Воздействие морали
на право сказывается в самом применении
права на практике. Как бы ни была совершенна
известная правовая система, она все же
требует известного смягчения в своем
приложении к жизни. Правда и милость должны
царствовать совместно.
Право имеет чрезвычайно
важное значение для развития морали.
Одних внутренних мотивов для людей недостаточно,
чтобы сдержать проявления их враждебных
страстей и устранить возможность общественных
столкновений. Необходима твердая правовая
организация, которая могла бы присоединить
к внутренним мотивам сдерживающую силу
внешнего закона и охранительный надзор
власти. Только организация твердого правового
порядка вносит в общество прочное и устойчивое
замирение различных общественных элементов.
Но когда достигается эта цель более прочного
внешнего замирения, создается и лучшая
почва для развития нравственных отношений.
Под охранительной сенью закона, обеспечивающего
общественный порядок, утверждаются и
упрочиваются моральные связи.
С другой стороны,
запрещая и карая злые проявления
человеческой воли, право имеет
известное воспитательное значение:
оно уничтожает необузданный
произвол человеческих страстей
и в самом внутреннем мире
человека оставляет следы своего
воздействия.
Вот почему так важно,
чтобы весь правовой склад
общественных отношений проникался
нравственным духом и чтобы правовая жизнь
народа протекала в здоровой атмосфере
твердого порядка и законной справедливости.
Право и мораль имеют
также общее функциональное назначение:
они формируют эталоны и стандарты
поведения, составляющие, ценностно-нормативную
ориентацию общества.
Наиболее характерной
чертой взаимодействия права
и морали является их сближение,
взаимопроникновение, усиление их
согласованного воздействия на
общество. В процессе совместного
регулирования общественных отношений
возникает качественно новое
явление - морально-правовое воздействие.
Право и мораль как
составные части этого явления,
не растворяясь в нем и не
теряя своих индивидуальных качеств,
в совокупности образуют социальную
ценность, реально существующую
и активно влияющую на практику.
Характерной чертой
права должна быть его моральная
обоснованность, ибо сохранение
нравственных отношений есть
не только право законодателя,
но и его обязанность.
На действие норм
морали оказывают влияние весь
уклад жизни общества, само социальное
общение индивидов. Учреждения
культуры воспитывают граждан
в духе правового и нравственного
сознания. Активную роль в воспитании
нравственной культуры личности
играет положительный пример
сограждан, способствующий тому,
что требования общественной
морали становятся убеждением, составной
частью самосознания, жизненной
позиции человека. Вместе с ростом
сознательности граждан возрастает
эффективность правового регулирования
общественных отношений, выполнение
требований норм права воспринимается
гражданами как долг перед
обществом и государством, расширяется
и углубляется взаимодействие
права и морали.
Таким образом, если
право и мораль, отделившись друг
от друга, избирают для себя
самостоятельные пути развития,
то они все же не утрачивают
своего взаимодействия: там, где
право отказывается давать какие-либо
предписания, выступает со своими
велениями мораль; там, где мораль
бывает не способна одним своим внутренним
авторитетом сдерживать проявления эгоизма,
на помощь ей является право со своими
средствами внешнего принуждения.
С течением времени
взаимодействие права и нравственности
скорее крепнет, чем ослабляется,
и, быть может, отдаленное будущее
готовит нам новое единение
обеих областей, при котором юридические
нормы вернее будут отражать
требования нравственного сознания,
и внутреннее чувство чаще
и полнее будет одухотворять
собой внешнее исполнение закона.
3. Противоречия между правом
и моралью
Между правом и нравственностью
могут быть и противоречия, отражающие
отсутствие их должной согласованности.
Вопрос о порождающих их причинах
решается по-разному. Одни объясняют
это изменениями в экономической
жизни, другие - влиянием иных
частей надстройки, формальной определенностью
правовых норм. Противоречия эти
устранимы.
Эти противоречия преодолеваются,
как путем выработки новых
нравственных принципов и норм
в ходе развития общества, так
и путем внесения корректив
в действующее законодательство.
И для права, и
для нравственности их тесная
связь оказывается с течением
времени неудобной; обе сферы
отношении стремятся к отдалению
друг от друга. Отделение права
от нравственности вызывается
развитием общественной жизни,
когда более сложные отношения
и более частые столкновения
отдельных лиц заставляют позаботиться
об установлении более твердых
основ юридического оборота. Обособление
нравственности от права обусловливается
развитием личности, когда пробудившиеся
сознание отказывается следовать
во всем принудительному руководству
общества и требует для своей духовной
жизни свободы убеждений и действий.
Право должно рано
или поздно выработать для
себя такие формы, которые ставит
его в известное противоречие
с началом нравственной свободы
и способствуют его обособлению от нравственности.
