Основные критерии этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:27, реферат

Краткое описание

Целью моего реферата является установление соотношений основных понятий и категорий этики.
Цель определила следующие задачи:
1. определить точное объяснение понятий этики в отдельности;
2. соотнести эти понятия и выявить их сущность во взаимодействии между собой.
3. Выделить и раскрыть категории этики
4. Раскрыть проблемы этических норм в современном мире

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по этике печать.docx

— 53.44 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Если термин "мораль" латинского происхождения, то "этика" происходит от древнегреческого слова "этос" — местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным "этический" класс человеческих добродетелей —  добродетелей характера в отличие  от добродетелей разума — дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким  образом, этика как наука существует свыше 20 веков.

       В современных условиях развития общества, когда перед человечеством во весь рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей. Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас, прежде всего, следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.

Нравственное сознание изучает  одна из философских дисциплин этика. Этика (греч., от - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как практическая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать человек в конкретной ситуации. 
          Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

 Понятия морали, нравственности, этики являются одними из самых  распространённых в языке, и  в то же время одними из  самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом  предстают одними из самых  важных для человека.

Этот вопрос остается актуальным и в наше время, в связи с тем, что в настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей».

Целью моего реферата является установление соотношений основных понятий и категорий этики.

Цель определила следующие задачи:

1. определить точное объяснение  понятий этики в отдельности;

2. соотнести эти понятия и  выявить их сущность во взаимодействии  между собой.

3. Выделить и раскрыть  категории  этики

4. Раскрыть  проблемы этических  норм в современном мире

Объектом исследования являются основные понятия этики – этика, мораль и нравственность.

 

 

 

 

1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ

        Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначения, функций в жизни и закономерностей развития.

        Зачатки же первых этических представлений относятся к очень раннему периоду развития общества и связаны они с разложением первобытнообщинного строя и становлением классового общества. Тогдашние представления людей о хорошем и плохом, добре и зле, счастье и несчастье, о смысле жизни, смерти и бессмертии первоначально воплощались в продуктах коллективного творчества - в мифах и легендах, в преданиях и сказаниях. Как известно, и до сих пор сказки являются для детей школой нравственных представлений.

         Первые же авторские размышления на этические темы, дошедшие до нас, возникают в странах Древнего Востока и относятся к III-II тысячелетиям до н. э. ("Песня арфиста", "Разговор разочарованного со своей душой", Диалог господина и раба и др.). Размышления эти отражали воззрения древних на мир, будучи проявлением религиозно-мифологического мировоззрения или сомнений в его правильности.

В историко-этическом процессе можно выделить следующие основные этапы: античная этика, средневековая этика, этика Нового времени и современные этические теории1.

 

1.1 Античная этика

Среди многообразия философско-этический  учений особое место занимает учение Сократа. Свои философско-нравственные взгляды Сократ излагал в беседах, спорах, главной целью которых  было выяснение вопроса о смысле жизни через самопознание. “Познай  самого себя”– это основная установка учения и принцип деятельности Сократа. Самопознание у Сократа означало прежде всего познание человеком своего внутреннего мира, осознание того, что гармония духовных сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо.

Мораль и мудрость у Сократа совпадают. Чтобы их достичь, необходимо постоянно критически осмыслять свое собственное знание: “Я знаю, что я ничего не знаю”. Изменив свой способ мышления, человек может знать что есть добро и зло, и при этом он всегда будет следовать добру.

Платон (427–347 гг. до н.э.) является основателем философского идеализма. В его учении о человеке и об идеальном государстве заключена  социально-этическая концепция. Для  Платона мораль возвышается над  реальными людьми, она достояние  “неба”, где пребывают всеобщие образцы блага, справедливости, добра. “Небесный” мир выступает у него как единственный реально существующий, порождающий все многообразие земного мира. Поэтому обретение добродетели и нравственно совершенная жизнь возможны только по мере отрешения души человека от всего земного.                    Аристотель завершил превращение этики в самостоятельную философскую дисциплину, придал ей форму подлинно научного исследования и дал название.
Этика Аристотеля есть практическая наука о благе и счастье  живущего в обществе человека, о  человеческих способностях, которые  делают его пригодным для такой  жизни и достойным блаженства. Цель ее не познание само по себе, а  поступки. Познавательные задачи здесь - что такое добродетель - подчинены  практическим целям - обоснованию того, как стать добродетельным.

1.2 Этика эпохи Средневековья (X–XV вв.)

