Плюрализм в понимании и определении государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:48, контрольная работа

Краткое описание

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Государство обладает набором признаков. Они проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности они позволяют определить государство - единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для исполнения законы, обладает суверенитетом.

Содержание

Введение
1. Понятие плюрализма
2.Плюрализм в понимание и определение государства
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Плюрализм в понимании и определении государства.docx

— 32.13 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Минске

 

Кафедра правоведения и социальной теории

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине «Теория  Государства и Права»

 

по теме «Плюрализм в понимание и определение государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса

специальности Юриспруденция

Мурадов А.Э

 

Проверил:

______________________

              (должность)

_______________________

              (Фамилия, И.О.)

 

 

 

 

Минск 2013

 

 

Содержание

 

Введение

1. Понятие плюрализма

2.Плюрализм в понимание  и определение государства

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Определить общее понятие  государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Государство обладает набором признаков. Они проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности они позволяют определить государство - единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для исполнения законы, обладает суверенитетом.

Рожденное обществом, его  противоречиями, государство само неизбежно  становится противоречивым: его деятельность и социальная роль. Как форма организации  общества, призванная обеспечивать его  целостность и управляемость, государство  выполняет функции, обусловленные  потребностями общества а, следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое  общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие  дела, вытекающие из природы всякого  общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

 

  1. Понятие плюрализма

 

Существует несколько  значений плюрализма. В философском смысле плюрализм означает учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей, один из фундаментальных принципов устройства правового общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества, множественность мнений, суждений, взглядов и т.п. как один из принципов общественного устройства. Такое понятие дано в новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремова Т. Ф.

В политическом смысле плюрализм  — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.[1]

Необходимыми, но недостаточными условиями для существования  политического плюрализма являются свобода слова и свобода массовой информации, многопартийная система, политическая оппозиция, свободные выборы, парламентаризм, независимые от государства общественные организации.

С давних времен мыслители  пытались ответить на вопрос, что такое  государство. Еще древнеримский  оратор, философ и политический деятель  Марк Туллий Цицерон спрашивал и  одновременно отвечал: "Да и что  такое государство, как не общий правопорядок?" У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах - основатель нормативистской теории права Г.Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что "государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства". Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое  распространение получило определение  государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими  людьми, и власти. [2]

Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:

- совокупность человеческих индивидов;

- определенную территорию;

- суверенную власть;

- правительство.

"Под именем государства,- писал Г. Ф. Шершеневич,- понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти".

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом  для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли  государство со страной, другие - с  обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин  критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства  называли принудительную власть: "Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в  семье, но государства тут не было".

Не согласны с приведенным  понятием и сторонники психологической  теории права. "Государство не совокупность людей определенного рода,- утверждал  Ф. Ф. Кокошкин,- а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними". Однако "форма общежития", форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Трудности выработки дефиниции  анализируемого сложного и изменяющегося  явления породили в те годы неверие  в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: "Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его  деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни - государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству".

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это "та форма, в которой  индивиды, принадлежащие к господствующему  классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское  общество данной эпохи находит свое сосредоточение" Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому "государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим". В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: "Государство- это есть машина для поддержания господства одного класса над другим".

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в  официальной пропаганде. Однако они  применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая  классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением  общества. Иначе говоря, эти определения  подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные  определения мешают увидеть в  государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.[2]

В современной учебной  литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение  отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными  делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне  гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.[2]

 

2. Плюрализм в понимание и определение государства

 

Политический плюрализм  как основа демократии предполагает многообразие политических взглядов и  организаций, свободное участие  граждан в политической жизни, конкуренцию  между различными политическими  силами в борьбе за доступ к власти.

Согласно Конституции, “в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность”. Это  означает, что в России на определенных законом основаниях могут создаваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность различные общественные политические объединения.

В Конституции Российской Федерации указано, что “общественные  объединения равны перед законом”. Равенство общественных объединений  перед законом проявляется в  равенстве требований государства  к уставам общественных объединений. В России, помимо равенства перед  законом, закрепляется равенство общественных объединений между собой. Это  предполагает равенство прав и обязанностей общественных объединений, как в  общественной, так и в хозяйственной  деятельности.

Закрепленный в Конституции  России принцип многопартийности предполагает, что каждая партия как разновидность  общественного объединения, выражая  политическую волю своих членов, стремится  к участию в формировании органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

Каждая партия обладает правом принимать программные документы, публикуемые затем для всеобщего  сведения, выдвигать кандидатов в  депутаты и на другие выборные должности. Но, участвуя в выборах, партия не может получать финансовую поддержку от иностранных государств, организаций и граждан.

Партийные полномочия должны осуществляться в соответствии с  российским законодательством и  уставом партии, который подлежит обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации  предусматривает запрет на “создание  и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ  конституционного строя и нарушение  целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и  религиозной розни”.

Принцип политического плюрализма обладает рядом бесспорных преимуществ (хотя бы потому, что он противостоит политическому единообразию), но эти преимущества могут быть реализованы исключительно в рамках конституционности. Кроме того, конкретная реализация принципа политического плюрализма предполагает наличие особого типа правовой культуры, толерантной и компромиссной.

В России существует множество  политических партий, общественно-политических организаций и движений. Люди, социальные общности имеют возможность свободно выбирать политические организации, соответствующие  их ценностям, взглядам, ориентациям, отвечающие их интересам.

Политический плюрализм  неразрывно связан с идеологическим. Политический плюрализм в идеологической “упаковке” отражает многообразие идей и мнений в политике, что дает возможность в споре, диалоге сопоставлять различные точки зрения и находить оптимальные пути решения политических проблем.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Политический плюрализм  способствует повышению эффективности  народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для  преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.

Предварительным условием признания  принципа политического плюрализма в нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла  дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к  его реализации прежде всего путем постепенного создания в Российской Федерации многопартийной системы.

Информация о работе Плюрализм в понимании и определении государства