Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:55, реферат
«Сегодня, когда мы не можем даже молиться вместе, полностью осознается, что человеческое бытие безоговорочно связано с коммуникацией» [6, с. 507]. В условиях информационного общества, стремительной виртуализации реальности, высказанная в работе «Философская вера» мысль немецкого философа-экзистенциалиста К. Ясперса приобретает особое звучание, порождая вопрос о том, является ли осмысленным таким образом связанное с коммуникацией человеческое бытие?
ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И СМЫСЛА
«Сегодня, когда мы не можем
даже молиться вместе, полностью осознается,
что человеческое бытие безоговорочно
связано с коммуникацией» [6, с. 507].
В условиях информационного общества,
стремительной виртуализации
В этой связи актуализируется
призыв К. Ясперса к экзистенциальной
(подлинной) коммуникации, подлинно-личностному
общению между людьми. Хотя еще
С. Киркегор указывал на важность экзистенциального
переживания, как небезразличного
«к мыслящему объекту и его
экзистенции», различая три вида коммуникации:
непосредственную, рефлексивную и двойную
рефлексивную (рефлексию внутреннего).
Становление понятия «экзистенциальная
коммуникация» в творчестве К. Ясперса
берет начало в исследовании проблем
психотерапии, при его столкновении,
как врача-психиатра с
Для решения данной проблемы немецкий мыслитель предлагает относиться к человеку как к экзистенции – существу, каждый раз обнаруживающему свою сущность. Экзистенция представляет наиболее глубокий уровень человеческого «я», опирающийся на его предшествующие ступени – эмпирическое «я», сознание вообще и «я» на уровне духа. Экзистенция не может быть ни предметом научного исследования, поскольку человек, будучи объектом, как объект и превзойдет сам себя, ни, будучи терапевтическим средством, использоваться преднамеренно.
По мысли К. Ясперса, экзистенция
выступает в единстве с трансценденцией,
под которой понимается вечное или
Бог как мысленная
Трансценденцию невозможно обнаружить эмпирическими способами, но она действительно существует. Это – бытие, в которое не входит человек, но которое является его основанием: трансценденцией называется «бытие, объемлющее нас» [6, с. 425], трансценденция существует в личностном отношении человека к ней, это – «бытие, которое никогда не станет миром, но которое как бы говорит через наличное бытие в мире» [6, с. 426].
Экзистенция и трансценденция
представляют собой две полярности
мира (подобно внутреннему и
Отказавшись от предметно-эмпирического отношения к человеку, подчеркнем, что Ясперс призывает относиться к нему как к возможной (выделено нами) экзистенции [7, s. 126]. Следовательно, по отношению к человеческому бытию, экзистенция представляет область потенциального, будучи возможной, она не является должной. Изначально заданной экзистенции не существует, а потому пассивное ожидание человеком раскрытия собственной самости оказывается утопичным.
Условием экзистенции
выступает коммуникация – изначальный
феномен человеческого бытия. Бытием
обладает лишь то, что осуществляется
в коммуникации. На коммуникацию –
универсальное условие
Единство коммуникации и экзистенции (в этом проявляется экзистенциальная сущность представления о коммуникации К. Ясперса) реализуется во вводимом понятии «экзистенциальная коммуникация», изначально являющейся высшей ступенью в отношениях между психически больным и врачом и впоследствии распространяемой на человеческие отношения вообще, способствуя их развитию.
Экзистенциальная коммуникация представляет высший тип общения, это – духовное общение, подлинная коммуникация (в отличие от массовой, неподлинной коммуникации, осуществляющейся в социокультурной среде). Подлинная коммуникация, по Ясперсу, превосходит обычные пределы, такие как «простые соприкосновения», «договоренность», «симпатию», «общность интересов и развлечений». Подлинная коммуникация есть беспредельная коммуникация – «путь к обнаружению истины» [4, с. 233]. Другими словами, экзистенциальная коммуникация соответствует уровню экзистенции. Это – общение двух родственных экзистенций, в котором реализуется связь самости с самостью, единство «двух личностей как разумных (выделено нами) существ, каждое из которых выступает в качестве возможной экзистенции» [5, с. 952].
