Подготовка к экзамену языкознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по предмету "Языкознание"

Вложенные файлы: 1 файл

yazyk.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

В результате повседневного  устного общения в рамках определённого  социального коллектива между носителями различных диалектов и языков может сложиться наддиалектное койне (см.), напр. городское койне, городское просторечие. Так, общегреч. койне послужило основой единого книжного (письменного) языка деловой, научной, философской и художественной лит-ры Древней Греции. Городское койне, моек, просторечие играло большую роль в формировании норм рус. лит. языка.

 

7. Есте́ственный язы́к — в лингвистике и философии языка язык, используемый для общения людей (в отличие от формальных языков и других типов знаковых систем, также называемых языками в семиотике) и не созданный искусственно (в отличие от искусственных языков).

Иску́сственные языки́ — специальные языки, которые, в  отличие от естественных, сконструированы  целенаправленно. Таких языков существует уже более тысячи, и постоянно создаются всё новые и новые.

Различают следующие  виды искусственных языков:

Языки программирования и компьютерные языки — языки  для автоматической обработки информации с помощью ЭВМ.

Информационные языки  — языки, используемые в различных системах обработки информации.

Формализованные языки  науки — языки, предназначенные  для символической записи научных  фактов и теорий математики, логики, химии и других наук.

Языки несуществующих народов, созданные в беллетристических  или развлекательных целях, например: эльфийский язык, придуманный Дж. Толкином, клингонский язык, придуманный Марком Окрандом для фантастического сериала «Star Trek» (см. Вымышленные языки), язык На'ви, созданный для фильма «Аватар».

Международные вспомогательные языки — языки, создаваемые из элементов естественных языков и предлагаемые в качестве вспомогательного средства межнационального общения.

По степени практического  употребления искусственные языки  делят на проекты, получившие широкое  распространение: идо, интерлингва, эсперанто. Такие языки, как и национальные языки, называют «социализованными», среди искусственных их объединяют под термином плановые языки

Международный язык —  язык, который может быть использован  для коммуникации значительным количеством людей по всему миру.

Языки, считающиеся международными, обладают следующими признаками:

Большое количество людей  считает этот язык родным.

Среди тех, для кого этот язык не является родным, есть большое  количество людей, владеющих им как  иностранным или вторым языком.

На этом языке говорят  во многих странах, на нескольких континентах  и в разных культурных кругах.

Во многих странах  этот язык изучается в школе как  иностранный.

Этот язык используется как официальный язык международными организациями, на международных конференциях и в крупных международных фирмах.

8. Новый этап в развитии народов и языков связан с возникновением наций и национальных литературных языков. Пути складывания национальных литературных языков могли быть различными.

Французский литературный язык может служить примером первого пути («из готового материала»). Скрещивание народной («вульгарной») латыни с разными кельтскими диалектами на территории Галлии происходило еще в донациональную эпоху, и эпоха Возрождения застает уже сложившиеся французские диалекты, «патуа», среди которых первенствующее значение благодаря историческому развитию Франции получает диалект Иль-де-Франса с центром в Париже.

Примером второго пути развития литературных языков («из  скрещивания и смешения наций») может  служить английский язык.

 

В истории английского  языка различаются три периода: первый – от древнейших времен до XI в. – это период англосаксонских  диалектов,

Поворотным пунктом  было нашествие норманнов (офранцузившихся  скандинавских викингов), которые  разбили войска англосаксонского короля Гарольда в битве при Гастингсе (1066) и, покорив Англию, образовали феодальную верхушку, королевский двор и высшее духовенство. Победители говорили по-французски, а побежденные англосаксы (средние и мелкие феодалы и крестьянство) имели язык германской группы. Борьба этих двух языков завершилась победой исконного и общенародного англосаксонского языка, хотя словарный состав его сильно пополнился за счет французского языка.

Новоанглийский период начинается с конца XVI в. и связан с деятельностью Шекспира и писателей-«елизаветинцев». Этот период относится к развитию национального английского языка, так как средневековые процессы скрещивания уже завершились и национальный язык сложился (на базе лондонского диалекта).

 

Лексика английского национального литературного языка прозрачно отражает «двуединую» природу словарного состава.

Примером третьего пути образования  национального языка («благодаря концентрации диалектов») служит русский литературный язык, сложившийся в XVI–XVII вв. в связи с образованием Московского государства и получивший нормализацию в XVIII в.

