Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:34, реферат
В работе описано как должен выглядеть и вести себя деловой мужчина.
ОТЗЫВ
ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА
на диссертацию Поповой Светланы Павловны «Психосоматические особенности детей и подростков 7-13 лет, проживающих в условиях сочетанного воздействия отцовской депривации и химического загрязнения окружающей среды», представленной на соискание ученой степени кандидата биологических наук по специальности 19.00.02 – психофизиология
1. Актуальность темы исследования. Высокий уровень техногенного загрязнения окружающей среды производными химического синтеза привел к их накоплению в воде, продуктах питания и, как следствие – избыточному их поступлению в организм человека. Химическое загрязнение окружающей среды рассматривается в качестве одной из причин снижения резервов здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях, стойкой тенденции отставания психосоматического развития, возникновению патологии личностных и поведенческих расстройств, пограничных психических состояний, фиксируемых медицинской статистикой.
Вместе с тем эффект сочетанного воздействия химического загрязнения и других факторов среды на детский организм, обладающий высокой экосенситивностью, остается мало изученным.
В представленной работе показано влияние значимого для психического и физического развития личности фактора – отцовской депривации в условиях химического загрязнения среды обитания. Это определяет актуальность и несомненную своевременность представленной работы и её высокую практическую значимость.
В диссертации четко определена цель исследования: комплексное изучение психосоматических, физиологических и личностных особенностей детей и подростков 7-13 лет, проживающих в условиях сочетанного воздействия отцовской депривации и химического загрязнения окружающей среды, научное обоснование и разработка маркеров адаптации и методов коррекции психофункционального состояния.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели и отражают этапы и содержание работы.
2. Достоверность
и обоснованность научных
3. Научная новизна результатов диссертации. Работа характеризуется достаточной степенью научной новизны: впервые дана характеристика индивидуально-типологических особенностей и показателей развития творческих способностей, зрительно-моторной реакции в онтогенезе у школьников 7-13 лет Ставропольского края. Эти данные могут быть использованы в качестве региональных стандартов для мониторинга психофизиологического развития.
Впервые дана комплексная оценка психосоматического развития детей и подростков 7-13 лет, растущих в условиях отцовской депривации. У них выявлено замедление физического развития, снижение функциональных возможностей адаптационных систем - кардиореспираторной и центральной нервной системы (ЦНС), сензитивности, беглости, гибкости, оригинальности и разработанности творческого мышления, повышение уровня тревожности (УТ) и агрессии, достоверно выраженных в критические периоды онтогенеза – период адаптации к школе (7-8 лет) и пубертатный период (12-13 лет).
Впервые выявлено взаимопотенцирование негативных эффектов отцовской депривации и факторов химического загрязнения среды. Это проявилось достоверно выраженным снижением росто-весовых показателей, повышением частоты сердечных сокращений, снижением адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы, снижением функциональных возможностей ЦНС и уровня развития творческих способностей. У этих детей изменялись индивидуально-типологические характеристики личности, адекватность самооценки, следствием которых явилось снижение мотивации к обучению, уровня психосоматического здоровья и социальной адаптации.
Установлено положительное влияние модифицированной диссертантом программы развития креативности.
4. Диссертационная работа является завершенным научным трудом, оформленным по общепринятой структуре. Результаты логически обоснованы 39 таблицами и 23 рисунками. Материал изложен четко и последовательно, выводы вытекают из результатов исследования и отражают поставленные задачи и положения, выносимые на защиту. Структура диссертации и её оформление соответствуют принятым требованиям.
Диссертация состоит из введения, обзоры литературы, главы «Организация и методы исследования» и 4 глав результатов собственных исследований, а также обсуждения результатов, заключения, выводов, списка литературы, содержащего 248 источников, приложения.
Во «Введении» обоснованы актуальность, предмет и объект исследования, цель и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, возможность практического применения результатов исследования.
Литературный обзор отражает современное состояние проблемы.
Объект и методы исследования подробно описаны во второй главе диссертации. Использованные методические подходы полностью соответствуют поставленным задачам.
