Проблема тождественности понятия нравственная личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:40, реферат

Краткое описание

НРАВСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ - внутреннее духовное качество человека, которым руководствутся человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этим качеством. ( Человек безупречной нравственности).
Нравственный человек не всегда обладает ХАРИЗМОЙ.
ОН не всегда может, при всех своих хороших качествах, противостоять " ударам судьбы". " ПОВЕСТИ" за собой людей.
СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - человек, обладающий личностными качествами, способный " заразить" других людей своими идеями, " повести за собой", подчинять волю людей своим целям и задачам. ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИЙ ХАРИЗМОЙ. Как говорится - " ВОЛЯ ЕГО НЕСГИБАЕМА".

Вложенные файлы: 1 файл

эТИКА.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

НРАВСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ - внутреннее духовное качество человека, которым  руководствутся человек, этические  нормы, правила поведения, определяемые этим качеством. ( Человек безупречной  нравственности). 
Нравственный человек не всегда обладает ХАРИЗМОЙ. 
ОН не всегда может, при всех своих хороших качествах, противостоять " ударам судьбы". " ПОВЕСТИ" за собой людей. 
 
СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - человек, обладающий личностными качествами, способный " заразить" других людей своими идеями, " повести за собой", подчинять волю людей своим целям и задачам. ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИЙ ХАРИЗМОЙ. Как говорится - " ВОЛЯ ЕГО НЕСГИБАЕМА". 
 
ХАРИЗМА - милость, божественный дар, человек, наделенный в глазах других АВТОРИТЕТОМ, основанном на исключительных качествах ЕГО ЛИЧНОСТИ- мудрости, героизме.  
 
Я так понимаю понятие " НРАВСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ" и " СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ" 
Возможно, что в чем - то я не прав, но это мое, личное ,понятие " ТОЖДЕСТВА ЛИЧНОСТИ".

 

Нравственные  основы личности 
 
В процессе приобщения к культуре у человека вырабатываются механизмы его 
самоконтроля, выражающиеся в способности волевым усилием регулировать 
широкий диапазон влечений, инстинктов и т.п. Этот самоконтроль по 
существу является социальным контролем. Он подавляет неприемлемые для 
данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни 
общества. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более 
сложным оказываются проблемы образования и воспитания, формирования 
человека как личности. 
 
Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и 
грамматики, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум 
человека, делают из отдельного человека представителя определенного 
образа жизни, культуры и психологии. 
 
2.1 Мораль – социальная основа общества. 
 
Мораль - санкционированные обществом формы индивидуального и группового 
поведения, затрагивающего общественные интересы. Предмет морали имеет 
два аспекта - духовно-идеологический и социально-практический. К первому 
относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и 
вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации 
личности или группы; ко второму – поступки, отношения, в которых 
объективируется моральная позиция субъекта.  
 
Возможность и необходимость выявления такой позиции обусловлены тем, что 
объективная детерминация человеческого поведения во многих случаях имеет 
не жесткий, однозначный, а альтернативный характер, предоставляя 
индивиду относительную свободу выбора и, следовательно, порождая 
ответственность за этот выбор. Взаимодействие индивидуальной 
ответственности и общественных требований и есть первоэлемент 
нравственности. 
 
Основная функция морали - обеспечение исторической дееспособности 
общества, согласование общественных и личных интересов, социальное 
регулирование поведения индивидов. 
 
Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах 
общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, 
личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В 
отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих 
областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение и 
распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что 
составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в 
многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют 
определенные общественные устои, строй жизни и формы общения в самой 
общей форме, в отличие от более детализированных, традиционно-обычных, 
ритуально-этикетных, организационно-административных и технических норм. 
В силу обобщенности моральных принципов нравственность отражает более 
глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, выражает 
его сущностные потребности. 
 
Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции действий 
человека, таких, как право, обычаи, традиции и другие, пересекается с 
ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и 
организационных регуляциях предписания формируются, утверждаются и 
проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования 
нравственности (как и обычаи) формируются в самой практике массового 
поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отображением 
жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в 
коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Моральные 
нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и 
оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и 
побуждений. 
 
