Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 17:03, реферат
Цель данной работы разобраться, какие существуют способы получения информации, а также узнать, какие из них являются недопустимыми. Ведь в нашей деятельности очень важно не нарушать принципы журналистской этики, работать честно, правильно, а главное, законно.
Задачи:
- подробнее и детальнее узнать об основных методах сбора журналистской информации из различных источников;
- познакомиться с недопустимыми методами получения информации и проанализировать их на конкретных примерах.
Введение……………………………………………………………………..2стр.
1.1 Теоретическая часть
1.2 Методы сбора информации……………………………………………3-5стр.
1.3 Недопустимые методы получения информации……………………5-12стр.
2. Практическая часть......………………………………………………..13-14стр.
Приложение……………………………………………………………15-28стр.
3. Заключение
Оглавление:
1. Введение…………………………………………………………
1.1 Теоретическая часть
1.2 Методы сбора информации……………………………………………3-
1.3 Недопустимые методы получения информации……………………5-12стр.
2. Практическая часть......……………………………………………….
Приложение……………………………………………………
3. Заключение
1. Введение
Как всем известно, главный инструмент в работе журналиста – это информация. На первый взгляд, определить понятие журналистской информации нетрудно: это сообщение о том, что происходит в обществе в настоящее время. Однако не думайте, что репортеры – это простые наблюдатели событий. "Индустрия новостей" всегда играла значительную роль, как в политической, так и в экономической жизни общества, в культурных, социальных процессах. Так, к примеру, в годы мировых войн, журналистские новости использовались для дезориентации противников. В годы советской власти с подачи политической верхушки пресса оказывала большое идеологическое воздействие на читателей, и очень часто для этого использовались "нужные" новости.
Именно с помощью информации человек познает окружающий мир, получает необходимые знания, что-то меняет в обществе. В мире происходит много событий, и задача журналистов - давать читателям наиболее полную картину происходящего.[1]Делают это журналисты с помощью информации, а, значит, они должны уметь собирать информацию, обрабатывать и преподносить ее в наиболее удобном для восприятия виде.
Цель данной работы разобраться, какие существуют способы получения информации, а также узнать, какие из них являются недопустимыми. Ведь в нашей деятельности очень важно не нарушать принципы журналистской этики, работать честно, правильно, а главное, законно.
Задачи, которые я поставила перед собой в данном реферате, это:
- подробнее и детальнее узнать об основных методах сбора журналистской информации из различных источников;
- познакомиться с недопустимыми методами получения информации и проанализировать их на конкретных примерах.
1.1 Теоретическая часть
1.2 Методы сбора журналистской информации
Журналист, приступающий к сбору информации из определенных заранее источников, сталкивается с тремя главными проблемами: выбор самого надежного способа получения данных; фиксирование полученных сведений с достаточной степенью надежности; обеспечение техники безопасности в работе.
Обычно работники СМИ используют три самых распространенных метода: интервью, наблюдение, изучение документов. Среди них наименее надежные –интервью и наблюдение, при использовании которых сильно проявляется субъективность журналиста и объектов его интереса, и ее трудно преодолеть. Однако большинство материалов все же готовится именно на основании бесед с людьми.
Интервью. Успех интервью зависит от многих условий и в первую очередь от хорошо проделанной предварительно домашней работы. Она включает в себя максимально подробное знакомство с темой и с интервьюируемым с помощью различных источников и способов:
Ø опрос тех, кто хорошо знает будущего собеседника, в том числе коллег в редакции, имевших с ним дело;
Ø изучение материалов прессы, если он уже становился предметом интереса журналистов;
Ø знакомство с результатами его профессиональной работы;
Ø самообразование, то есть приобретение достаточной компетенции в той области, где собеседник – дока;
Ø поиск биографических сведений о нем;
Ø определение его пристрастий, привычек, круга друзей и интересов.
Работа на пресс-конференции. Подготов
Ø задавать вопросы в числе первых, так как времени, отведенного журналистам, может не хватить;
Ø быть внимательным, так как важная информация выдается часто между строк, в подтексте;
Ø слушать вопросы коллег и ответы на них, так как товарищи по цеху могут оказаться более изобретательными и искушенными.
Не следует задавать несколько вопросов сразу, формулировать громоздкие и продолжительные вопросы, дискутировать с отвечающим, пресс-конференция – не «круглый стол», свое мнение можно выразить в эфире или на полосе.
И в интервью, и на пресс-конференции внимательное выслушивание – едва ли не самый главный признак профессионализма. Причем из всего того, что произносится собеседником, журналисту важно зафиксировать: а) фактические данные; б) мнения; в) объяснения; г) предложения и прогнозы; д) речевые приметы собеседника (характерные особенности языка)[1].
Наблюдение так же, как интервью, представляет собой наиболее распространенный способ получения информации. Оно позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления, полученные от других людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей, слушателей, зрителей.
Изучение документов. Документ, то есть информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фотопленке или видеокассете, –едва ли не самый важный инструмент в работе журналиста. С его помощью проверяются сведения, полученные в ходе интервью и наблюдения. Он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать.
Одна из главных задач, которую приходится решать, – удостовериться в подлинности документа. Следует определить:
Ø подготовлен ли документ компетентным (в силу своего положения) и уполномоченным для этой цели лицом;
Ø не повлияла ли обстановка, в которой составлялся документ, на его содержание;
Ø не искажены ли фамилии должностных лиц;
Ø соответствует ли содержание документа тексту оттиска печати (углового штампа);
Ø подписан ли документ уполномоченным для этой цели лицом.
