Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:40, реферат
НРАВСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ - внутреннее духовное качество человека, которым руководствутся человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этим качеством. ( Человек безупречной нравственности).
Нравственный человек не всегда обладает ХАРИЗМОЙ.
ОН не всегда может, при всех своих хороших качествах, противостоять " ударам судьбы". " ПОВЕСТИ" за собой людей.
СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - человек, обладающий личностными качествами, способный " заразить" других людей своими идеями, " повести за собой", подчинять волю людей своим целям и задачам. ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИЙ ХАРИЗМОЙ. Как говорится - " ВОЛЯ ЕГО НЕСГИБАЕМА".
НРАВСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ - внутреннее
духовное качество человека, которым
руководствутся человек, этические
нормы, правила поведения, определяемые
этим качеством. ( Человек безупречной
нравственности).
Нравственный человек не всегда обладает
ХАРИЗМОЙ.
ОН не всегда может, при всех своих
хороших качествах, противостоять "
ударам судьбы". " ПОВЕСТИ" за собой
людей.
СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - человек, обладающий
личностными качествами, способный "
заразить" других людей своими идеями,
" повести за собой", подчинять волю
людей своим целям и задачам. ЧЕЛОВЕК,
ОБЛАДАЮЩИЙ ХАРИЗМОЙ. Как говорится - "
ВОЛЯ ЕГО НЕСГИБАЕМА".
ХАРИЗМА - милость, божественный дар, человек,
наделенный в глазах других АВТОРИТЕТОМ,
основанном на исключительных качествах
ЕГО ЛИЧНОСТИ- мудрости, героизме.
Я так понимаю понятие " НРАВСТВЕННАЯ
ЛИЧНОСТЬ" и " СИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ"
Возможно, что в чем - то я не прав, но это
мое, личное ,понятие " ТОЖДЕСТВА ЛИЧНОСТИ".
Нравственные
основы личности
В процессе приобщения к культуре у человека
вырабатываются механизмы его
самоконтроля, выражающиеся в способности
волевым усилием регулировать
широкий диапазон влечений, инстинктов
и т.п. Этот самоконтроль по
существу является социальным контролем.
Он подавляет неприемлемые для
данной социальной группы импульсы и составляет
необходимое условие жизни
общества. Чем более интенсивно развивается
человечество, тем все более
сложным оказываются проблемы образования
и воспитания, формирования
человека как личности.
Исторически сложившиеся нормы права,
морали, быта, правила мышления и
грамматики, эстетические вкусы и т.д.
формируют поведение и разум
человека, делают из отдельного человека
представителя определенного
образа жизни, культуры и психологии.
2.1 Мораль – социальная основа общества.
Мораль - санкционированные обществом
формы индивидуального и группового
поведения, затрагивающего общественные
интересы. Предмет морали имеет
два аспекта - духовно-идеологический
и социально-практический. К первому
относятся общественные нравственные
идеалы, нормы, ценности и
вырабатываемые на их основе моральные
качества, установки, ориентации
личности или группы; ко второму – поступки,
отношения, в которых
объективируется моральная позиция субъекта.
Возможность и необходимость выявления
такой позиции обусловлены тем, что
объективная детерминация человеческого
поведения во многих случаях имеет
не жесткий, однозначный, а альтернативный
характер, предоставляя
индивиду относительную свободу выбора
и, следовательно, порождая
ответственность за этот выбор. Взаимодействие
индивидуальной
ответственности и общественных требований
и есть первоэлемент
нравственности.
Основная функция морали - обеспечение
исторической дееспособности
общества, согласование общественных
и личных интересов, социальное
регулирование поведения индивидов.
