Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 23:36, реферат
Краткое описание
Одна из областей современной науки, в которой этические проблемы являются не только объектом дискуссий и обсуждений, но и конкретных крупномасштабных действий, - биомедицинские исследования. Беспрецедентно быстрое развитие институтов, структур и механизмов этического регулирования в этой области побуждает во многом по-новому оценивать взаимоотношения между наукой и этикой, а также возможности их взаимодействия
Содержание
Введение . Биополитика 1.Объективные предпосылки возникновение и развития биоэтики. 2.предмет излучения и проблемы биоэтики 3.функции биоэтики Заключение Список использованных источников и литературы
1.Объективные предпосылки возникновение
и развития биоэтики.
2.предмет излучения и проблемы
биоэтики
3.функции биоэтики
Заключение
Список использованных источников
и литературы
Введение
Одна из областей современной
науки, в которой этические проблемы являются
не только объектом дискуссий и обсуждений,
но и конкретных крупномасштабных действий, -
биомедицинские исследования. Беспрецедентно
быстрое развитие институтов, структур
и механизмов этического регулирования
в этой области побуждает во многом по-новому
оценивать взаимоотношения между наукой
и этикой, а также возможности их взаимодействия.
В системе общемедицинских
и этических знаний выделяют три направления,
касающиеся здоровья и жизни человека:
экологическая этика, биоэтика, биомедицинская
этика.
Экологическая этика рассматривает
фундаментальные принципы и проблемы
нравственных взаимоотношений в триаде
"Человек - Общество - Природа", где все
участники взаимодействия рассматриваются
как автономные моральные субъекты.
Биоэтика вырабатывает нравственные
принципы отношения к Жизни и иному Живому,
направленные на заботу о правах биоса
и основанные на формуле А. Швейцера: "Я
есть жизнь, которая хочет жить среди жизни,
которая хочет жить".
Биомедицинская этика исследует
нравственное отношение общества и профессионалов-медиков
к жизни, здоровью и смерти Человека, включая
и традиционные установки медицинской
деонтологии. Биомедицинская этика основывается
на общечеловеческих ценностях, которые
выработаны социумом, составляют основу
всей его жизнедеятельности и обретают
особый смысл и специфику в профессиональной
деятельности врача.
Цель данной работы – рассмотреть
предмет и функции биоэтики.
Задачи: рассмотреть основы
биоэтики; выявить предмет биоэтики; изучить
функции биоэтики
Биополитика- (англ.
Biopolitics )- концепция допускающая использование
биологических понятий и методов исследования
в изучении политических феноменов.
1 Объективные
предпосылки возникновения и
развития биоэтики
Современное науковедение,
социология науки, основные предпосылки,
факторы и условия возникновения отдельных
отраслей социального знания, научных
дисциплин, как правило, объединяют в три
группы. Во-первых, отмечается возникновение
новых реальностей в окружающей среде
обитания человека, новых проблем воспроизводства
и поддержания его жизненных сил, индивидуальной
и социальной субъектности, удовлетворения
потребностей поддержания жизнеобеспечения
и деятельного существования. Во-вторых,
обычно констатируется саморазвитие научного
знания как такового, опирающегося на
традиционный для него и обновляющийся
научный категориально-понятийный аппарат.
В-третьих, учитывается феномен индивидуально-личностной
субъектности ученого исследователя,
потенциал знаний которого, его научная
интуиция, исследовательские возможности
существенным образом воздействуют на
возникновение и развитие новых отраслей
знаний, научных дисциплин.
Третья группа рассматриваемых
причин обычно характеризуется только
как субъективный фактор развития научного
знания. Это верно, но лишь отчасти. Очевидно
и то, что само существование выдающихся
ученых, определяющих новые горизонты
науки о человеке, обществе и природе,
- явление объективное, характеризующее
известным образом общественную жизнь,
прежде всего эволюцию научного знания.
При этом, конечно, следует учитывать индивидуально-личностные
характеристики, способности, характер,
темперамент исследователя и гражданина
каждого ученого, что во многом определяет
масштаб и характер приращения научного
знания.
Рассмотрим с учетом названных
групп факторов и условий, определяющих
развитие научного знания, основные предпосылки
возникновения и прогрессивной эволюции
теории социальной работы как науки. Прежде
всего, обратимся к тем реалиям жизни современного
человека, которые стали объектом изучения
новой научной дисциплины.
Историко-социологические,
статистические, социально-экономические
исследования второй половины прошлого
века и те, что были проведены в текущем
столетии, свидетельствуют о выходе социальнобытовой
проблематики в число приоритетных и глобальных,
ее массовом возросшем влиянии на развитие
экономики, политических и социокультурных
процессов. Прежде всего следует отметить
такое явление общественной жизни, как
массовая урбанизация, ставшая следствием
интенсивного промышленного развития
ведущих индустриально развитых стран
той поры. Массовое переселение сельских
жителей в города многократно увеличило
в обществе долю маргиальных слоев, прежде
всего горожан первого и второго поколений,
слабо адаптированных к условиям жизни
в городе.
