Правила нейтрализации манипуляций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 09:30, контрольная работа

Краткое описание

В основе любого делового взаимодействия лежит общение. В отличие от личностного, деловое общение не является самоцелью и кроме получения удовлетворения от него самого выступает одним из средств совместной деятельности людей, ее инструментом. Эффективное использование механизмов делового общения позволяет значительно улучшить качество взаимодействия, добиться успехов в бизнесе. Но, как любой инструмент, общение можно использовать с разными целями. Использование приемов коммуникации, истинная цель которых не совпадает с декларируемой партнеру по общению и несет ему явный или скрытый урон, называется манипуляцией.

Вложенные файлы: 1 файл

этика контр.docx

— 30.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Кафедра «Философии»

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Этика и корпоративная культура организаций»

на тему:

«Правила нейтрализации манипуляций»

 

 

 

 

Группа: БМЗсз-11-01

Студент: Камалова Г.М.

________________________

Доцент: Исхакова Г.И.

________________________

 

 

 

 

 

2014

В основе любого делового взаимодействия лежит общение. В отличие от личностного, деловое общение не является самоцелью и кроме получения удовлетворения от него самого выступает одним из средств совместной деятельности людей, ее инструментом. Эффективное использование механизмов делового общения позволяет значительно улучшить качество взаимодействия, добиться успехов в бизнесе. Но, как любой инструмент, общение можно использовать с разными целями. Использование приемов коммуникации, истинная цель которых не совпадает с декларируемой партнеру по общению и несет ему явный или скрытый урон, называется манипуляцией. 

Манипуляция как способ оказать скрытое психологическое воздействие на собеседника с целью добиться выгодного для себя поведения постоянно используется в бизнесе.  Различные приемы и уловки позволяют заключить более выгодные контракты, подтолкнуть партнера или клиента к нужному решению. Рассмотрим основные приемы психологических манипуляций в деловом общении, в основе которых лежит использование свойств человеческой психики.

Наиболее часто встречающимся приемом манипуляции выступает комплимент - небольшое преувеличение достоинства, которое адресат желает видеть в себе. Прием основывается на естественной для человека жажде быть положительно оцененным окружающими и позволяет создать позитивную атмосферу, расположить собеседника, а при необходимости ослабить его критику.  Комплимент должен быть кратким, небанальным и иметь под собой фактическую основу, то есть подчеркиваемое достоинство должно действительно существовать. При прямолинейном или излишне сильном восхвалении комплимент превращается в лесть, которая вполне может вызвать негативные чувства: неприязнь или обиду. Комплимент является одним из самых безобидных способов манипуляции и часто используется в переговорах как способ «подготовить» и расслабить партнера по общению, чтобы тот почувствовал себя свободно, менее критично относился к словам и действиям манипулятора.

Среди основных приемов манипуляции, целью которых является уже прямое вынуждение собеседника принять ошибочное, невыгодное для его позиции решение, выделяют:

«раздражение собеседника» - введение его из состояния психологического равновесия насмешками, обвинениями, упреками или иронией, что заставляет его нервничать и, в результате, принимать необдуманные решения;

«ошарашивание темпом» - использование быстрого темпа речи, требование принять решение «здесь и сейчас» под угрозой потерять «уникальную возможность» (например, скидки, «последний товар на складе», «специальное предложение» и т.п.);

перевод дискуссии в сферу домыслов – перевод полемики в русло обличения, чтобы заставить собеседника либо оправдываться, либо говорить о том, что не имеет никакого отношения к сути дела, тем самым тратя время и силы;

отсылка к «высшим интересам» - намек на то, что позиция собеседника затрагивает интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать («Вы понимаете, на что вы покушаетесь, когда не соглашаетесь с этим?»);

«Карфаген должен быть разрушен» - бездоказательное повторение одной и той же мысли так часто, чтобы собеседник к ней «привык» и принял ее как очевидную (метод оратора римского сената консула Катона Старшего);

«недосказанность в связи с особыми мотивами» - намек на то, что полная информация не может быть озвучена в связи с некими «особыми мотивами», о которых нельзя сообщить прямо;

«ложный стыд» - использование ложного довода, с которым оппонент не будет спорить после заявлений, типа «Вам, конечно же известно, что наука установила…», «Вы, конечно же читали о…», «Все деловые люди в курсе, что…», опасаясь во всеуслышание расписаться в собственной некомпетентности;