Мораль регулирует поведение и сознание
человека во всех сферах
общественной жизни – в труде, в быту,
в политике, в науке, в семейных,
личных, внутригрупповых, межклассовых
и международных отношениях. В
отличие от особых требований, предъявляемых
человеку в каждой из этих
областей, принципы морали имеют социально-всеобщее
значение и
распространяются на всех людей, фиксируя
в себе то общее и основное, что
составляет культуру межчеловеческих
отношений и откладывается в
многовековом опыте развития общества.
Они поддерживают и санкционируют
определенные общественные устои, строй
жизни и формы общения в самой
общей форме, в отличие от более детализированных,
традиционно-обычных,
ритуально-этикетных, организационно-
В силу обобщенности моральных принципов
нравственность отражает более
глубинные слои социально-исторических
условий бытия человека, выражает
его сущностные потребности.
Мораль принадлежит к числу основных типов
нормативной регуляции действий
человека, таких, как право, обычаи, традиции
и другие, пересекается с
ними и в то же время существенно отличается
от них. Если в праве и
организационных регуляциях предписания
формируются, утверждаются и
проводятся в жизнь специальными учреждениями,
то требования
нравственности (как и обычаи) формируются
в самой практике массового
поведения, в процессе взаимного общения
людей и являются отображением
жизненно-практического и исторического
опыта непосредственно в
коллективных и индивидуальных представлениях,
чувствах и воле. Моральные
нормы воспроизводятся повседневно силой
массовых привычек, велений и
оценок общественного мнения, воспитываемых
в индивиде убеждений и
побуждений.
Авторитет того или иного лица в морали
не связан с какими-либо
официальными полномочиями, реальной
властью и общественным положением,
но является авторитетом духовным, то
есть обусловленным его моральными
же качествами (сила примера) и способностью
адекватно выразить смысл
нравственного требования в том или ином
случае. Вообще в морали нет
характерного для институциональных норм
разделения субъекта и объекта
регулирования.
Моральные нормы выступают в двояком виде
– как элемент моральных
отношений и как форма морального сознания.
С одной стороны, это форма
поведения, обычай, постоянно воспроизводимый
в однотипных поступках
множества людей как нравственный закон,
обязательный для каждого
человека в отдельности. Во всяком обществе
существует объективная
потребность в том, чтобы в определенных,
часто повторяющихся ситуациях
люди вели себя однотипным образом. Эта
потребность и реализуется
практически посредством моральных норм.
Ее обязующая сила для каждого
отдельного человека основывается на
воздействии массового примера,
общественного мнения, власти коллективной
привычки и на других формах
практически выраженной воли общества,
проявляющейся в сложившихся в
данном обществе нравах.
Моральное требование, выраженное в виде
норм, получает отражение и в
моральном сознании в виде соответствующих
правил, заповедей. Это уже
другая, субъективная, сторона моральных
норм. Моральным сознанием
моральные нормы формируются в виде повеления,
равно обращенного ко всем
людям, которое они должны выполнять неукоснительно
в самых различных
случаях. Примером здесь могут служить
известные «10 заповедей»,
изложенные в Библии, или еще незабытый
«Моральный кодекс строителя
коммунизма». Мораль отражает целостную
систему воззрений на социальную
жизнь, содержащих в себе, то или иное понимание
сущности (назначения,
смысла, цели) общества, истории, человека
и его бытия. Поэтому
господствующие в данный момент нравы
и обычаи могут быть оценены моралью
с точки зрения ее общих принципов, идеалов,
критериев добра и зла, и
моральное воззрение может находиться
в критическом отношении к
фактически принятому образу жизни. Вообще
же, в морали в отличие от
обычая должное и фактически принятое
совпадает далеко не всегда и не
полностью. В любом, в том числе и современном
обществе, нормы
общечеловеческой нравственности никогда
не исполняются полностью,
безоговорочно, во всех случаях без исключения.
Роль сознания в сфере моральной регуляции
выражается также в том, что
нравственная санкция (одобрение или осуждение
поступков) имеет идеально
духовный характер; она выступает в форме
не действенно-материальных мер
общественного воздаяния (наград или наказаний),
а оценки, которую
человек должен сам осознать, принять
внутренне и соответствующим образом
направлять свои действия в дальнейшем.