Впрочем, этой характеристикой личности роль разума в коммуникации не ограничивается. Экзистенциальная коммуникация предполагает воздействие разума. К. Ясперс обращается к классической европейской философской мысли (в русле Платон – Аристотель – Лейбниц – Кант – Гегель), усматривавшей в разуме высшую человеческую способность, но не ограничивается этим представлением. Ясперсовский рационализм экзистенциален: необходимо единство разума и экзистенции для ограничения экзистенции с целью ее не вырождения в произвол, разумом. При таком соотношении разума и экзистенции возникает (в их соединении) высшая форма коммуникации.
Рассматривая личность как единицу экзистенциальной коммуникации, Ясперс не исключает обращенность человека, как уникального существа, к самому себе. Более того, в экзистенциальную коммуникацию может вступить человек, способный подтвердить свою сущность в одиночестве. Сегодня, замечает К. Ясперс, «человек зависит от себя как единичного в новом смысле: он должен сам помочь себе, если уж он не свободен посредством усвоения всепроникающей субстанции, а свободен в пустоте ничто. Если трансценденция срывается, человек может прийти к ней лишь посредством самого себя» [3, с. 377].
Проблема пределов экзистенциальной коммуникации, первоначально обозначенная К. Ясперсом в личностном (индивидуально-личностном, межличностном) плане, в связи с изначальным обретением человеком собственной самости, позднее получает значение всемирно-исторической задачи. Как поясняет П.П. Гайденко, это перерастание проблемы из индивидуального плана в общечеловеческий привело к превращению вопроса об экзистенциальной коммуникации в вопрос о философской вере. Если условием «экзистенциального общения является, с точки зрения Ясперса, общая судьба, “общая ситуация”, делающая возможным взаимопонимание двух, трех, нескольких людей, то условием общечеловеческой коммуникации Ясперс считает общий духовный исток всего человечества – “осевую эпоху” как корень и почву общеисторического бытия» [1, с.25].
Сущность ясперовской экзистенциальной коммуникации проявляется в предполагающем отношении равенства «взаимном высветлении», ничем не гарантированном и не опирающемся на универсальность отношения, поскольку «в существе своем относится каждый раз к данному, и только данному случаю» [5, 955]. В ходе экзистенциальной коммуникации происходит «выявление» («Offenbarwerden») человека – процесс самораскрытия, самопрояснения, позволяющий человеку проникнуть в глубины своего существа. Такой процесс, представляющий структурированное целое, не подвергающееся разложению (либо – теряющее свою сущность при нем), преодолевает пределы рационально достижимого в силу того, что «ведет в сферу философствующего становления самости человека» [5, 954]. Экзистенциальная коммуникация уникальна в каждом своем проявлении, она предстает в настоящем неплановой и непреднамеренной. Собственным агностицизмом экзистенциальная коммуникация чем-то напоминает кантовскую «вещь в себе»: знать о ней нельзя, в нее можно только верить.
Рассмотрев сущность и
содержание экзистенциальной коммуникации,
отметим особенности
Смысл, как идеальное образование,
есть истинная глубина экзистенциальной
коммуникации. Изначально существующий
смысл отсутствует, смысл может
быть произведен (при условии реализации
экзистенции) только сознательно, в
процессе экзистенциального отношения
между людьми: в коммуникации человек
обретает сущность собственного бытия.
Подлинная коммуникация, являясь
наглядным условием проявления экзистенции,
выступает и условием производства
смысла человеческого существования,
предполагая равенство
Негарантированность экзистенции
позволяет определить смысл как
нечто становящееся, не являющееся
константным. Производимый смысл изменяется,
«каждый раз смысл становится
иным», что обусловлено
Информация о работе Особенности соотношения экзистенциальной коммуникации и смысла