«использование непонятных слов в общении» - аналогично предыдущему, прием построен на нежелании оппонента признать, что он не знаком с данным термином;

«демонстрация обиды» - уход от ответа на нежелательный аргумент или срыв спор изображением обиды на поведение собеседника («Вы за кого нас тут принимаете?»);

«мнимая невнимательность» - потеря нужных документов, пропуск аргументов или опасных доводов оппонента;

«мнимое непонимание» - повторение доводов собеседника «своими словами» с намеренным искажением полученной информации («Другими словами, вы считаете…»);

«многовопросье» - включение в один вопрос несколько мало совместимых с собой вопросов с последующим обвинением либо в «непонимании сути проблемы», либо в уходе от ответа на один из заданных вопросов;

«а что вы имеете против?» - требование к оппоненту предоставить критические доводы с последующим обсуждением его аргументов вместо аргументации предложенного тезиса;

«принуждение к однозначному ответу» - давление на оппонента с целью получить строго однозначный ответ «да или нет», причем сразу («Скажите прямо..»);

«рабулистика» - преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента, преподносящее их как забавные и странные («Ваш коллега договорился до того, что…»);

«сведение факта к личному мнению» - сведение основанного на фактах аргумента оппонента к его личной позиции («Это всего лишь ваше личное мнение»);

«видимая поддержка» - мнимая поддержка доводов оппонента, направленная на то, чтобы успокоить его согласием, отвлечь внимание, а затем привести мощный контраргумент, создав впечатление очень основательного знакомства с данным тезисом, которое позволяет видеть его несостоятельность ( «Да, но…»).

Существует три основных метода нейтрализации этих и других приемов психологической манипуляции в деловом общении.

«Мимо ушей». Метод заключается в уходе от дискуссии, уклонении от прямых вопросов или смене темы разговора. Можно что-то уронить, отвлечься на мнимый телефонный звонок или попавшую в глаз соринку. Цель метода – выиграть время и увернуться от манипуляции.

«Расставить точки над i». Прямое заявление о том, что оппонент пытается вами манипулировать с обозначением его истинного мотива.  «Скажите прямо, чего вы хотите? Чтобы я разозлился и отказался от своих требований?».

Контрманипуляция. Использование приемов манипуляции, позволяющих отбить атаку оппонента и вынудить его к принятию невыгодного для себя решения. Такая ситуация чревата резким обострением отношений и возникновению конфликтов. В ситуации открытого противоборства, безусловно, выиграет тот, кто вооружен не только знаниями, но и умением реализовывать их на практике.

Знание универсальной схемы скрытого управления позволяет выстроить надежную защиту от любого акта скрытого управления. Осуществить защиту можно, следуя приводимой ниже универсальной блок-схеме:

    • Не давайте информации о себе
    • Осознайте, что вами управляют
    • Активная защита
    • Пассивная защита
    • Контрманипуляция

Рассмотрим подробно каждый блок.

Не давайте информацию о себе.

1. Поскольку первым шагом  скрытого управления является  получение информации об адресате, то ясно, что, прежде всего, необходимо  по возможности не дать инициатору  сведений о себе.

2. Поставить человека  в состояние дискомфорта - это  значит облегчить управление  им. Правила этики предписывают, наоборот, создавать удобства для  партнера. Следовательно, эти правила  направлены и на защиту человека  от манипулирования им. Например, рекомендуется не акцентировать  внимания на промахах партнера, «не заметить» его оплошностей. (Манипулятор же ищет ошибки  адресата и даже «организует»  их.) Не приходить неожиданно, без  предупреждения. Входить в жилое  помещение, только постучавшись  и получив разрешение. Не задавать  назойливых вопросов, не выпытывать, не домогаться ответов.

3. Культивируемая в славянской  культуре личная скромность также  является защитой от манипулирования. Скромность является антиподом  хвастовства. Хвастун же вызывает  зависть и, следовательно, антипатию. Хвастун является легкой добычей  для манипуляторов.

