Морально-этические проблемы методов вспомогательной репродукции и развития эмбриона человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:47, реферат

Краткое описание

В 1968 г. в клинике Бон-Холл в Англии родилась Элиза Браун — первый ребёнок, зачатый в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и в виде эмбриона, перенесенного (ПЭ) в матку матери на ранних этапах дробления. К настоящему времени с помощью методов вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), обеспечивающих оплодотворение яйцеклетки вне организма в случаях невозможности такового естественным путем, рождены многие тысячи детей. ВРТ непрерывно совершенствуются и все большее число людей с их помощью решают проблему деторождения. Разработаны методы криоконсервации эмбрионов и половых клеток, срок хранения которых оговорен от 5 до 10 лет, метод микрооплодотворения с помощью микроманипулятора и др.

Содержание

Этические аспекты «статуса» эмбриона человека. Возможности манипуляций на эмбрионе с целью исследований
Морально-этические аспекты преимплантационной диагностики генетических заболеваний
Морально-этические аспекты криоконсервации половых клеток и эмбрионов человека
Этические аспекты «суррогатного материнства»
Право женщины быть донором и реципиентом яйцеклетки
Морально-этические проблемы искусственной инсеминации (ИИ)
Этический аспект в выборе пола ребенка

Вложенные файлы: 1 файл

Морально-этические проблемы методов вспомогательной репродукции и развития эмбриона человека.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Алтайский государственный  медицинский университет

Министерства здравоохранения  и социального развития

Российской федерации»

(ГБОУ ВПО АГМУ Минздравсоцразвития  России)

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Морально-этические проблемы методов вспомогательной репродукции  и развития эмбриона человека.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент 2 курса

лечебного факультета

209 группы

Торосян О.Г

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

 

  1. Этические аспекты «статуса» эмбриона человека. Возможности манипуляций на эмбрионе с целью исследований

 

  1. Морально-этические аспекты преимплантационной диагностики генетических заболеваний

 

  1. Морально-этические аспекты криоконсервации половых клеток и эмбрионов человека

 

  1. Этические аспекты «суррогатного материнства»

 

  1. Право женщины быть донором и реципиентом яйцеклетки

 

  1. Морально-этические проблемы искусственной инсеминации (ИИ)

 

  1. Этический аспект в выборе пола ребенка

 

 

Морально-этические  проблемы методов вспомогательной  репродукции и развития эмбриона человека.

 

1. Этические аспекты «статуса» эмбриона человека. Возможности манипуляций на эмбрионе с целью исследований.

 

По данным за 1999-й год, бесплодием страдает около 20% женщин и 10% мужчин детородного  возраста. С каждым годом эти цифры  неуклонно растут.

В настоящее время благодаря появлению новых медицинских технологий искусственного оплодотворения in vivo и in vitro даже гомосексуальные пары могут иметь детей. К методам новой репродуктивной технологии (НРТ)- искусственной репродукции - относятся:

  1. искусственная инсеминация (ИИ) женщины спермой мужа или донора;

  1. экстракорпоральное оплодотворение яйцеклетки (ЭКО) in vitro с последующим ее переносом (ПЭ) женщине;

  1. вынашивание эмбриона/плода «суррогатной матерью» (СМ)

 

В 1968 г. в клинике Бон-Холл в Англии родилась Элиза Браун — первый ребёнок, зачатый в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и в виде эмбриона, перенесенного (ПЭ) в матку матери на ранних этапах дробления. К настоящему времени с помощью методов вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), обеспечивающих оплодотворение яйцеклетки вне организма в случаях невозможности такового естественным путем, рождены многие тысячи детей. ВРТ непрерывно совершенствуются и все большее число людей с их помощью решают проблему деторождения. Разработаны методы криоконсервации эмбрионов и половых клеток, срок хранения которых оговорен от 5 до 10 лет, метод микрооплодотворения с помощью микроманипулятора и др.

Кроме лечения многих форм мужского и женского бесплодия, ВРТ используются и для решения проблем фундаментальной биологии и медицины. Используя не затребованные для имплантации эмбрионы, изучают механизмы оплодотворения и развития эмбриона, генетическую регуляцию эмбриогенеза, возможности преимплантационной диагностики наследственных заболеваний и другие проблемы. В Англии существует положение, по которому использование так называемых «лишних» эмбрионов допускается только при разрешении матери или обоих родителей. Среди клиницистов, исследователей и в кругах общественности (особенно среди представителей разных конфессий) отношение к использованию ВРТ для терапевтических и исследовательских целей неоднозначно. Даже в странах, в которых нормативно и законодательно регулируется и контролируется деятельность специалистов и учреждений по ВРТ, использование последних вызывает крайне противоречивые оценки. В странах, где отсутствуют нормативные акты по применению новых ВРТ (например, в СНГ), не только сами исследователи, но и лица, для которых они используются, не могут быть гарантированы от конфликтных ситуаций. Например, при выполнении селекции эмбрионов при многоплодной беременности (более 3 эмбрионов одновременно трансплантировать не рекомендовано), выборе пола плода без медицинских на то показаний и пр. О недостаточной осведомленности отечественных специалистов-медиков и биологов относительно морально-этических аспектов ВРТ и возможностей их корректного решения свидетельствуют и данные проведенного анкетирования. Об этом же свидетельствуют прошедшие в конце 1997 г.-начале 1998 г. обсуждения (в том числе в некоторых комитетах ГосДумы РФ) и публикации в СМИ, посвященные проблемам биомедицинской этики, клонирования животных и человека.