Желательно также установить дату появления документа и его номер. Рассказывают, что в эпоху отсутствия такого количества множительной техники, какое имеем сегодня, Анатолий Аграновский, изучая официальные бумаги, срисовывал оттиски печати в свой блокнот, чтобы при необходимости подтвердить: я видел этот текст.
Кроме того, профессиональный подход требует проверки изложенных сведений по другим источникам (опрос работников соответствующего департамента, экспертов, иных причастных к содержанию документа людей).
Важно также, знакомясь с текстом, четко отделять события, о которых идет речь, от его оценок, факты от мнений о них. Используя отдельные фрагменты документа в публикации, следует учитывать общий контекст, в котором этот документ функционирует.
Корреспондент ИТАР-ТАСС, работающая
в жанре расследований, Лариса Кислинская опубликовала
в «Совершенно секретно» материал «Кто
“заказал” Отарика», который построила
на извлечениях из показаний некоего Ю.
Воронцова. Последний говорил, что к убийству
предпринимателя Квантришвили
Делая извлечения из документа, профессиональный журналист всегда:
Ø фиксирует точное название документа, его автора, дату и место издания;
Ø заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;
Ø помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;
Ø при завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения.
1.3 Недопустимые методы получения информации
В журналистике методологическая основа процесса сбора и информации творчески компилирует в себе все многообразие методов разнообразных дисциплин. Журналист в этом контексте сводит воедино столь разнородные факторы как собственный опыт, личные качества, присущие ему в силу особенностей личности, стандартные технологии информационной деятельности и общепринятые принципы и профессиональные нормы.
При этом сбор информации для профессионала не носит формального характера, а превращается в элемент первичной творческой деятельности, которая во многом определяет все последующие стадии его работы. Роль интуиции, подсказывающей, какой именно факт должен быть найден и зафиксирован, как на этот факт выйти и где его использование в дальнейшем принесет максимальную, пользу не менее важна, нежели комплекс профессиональных навыков по ее получению.
Но как раз таки интуиция порой подводит
журналиста, и он, поддавшись «вдохновению»,
забывает о важности соблюдения этических
норм в поиске информации. Поскольку способы
добывания информации обстоятельно описаны
исследователями, мы остановимся лишь
на тех из них, по поводу применения которых
среди профессионалов нет единого мнения. [4]
«Журналистские эксперименты»
Материалы типа «Журналист меняет профессию» или «испытано на себе» — одни из самых популярных. Почти все издания российской прессы применяют этот вариант «репортерского перевоплощения», о чем свидетельствуют многочисленные материалы на их полосах.
Однако, является ли (и если
да, то в какой степени) эта
форма профессионального
Рассмотрим внимательнее, каковы возможности метода перемены амплуа в плане профессиональном, и какие этические неточности встречаются при этом наиболее часто.
Согласно пособию Д.С. Аврамова, первым репортажем с использованием метода «маски» обычно считают репортаж Нелли Б лай «10 дней в сумасшедшем доме», который был опубликован в 1890 г. в «Чикаго-Сан тайме». Чтобы проникнуть в сумасшедший дом, журналистка представилась душевнобольной.[2] Подобный метод был длительное время распространен в зарубежной журналистике. Некоторые редакторы и по сей день возносят его как чуть ли не единственный способ получения сведений «изнутри». Журнал «Тайм» (12.12.1983) в обзоре «Журналистика под огнем» отмечал, что мировоззрение многих американских журналистов сформировалось под влиянием Уотер-гейта и Вьетнама. Отсюда их «расследовательский зуд».
Однако безоговорочно одобрительное отношение к методу «маски» даже в США постепенно сменяется более осторожным. Так, Совет по присуждению Пулитцеровских премий не раз отказывался присуждать награды за сенсационные репортажи в немалой степени из-за того, что репортеры использовали при их подготовке фальшивое представление. Репортер должен решать сам, насколько оправдано применение подобных методов в той или иной конкретной ситуации. Многие коллеги, с которыми пришлось беседовать автору, высказывают мысль, что журналисту, с одной стороны, не следует врать о своей профессиональной принадлежности, а с другой — он не должен попусту тратить время и представляться всем и вся в качестве пишущего. Умолчать о своей работе, когда это помогает получить необходимые сведения, не только допустимо, но и вполне оправдано. Репортер может идти повсюду как простой гражданин, не демонстрируя редакционного удостоверения и потому испытывая все то, что выпадает на долю обычного человека.
Как пишут в своей книге
Е. Жерздева и Б. Баетц, «в основе
журналистского расследования «
Смысл ролевого репортажа, как
и репортажа обычного —
Его задача — чисто репортерская: «воочию», наглядной «картинкой» представить своему читателю «кусочек жизни». Только на сей раз это не взгляд со стороны, главным действующим лицом выступает сам журналист.
В ролевом репортаже выделяются два направления: «Изучение явления «изнутри» и «Испытано на себе». Репортеры действуют вместе со своими героями. Другой вариант — автор выступает в роли «подопытного кролика», пробуя на себе сложности, тяготы и привычные заботы людей определенного круга.
Наиболее сложная смена