4. Скромность не означает  неуверенность, нерешительность, хотя  часто они соседствуют. Нерешительного  человека можно узнать по его  неуверенным высказываниям, изобилующим  эвфемизмами, «смягчающими» речь. Эвфемизмы  и квалификаторы резко понижают  энергетику речи, делают ее извиняющейся  и потому менее убедительной. О говорящем при этом создается  впечатление как о слабом человеке, а слабые обычно и становятся жертвами манипуляторов.

5. Человек, затрудняющийся (стесняющийся) сказать «нет», - легкая добыча  для манипулятора. Лучше иногда  оказаться неправым, чем испытывать  постоянные сомнения.

6. Еще одним защитным  приемом является непредсказуемость. Ее девиз: «Когда ты непредсказуем, ты неуязвим».

7. Благоразумные люди  стараются не только не демонстрировать  свои достижения, но даже скрывают  их. Они вовсю жалуются на отсутствие  здоровья, хотя оно на самом  деле не вызывает опасений, говорят  про трудную и плохую жизнь, про маленькую зарплату, про бедствия  и лишения в семье. Все это  для них - игра «в как бы наоборот», зашита от возможного посягательства на то, что им дорого. У тех, кто пользуется этим правилом, есть устойчивое убеждение в его высокой эффективности.

Однако есть факторы, являющиеся общими для всех. Каждый человек хочет выглядеть привлекательно, держаться достойно, ощущать свою значимость, удовлетворять свои потребности. Кроме того, все подвержены действию шаблонов и стереотипов поведения. Манипуляторы обычно знают эти общие факторы и могут попытаться использовать их.

В силу этого рассмотрения первая ступень защиты от манипуляций может значительно уменьшить вероятность попасть под скрытое управление, включая и манипулирование, но не устраняет ее полностью.

Осознайте, что вами управляют.

1. Главным признаком манипулирования  является чувство неудобства, внутренней  борьбы: вам не хочется что-то  делать, говорить, а отказать неудобно, иначе вы будете «плохо выглядеть».

2. Нарушение этикета. Анализ  ситуаций, связанных с манипулированием, показывает, что почти всякий  раз можно обнаружить нарушение  инициатором какого-либо из правил этики. Например, обращается к вам в неудобный для вас момент времени. При этом может извиняться, что да, он понимает, что вам некогда, но он отнимет «несколько секунд».

3. Внезапные чувства. Другими  признаками могут быть вдруг  возникшие чувства вины или  опасности. Или вы вдруг кому-то, оказывается, «должны», или зависимы  от какого-то обстоятельства, чего  не было до встречи с этим  человеком.

4. Осознание опасности. Этого  простого осознания вполне достаточно, чтобы взять себя в руки  и защититься.

5. Невербальные признаки. Манипулятора легко могут выдать  жесты, говорящие о его неискренности, скрытности, сомнениях, превосходстве, угрозе, в частности жестикуляция  левой рукой.

6. Вербальные признаки. Анализ  высказываний манипуляторов показывает  присутствие в них следующих  моментов:

- ответственность за предлагаемое  действие ложится целиком на  адресата;

- «плата» адресата перевешивает  его выигрыш;

- присутствуют элементы  скрытого принуждения;

- наличие подготовительной  преамбулы перед непринуждающими словами манипулятора;

- конструкция предложения  предполагает дефицит времени, отпущенного  адресату на принятие решения.

Пассивная защита.

В отличие от активных методов при пассивных методах адресат не дает понять, что разгадал тайные намерения манипулятора. А поскольку последние направлены против намеченной жертвы - адресата, то предание их огласке могло бы привести к конфликту. Неразглашение же намерений манипулятора позволяет мягко уйти от конфликта, избежав в то же время участи жертвы.

Смысл пассивной защиты - в задержке адресатом спонтанных реакций. Неожиданность - важное преимущество манипулятора. Все приемы пассивной защиты «сбивают темп» психологической атаки, давая жертве время. Для обдумывания ситуации. А манипулятора они заставляют или раскрыть свои замыслы, или отказаться от них.

Пассивную защиту рекомендуется применять в следующих случаях:

- когда вы не знаете, как поступить;

- когда не хотите портить  отношения с манипулятором.

Пассивная защита может осуществляться в следующих формах.

1. Никак не реагируйте  на слова манипулятора, молчите, делая вид, что не расслышали, не обратили внимания, не поняли. В разговоре это сделать нетрудно.

Информация о работе Правила нейтрализации манипуляций