Принципы правовой этики государственных служащих и других должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 09:59, статья

Краткое описание

Формирование эффективных управленческих команд в сфере государственного управления – важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики.

Вложенные файлы: 1 файл

этика гос служещего.docx

— 27.56 Кб (Скачать файл)

ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ЭТИКИ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ДРУГИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ 

 

Любимов А.П.

 

Главный редакторДоктор юридических наук, профессор.Академик РАЕН, Международной академии наук "Информации, информационных процессов и

 

Формирование эффективных  управленческих команд в сфере государственного управления – важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики.

Термин «этика» - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова «этос» - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл – устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека. Термины «этика», «мораль», «нравственность» по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - «этические правила», «моральные принципы», «нравственные нормы», придавая различные смысловые оттенки общему понятию.

Рассматривая вопрос о  признаках правовой этики государственных служащих и других должностных лиц сходимся во мнении, что она должна характеризоваться рядом необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют его отношение к смыслу и ценностям права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества, содержание социального сознания, степень развития духовности и строгость нравственных устоев, бытующих в обществе. Приведем некоторые из них:

Порядочность. Соответствие принятым правилам поведения; честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.

Соблюдение стандартов общественно-политической жизни (часто - негласные), неукоснительное  соблюдение которых обязательно. Часто выбор действия определяется необходимостью выбрать из двух зол меньшее; если такая необходимость имеет под собой реальное основание, можно говорить о порядочности такого деятеля.

Независимость от финансового  интереса. Независимо от финансового  интереса должностное лицо и служащие не должны ставить себя в зависимость от каких бы то ни было финансовых интересов любых физических и юридических лиц, которые могут повлиять на выполнение ими профессиональных обязанностей.

Объективность. Забота об интересах  общества и граждан, включая политические и общественные назначения, заключение контрактов или выдвижение граждан (коллег) на различные должности или на получение наград, государственные служащие и должностные лица должны делать свой выбор, учитывая только профессиональные качества и заслуги.

Ответственность. Должностные лица и государственные служащие ответственны за свои решения и действия перед обществом и должны соблюдать и подчиняться правилам профессиональной этики, а также общепринятым правилам морали как в общественной, так и в частной жизни.

Открытость. Принимаемые  должностными лицами и государственными служащими решения и предпринимаемые  ими действия, должны быть открыты  для общества. В случаях, когда  этого требуют общественные интересы, должностные лица и государственные  служащие должны давать объяснения и полную информацию о своих решениях.

Самоотверженность. Должностные  лица и государственные служащие должны принимать решения только в интересах общества, а не для  того, чтобы получить финансовую или  другую материальную выгоду для себя или своей семьи, друзей, или иных организаций.

Профессионализм. Хорошее  владение своей профессией. Признание  профессионализма может быть объективным (как признание другими коллегами  и обществом способности лица достигать нужного результата, умения выбирать наиболее оправданные пути и способы его достижения) и субъективным (как уверенность в своих профессиональных способностях).

Здравый смысл. Обоснованность действий взвешенным и объективным  расчетом, подкрепленная стремлением  к определенной цели, тоже поставленной логично, рассудительно, обдуманно.

Репутация честного и надежного  человека (партнера). Приобретаемая  общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках; проникнутая искренностью, прямотой, добросовестностью; заслуживающий  доверие, безупречный человек. При этом надежный; внушающий доверие, верный партнер.

Сложившееся высокое мнение о профессиональных и некоторых  личных качествах человека. Положительная  оценка его способности к совместной деятельности.

Достоинство. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и в других коллегах. В то же время субъективная оценка лицом своих моральных качеств; “уважение… в самом себе”, т. е. осознаваемая способность действовать, не нарушая интересов других лиц, или находить минимально “болезненные” компромиссы, руководствуясь здравым смыслом.

Совесть. Категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный контроль, самостоятельно формулировать для себя моральные  обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков.

Справедливость. Осуществление  действий на законных и честных основаниях. Должностное лицо не должно оказывать  предпочтение какому бы то ни было лицу, группе лиц или организациям и обязан учитывать права, обязанности и законные интересы всех участвующих сторон.

Патриотизм. Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах, чувство гордости за достижения страны. Проявляется в  уважении к историческому прошлому своей страны, бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям.

Убежденность в необходимости  строжайшего соблюдения и исполнения правовых норм. Ценностное отношение  к праву и практике его применения формирует привычки и стереотипы законопослушного поведения, а правомерный образ действий и соблюдение правовых норм превращается в потребность.

Требовательность. Определяется оценкой нравственных возможностей человека, предъявлением к нему высоких  моральных требований и признанием его ответственности за их выполнение.