Авторитет того или иного лица в морали не связан с какими-либо 
официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, 
но является авторитетом духовным, то есть обусловленным его моральными 
же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл 
нравственного требования в том или ином случае. Вообще в морали нет 
характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта 
регулирования. 
 
Моральные нормы выступают в двояком виде – как элемент моральных 
отношений и как форма морального сознания. С одной стороны, это форма 
поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках 
множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого 
человека в отдельности. Во всяком обществе существует объективная 
потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях 
люди вели себя однотипным образом. Эта потребность и реализуется 
практически посредством моральных норм. Ее обязующая сила для каждого 
отдельного человека основывается на воздействии массового примера, 
общественного мнения, власти коллективной привычки и на других формах 
практически выраженной воли общества, проявляющейся в сложившихся в 
данном обществе нравах. 
 
Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в 
моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей. Это уже 
другая, субъективная, сторона моральных норм. Моральным сознанием 
моральные нормы формируются в виде повеления, равно обращенного ко всем 
людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных 
случаях. Примером здесь могут служить известные «10 заповедей», 
изложенные в Библии, или еще незабытый «Моральный кодекс строителя 
коммунизма». Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную 
жизнь, содержащих в себе, то или иное понимание сущности (назначения, 
смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. Поэтому 
господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью 
с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и 
моральное воззрение может находиться в критическом отношении к 
фактически принятому образу жизни. Вообще же, в морали в отличие от 
обычая должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не 
полностью. В любом, в том числе и современном обществе, нормы 
общечеловеческой нравственности никогда не исполняются полностью, 
безоговорочно, во всех случаях без исключения. 
 
Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается также в том, что 
нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально 
духовный характер; она выступает в форме не действенно-материальных мер 
общественного воздаяния (наград или наказаний), а оценки, которую 
человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом 
направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто 
факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но 
соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла.  
 
По это же причине в морали громадную роль играет индивидуальное сознание 
(личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку 
самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, 
самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения 
в рамках коллектива или группы. 
 
В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их 
мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции 
особую роль обретает личное воспитание, то есть формирование в каждом 
индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять 
свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля 
(отсюда такие понятия морали, как совесть, чувство собственного 
достоинства и чести). 
 
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то 
частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование 
общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае 
практический результат может быть различным, зависящем и от случайных 
обстоятельств; в общенациональном же масштабе, в суммарном итоге 
выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной 
потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой. Поэтому форма 
выражения нравственной нормы – не правило внешней целесообразности 
(чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а 
императивное требование, долженствование, которому человек должен 
следовать при осуществлении самых разных своих целей. 
 
В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в 
границах определенных частных обстоятельств и ситуаций, а на основе 
громадного исторического опыта многих поколений; поэтому с точки зрения 
этих норм могут оцениваться как особенные цели, преследуемые людьми, так 
и средства их достижения. 
 
2.2 Религиозная мораль. Особенности христианской морали. 
 
Религиозная мораль является неотъемлемой частью, а может и основой, 
общечеловеческой морали. История человеческого общества просто не 
отделима от истории религии: в разных странах и в разные времена трудно 
найти периоды, когда, так скажем, светскую мораль было возможно 
отделить от морали религиозной. Как представляется сейчас, и Россия на 
протяжении веков была страной глубоко верующей и живущей на основе 
религиозной морали.  
 
Российский человек с рождения и до самой смерти был связан с церковью и 
сверял все свои действия с нормами и правилами христианской морали. Хотя 
Православная церковь всегда была отделена от государства, ни одно более 
или менее значительное событие в России не обходилось без ее участия, а 
все российские правители всегда были людьми истинно верующими. И 
невозможно сейчас оспаривать утверждение, что и менталитет российского 
человека сложился во многом под влиянием церкви, и нравственность 
человека, считающего себя неверующим или даже активным атеистом, 
является только завуалированным отражением общепринятой религиозной 
морали. 
 