Первым шагом к этому обособлению является
установление правил, точно и подробно
определяющих отношения отдельных лиц
друг к другу и к обществу. И нравственность
имеет свои законы и свои правила, но эти
правила и законы указывают лишь общее
направление человеческой воли, предоставляя
нравственному чувству каждого отдельного
человека определить подробности и избрать
меру исполнения нравственных велений.
Высказывая заповедь любви к ближним,
нравственность не определяет точно способов
и размеров проявления этой любви. Все
это предоставляется нашей нравственной
свободе. Отсюда постоянные и вполне допустимые
колебания в исполнении нравственного
закона, который у одних вызывает лишь
слабую дань признания к его требованиям,
у других - пожертвование всех своих сил
и средств на служение нравственным целям.
Внести сюда какие-нибудь
точные требования - значит извратить
самую сущность нравственности,
которая необходимо предполагает
свободу каждого в исполнении
нравственного закона. Это не
значит, конечно, чтобы в моральной
области не было общих норм
поведения: не может быть для
каждого лица совершенно особой
нравственности и своего особого
кодекса правил. Это значит только,
что нравственные заповеди не
должны ни связывать свободы
человека мелочными и подробными
определениями его действий, ни
тем более навязывать ему при
посредстве актов принуждения
и насилия. Они должны лишь
руководить его свободной деятельностью
и давать опорные пункты для
его собственных решений. Коренные
нравственные заповеди навсегда
и для всех должны сохранить
свое безусловное значение, но
в отношении к осуществлению
их человеку должна быть предоставлена
полная свобода.
Совершенно обратно с этим,
право, как только оно достигнет известного
развития, должно усвоить для себя твердые
и определенные нормы, принудительно господствующие
в жизни. Будучи призвано к тому, чтобы
устранять споры, возникающие в обществе,
оно должно выработать точные и подробные
правила, определяющие устои общественной
жизни. В то время, когда судебные приговоры
постановляются по свободному усмотрению
судей, они находятся в полной зависимости
от всех колебаний их нравственного чувства.
Не связанные в своих решениях ничем, кроме
своей совести и своих нравственных воззрений,
судьи могут постановлять различные приговоры
в сходных случаях в зависимости от своего
настроения и чувства. Но именно этого
не может допускать развитый юридический
оборот. Предназначенное для того, чтобы
создавать надежную почву для разрешения
споров, право само должно быть бесспорным.
Имея своей целью охранять отдельных лиц
от произвола, оно не может зависеть от
субъективного усмотрения судей. Оно должно
быть свободным от изменчивых и временных
колебаний личного чувства, ибо только
в этом случае может оно служить задаче
установления общественного мира. Оно
должно установить определенные нормы,
наделенные авторитетом непререкаемостью
и с неизменной последовательностью применяющиеся
ко всем случаям, которые под них подходят.
В этих качествах – твердости и определенности
– заключается главный залог успешного
действия права в жизни; без них оно лишается
своего существенного значения. Эти свойства
организованного правового порядка и
составляют то, что называется положительным
характером его. Стремление к усвоению
этого характера составляет самую основную
черту в развитии права.
Угрозы, содержащиеся
в законах, прямое побуждение
к осуществлению юридических
норм, наказание за их неисполнение
– такой аппарат внешних средств,
и которых выражается принудительный
характер права и с помощью
которых поддерживается его обязательное
значение. Но чем белее право
усваивает подобный характер, тем
более стремится оно к отрешению
от непосредственной связи с
нравственностью, идеалом которой
является свободное осуществление
закона независимо от контроля
власти и силы принуждения.
Чем более право
приобретает черты положительного
и принудительного порядка, чем
живее сказываются потребности
в обособлении нравственности
от тесного с ним союза. Эта
потребность возникает обыкновенно
в тех случаях, когда личное нравственное
сознание отказывается следовать авторитету
общественного мнения и заявляет притязания
на свободу нравственных действий. С постепенным
усложнением общественных отношений и
с постоянно возрастающим разнообразием
положений и мнений сама собой открывается
возможность столкновения между нравственным
сознанием отдельных лиц и убеждениями
среды, к которой они принадлежат. Если
в случаях подобных столкновений общество
рассматривает все свои этические требования
как нормы, подлежащие принудительному
осуществлению, это должно вызывать протесты
и противодействие со стороны лиц, не согласных
с этими требованиями. Поступать сообразно
с общей нормой, но вопреки своему нравственному
решению для нравственно развитой личности
представляется таким невыносимым внутренним
противоречием, что рано или поздно она
должна потребовать и завоевать для себя
свободу в этом отношении. Принудительная
система нравственности в случае несогласия
лица с общими требованиями не оставляет
иных выходов, как лицемерие для слабых
и мученичество для сильных. Отнимая у
человека возможность делать добро по
собственному побуждению и постичь истину
силой собственного внутреннего развития,
она, в сущности, преграждает доступ к
высшему нравственному совершенствованию.
