Предмет, специфика и задачи этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:17, доклад

Краткое описание

Этику определяют как философскую науку (называют «практической философией»), которая отвечает на вопрос, как следует правильно жить, придерживаясь при этом определенных норм.
Слово «этика» произошло от древнегреческого ethos («этос»). Изначально под этим понятием понимали место совместного проживания (дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо). Впоследствии это слово стало в основном употребляться для обозначения устойчивой природы какого-либо явления, обычая, нрава, характера.

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

     Предмет, специфика и задачи этики  

     Этику определяют как философскую науку (называют «практической философией»), которая отвечает на вопрос, как  следует правильно жить, придерживаясь  при этом определенных норм.

     Слово «этика» произошло от древнегреческого ethos («этос»). Изначально под этим понятием понимали место совместного проживания (дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо). Впоследствии это слово стало в основном употребляться для обозначения устойчивой природы какого-либо явления, обычая, нрава, характера.

     Аристотель  использовал понятие «этический»  для обозначения особого класса человеческих качеств, которые он называл  этическими добродетелями. Этические  добродетели – характеристика темперамента каждого человека, также их называют душевными качествами. Они во многом определяют сущность человека и помогают дать более полное представление о его нравственных особенностях.

     По  Аристотелю главной задачей этики  является исследование человеческих отношений  в их наиболее совершенной форме. Основные задачи: Теоретическое описание и объяснение морали: ее историю, нормы, принципы, идеалы. Дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем». Учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию «правильной жизни».

     Постепенно в этике сформировалось два рода проблем:

     ·  Как должен поступать человек (нормативная этика)

     ·  Собственно теоретические вопросы гносеологического аспекта, о сущности морали, ее происхождении (метаэтика). Метаэтика – «чистая философия» морали. Добро и зло исследуются на абстрактном, теоретическом уровне без соприкосновении с практикой.

     Этика как наука не является ни метатеорией, ни чистой нормативной. Это не математика и логика. Слишком ее предмет связан с жизнью. Этика должна и научить, и воспитать и обосновать теоретически.

     В современном обществе под «этикой» мы понимаем науку, область знания, интеллектуальную традицию, которая  помогает поддерживать отношения и  характеризует нормы отношений  в обществе.   

     Объект  – человек. Специфический аспект этики – общение как ее фундаментальная предпосылка и основа. Общение – как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.

     Изучает «человека общественного», «человека  общающегося», исследующей жизненную практику, повседневное поведение людей, И в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

     Главный вопрос этики определение того, что  такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей - это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, обществу в целом). Общество всегда осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти своего рода "баланс" общественного и личного блага с помощью "социальных регуляторов" поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия.    

       Однако отнюдь не любая оценка  поведения имеет этическую природу  и относится к этической сфере.  Этическая оценка - это не просто  произвольное одобрение или осуждение  поступка. Прежде чем определить, какое поведение людей является  правильным (моральным )  и неправильным (аморальным), необходимо прояснить, что такое "добро" и "зло" - эти фундаментальные основания, критерии этического суждения. Этическая же оценка самих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла.    

       Термин "этика" впервые был  употреблен Аристотелем для обозначения,  особого раздела философии, представляющего  собой учение о нравственной  деятельности и добродетелях. Этимология  этого понятия связана с древнегреческим  словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нравам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой - Добро и Зло.     

       Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее  место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного  регулирования человеческой жизнедеятельности,  критерии нравственного прогресса,  рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.        

       Задачи этики:    

      1) описывать мораль - ее историю,  ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества;     

      2) объяснять мораль - пытаться дать  анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем"  вариантах;    

      3) учить морали - давать людям  необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии "правильной жизни".


Информация о работе Предмет, специфика и задачи этики