Массовая интенсивная урбанизация
в XIX-XX вв. привела к ситуации, когда городское
население стало доминировать по численности
в большинстве индустриально развитых
и среднеразвитых стран.
Отчетливо обозначилась специфика
образа жизни людей не только в регионально-национальном,
территориальном разрезе, но и по различным
типам, а также видам поселений (крупный
город, средний или малый город, поселок
городского типа, село, деревня, хутор
и др.). При этом явными оказались и различия
в системах жизнеобеспечения населения,
проживающего в разных типах поселений,
их зависимость от профиля хозяйственно-экономического
развития регионов.
Усложнение общественного производства,
рост оснащенности работника, в целом
- труда, повышение в нем роли и ответственности
человека за результаты деятельности
больших коллективов, ассоциаций работников,
усиление их взаимозависимости, разностороннего
влияния на эффективность повышения общих
результатов профессиональной деятельности
потребовали особого внимания к носителю
рабочей силы, его здоровью, настроению,
благополучию, жизненным ориентациям.
И государственные органы, и крупные фирмы
начинают во второй половине XIX - начале
XX в. все более активно вкладывать капитал
не только в образование, профессиональную
подготовку населения, что само по себе
тоже весьма примечательно, но и в то, что
называется сферой поддержания жизнеобеспечения
человека, социальной сферой.
2 Предмет изучения
и проблемы биоэтики
Проблемы биоэтики стали общеизвестными.
Они более популярны в обыденном сознании
нежели сама биоэтика - обычный случай
когда дисциплина принадлежит миру науку,
а предмет - миру обыденного общения, "светскому"
миру. Этот предмет биоэтики, ее проблемы
теперь непрестанно будоражат слух через
средства массовой информации. Первой
в "рейтинге" этих проблем стоит клонирование.
В современной объективной морали настолько
укоренен догмат автономности идентичности
личности, что возможная потеря этой идентичности
(вследствие клонального размножения)
воспринимается как последнее зло, за
которое следует карать, и которое не следует
допускать. Далее в этом "рейтинге"
можно расположить проблемы аборта и эвтаназии
- проблемы связанные со смертностью человека.
Суть этих проблем в вопросах "Обосновано
ли убийство эмбриона?" - по отношению
к аборту, и "Обосновано ли самоубийство
пациента посредством врача?" - по отношению
к эвтаназии. Так же к проблемам биоэтики
относятся искусственное оплодотворение,
такие аспекты взаимоотношений пациента
и врача как информированное согласие,
врачебная тайна1. 1
"Биоэтика - междисциплинарная
область знания, охватывающая широкий
круг философских и этических
проблем, возникающих в связи
с бурным развитием медицины,
биологических наук и использования
в здравоохранении высоких технологий.
Таковы морально-философские проблемы
аборта; контрацепции и новых
репродуктивных технологий (искусственное
оплодотворение, оплодотворение "в
пробирке", суррогатное материнство);
проведения экспериментов на
человеке и животных; получения
информированного согласия и
обеспечения прав пациентов (в
т.ч. с ограниченной компетентностью, напр.
детей или психиатрических больных); выработки
дефиниции смерти; самоубийства и эвтаназии
(пассивной или активной, добровольной
или недобровольной); отношения к умирающим
больным (хосписы, кабинеты паллиативной
помощи); вакцинации и СПИДа; популяционной
политики и планирования семьи; междисциплинарной
генетики (включая проблемы геномных исследований
и манипуляций); трансплантологии; справедливости
в здравоохранении; экологии и ряд других.
Термин "Биоэтика" был предложен
в книге "Биоэтика: мост в будущее"
(1971, Р.Ван Поттер) для обозначения особого
варианта экологической этики, рассматривающей
возможности выживания человечества в
условиях техногенной цивилизации (этика
"консервации" природной среды человека);
однако впоследствии значение термина
изменилось. Тематическая связь с проблемами
биомедицинской науки и практики естественным
образом определяет синонимию термина
"Биоэтика" с терминами "медицинская
этика", "этика здравоохранения",
"биомедицинская этика" и т.д."2 2
3 Функции биоэтики
Биоэтика - продолжение этики
медицинской, а предмет анализа у них общий
- здравие человека. Однако выделению биоэтики
в отдельную дисциплину споспешествовало
появление новых отраслей знания (кроме
медицинского), таких как, например, генная
инженерия. Кроме того, в своем моральном
раскрепощении человечество договорилось
до предложений по легализации эвтаназии.
Иначе говоря, ту практику суицида, которая
была доступна человеку в индивидуальном
таинстве, теперь предлагается бесстыдно
(прошу прощение за нормативность терминов)
совершать в коллективе, при посторонней
помощи. Ассистированное самоубийство
- удар бичом по достоинству умирающего.