При этом имеет значение не просто
факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции
(возмущения или похвалы), но
соответствие оценки общим принципам,
нормам и понятиям добра и зла.
По это же причине в морали громадную роль
играет индивидуальное сознание
(личные убеждения, мотивы и самооценки),
которое позволяет человеку
самому контролировать, внутренне мотивировать
свои действия,
самостоятельно давать им обоснование,
вырабатывать свою линию поведения
в рамках коллектива или группы.
В морали оцениваются не только практические
действия людей, но и их
мотивы, побуждения и намерения. В связи
с этим в моральной регуляции
особую роль обретает личное воспитание,
то есть формирование в каждом
индивиде способности относительно самостоятельно
определять и направлять
свою линию поведения в обществе и без
повседневного внешнего контроля
(отсюда такие понятия морали, как совесть,
чувство собственного
достоинства и чести).
Моральные требования к человеку имеют
в виду не достижение каких-то
частных и ближайших результатов в определенной
ситуации, а следование
общим нормам и принципам поведения. В
отдельно взятом случае
практический результат может быть различным,
зависящем и от случайных
обстоятельств; в общенациональном же
масштабе, в суммарном итоге
выполнение моральной нормы отвечает
той или иной общественной
потребности, отображенной в обобщенном
виде данной нормой. Поэтому форма
выражения нравственной нормы – не правило
внешней целесообразности
(чтобы достичь такого-то результата, нужно
поступать так-то), а
императивное требование, долженствование,
которому человек должен
следовать при осуществлении самых разных
своих целей.
В моральных нормах отражаются потребности
человека и общества не в
границах определенных частных обстоятельств
и ситуаций, а на основе
громадного исторического опыта многих
поколений; поэтому с точки зрения
этих норм могут оцениваться как особенные
цели, преследуемые людьми, так
и средства их достижения.
2.2 Религиозная мораль. Особенности христианской
морали.
Религиозная мораль является неотъемлемой
частью, а может и основой,
общечеловеческой морали. История человеческого
общества просто не
отделима от истории религии: в разных
странах и в разные времена трудно
найти периоды, когда, так скажем, светскую
мораль было возможно
отделить от морали религиозной. Как представляется
сейчас, и Россия на
протяжении веков была страной глубоко
верующей и живущей на основе
религиозной морали.
Российский человек с рождения и до самой
смерти был связан с церковью и
сверял все свои действия с нормами и правилами
христианской морали. Хотя
Православная церковь всегда была отделена
от государства, ни одно более
или менее значительное событие в России
не обходилось без ее участия, а
все российские правители всегда были
людьми истинно верующими. И
невозможно сейчас оспаривать утверждение,
что и менталитет российского
человека сложился во многом под влиянием
церкви, и нравственность
человека, считающего себя неверующим
или даже активным атеистом,
является только завуалированным отражением
общепринятой религиозной
морали.
Хотя семь десятилетий опыта применения
«классового подхода» в создании
нравственных категорий и оценке духовных
ценностей в России привели,
кажется, его граждан к полному отсутствию
какой бы то не было морали, ни
публичность религиозности (или псевдорелигиозности)
политиков, ни
некоторая политическая ангажированность
Русской Православной Церкви не
заставляют сегодня думающего человека
сомневаться в ценностях
религиозных учений.
Речь не идет о вере или атеизме. Хотя идеалом
любой церкви является
человек глубоко верующий, полностью посвятивший
себя служению Богу, она
на современном этапе в своем стремлении
приобщить человека к вере не
предъявляет к нему требований, могущих
заставить его вступить в
противоречие с обществом - не требует
отказа от активной жизненной
позиции, от планирования своего будущего,
от получения материальных
благ, от развлечений. Сейчас церковь,
скорее, стремится приобщить
человека именно к неспецифическим, общечеловеческим
нравственным
категориям, имеющим непреходящую ценность
во все века и при любом
политическом строе, обозначенном или
не обозначенном в трудах классиков
марксизма-ленинизма.
