философию жизни, добытые им
в процессе жизнедеятельности; при этом найти таких и привлечь во
власть пока никому не удавалось систематизированным путем, а
только по случайности, причем мудрость у большинства этносов
учит человека к власти не стремиться;
2) те единицы, которые способны править осознанно, загнаны
по глухим углам, зачастую втоптаны в грязь, находятся далеко от
власти, так как их мысли не есть продолжение или развитие мыслей
власти;

Page 38

38
3) нравственность сегодня в загоне, ибо самые грешные пред-
ставлены властью святыми, а святые — грешными, так как не имеют
средств достучаться до народа, научить его, что есть истина;
4) властью политической и финансовой избран, создан, узаконен
порочный путь формирования цели и смысла жизни общества,
страны.
Вообще, один из основных недостатков демократии в том, что к
власти приходят люди, для которых власть — удовольствие, а не
тяжкий долг перед обществом. Это все относится к России, к Запа-
ду, к современному человечеству в целом.
Созрела необходимость начать действовать, встать на путь соз-
дания духовно сильного человечества.
История человечества: цикличность нравственности
Принято считать, что «в природе все гармонично». Это не совсем
так, но, вероятно, высказывающие данную мысль интуитивно пони-
мают некоторую «завершенность», гомеостатическую вписанность
любого вида живых существ в биоценозы. Разумеется, на практике
время от времени это равновесие нарушается тем или иным «преус-
певающим» видом. Но, поглотив изрядное количество энергетики
биоценоза, новый вид сворачивает экспансию. Равновесие восста-
навливается.
Человек Разумный, возможно, единственный вид, сделавший
свою экспансию перманентной. Конечно, он существует сравнительно
недолго, но успел весьма многое. Однако внутри Homo sapiens так-
же произошла некая дифференциация. Большинство цивилизаций
демонстрировали тенденцию к сворачиванию экспансии в биосфере,
точно включались какие-то защитные механизмы биосферы. На-
пример, Китай в первом тысячелетии до нашей эры проводил
весьма активное освоение внешнего мира и неуклонно расширялся.
Но к рубежу эр он достиг пределов демографического (50 миллио-
нов человек) и территориального (пространство, ограниченное Ве-
ликой стеной) роста. Почти две тысячи лет страна развивалась по же-
стким циклам — приблизительно каждые 200 лет происходил кол-

Page 39

39
лапс вследствие внутренних конфликтов (если верить китайским ди-
настическим хроникам, численность населения сокращалась в не-
сколько раз). Затем все успокаивалось, и начинался демографический
рост, вновь доводивший численность до магической цифры в 50
миллионов, и — новый коллапс.
Во всех случаях основной причиной было падение нравственно-
сти: отказ обуздывать свое тщеславие и агрессивные стремления.
При этом техническое развитие шло постоянно, а значит совершен-
ствовалась и производительность сельского хозяйства, т. е. потен-
циально данная территория могла прокормить все большее количе-
ство населения, но механизм духовной культуры, духовной жизни
все время мешал росту.
Уменьшение колебаний в циклической истории Китая произош-
ло в XVIII веке при чужеземной маньчжурской династии. Населе-
ние страны к концу столетия приблизилось к 200 миллионам чело-
век. Кроме того, маньчжуры прочно присоединили к Китаю огром-
ные окраинные территории, и границы державы приобрели почти
современный вид (правда, Монголия позже отделилась). Этот про-
цесс принял установившееся значение вследствие открытия страны
для контактов с Западным миром. Нечто подобное происходило и
на Ближнем и Среднем Востоке, хотя, применительно к истории
данных регионов, механизм циклов изучен слабее. Видимо, это свя-
зано с тем, что Ближний и, особенно, Средний Восток были уязвимее
для внешней агрессии. Но допустимо предположить, что внешние
завоевания играли здесь такую же роль, как народные восстания и
мятежи полководцев в изолированном Китае.
Ошибки целеполагания. Что должно быть целью для того, кто
формирует целеполагание: нравственность или разум — духовное
или материальное? Обратимся к Библии, Учению Христа. Здесь
уместно вспомнить искушение Христа в пустыне. После сорокаднев-
ного поста Иисус, как написано в Евангелии, был очень голоден.
Дьявол подступил к Нему со словами: «Преврати эти камни в хлеба»,
на что Христос ему ответил: «Не хлебом единым будет жив человек,
а всяким словом, исходящим из уст Божьих». Часто есть искушение