Запрет на насилие. Основан на признании самоценности человеческой личности, ее свободы воли. Один из основных моральных запретов в демократическом правовом государстве, основанный на отказе от любых форм насилия (физического, эмоционального, речевого) в человеческих отношениях.

Толерантность. Предполагает терпимость по отношению к инакомыслию, отзывчивость к интересам партнеров, различных меньшинств, отказ от конфронтации, радикализма, экстремизма, отдавая предпочтение поиску компромиссов, переговорам, диалогу, сотрудничеству, достижению баланса интересов соперников.

Профессионально-нравственная культура. Включает в себя нравственные нормы, принципы и категории, являющиеся субъективными основаниями для оценки поведения, а также практическую мораль как часть общественных отношений, действующих норм человеческой деятельности. Особенности профессий порождают особые запреты и требования, которых может не быть в других видах деятельности (например, для работников правоохранительных органов – это запрет на фальсификацию доказательств, провокационные приемы и т. п. ).

Чувство долга. Одно из основных категорий этики, тесно связанное  с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть.

Беспристрастность. Потребность  действовать в соответствии с  законом и осуществлять свое право  на оценку, учитывая только общественную пользу и объективные обстоятельства, не сталкивать частные интересы со служебными обязанностями.

В некоторых странах существуют и применяются на практике кодексы  поведения государственных служащих и других должностных лиц. Например, в США Кодекс Этики правительственной  службы принят Конгрессом США еще в 1958 году. В соответствии с этим Кодексом, каждое лицо, находящееся на правительственной службе, должно:

. Преданность высшим моральным  принципам и государству ставить  выше преданности лицам, партии  или государственным органам. 

. Поддерживать Конституцию, законы и постановления США и всех органов власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения.

. Работать весь трудовой  день за дневную оплату; прилагать  необходимые усилия и претворять  все замыслы для выполнения  своих обязанностей.

. Стараться находить и  применять наиболее эффективные  и экономичные способы решения  государственных задач. 

. Никогда не осуществлять  дискриминации путем предоставления  кому-либо специальных благ или  привилегий, как за вознаграждение, так и без него и никогда не принимать для себя либо для своей семьи благ или подарков при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей.

. Не давать никаких  обещаний, касающихся должностных  обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо, когда дело касается государственной должности.

. Не вступать ни прямо,  ни косвенно в коммерческие  отношения с правительством, если  это противоречит добросовестному  исполнению должностных обязанностей.

. Никогда не использовать  при исполнении должностных обязанностей  конфиденциально полученную информацию  для извлечения личной выгоды.

. Вскрывать случаи коррупции  при их обнаружении. 

. Соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия.

Комитет Министров Совета Европы в 2000 году принял Рекомендации о кодексах поведения для государственных  служащих, в которых главный акцент сделан на привлечение внимания общественности и продвижение этических ценностей как важнейших механизмов по предупреждению коррупции.

Общие принципы служебного поведения государственных служащих определены и в России. Они оформлены  Указом Президента РФ и представляют собой краткие основы поведения  государственных служащих, которыми надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

В последнем дополнении в  этот документ, государственным служащим предлагается воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами (соглашениями), обычаями делового оборота.

Дальнейшее развитие вопроса  поведения государственных служащих получило в Указе Президента РФ "О  комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов", которым было утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.

Кроме того, на основании  части 6 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной  гражданской службе Российской Федерации", предписано образование федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной службой. Функции этих органов, предусмотренные указанным Положением, утвержденным данным Указом, выполняются федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации, в которых образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Предлагаем к обсуждению предварительные наброски к проекту  концептуальных основ Кодекса поведения  государственных служащих и иных должностных лиц в России.

Персональная ответственность  каждого должностного лица и государственного служащего требует соблюдения таких  стандартов этического поведения, которые  от них ожидают граждане России. Этика поведения государственного служащего или иного должностного лица должна строиться на основе осознания, что государственная должность является выражением общественного доверия и по результатам его работы формируется отношение граждан к государству в целом.

В целях поддержания и  защиты авторитета государства и  уважения к его служащим со стороны общества, каждый государственный служащий или иное должностное лицо, в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют его статусу.

Государственные служащие и  другие должностные лица должны соблюдать общие принципы поведения, которые применимы ко всем членам общества. Они должны исполнять свои обязанности, соблюдая закон, инструкции и связанные с их служебным положением этические нормы.

Одна из основных обязанностей государственного служащего и иного должностного лица - это обязанность следовать высшим моральным принципам, быть преданным государству и ставить интересы государства выше личных интересов, интересов отдельных лиц, партий, организаций, нести ответственность за добросовестное и профессиональное исполнение возложенных на него обязанностей перед своей страной и ее гражданами. Государственные служащие и другие должностные лица не должны совершать действия, которые противоречили бы этой обязанности.

Информация о работе Принципы правовой этики государственных служащих и других должностных лиц