Это, прежде всего, христианская этика. Ее притягательная сила состояла и состоит до сих пор в том, что она дает ясные и простые  ответы на вопросы о несовершенстве, жестокости мира, обещает избавление от зла и бедствий для отдельного человека. Основным источником морального учения христианства является Священное  писание, согласно которому мир сотворен Богом. Существует 2 вида бытия: абсолютное бытие, т.е. Бог, и сотворенное бытие – природа и человек. Человек, как подобие и образ Бога, имеет способность к духовной жизни, т.е. служить Богу и поддерживать установленный им порядок, в том числе и моральный. Однако в мире существует конкретное эмпирическое зло. В чем его источник? Бог, по определению, всеблаг, следовательно, он не может быть ответствен за зло. Источник зла, согласно христианству, в свободной воле человека, благодаря которой первые люди ослушались Бога и были изгнаны из рая. Человек оказался в естественном, природном мире, где вынужден добывать себе пропитание на каждый день. Тем самым он стал заниматься практическими делами, отошел от Бога и впал в грех. Первородный грех наследуется от поколения к поколению и поэтому все человечество погрязло в грехе. Греховность – это всеобщее качество людей, вытекающее из свободы и гордыни человека. Она ослабляет душу человека и склоняет его к злу.

Человек способен обрести  счастливое бессмертие только через  Бога.

Ведущей христианской добродетелью является любовь. Люди приобщаются  к Богу прежде всего через любовь. Христианская любовь бескорыстна, деятельна  и милосердна. Такая любовь делает невозможным отвечать злом на зло. Христианская любовь, понимаемая как этический  идеал, не восторгается врагами, но она  учит их прощать и, если надо, вступать с ними в диалог. Милосердная любовь безмерна, она выше справедливой оценки поступков2.

Таким образом, христианская этика возвышает мораль над другими  формами духовного освоения мира (кроме религии), придав ей абсолютный характер, освятив авторитетом Бога. Христианство показало равенство и  одинаковость всех людей перед Богом, а фактически – в своих нравственных возможностях. Оно утвердило возвышенный и бескорыстный характер нравственности.

 

1.3  Этика Нового  времени (XVII –XVIII вв.)

Духовная жизнь Нового времени ориентируется на новые  ценности, сформировавшиеся в период Возрождения, Реформации, а именно –  на развитие разума, науки как основного  условия общественного прогресса. От науки требуется практическая отдача, полезность. Главным носителем  разума является человек, следовательно, этика должна ориентироваться на жизненные потребности и интересы людей. Моральная ценность человеческих поступков определяется характером знаний о мире природы и о собственном  существовании человека. Показательны в этом смысле учения Б. Спинозы и  И. Канта.

Бенедикт Спиноза (1632–1677) – нидерландский философ, который  разработал свою этическую концепцию  на основе учения о вечной и бесконечной  природе – субстанции, которая  действует согласно вечным законам. Человек как часть природы  подчиняется природным закономерностям. В человеке тело и дух – это  одна и та же сущность, субстанция, имеющая  два модуса: протяженность и мышление. Условием разработки этики Спиноза  полагал познание телесных процессов  в человеке. Он приблизил метод  психологии к методам механики и  физики и свел все многообразие психической  жизни к двум началам – разуму и аффектам (страстям).

Аффект, по Б. Спинозе, выражает состояние душа и тела. Все аффекты  вырастают из стремления каждого  к сохранению своего существования. К числу основных аффектов относятся  также удовольствия и неудовольствия. Понятие аффекта, страсти выражает пассивные состояния человеческой души, порождаемые чувственным, недостоверным познанием. Б. Спиноза называет рабством бессилие человека перед лицом своих страстей, ибо в них выражается слабость человека, обусловленная его сущностью как природного существа. Свобода – это познанная необходимость. По Спинозе, у разных людей существуют различные степени свободы. Хотя познание бессильно перед аффектами, оно само может стать страстью (любовь к познанию).

Таким образом чувственно-абстрактное  знание, состоящее из смутных идей, порождает пассивные состояния  человеческого тела и духа. Человек, мыслящий лишь о том, что он ощущает, скован своими страстями. Находясь на этом уровне познавательной деятельности, человек лишь частично осознает свои желания, не понимая их истинных причин

 

 

1.4 Современные этические теории

Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к  уровню бытия человека. Быстрые темпы  развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге  в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой  воплощение в человеке природных  законов. Однако это мнение не могло  объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути разрешения этого и других противоречий этика  в Новое время приходит к пониманию  социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом. 
          Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют наивной веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм. Над разработкой таких методов-рекомендаций работали великие мыслители Д. Дидро, К.Гель-веций и П. Гольбах. Они наставляли человека избегать излишеств и вожделений и уважать чужие интересы, ибо стремление к удовлетворению «неразумного» интереса рано или поздно обратится вредом для совершившего его3. Одним из главных достижений этики Нового времени стала попытка примирить интересы отдельного индивида и общества в целом на основании невозможностиъсуществованияъихъдругъбезъдруга. 
          Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имена таких знаменитых философов, как И. Кант и Г. Гегель. Среди достижений Канта необходимо отметить его вклад в разработку проблем нравственности, изменение зависимости морали и религии, разграничение понятий «мораль» ио«счастье». 
          Среди достижений Гегеля необходимо отметить то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействииъсоъвсемиъсторонамиъжизниъобщества. 
          Этика Канта и Гегеля истолковывала нравственное совершенствование личности как ее духовное самопринуждение, самообуздание, результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека.

Информация о работе Основные критерии этики