Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:19, контрольная работа
Нравственными называются такие высшие чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали.
Человек — общественное существо; вся его деятельность связана с обществом, в котором он живет. Связи, в которые он вступает с другими членами общества, и вызывают в нем ряд глубоких нравственных чувств, в каждом из которых он переживает то или иное отношение к требованиям общества, установившимся нормам поведения или нравственным принципам и правилам.
1. Нравственное чувство и особенности его формирования. 3
1.1 Чувство любви к Родине. 5
1.2 Чувство чести. 5
1.3 Чувство достоинства. 6
1.4 Интеллектуальные чувства. 6
1.5 Праксические чувства. 6
1.6 Эстетические чувства. 7
2. Формирование нравственных чувств в истории общества 8
3. Нравственные чувства как регулятор поведения 10
Список литературы 13
Нравственными называются такие
высшие чувства, которые переживаются
человеком в связи с осознанием
соответствия или несоответствия его
поведения требованиям
Человек — общественное существо; вся его деятельность связана с обществом, в котором он живет. Связи, в которые он вступает с другими членами общества, и вызывают в нем ряд глубоких нравственных чувств, в каждом из которых он переживает то или иное отношение к требованиям общества, установившимся нормам поведения или нравственным принципам и правилам.
Человек, поступки которого идут вразрез с интересами общества и совершаются им не взирая на требования общественной морали, руководствуется в своем поведении недостойными с общественной точки зрения глубоко отрицательными чувствами индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, недоброжелательства и т. п.
В тех случаях, когда человек сознает недостойность своего поведения, несоответствие своих поступков требованиям общественной морали, когда он при этом остро переживает осуждение его поведения обществом, коллективом, другими людьми, мнение которых о себе он ценит, у него возникают такие нравственные чувства, как сожаление о совершенном поступке, чувство стыда, раскаяния и др.
Нравственные чувства
— исторически развившиеся
Нравственные чувства побуждают людей к таким действиям и поступкам, в которых они защищают интересы коллектива и общества. Это наиболее глубокие и сильные чувства, на которые способен человек.
Нравственные чувства
связаны с мировоззрением человека,
с прочно укоренившимися в его
сознании в связи с пройденным
им жизненным путем
Моральные чувства. Это чувства,
в которых оказывается
Высокими моральными чувствами людей является, прежде всего, чувство любви к своей стране, чувство патриотизма. Чувство патриотизма многогранно. Оно неразрывно связано с чувством национального достоинства и гордости, национального самосознания. Национальное самосознание - осознание человеком своей принадлежности к определенной нации.
Оно включает в себя и формируется на основании:
Ментальность охватывает
особенности национального
Положительными чертами ментальности являются: чувствительность, лиризм, что проявляется как в народном творчестве, так и в обрядности; миролюбие, кротость, мягкость характера, доброжелательность, любовь к земле, к красоте.
Связано с любовью к людям, с чувством гуманности. Чувство гуманности обусловлено нравственными нормами и ценностями, системой установок личности на социальные объекты (человека, группу, живых существ), представленные в сознании переживаниями, со переживаниями и реализуются в общении, деятельности, помощи. Чувствами гуманизма руководствуется личность при признании прав, свободы, чести и достоинства другого человека.
Это высокие нравственные чувства, которые характеризуются отношением человека к самому себе и отношением к нему других людей. Честь - это признание обществом достижений личности.
Понятие чести охватывает желание человека поддержать свою репутацию, престиж, добрую славу в том социальном окружении, к которому он принадлежит. С честью связано представление о достоинстве.
Проявляется в общественном признании прав человека на уважение со стороны окружающих, на независимость, в осознании им этой независимости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его как личность.
Оценка человеком собственных
поступков, добрых и недобрых, своей
деятельности, своего отношения к
другим называется его совестью. Эта
оценка является не только умственной,
но и эмоциональной. Она переживается,
осознается человеком и считается
внутренним регулятором его поведения,
проявлением морального сознания. Сила
и действенность влияния
Эти чувства появляются
в процессе переживаний,
Это переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на разные виды деятельности—труд, учебу, спорт. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней. Праксические чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и форме деятельности, ее процесс и результат, общественная ценность — главные предпосылки возникновения и развития праксических чувств.