Очевидец смерти - преступник, ее соучастник,
и потому - убийца. Животное уходит умирать
в одиночестве. Уместно занять "этики"
в подходе к смерти из животного мира.
"Будьте как животные, те хотя бы благородны"
- писал Ницше. Эвтаназия, если завершать
говорить о ней, должна оставаться в рамках
индивидуального опыта самоубийства.
Так вот, в биомедицинских изысканиях
последних лет опасливым представителям
науки стали очевидны новые угрозы для
выживания человечества как вида. Молекулярная
биология, генная инженерия в состоянии
призвать в жизнь новые ее формы, способные
вытеснить из среды обитания формы старые,
представителем которых является в частности
человек. Вариативности и многообразию
особей внутри одного животного вида также
грозит пострадать, буде станет возможным
клональное размножение. Опасения относительно
вероятной угрозы жизни человека как животного
вида оформляются в кодексах профессиональной
этики. Большинство научного сообщества
время от времени выступает с коллективными
заверениями в обязательности воздержания
от экспериментов, грозящих необратимыми
экологическими последствиями. Клонирование
законодательно запрещено в ряде стран.
Тем не менее, очевиден прогресс исследований
подобных клонированию.
«Соблазн познания - коренная
человеческая черта, от которой весьма
вероятно настанет конец самому человеку.
Культ познания обернется глобальной
катастрофой. Сама собой напрашивается
параллель с ветхозаветным сюжетом об
изгнании из рая первых людей: приобщение
к плоду с дерева познания добра и зла
окончилось приобщением ко злу земного
существования. Реализация новых биотехнологий
может положить конец человеческой цивилизации.
Человечество совершит возвратное движение,
исчезнув, сознание перестанет быть атрибутом
бытия, на какое-то время»3.3
Решение биоэтических, как и
вообще этических проблем, естественно,
должно осуществляться соответствующей
антропологией или даже космологией. Если
имеется общепринятое основание для понимания
человека и мира, разумеется, легко прийти
к согласию в рассмотрении и решении проблем
биоэтики и к столь же согласованным действиям.
А если такой общей опоры не существует,
то, конечно же, в каждом случае будут появляться
собственные устои, и зачастую противоречащие
друг другу.
В современном поликультурном
и глобализованном обществе наблюдается
множество существенных противоречий
в отношении к антропологическим и космологическим
вопросам. Но даже в той части мира, которая
испытала влияние христианского Предания,
в большой степени можно видеть те же явления.
Тем более значительными оказываются
эти противоречия, чем более заметно обмирщение,
которое лишает человека и мир всякого
возвышенного измерения и перспективы.
Биоэтика, пытаясь постичь и
исследовать главные направления развития,
созданные скачкообразным ростом биологии
и медицинской технологии, разрабатывается
почти исключительно на безличном основании.
Она опредмечивает свои данные и превращает
людей в цифры. Она пытается рассматривать
общие тенденции, а не личности и не межличностные
отношения. Она сосредоточивается на исследовании
новых неожиданных вопросов и пытается
разрешить их на мировом уровне с помощью
самых общих принципов.
Поэтому, так как она не формируется
на основании какого-либо религиозного
исповедания или светского мировоззрения,
она сводит к частным случаям, насколько
это возможно, религиозные, метафизические
и прочие воззрения в мире и пытается утвердить
себя на утилитарных принципах и ценностях,
которые могут быть приняты всеми людьми.
Так, в биоэтике утверждаются принципы
а) независимости б) избегания вреда и
боли в) благотворительности и г) справедливости4.4
Заключение
Прошедший век оставил нам в
наследство и современную биоэтику: науку
с беспредельными амбициями и весьма ограниченным
содержанием. Это неудивительно, если
учитывать, что эта наука призвана согласовать
самые разнородные методы и дать ответы
на самые сложные вопросы человеческой
жизни.
Эта научная отрасль выступила
как самостоятельное направление научных
исследований в шестидесятые годы прошлого
века. Своим предметом биоэтика считает,
прежде всего, исследование человеческой
жизни. И в самом деле, биоэтика рассматривает
все вопросы классической и новейшей врачебной
этики в отношении человеческой жизни.
Причиной, которая вызвала чрезмерный
интерес к биоэтике – это стремительное
развитие биологии и применение её разработок
в медицине. Так что биоэтика предстаёт
как расширенная разработка медицинской
этики, и в центре её внимания стоят вопросы,
поднятые главным образом под влиянием
биологии на современную жизнь с использованием
новейших медицинских технологий в течение
всей жизни человека, начиная с самого
его рождения до кончины.
Специально биоэтика исследует
моральные вопросы, которые связаны, во-первых,
с искусственным оплодотворением, лечением
бесплодия, дородовыми исследованиями
плода, контролем над рождением, прерыванием
беременности, во-вторых, с поддержанием
и улучшением биологического развития
человека, клонированием, пересадкой тканей
или органов, и в-третьих, с завершением
человеческой жизни, с пассивной или активной
эвтаназией и связанными с этим вопросами5.5