Хотя семь десятилетий опыта применения «классового подхода» в создании 
нравственных категорий и оценке духовных ценностей в России привели, 
кажется, его граждан к полному отсутствию какой бы то не было морали, ни 
публичность религиозности (или псевдорелигиозности) политиков, ни 
некоторая политическая ангажированность Русской Православной Церкви не 
заставляют сегодня думающего человека сомневаться в ценностях 
религиозных учений.  
 
Речь не идет о вере или атеизме. Хотя идеалом любой церкви является 
человек глубоко верующий, полностью посвятивший себя служению Богу, она 
на современном этапе в своем стремлении приобщить человека к вере не 
предъявляет к нему требований, могущих заставить его вступить в 
противоречие с обществом - не требует отказа от активной жизненной 
позиции, от планирования своего будущего, от получения материальных 
благ, от развлечений. Сейчас церковь, скорее, стремится приобщить 
человека именно к неспецифическим, общечеловеческим нравственным 
категориям, имеющим непреходящую ценность во все века и при любом 
политическом строе, обозначенном или не обозначенном в трудах классиков 
марксизма-ленинизма.  
 
Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, 
принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием 
религиозного мировоззрения. Она утверждает, что нравственность имеет 
сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым 
провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных 
установлений, их вневременной, надклассовый характер. При всей широкой 
возможности оспаривать этот тезис человечество живет с ним тысячелетия, 
и период в семьдесят лет не способен изменить этого положения. 
 
В современной России, на руинах некогда могучего государства, при 
бессилии политической власти, при полном отсутствии каких бы-то не было 
ценностей, может быть именно христианские идеи способны объединить нацию 
и противостоять хаосу и разрушению. 
 
Моральный кодекс христианства создавался столетиями, в разных 
социально-исторических условиях, и поэтом не может быть отвергнут или 
испорчен после семидесяти лет забвения и искажения. Конечно, в нем можно 
обнаружить самые различные идеологические напластования, отражающие 
нравственные представления разных общественных слоев и групп верующих, и 
он не свободен от внутренних противоречий и явных «неправильностей», но 
современная церковь и не требует буквального и бездумного следования 
всем нормам и правилам, изложенным в священных книгах, которые 
оставались неизменными на протяжении многих веков.  
 
Христианская мораль, прежде всего, находит свое выражение в своеобразных 
представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в 
совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в 
специфически; религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, 
совесть и т. п.) и некоторых волевых качествах верующего человека 
(терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного 
богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы 
составляют христианское нравственное сознание. 
 
Нравственное сознание христиан является социально и исторически 
обусловленным отражением их практического поведения в коллективе и 
обществе. Хотя первоначально христианская мораль, возможно, возникла как 
отражение бессилия рабов и порабощенных Римом народов в борьбе за свою 
свободу и счастье, в последующем развитии она приобрела некоторую 
самостоятельность, проявившуюся в том, что христианское нравственное 
сознание в своем идейно-образном содержании продолжает существовать 
вплоть до наших дней. В своем многовековом историческом существовании 
христианская мораль приспосабливалась к социально-политическим интересам 
различных классов, воплощаясь, с одной стороны, в свои классовые 
разновидности: христианско-феодальную католическую и православную 
мораль, а также христианско-буржуазную протестантскую мораль, с другой - 
в христианско-демократическую мораль средневековых народных ересей и 
даже христианско-пролетарскую мораль на ранних этапах развития 
капитализма (“христианский социализм"). При всем том в христианской 
морали сохранялось устойчивое религиозно-нравственное ядро, что 
позволяет выделить христианское нравственное сознание как 
самостоятельное идеологическое явление, обладающее специфическими 
особенностями и неоспоримой ценностью. 
 