"Что может быть тягостнее для развитого
нравственного сознания, как не средневековый
способ нравственно-религиозного восприятия
при помощи костров инквизиции и государственного
меча? Там, где водворяется подобная система,
рано или поздно должен явится и Лютер
со своими протестами".
"Общество не может
не высказываться относительно
поведения своих членов, и чем
сильнее говорит в нем голос
нравственного чувства, тем резче
и решительнее будет оно осуждать
отдельных лиц за отступление
от заветов морали". Общественное
мнение воздействует, поэтому с
неизбежной необходимостью на
нравственное настроение отдельных
лиц, и устранить подобное воздействие
не представляется возможным.
Право, например, разрешает
согнать с квартиры бедняка,
не уплатившего вовремя деньги,
ибо оно позволяет требовать
своего, допуская в известных
пределах эгоизм. Напротив, мораль при
всех условиях, требует сострадания к
ближнему, она зиждется на любви, а любовь,
по известному изречению, тем и отличается,
что "не ищет своего". Во многих случаях
то, что дозволяется правом, запрещается
моралью, которая обращается к человеку
с заповедями высшими и более строгими.
Разграничивая нравственность
и право, утверждая практическую
необходимость разделения их
сфер, мы не можем, однако, отрицать
несомненной и не превращающейся
связи их между собой. Жизнь
приводит к их обособлению,
но она не может устранить
их взаимодействия.
Гегель: "Право и
мораль отличаются друг от
друга. Нечто вполне позволительное
с точки зрения права быть
чем-то таким, что моралью запрещается.
Право, например, мне разрешает
распоряжаться своим имуществом,
совершенно не определяя пределов
этого распоряжения, и только
мораль содержит определения,
которые его ограничивают".
4. Отличительные особенности.
В этой главе я
попытаюсь раскрыть аспекты отличий
норм права от норм морали.
Как отмечает Новгородцев "…в
последнее время все чаще высказывается
утверждение, что право есть
минимум требований, предъявляемых
обществом к лицу". Более важные
для внешнего порядка юридические
предписания охраняются более
строгим контролем общественной
власти, но по своему содержанию
они представляются более ограниченными,
чем нормы нравственные. Если
прибавляют иногда к этому,
что право есть минимум нравственных
предписаний, или, как говорят
иначе – этический минимум,
то в этом нельзя не видеть
известного недоразумения. Несомненно,
что в области права могут
относиться не только действия,
безразличные с нравственной
точки зрения, но даже и запрещаемые
нравственностью. Право, никогда
не может всецело проникнуться
началами справедливости и любви.
Но если оно вступает в известных
случаях в противоречие с нравственными
заветами, то его нельзя называть
нравственным, даже и в минимальной
степени. Это, конечно, не исключает
того, что находится под влиянием
нравственности и отчасти воплощает
в себе ее требования.
Не будучи всецело
нравственным, право дает известный
простор личным интересам и
стремлениям, даже в их эгоистическом
и своекорыстном проявлении. Напротив,
нравственность представляет собой
более чистое воплощение альтруистических
начал, и соответственно с этим
ее требования имеют всеобъемлющий
и безусловный характер.
Это проявляется по
преимуществу в двух направлениях.
1. Право, по сравнению
с нравственностью, отличается
точностью и ограниченностью
своих предписаний. Подобно нравственности,
оно ограничивает произвол отдельных
лиц, налагая на них известные
обязательства во избежание общих
споров и столкновений. Но в
то время как право ограничивает
свои требования строго обозначенными
пределами, устанавливая в каждом
случае совершенно ясные и
определенные предписания, нравственность,
как мы понимаем ее в настоящее
время, не составит каких-либо
границ для своих предписаний.
Требуя от нас служения людям,
исполнения закона любви, нравственность
не определяет подробно ни
формы, ни пределов этого служения,
предоставляя нам самим найти
в каждом отдельном случае
соответствующий способ выполнения
нравственных заветов. Для достижения
нравственного совершенства нет,
и не может быть, никаких заранее
установленных рамок; это область
постоянного стремления к добру,
высшая цель которого переходит
за пределы всяких личных соображений
и расчетов, чтобы торжествовать
победу над эгоизмом и подвигах
самозабвения и самопожертвования.
По глубокому замечанию Канта,
"моральное состояние человека,
в котором он всегда должен
находиться, есть добродетель, т.е.
моральное настроение в борьбе,
а не святость, в виде мнимого
обладания полной чистотой настроений
воли". В отличие от этого
право и для наиболее важных
обязанностей, возлагаемых им на
нас, - например, в области общественной,
- всегда устанавливает сроки,
размеры, формы. Вводя, таким
образом, свои предписания в
определенные границы. Эта ограниченность
права, по сравнению с безграничностью
морали, является первой чертой
их различия, заставляющей характеризовать
юридическую область как минимум
общественных предписаний.