Сторонники так называемой абсолютистской позиции, основываясь на моральных  и религиозных принципах, требуют запрета любых манипуляций с эмбрионами на любых стадиях развития, поскольку считают, что эмбрион -это существо, имеющее душу с момента оплодотворения. Высказывается мнение о том, что дальнейшее развитие ВРТ несет опасность генофонду, здоровью человечества, поскольку отдаленные последствия ВРТ еще не выявлены. Выдвигаются требования установления жестких критериев, ограничивающих применение ВРТ. Примером негативного отношения со стороны общественного мнения к применению методов репродуктивной технологии в медицине является движение женщин в ФРГ, выступающих против дальнейшего научно-практического развития НРТ.

Приверженцы противоположной точки зрения призывают к широкому внедрению ВРТ в качестве альтернативного естественному способу размножения людей. При более разумной, умеренной (градуалистической) позиции, которую занимают многие ведущие специалисты в области медицины эмбриологи, генетики, репродуктологи, философы, социологи и законодатели, в правовой защите нуждается развивающийся эмбрион, когда приобретает черты и свойства, характерные для личности. Согласно этой позиции, ВРТ в терапевтических и исследовательских целях допускаются по строгой регламентации при разработке законодательных актов, широком контроле и информированности общественности и одобрении специальными контролирующими институтами. Примером такого регулирования может служить специальный правительственный комитет, созданный в Англии в 1982 г., а затем и институт (в 1990 г.), целью которого является контроль за эмбрионами человека, их использованием с терапевтическими и исследовательскими целями и разработка рекомендаций правительству для специального законодательства. Эти мероприятия обеспечивают в Англии защиту эмбриона, позволяют проводить ежегодный контроль учреждений, выполняющих ВРТ. Эмбрионы для целей ВРТ используются до 14 дней развития и в случае проведения исследований после их завершения обязательно разрушаются. Наличие в Англии соответствующего законодательства исключает дискриминацию бесплодных пар и рожденного с помощью ВРТ ребенка.

В нашей стране метод экстракорпорального  оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки (ЭКО и ПЭ) появился позже. В 1965 г. во Всесоюзном научно-исследовательском институте акушерства и гинекологии Минздрава СССР была создана группа раннего эмбриогенеза под руководством профессора Б.В.Леонова, преобразованная в 1973 г. в лабораторию экспериментальной эмбриологии. В этой лаборатории был впервые применен метод оплодотворения in vitro яйцеклеток человека. В начале 80-х годов в клиническую практику внедрен метод искусственной инсеминации, создан банк спермы.

К 1985 г. лаборатория была полностью  переоснащена, переориентирована на метод ЭКО, и в 1986 г. в Центре родился первый ребенок "из пробирки".

С 1986 по 1998 г. в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН родилось более 1500 таких детей. Проф. Б.В.Леонов в интервью журналу "Человек" говорил: "Несколько первых детей обошлись нам примерно в 50 тыс. долларов каждый. Сейчас их "цена", точнее, средства, потраченные на них, стали, конечно, меньше. Сейчас уже никто не говорит о том, что это бриллиантовые дети, и никто не спорит, надо ли это делать или не надо... Сегодня практически в любой развитой стране этот метод существует, и по сравнению с консервативными методами лечения бесплодия часто оказывается более предпочтительным. Скажем, при отсутствии обеих маточных труб он абсолютно показан, т.е. только так можно помочь женщине...»

 

Ключевая морально-этическая проблема ВРТ – «статус» эмбриона, с какого момента его следует рассматривать как личность, имеющую право на жизнь и ее защиту в законодательном порядке.

К другим обсуждаемым в научной  печати проблемам относятся:

  • правомерность манипуляций с гаметами и эмбрионами с терапевтическими и исследовательскими целями,
  • замораживание половых клеток и эмбрионов и их использование реципиентами,
  • анонимность доноров гамет, эмбрионов суррогатных матерей, их права и обязанности;
  • выбор пола плода при риске носительства связанных с полом заболеваний и т.п.