Литературный язык — обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени  письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

9-10 Звуки речи как природная материя язка. Акустич, артикуляцион и функциональная стороны звуков речи. Устройство и работа речевого аппарата. Звуковой строй языка (звуки речи, правила их сочетания, их систему и звуковые законы) изучает Фонетика. + эта наука изучает слог, ударение и интонацию. НО Звуки речи - это не только еденицы языка, сколько способ материализации едениц языка (морфем, словоформ). Звуки речи как природное явление имеют акустическую и артикуляционную сторону (производство и восприятие фонетич стороны едениц звука). Ещё существует немаловажная функциональная (общественная) сторона звуков речи - их опозновательная и различительная роль в процессе общения. Выделяются 3 фонетич дисциплины: акустика речи, физиология речи, фонология. Звуки речи по физиологической природе являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными органами речи. В зависимости от характера колебания различают музыкальные звуки (тоны - возникает при ритмич колебанияхзвучащего тела) и немузык (шумы). Согласные состоят только из шумов, а гласные из шума и голоса. Звуки речи отличаются высотой, силой и длительностью. Тоны делятся на основные и резонаторные. Звук речи состоит из основного тона и обертонов. РЕЧЕВОЙ АППАРАТ. Специальных органов для производства и восприятия звуков нет. Речевой аппарат - это органы чел организма, приспособленные для производства восприятия звуковой речи. В широком смысле это: ЦНС, органы слуха и зрения, органы речи (дыхательные органы, гортань и надгортанные области). Речь (2-я сигнальная система) - одна из функций ЦНС. Дыхат органы: лёгие и бронхи (источник воздушной струи) + трахея. Дыхание произвольно. Гортань (larynx) верхняя расширенная часть трахеи. В ней расположен голосовой аппарат. Два пирамидальных хрящя регулируют основные положения голосовых связок. Для образования речи важны 3 основных состояния связок: 1) неречевое расслабленное положение для вдоха и произнесения глухих согласных. 2) Голосовое, сближенное, напряжённое положение - для гласных, сонорных и звонких согласных. 3) Связки сближены, но расслаблены, голосовая щель закрыта - для шёпота, глхих гартаных и фарингиальных согласных. В ротовой полости (зубы, альвеолы, твёрдое и мягкое нёбо, язычок, язык (кончик, спинка и корень), нёбная занавеска) образуются разлисные шумы и резонаторные тоны, создаётся тембр. Различаются активные и пассивные органы речи.

11. Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.

Фонема — объект изучения фонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практических задач, как разработка алфавитов, принципов  орфографии и т. п.

Фонема и звук соотносятся  между собой как сущность и  явление. Это значит, что фонема —  обобщенная, недоступная непосредст­венному восприятию единица — имеет в  своем распоряжении не­которое количество звуковых вариантов, в которых она, смотря по обстоятельствам, и реализуется. Один из этих вариантов (наименее обусловленный) считается основным, представительным для данной фонемы. 
Важнейший инструмент для определения соотношения между звуком и фонемой — понятие дистрибуции. Дистрибуция вообще — это распределение элементов по классам в зависимости от их сочетаемости.

Научные школы в фонологии XX века, принципиально различающиеся  пониманием фонемы:

1) Ленинградская фонологическая  школа (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Л.В. Бондарко) –  школа, развивающая идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ ("фонема – психический эквивалент звука") и Л.В. Щербы ("фонема – звуковой тип"), выдвигаящая на первое место акустико-артикуляционную сторону фонемы и рассматривающая фонему как относительно самостоятельную (самодостаточную) единицу языка;

2) Московская фонологическая  школа (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров, А.А. Реформатский, М.В. Панов) – школа, развивающая  идею И.А. Бодуэна де Куртенэ  о фонеме как "подвижном  компоненте морфемы" и рассматривающая  фонему как строевую единицу в составе морфемы;

12. Основами классификации гласных служат ряд и подьём языка + работа губ, напряжение долгота. Ряд это часть языка, которая приподнимается при образовании данного гласного. Всего 3 ряда: передний, средний и задний. Подъёмом называется степень приподнятости языка при образ данного гласнго. Три подъёма: верхний (узкие гласные), средний (средние гласн) и низний (широк гласн). По положению губ: губные (лабиализованны) и негубные + носовые и неносовые. Дефтонги (нисходящие и восходящие) - гласные со сложной артикуляцией, призносятся слитно в один слог. Воализм русского языка состоит всего из 6 фонем.

13. Основанием классификации согласных, служат 4 основных артикуляционных признака: способ артикуляции, активный орган, место артикуляции, работа голосовых связок. Способом артикуляции согл называется характер приодаления преграды и прпохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного. 2 основных способа артикуляции: смычка и щель. Смычные (взрывные. [п], [б], [т] и др) согласные образуются путем взрыва воздушной струей преграды. Щелевые (фрикативные) согласные образуются трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи ротовой полости. Наряду с чистыми смычными и щелевыми согласными существуют сложные (смешанные) согласные. Их два вида: с одной стороны, это сонорные (носовые [м], бокове [л] и дрожащие [р]), с другой - аффрикаты и аспираты. Образование аффрикат и аспират связано с длительностью согласного и его дополнительной артикуляцией. Согласные русского языка противопоставлены по звонкости-глухости. твердости-мягкости и смычностн-щелиниостн; противопоставленность но краткости-долготе несвойственна русскому языку. Артикуляция аффрикаты начинается со смычки, за которой следует не взрыв, как при образовании [б] или [т], а щелевое преодоление смычки [ц]. Иначе говоря, приступ аффрикаты - смычный, а отступ - щелевой, причем аффриката ни по составным элементам, ни по длительности не равна чистым согласным данного языка.

14. Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется  особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

Слог — наименьшая единица речевой цепочки.

Фонетическое слово (ритмическая  структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

15. Ударе́ние — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:

слога в составе фонетического  слова — словесное ударение,

слова в составе синтагмы — синтагменное ударение,

синтагмы в составе  фразы — фразовое ударение,

какого-либо слова для  подчеркивания его особого значения — логическое ударение

Интонация - Совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации[2][3]. Вместе с ударением образует просодическую систему языка[4].

В отличие от сегментных фонетических единиц (фонем) и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, иначе говоря являются знаками, выражают тот или иной смысл.

Функции интонации:

Семантические: выражение цели высказывания, его «коммуникативной организации»[2], различение частей высказывания по смысловой важности, членение на тему и рему[4]

Экспрессивная: выражение  эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными  средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи

Синтаксическая: синтаксическая составляющая предложения зачастую оформляется  как единая интонационная группа с общими интегральными характеристиками и одним фразовым акцентом

Эвфоническая: способствование благозвучию отрезка речи, в частности его деление на соизмеримые по времени звучания фрагменты, чередование сильных и слабых ударений.

16. В речевом потоке артикуляция звуков в зависимости от различных факторов может подвергаться изменениям (модификациям), которые подразделяются на собственно позиционные и комбинаторные. Если определяющим фактором изменений является место звуков в слове или их позиция по отношению к ударению, то такие изменения определяются как собственно позиционные. Если же модификации возникают при взаимодействии звуков друг с другом в процессе артикуляции, то их называют комбинаторными.

Реду́кцией называется ослабление гласных в безударной позиции, при  этом изменения бывают количественные и качественные.

К собственно позиционным изменениям относится такое явление, как проте́за – появление в абсолютном начале слова согласного звука.

аккомода́ция/от лат. accomodatio – приспособление/ – изменение в артикуляции  согласных под влиянием соседних гласных и наоборот. Аккомодация считается прогрессивной, когда начало артикуляции последующего звука приспосабливается к артикуляции предшествующего звука

Если же окончание артикуляции  предшествующего звука приспособляется  к началу артикуляции последующего, то возникает регрессивная аккомодация

к комбинаторным изменениям относится  ассимиляция /от лат. assimilatio – уподобление/ – это возникновение сходства между звуками одного и того же рода. Она бывает полной (уподобление  по всем признакам) или частичной (уподобление  происходит по одному признаку), прогрессивной или регрессивной, контактной или дистактной.

Ассимиляции чаще всего подвергаются согласные звуки, между тем возможна ассимиляция гласных. Такое явление  распространено в урало-алтайских  языках и получило название сингармонизма.

Диссимиляция /от лат. dissimilatio – расподобление/ – это изменения, при которых  из двух одинаковых или сходных по артикуляции звуков получаются разные или далекие в отношении артикуляции  звуки

диэре́за – выкидка звука  или слога объясняемая удобством произношения, часто выкидке подвергаются согласные.

гаплоло́гия – опущение одного из двух одинаковых слогов

эпенте́за – вставка звуков в  середине слова

метате́за (перестановка)

17. Слово (однозначное аксиоматическое обозначение в лексике) — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.

Лексема в лингвистике  — слово как абстрактная единица  морфологического анализа. В одну лексему  объединяются разные парадигматические  формы (словоформы) одного слова.

Семема - единица плана  содержания языка, соотносимая с  морфемой (минимальной единицей плана выражения) как совокупность компонентов её содержания

Се́ма — дифференциальный семантический признак, компонент  значения, который выявляется при  сопоставлении значений разных слов

Лекси́ческое значе́ние  — соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности или просто то, что слово обозначает Значение имеют не все слова русского языка. Слово может иметь одно лексическое значение (однозначные слова): синтаксис, тангенс, ватман, потайной и др. Слова, имеющие два, три и более лексических значения, называются многозначными.

Переносное значение - производное от основного (главного) лексического значения слова, относящееся к нему метонимически, метафорически или ассоциативно, посредством пространственной, временной, логической и других зависимостей.

Информация о работе Подготовка к экзамену языкознание