Одной из особенностей христианской (как и вообще всякой религиозной) 
морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную 
связь с догматами вероучения. Так как „богооткровенные" догматы 
христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы 
христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются 
относительной устойчивостью, сохраняют свое влияние в каждом новом 
поколении верующих людей. В этом заключается консервативность и сила 
религиозной морали, которая и в изменяющихся социально-исторических 
условиях способна сохранить неизменными и устойчивыми нравственные  
основы любого общества. 
 
Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с 
догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные 
наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. 
Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, 
любви к врагам, непротивлении злу и другие положения, находящиеся в 
кажущемся противоречии с насущными интересами реальной жизни людей.  
 
В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему 
нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им 
поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения. 
Поскольку религия есть опосредованное отражение в головах людей внешних 
сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, постольку и 
в христианском сознании отражаются реальные межчеловеческие отношения в 
измененном религиозными представлениями виде. 
 
Христианская мораль включает в себя совокупность норм (правил), 
призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине 
верующих, в обществе. Таковы известные ветхозаветные заповеди, 
евангельские „заповеди блаженства" и другие новозаветные нравственные 
наставления. В своей совокупности они составляют то, что можно назвать 
официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали. 
Христианские богословы считают библейские заповеди богооткровенными по 
происхождению и общечеловеческими по их нравственному значению, так как 
Бог один. Однако христианско-богословское толкование происхождения и 
сущности нравственных норм может совершенно отличаться от научной точки 
зрения. Марксизм, например, доказывает социальную обусловленность 
нравственного сознания людей. Поскольку жизнь общества протекает в 
условиях классового разделения людей, постольку были классовыми все 
существовавшие в обществе системы морали и, следовательно, не может быть 
единого, общечеловеческого морального кодекса. Но дело совсем не в 
существовании различных моральных кодексов для различных слоев общества. 
Даже если они и существуют, в основе их лежат общие требования к 
поведению личности в любом общежитии, простейшие нормы нравственности, 
без соблюдения которых невозможно существование никакого сообщества 
людей.  
 
Заключение 
 
Проблема личности и ее нравственных основ, не отделимая от проблемы 
сущности самого человека, занимала лучшие умы человечества на протяжении 
всей его истории. Но и сейчас на пороге 21 века нельзя утверждать, что 
мы приблизились к ее решению.  
 
Да, сейчас о человек мы знаем больше: мы больше знаем о его физиологии, 
психологии, мы можем в какой-то степени управлять действиями и 
поступками отдельного человека и различных социальных групп, мы можем 
сделать человека веселым или грустным, добрым или злым. Но стал ли от 
этого знания и умения человек более понятным, стало ли от этого 
человечество более разумным? Сумели ли мы отучить человека от совершения 
ужасных преступлений? Сумели ли мы понять, почему гении рождаются так 
редко? 
 
Да, и надо ли нам это? Станет ли человек более счастлив от своей 
предсказуемости и предрешенности своей судьбы? И не потеряет ли 
человечество смысла своего существования, когда узнает все? 
 
Утилитарная, прикладная сторона проблемы личности требует своего 
решения, потому что она напрямую связана с выживанием человечества. 
Увеличение численности населения Земли, недостаток ее природных ресурсов 
и все более усиливающаяся дифференциация богатых и бедных слоев общества 
ставит человечество на грань гибели.  
 
Существующий тип личности, способы удовлетворения его потребностей 
становятся несовместимы с существованием самой планеты. Пока человек не 
поймет этого, пока он не научится управлять своими страстями и 
ограничивать свои потребности, перспективы выживания человечества 
остаются весьма мрачными. 
 
 
Используемая литература: 
 
Ильенков И.В., Что такое личность, М., 1991г. 
 
Ильенков Э.В., Философия и культура, М., 1991г. 
 
.Хьел Д., Зиглер Д., Теория личности, М., 1997г. 
 
Алексеев В.П., Становление человечества, М., 1984г. 
 
Кликс Ф., Пробуждающееся мышление, М., 1983г. 
 
Шишкин А.Ф., Человеческая природа и нравственность, М., 1979г.


Информация о работе Проблема тождественности понятия нравственная личность