В настоящем сообщении мы рассмотрим ключевую проблему ВРТ – «статус» эмбриона человека.

С какого момента развития эмбрион человека должен рассматриваться как личность? По каким критериям необходимо решать проблему определения личности, статуса эмбриона и/или гамет?

Оплодотворение -процесс взаимодействия мужской и женской зрелых гаплоидных половых клеток, вследствие которого развивается новый организм с диплоидным набором хромосом. Хромосомы содержат уникальную генетическую программу развития, полученную через гаплоидные наборы хромосом яйцеклетки и сперматозоида. После оплодотворения яйцеклетка путем многих митотических делений развивается в многоклеточный организм.

 

Одним из ключевых в определении  возраста эмбриона человека как личности является вопрос о том, когда плод человека приобретает способность чувствовать? Первые движения плода зарегистрированы на 6й неделе развития, в это же время плод реагирует на прикосновения, в спинном мозге выявляются синапсы.

На основании данных электрофизиологических и иммуногистохимических исследований центральной и переферической нервной системы высказано мнение о том, что плод человека начинает чувствовать в возрасте 18-25 недель, но до 30й недели развития отсутствуют доказательства способности плода перерабатывать полученный ощущения. 30я неделя рассматривается как нижняя граница между плодом и человеческим существом. Поскольку полноценное функционирование мозга (а по каким критериям это определяется, где границы перехода в неполноценную функцию?) наступает у человека после первых 2х лет жизни (определение психиатров), некоторые исследователи считают, что разговор об эмбрионе как личности – не состоятелен.

Другие полагают как личность рассматривать  плод после 7 мес., когда он приобретает  способность жить самостоятельно (вернее изолированно) вне тела матери.

C. Grobstain в качестве критерия определения возраста, с которого эмбрион можно рассматривать как личность, предлагает учитывать его способность реагировать на раздражение или причиняемую ему боль, что проявляется у 6-8 недельного эмбриона. Horah (1977) считает неправомочным принимать за такой критерий реакцию плода на раздражение, т.к. считает, что бессознательное состояние и нечувствительность к боли не могут служить основанием для отказа в защите прав личности.

Проблема определения возраста, с которого эмбрион человека можно рассматривать как личность, обладающую правами (в первую очередь на жизнь) и защищаемую законодательством, возникает в ходе обсуждения вопроса о возможности осуществления различных манипуляций с эмбрионами. Под понятием «манипуляции с эмбрионом человека» подразумевают: культивирование их in vitro для терапевтических (лечение бесплодия) и исследовательских (улучшение условий культивирования, разработка новых методов диагностики, изучение закономерностей оплодотворения и развития) целей; отработка условий и проведение глубокого замораживания гамет и эмбрионов, и хранение их в таком состоянии, с последующим их использованием для выполнения практической программы ЭКО или в научных целях. Правомочность выполнения таких манипуляций и степень допустимого воздействия на эмбрионы человека широко обсуждаются в специальной и популярной литературе и правительствами ряда стран.

В силу недостаточной  изученности всех аспектов (медицинских, биологических, социальных, правовых, морально-этических, философских) данной проблемы оказывается невозможным прогнозирование отдаленных последствий для здоровья отдельного индивидуума, потомства, популяции, социума и т.д. любых манипуляций с эмбрионами и ВРТ в целом.

Культивирование эмбрионов человека in vitro для лечебных целей является необходимым условием осуществления ЭКО. Проведение исследований имеет целью, во-первых, совершенствование техники ЭКО и в целом репродуктивной технологии как отрасли медицины; во-вторых, установление полноценности и отсутствия патологии эмбриона до момента переноса его в матку, т.е. профилактику рождения ребенка с генетической патологией. Перспективны методы преимплантационной диагностики (цитогенетической, биохимической, молекулярно-генетической) яйцеклеток (по полярным тельцам) и ранних доимплантационных (т.е. до бластоцисты) эмбрионов по бластомерам. Эти исследования возможны лишь на эмбрионах самых первых стадий развития, в условиях ЭКО. Обсуждается проблема относительно судьбы «лишних» гамет и, что важнее, эмбрионов, т.е. не использованных для данной супружеской пары яйцеклеток и доимплантационных эмбрионов. В свете дискуссий о статусе эмбриона человека встает вопрос о том, что является более гуманным: подвергать их разрушению (как невостребованных) или проводить с ними исследования относительно общих закономерностей развития человека (эмбрионы недоступны при естественном оплодотворении для таких целей). Исследования, при которых эмбрионы человека служат «экспериментальным материалом», для этого культивируются in vitro и являются заведомо нежизнеспособными или умерщвляются после использования, проводиться не должны. Категорически запрещены исследования на эмбрионах человека с целью получения биологического оружия.

Информация о работе Морально-этические проблемы методов вспомогательной репродукции и развития эмбриона человека