Page 40

40
начать с накопления материальных богатств, однако, как показывает
человеческий опыт, это путь в никуда.
Рассмотрим идею Фейербаха о том, что не следует заниматься
более отвлеченными, возвышенными представлениями о человеке, а
надо думать о человеке реальном, каков он есть. По существу, эта
идея утверждала поворот в духовном, смену базиса в эгоэнергетике,
смену цели. Все это связано с отрицанием религии и нравственности
— уход в другую крайность: потерю нравственности.
Рассмотрим изменение энергии этносферы, обусловленное вли-
янием энергетических потоков, порожденных церковной властью.
Сложность процессов, протекающих в таких системах, связана с вли-
янием человеческого фактора, обуславливающего запаздывание и
неопределенность состояния. Так произошло в системе церковной
власти с идеей выдачи индульгенций (отпущения грехов): церковь
начала выдавать индульгенции, получая за это солидные вознаграж-
дения от людей различного уровня, в том числе светской власти. Как
только она начала получать деньги, тут же появились люди, которые
нашли здесь нарушение христианских норм, нарушение заповедей
Христа.
В результате система церковной власти католиков породила два
процесса — антипода: поступление денег х
1
и протест части католи-
ков x
2
=f(х
1
), — которые можно характеризовать энергией. C течением
времени поток энергии х
1
возрастал и достиг критического значения
(х
1
)
кр
, когда энергия протестующих верующих x
2
также достигла
критической величины (х
2
)
кр
. Возникла ситуация, породившая идеоло-
га, а затем теоретика учения, которое потребовало отмены индульген-
ций и поставило под сомнение власть Папы, утверждая уход его от
Бога. Следует отметить, что Лютер (идеолог протестующих) никогда
намеренно не собирал людей до их критического значения (х
2
)
кр
. Уве-
личение поверивших ему происходило помимо его воли, помимо во-
ли Папы, но при их участии.
Проблема духовного потенциала человека, подверженного про-
верке морально-этической ситуацией, была чрезвычайно важной,

Page 41

41
ибо она определяла, чью сторону займет тот или иной человек. Ис-
ходная позиция была такова:
протестант — тот, кто поклонялся только Богу, т. е. тот, кто
исключает посредников, считая их обычными христианами; его ха-
рактер не допускает компромиссов, а энергетика духа так велика,
что он готов идти на самопожертвование ради истины, полученной
от Бога;
католик — тот, кто поклоняется Богу через Папу, считая Папу
посланником или наместником Бога на Земле; его характер склонен
к компромиссам, энергетика гуманитария склонна к осмыслению,
но не поступкам; иначе говоря, это тот, кто хочет спокойно спать
(рис. 6).
Рис. 6
На рис. 6 обозначено: Е=Е
1
+Е
2
; Е
1
— энергия иезуитов; Е
2

энергия реформаторов; Е
10
, Е
20
— энергетический потенциал народа,
участвующий в противостоянии на стороне католиков и протестан-
тов, соответственно.

Page 42

42
Духовная энергия, порожденная действиями Лютера, была раз-
лична у разных людей. У человека с характером протестанта это
учение порождало страсть борьбы с несправедливостью, нарушени-
ем основ учения Христа. Эта страсть, не удовлетворенная, а, наобо-
рот, подогреваемая иезуитами, породила сознание духовного воина,
способного к самопожертвованию в физической войне с про-
тивостоящими силами. Это была защита учения Бога, которое ве-
рующие того времени во главе с Папой предали.
Хотя Лютер был абсолютно прав, осуждая индульгенции, его
поддержали не все, и возникла война, сначала духовная, затем свет-
ская. В результате не была реализована его идея о реформации церк-
ви, но в итоге католики не досчитались в своей среде большого коли-
чества единоверцев, которые стали протестантами.
Сегодня мы понимаем, что духовная энергия — самый универ-
сальный, глубокий и всеобъемлющий индикатор состояния человека,
этноса и этносферы. И нет другого индикатора, который можно было
бы взять за основу, не нарушая гармонию нашего мира, этносферы и
социосферы. Так, бедуин, француз, американец, афганец, россиянин
имеют различные компоненты духовной энергии. Для того, чтобы
познать состояние каждого из них, необходимо производить анализ
причины состояний, начиная с социосферы, которая характеризуется
духовной и материальной компонентами. Спускаясь дальше, мы при-
дем к источникам энергии человека и этносферы. Чтобы оценить со-
стояние конкретного человека как элемента этносферы и социосфе-
ры, нужно анализировать потери (риски) энергии на каждом этапе его
жизни. Согласившись с тем, что глобальная цель может быть связана
только с энергией, прежде всего, биосферы, которая включает этно-
сферу, мы можем сказать следующее: глобальная цель человечест-
ва есть сохранение и приумножение духовной энергии этносфе-
ры. Это есть цель каждого человека и человечества в целом.
Важная роль в формировании нравственности принадлежит
ноосфере человека и памяти. Человек не управляет своими мыслями
в полной мере, они сами часто приходят к нему, помимо его воли.
Человек не может стереть по своей воле ту или иную информацию из

Page 43

43
памяти. Его сознание связано только с аналитическим умом, которо-
му не все подвластно. Память ему не подчиняется, идеи тоже. Таким
образом, мы вправе утверждать, что ноосфера управляет не только
умом, но и памятью, выбирая ту информацию, которую она считает
нужной и, согласно своим сущностным свойствам, вносит ее в память
и выдает в нужные ей моменты сознанию.
Важным для формирования понятий о добре и зле является одно
из фундаментальных свойств ноосферы: выдача из памяти того зла,
которое человек испытал от другого.

Информация о работе Курс лекций по предмету "Этико-правовые системы человечества"