Праксические чувства
развиваются или угасают в
зависимости от организации и
условий деятельности. Они особенно
успешно развиваются и
Праксические чувства становятся более богатыми, если объединяются с моральными. Работа как дело чести, гуманистическое отношение к деятельности делают практическое чувство важным фактором борьбы за высокую продуктивность и качество работы.
1.6 Эстетические чувства.
К эстетическим чувствам относятся
чувство красоты, прекрасного, которые
порождаются явлениями природы,
результатами труда людей, художественной
и творческой деятельности. Эстетические
чувства отражают прекрасное в самой
объективной действительности. В
них проявляется отношение
Эстетические чувства формируются и реализуются в любой деятельности человека, поскольку каждая деятельность включает в себя элементы прекрасного. Эстетические чувства являются важным фактором формирования нравственного лица человека.
Одним из сложных чувств,
которое сочетает в себе эстетические,
моральные, интеллектуальные стороны,
есть чувство смешного, комического.
Чувство комического возникает
как переживание личностью
Чувство комического может проявляться в различных формах. Так, объединенное с чувством симпатии, доброжелательным отношением, сочувствием к тем, с кого мы смеемся, оно превращается в чувство юмора. Пропитанное ненавистью к другим людям, гневом, это чувство становится сатирическое. Смех является мощным средством борьбы с тем негативным, что случается в жизни людей.
Моральные, интеллектуальные, эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и называются высшими чувствами в связи с тем, что они объединяют все богатство эмоциональных отношений человека в социальном окружении.
В определении чувств "высшими" отмечается обобщенность стабильность их. Вместе с тем следует подчеркнуть условности понятия "высокие чувства", поскольку к ним относят не только позитивные, моральные, но и негативные чувства (скупость, эгоизм, зависть и т.п.). За неимением точного классификационного критерия моральные, интеллектуальные и эстетические чувства довольно трудно различать в психологическом плане. Чувство юмора, будучи эстетическим, одновременно может быть и интеллектуальным (если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей среде), и моральным чувством.
Марксистский принцип историзма, примененный к анализу человеческих чувств, показывает, что человеческая чувственность не остается всегда неизменной, равной себе. Природа чувственности, детерминируемая социальными и культурными условиями, находится в постоянном, непрерывном развитии и усложнении. Поскольку нравственные чувства сопутствуют всем многообразным социальным отношениям, то вместе с развитием последних происходит и изменение первых. Ф.Энгельс, критикуя метафизичность дюринговского подхода к анализу морали, писал, "что люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен". Отсюда вытекает тот факт, что нравственность и нравственные чувства нельзя представлять в виде вечного, окончательного, неизменного и научный анализ их предполагает выяснение каузально-генетической, социальной обусловленности изменения моральных представлений и нравственных чувств, которые являются в конечном счете продуктом данного экономического порядка общества.
Рассматривая проблему детерминации
нравственных чувств господствующими
в обществе производственными отношениями,
следует отметить тот факт, что
это не простая, жесткая, механическая
детерминация. Идея Маркса, изложенная
в "Теориях прибавочной
Природа нравственных чувств
не может быть выявлена вне целостного
рассмотрения морали как социального
явления. Это подтверждается проведенным
выше критическим анализом "теории
нравственного чувства". Главный
недостаток указанной конценции
состоит в попытке вывести
всю специфику морали лишь из одного
ее элемента - нравственных чувств. Это
приводит представителей данной этической
школы к неправильному
Именно поэтому, до непосредственного анализа исторического развития нравственных чувств необходимо дать общее определение морали с позиций марксистско-ленинской этики. Мораль, нравственность - "один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений ( моральные отношения )".
Нравственные чувства
являются элементом морального сознания
личности. Эти чувства, в их специфически
человеческой форме и содержании,
являются результатом социального
развития, если иметь в виду общество
в целом, и процесса социализации,
если речь идет о чувствах отдельного
человека. Специфика нравственных чувств
не заключается в каких-то особенностях
их физиологической основы. Ученые,
исследующие нервную
Информация о работе Нравственное чувство и особенности его формирования