Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:48, контрольная работа
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Государство обладает набором признаков. Они проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности они позволяют определить государство - единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для исполнения законы, обладает суверенитетом.
Введение
1. Понятие плюрализма
2.Плюрализм в понимание и определение государства
Заключение
Список использованных источников
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Минске
Кафедра правоведения и социальной теории
Контрольная работа
по дисциплине «Теория Государства и Права»
по теме «Плюрализм в понимание и определение государства»
Выполнил:
студент 1 курса
специальности Юриспруденция
Мурадов А.Э
Проверил:
______________________
(должность)
_______________________
(Фамилия, И.О.)
Минск 2013
Содержание
Введение
1. Понятие плюрализма
2.Плюрализм в понимание и определение государства
Заключение
Список использованных источников
Введение
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Государство обладает набором признаков. Они проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности они позволяют определить государство - единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для исполнения законы, обладает суверенитетом.
Рожденное обществом, его
противоречиями, государство само неизбежно
становится противоречивым: его деятельность
и социальная роль. Как форма организации
общества, призванная обеспечивать его
целостность и управляемость, государство
выполняет функции, обусловленные
потребностями общества а, следовательно,
служит его интересам. По мнению К. Маркса,
государство интегрирует
Существует несколько значений плюрализма. В философском смысле плюрализм означает учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей, один из фундаментальных принципов устройства правового общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества, множественность мнений, суждений, взглядов и т.п. как один из принципов общественного устройства. Такое понятие дано в новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремова Т. Ф.
В политическом смысле плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.[1]
Необходимыми, но недостаточными
условиями для существования
политического плюрализма являются
свобода слова и свобода
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: "Да и что такое государство, как не общий правопорядок?" У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах - основатель нормативистской теории права Г.Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что "государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства". Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. [2]
Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:
- совокупность человеческих индивидов;
- определенную территорию;
- суверенную власть;
- правительство.
"Под именем государства,- писал Г. Ф. Шершеневич,- понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти".
Рассматриваемое определение,
верно отражающее некоторые черты
(признаки) государства, послужило поводом
для различных упрощений. Ссылаясь
на него, одни авторы отождествляли
государство со страной, другие - с
обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих
власть (правительством). В. И. Ленин
критиковал это определение за то,
что многие его сторонники в ряду
отличительных признаков
Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. "Государство не совокупность людей определенного рода,- утверждал Ф. Ф. Кокошкин,- а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними". Однако "форма общежития", форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство.
Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: "Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни - государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству".
Не один раз обращались
к определению государства К.
Маркс и Ф. Энгельс. Они считали,
что это "та форма, в которой
индивиды, принадлежащие к
Обе формулировки были широко
распространены и в науке, и в
официальной пропаганде. Однако они
применимы только к таким государствам,
в которых возникает высокая
классовая напряженность и
В современной учебной
литературе государство обычно определяется
как политико-территориальная
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.[2]
2. Плюрализм в понимание и определение государства
Политический плюрализм как основа демократии предполагает многообразие политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти.
Согласно Конституции, “в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность”. Это означает, что в России на определенных законом основаниях могут создаваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность различные общественные политические объединения.
В Конституции Российской
Федерации указано, что “общественные
объединения равны перед
Закрепленный в Конституции России принцип многопартийности предполагает, что каждая партия как разновидность общественного объединения, выражая политическую волю своих членов, стремится к участию в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Каждая партия обладает правом
принимать программные
Партийные полномочия должны осуществляться в соответствии с российским законодательством и уставом партии, который подлежит обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации предусматривает запрет на “создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни”.
Принцип политического плюрализма обладает рядом бесспорных преимуществ (хотя бы потому, что он противостоит политическому единообразию), но эти преимущества могут быть реализованы исключительно в рамках конституционности. Кроме того, конкретная реализация принципа политического плюрализма предполагает наличие особого типа правовой культуры, толерантной и компромиссной.
В России существует множество политических партий, общественно-политических организаций и движений. Люди, социальные общности имеют возможность свободно выбирать политические организации, соответствующие их ценностям, взглядам, ориентациям, отвечающие их интересам.
Политический плюрализм неразрывно связан с идеологическим. Политический плюрализм в идеологической “упаковке” отражает многообразие идей и мнений в политике, что дает возможность в споре, диалоге сопоставлять различные точки зрения и находить оптимальные пути решения политических проблем.
Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.
Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.
Предварительным условием признания принципа политического плюрализма в нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации прежде всего путем постепенного создания в Российской Федерации многопартийной системы.
Информация о работе Плюрализм в понимании и определении государства