В 3, 4 и 5 главах диссертации представлены результаты собственных исследований, включающие изучение особенностей психофизиологического развития детей и подростков в условиях воздействия отцовской депривации, химического загрязнения окружающей среды и их сочетанного воздействия. Автором выявлено, что отцовская депривациия приводит к повышению функциональной активности сердечнососудистой и центральной нервной систем в критические периоды онтогенеза – период адаптации к школе и пубертатный период. Диссертант полагает, что снижение функциональных возможностей центральной нервной системы в условиях отцовской депривации сказалось не только на уровне тревожности, но и на индивидуально-типологических особенностях детей и подростков 7-13 лет, обуславливающих адекватное приспособление к условиям социальной среды.
В 6 главе автор приводит результаты позитивного влияния разработанных методы коррекции нарушений психосоматического развития детей и подростков, проживающих в условиях сочетанного воздействия отцовской депривации и химического загрязнения среды обитания. Выявлена высокая эффективность тренинга креативности и его сочетания с фитокоррекцией (прием экстракта корня солодки) для повышения уровня адаптационных и функциональных возможностей организма подростков, что обусловливает практическую значимость работы.
При обсуждении полученных данных соискатель опирается на результаты других исследований в данном направлении.
Работа завершается заключением и выводами, логично вытекающими из результатов исследования. Они соответствуют поставленным задачам и положениям, выносимым на защиту. В работе приведены практические рекомендации и список цитированной литературы.
Автореферат отражает основное содержание диссертации, имеет таблицы и рисунки, подтверждающие научные положения и выводы.
Результаты исследования широко известны научному сообществу, судя по участию автора во многих региональных, Всероссийских и международных конференциях.
Не имея принципиальных замечаний по работе, хотелось бы в дискуссии услышать мнение диссертанта: не считает ли он, что наряду с исследованными в работе факторами отцовской депривации и химического загрязнения окружающей среды в становление личностных качеств детей дополнительный отягощающий компонент привносит психоэмоциональное напряжение, вызываемое всё возрастающим потоком информации в процессе обучения и широким внедрением в повседневную жизнь детей компьютерных технологий и мобильных средств связи.
5. Внедрение результатов исследования и пути их использования. Результаты исследования внедрены в МОУ гимназии №9 г. Ставрополя, МОУ СОШ № 8, г. Невинномысска, а также в курсы лекций по «Возрастной анатомии и физиологии», «Экологической психофизиологии», «Прикладной и коррекционной психофизиологии» в Ставропольском государственном университете.
Материалы могут быть использованы специалистами, работающими в области медицины, экологической физиологии, психофизиологии и психологии, социальными работниками, практическими психологами, врачами, специалистами системы дополнительного образования.
6. Полнота изложения материалов диссертации в опубликованных работах. Материалы диссертации достаточно полно представлены в печати: по теме диссертации опубликовано 16 работ, в том числе 2 статьи в периодических изданиях из перечня ведущих рецензируемых научных журналов, утвержденных ВАК. Автореферат и опубликованные по теме диссертации работы полностью отражают её содержание.
Диссертация Поповой С. П. «Психосоматические особенности детей и подростков 7-13 лет, проживающих в условиях воздействия отцовской депривации и химического загрязнения окружающей среды» представляет собой завершенное, самостоятельно выполненное научное исследование, соответствующее формуле специальности 19.00.02 – «Психофизиология» (биологические науки) по следующим областям исследования:
5. Функциональные состояния человека, эмоции и стресс и адаптация:
8. Психофизиология развития и обучения:
13. Прикладная психофизиология
7. Заключение.
В целом диссертация С.П. Поповой «Психосоматические особенности детей и подростков 7-13 лет, проживающих в условиях воздействия отцовской депривации и химического загрязнения окружающей среды» является научно-квалификационной работой, в которой содержится решение актуальной проблемы взаимодействия человека, общества и природы, а именно разработка методов диагностики и коррекции нарушений психосоматического развития детей и подростков, находящихся под сочетанным воздействием отцовской депривации и химического загрязнения окружающей среды. Работа имеет существенное значение для современной дифференциальной психофизиологии и психофизиологии развития.
По актуальности, объему, методическому уровню, научной и практической значимости диссертация соответствует критериям, предъявляемым пунктом 7 «Положения о порядке присуждении ученых степеней» к диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук, и ее автор, Попова Светлана Павловна, заслуживает присуждения ученой степени кандидата биологических наук по специальности 19.00.02 – психофизиология (биологические науки).
Официальный оппонент
Заведующий кафедрой нормальной физиологии
ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
доктор медицинских наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ
19.12.2011