Религиозная мораль представляет собой
совокупность нравственных понятий,
принципов, этических норм, складывающихся
под непосредственным влиянием
религиозного мировоззрения. Она утверждает,
что нравственность имеет
сверхъестественное, божественное происхождение,
и тем самым
провозглашается вечность и неизменность
религиозных моральных
установлений, их вневременной, надклассовый
характер. При всей широкой
возможности оспаривать этот тезис человечество
живет с ним тысячелетия,
и период в семьдесят лет не способен изменить
этого положения.
В современной России, на руинах некогда
могучего государства, при
бессилии политической власти, при полном
отсутствии каких бы-то не было
ценностей, может быть именно христианские
идеи способны объединить нацию
и противостоять хаосу и разрушению.
Моральный кодекс христианства создавался
столетиями, в разных
социально-исторических условиях, и поэтом
не может быть отвергнут или
испорчен после семидесяти лет забвения
и искажения. Конечно, в нем можно
обнаружить самые различные идеологические
напластования, отражающие
нравственные представления разных общественных
слоев и групп верующих, и
он не свободен от внутренних противоречий
и явных «неправильностей», но
современная церковь и не требует буквального
и бездумного следования
всем нормам и правилам, изложенным в священных
книгах, которые
оставались неизменными на протяжении
многих веков.
Христианская мораль, прежде всего, находит
свое выражение в своеобразных
представлениях и понятиях о нравственном
и безнравственном, в
совокупности определенных моральных
норм (например, заповедях), в
специфически; религиозно-нравственных
чувствах (христианская любовь,
совесть и т. п.) и некоторых волевых качествах
верующего человека
(терпение, покорность и пр.), а также в
системах нравственного
богословия или теологической этики. Все
вместе перечисленные элементы
составляют христианское нравственное
сознание.
Нравственное сознание христиан является
социально и исторически
обусловленным отражением их практического
поведения в коллективе и
обществе. Хотя первоначально христианская
мораль, возможно, возникла как
отражение бессилия рабов и порабощенных
Римом народов в борьбе за свою
свободу и счастье, в последующем развитии
она приобрела некоторую
самостоятельность, проявившуюся в том,
что христианское нравственное
сознание в своем идейно-образном содержании
продолжает существовать
вплоть до наших дней. В своем многовековом
историческом существовании
христианская мораль приспосабливалась
к социально-политическим интересам
различных классов, воплощаясь, с одной
стороны, в свои классовые
разновидности: христианско-феодальную
католическую и православную
мораль, а также христианско-буржуазную
протестантскую мораль, с другой -
в христианско-демократическую мораль
средневековых народных ересей и
даже христианско-пролетарскую мораль
на ранних этапах развития
капитализма (“христианский социализм").
При всем том в христианской
морали сохранялось устойчивое религиозно-нравственное
ядро, что
позволяет выделить христианское нравственное
сознание как
самостоятельное идеологическое явление,
обладающее специфическими
особенностями и неоспоримой ценностью.
Одной из особенностей христианской (как
и вообще всякой религиозной)
морали является то, что ее основные положения
ставятся в обязательную
связь с догматами вероучения. Так как
„богооткровенные" догматы
христианского вероучения считаются неизменными,
основные нормы
христианской морали, в их отвлеченном
содержании, также отличаются
относительной устойчивостью, сохраняют
свое влияние в каждом новом
поколении верующих людей. В этом заключается
консервативность и сила
религиозной морали, которая и в изменяющихся
социально-исторических
условиях способна сохранить неизменными
и устойчивыми нравственные
основы любого общества.
