Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:13, контрольная работа
На протяжении двадцати пяти веков этика изучает мораль (и нравственность). Понятия морали и нравственности традиционно употребляются как синонимы и составляют предмет этики.
Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как практическая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать человек в конкретной ситуации.
1. Понятие морали: диалектика идеального (должного) и реального (сущего) в поведении человека.
2. Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия.
3. Влияние морали на современное российское право.
В связи с этим право и мораль обладают общими чертами и существенными различиями.
Соотношение между
правом и моралью сложное, оно
включает в себя четыре
Рассмотрим единство и взаимодействия права и морали.
Мораль и право роднит многое.
Они имеют единую нормативную основу. Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. В конечно счете они преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, служат регуляторами поведения людей.
Мораль и право имеют общий источник – древний обычай. Выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.
Право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов. Многие законы запрещают безнравственные виды деятельности, под безнравственной понимают в основном социально опасную, вредную для общества деятельность. Некоторые деяния, такие, как убийство, воровство, нарушение конфиденциальности, настолько опасны для общества, что их моральное осуждение подкрепляется наказаниями, установленными законодательством.
У норм нрава и морали единый объект регулирования — общественные отношения. В свою очередь, сообщество стремится реализовать те возможности в сфере построения этичных отношений, которые предоставлены законодательством.
Им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе.
Состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе. Имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы.
Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел. Так например, при определении общественной опасности личности преступника руководствуются следующими признаками: низменные мотивы преступления, нравственно – психологические особенности (интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности) и т.д.
Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными. Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека, - юридическое выражение его свободы и достоинства (Конституция РФ глава 2). Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом.
Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.
Единство права и морали в цивилизованном обществе сводится к утверждению общечеловеческих ценностей. Они должны способствовать их становлению и упрочению. И хотя реализуется ими это по-разному (мораль убеждает, право же принуждает), тем не менее, они преследуют общую цель.
Однако они обладают существенными различиями и противоречиями.
Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества и не закрепляются в специальных актах. Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, неотделима от общественного сознания. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.
Моральные нормы существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т.п., а также выступают виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, отзывчивым, не завидуй, не кради и т.д.). Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу, действуют там, где нормы права бессильны. Например, в Семейном кодексе РФ нет и не может быть закона, который бы запрещал мужчине заводить роман с женой собственного друга. Запрещает подобные намерения и действия моральный долг. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия.
Цель моральной регуляции – гармонизация личных и общественных интересов , достижение социально полезного и при этом добровольного образа мыслей и поступков личности, действий социальных групп.
Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия. Формируются, главным образом, в законодательной и правоприменительной практике, в процессе функционирования соответствующих институтов, они четко отделены от правосознания и действуют относительно определенных общественных отношений. Закрепляются в строго определенных формах, источниках права (нормативные акты, судебные решения и т.д.). Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности.
Предмет правовой регуляции уже, чем моральный. Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через систему особых юридических средств, обеспечивающую результативное воздействие путем перевода общих правил в конкретные юридические права и обязанности. Право регулирует только социально значимые поступки и действия, которые влекут за собой юридические последствия. А также гражданские и экономические действия, связанные с обеспечением основных прав личности или социальной группы и выполнением ими своих основных обязательств. Например, ст. 156 УК РФ (принят 24 мая 1996 г.) предусматривает наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего ребенка родителями или опекуном.
Содержание норм права характеризуются большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В них выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений.
Влияние морали на современное российское право.
Как, свидетельствует опыт мирового развития, вопросы взаимодействия права и морали актуализируются в переломные периоды истории общества и государства, что наблюдается и в современной России.
Современное Российское государство переживает сложный, переходный этап своего развития. Осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, совершенствуется духовная сфера жизни общества, расширяется свобода личности. Все это сопровождается серьезными изменениями наших представлений о таких вечных ценностях цивилизации, как свобода, равенство, справедливость, мораль.
Происходящие перемены в общественных отношения повлекли за собой необходимость переосмысления представлений о соотношении права и морали, которые являются основными средствами упорядочения человеческого общежития.
Мораль и право — необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам. От эффективного взаимодействия этих регуляторов в значительной мере зависит состояние законности и правопорядка в стране, уровень юридической культуры и правосознания общества и его граждан.
Набирающая силу глобализация мира и связанные с ней как позитивные так и негативные моменты актуализируют проблему ценностей, которые выступают важнейшим показателем итогов проведенных реформ, их социальных последствий в мировоззрении и образе жизни россиян.
В обществе наблюдается существенное ослабление моральных норм и принципов, падение нравственности, особенно среди молодежи. Все чаще встречаются грубость, неуважение, жестокость, корысть, похоть. Возникает проблема выявления причин этих тенденций, определения путей их преодоления.
Решение задачи построения правового государства в России во многом зависит от формирования правового сознания россиян, повышения их правовой культуры, базирующихся на фундаментальных ценностях права: свободе, справедливости и равенстве. Необходимость достижения поставленных целей требует вновь и вновь возвращаться к осмыслению феномена права.
Однако человеку всегда присущи как чувство свободы, так и чувство справедливости, порядка, основой которого является уверенность в завтрашнем дне, безопасность и надежность существования. Для России на нынешнем этапе ее развития потеря национальных духовных, нравственных ценностей и ориентиров чрезвычайно опасна.
Литература.
Бусова Н.А. Этика блага и мораль справедливости // Человек. 2002. №3.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2005.
Золотухина – Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Ростов н/Д, 2000. Ч. 1.
Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. 2-е изд., с изм. М., 2005. Гл. 2.
Профессиональная этика юриста / Под общ. ред. А. Г. Маслеева. Екатеринбург, 2004. Гл. 1 – 3.
Журнал социально – гуманитарного профиля «Общественные науки и современность».
Информация о работе Мораль и право в жизни человека и общества