Другой особенностью христианской морали,
вытекающей из ее связи с
догматами вероучения, является то, что
в ней есть такие нравственные
наставления, которые невозможно найти
в системах нерелигиозной морали.
Таково, например, христианское учение
о страдании-благе, о всепрощении,
любви к врагам, непротивлении злу и другие
положения, находящиеся в
кажущемся противоречии с насущными интересами
реальной жизни людей.
В самом сжатом виде христианскую мораль
можно определить как систему
нравственных представлений, понятий,
норм и чувств и соответствующего им
поведения, тесно связанную с догматами
христианского вероучения.
Поскольку религия есть опосредованное
отражение в головах людей внешних
сил, которые господствуют над ними в их
повседневной жизни, постольку и
в христианском сознании отражаются реальные
межчеловеческие отношения в
измененном религиозными представлениями
виде.
Христианская мораль включает в себя совокупность
норм (правил),
призванных регулировать взаимоотношения
между людьми в семье, в общине
верующих, в обществе. Таковы известные
ветхозаветные заповеди,
евангельские „заповеди блаженства"
и другие новозаветные нравственные
наставления. В своей совокупности они
составляют то, что можно назвать
официальным, одобренным церковью кодексом
христианской морали.
Христианские богословы считают библейские
заповеди богооткровенными по
происхождению и общечеловеческими по
их нравственному значению, так как
Бог один. Однако христианско-богословское
толкование происхождения и
сущности нравственных норм может совершенно
отличаться от научной точки
зрения. Марксизм, например, доказывает
социальную обусловленность
нравственного сознания людей. Поскольку
жизнь общества протекает в
условиях классового разделения людей,
постольку были классовыми все
существовавшие в обществе системы морали
и, следовательно, не может быть
единого, общечеловеческого морального
кодекса. Но дело совсем не в
существовании различных моральных кодексов
для различных слоев общества.
Даже если они и существуют, в основе их
лежат общие требования к
поведению личности в любом общежитии,
простейшие нормы нравственности,
без соблюдения которых невозможно существование
никакого сообщества
людей.
Заключение
Проблема личности и ее нравственных основ,
не отделимая от проблемы
сущности самого человека, занимала лучшие
умы человечества на протяжении
всей его истории. Но и сейчас на пороге
21 века нельзя утверждать, что
мы приблизились к ее решению.
Да, сейчас о человек мы знаем больше: мы
больше знаем о его физиологии,
психологии, мы можем в какой-то степени
управлять действиями и
поступками отдельного человека и различных
социальных групп, мы можем
сделать человека веселым или грустным,
добрым или злым. Но стал ли от
этого знания и умения человек более понятным,
стало ли от этого
человечество более разумным? Сумели ли
мы отучить человека от совершения
ужасных преступлений? Сумели ли мы понять,
почему гении рождаются так
редко?
Да, и надо ли нам это? Станет ли человек
более счастлив от своей
предсказуемости и предрешенности своей
судьбы? И не потеряет ли
человечество смысла своего существования,
когда узнает все?
Утилитарная, прикладная сторона проблемы
личности требует своего
решения, потому что она напрямую связана
с выживанием человечества.
Увеличение численности населения Земли,
недостаток ее природных ресурсов
и все более усиливающаяся дифференциация
богатых и бедных слоев общества
ставит человечество на грань гибели.
Существующий тип личности, способы удовлетворения
его потребностей
становятся несовместимы с существованием
самой планеты. Пока человек не
поймет этого, пока он не научится управлять
своими страстями и
ограничивать свои потребности, перспективы
выживания человечества
остаются весьма мрачными.
Используемая литература:
Ильенков И.В., Что такое личность, М., 1991г.
Ильенков Э.В., Философия и культура, М.,
1991г.
.Хьел Д., Зиглер Д., Теория личности, М.,
1997г.
Алексеев В.П., Становление человечества,
М., 1984г.
Кликс Ф., Пробуждающееся мышление, М.,
1983г.
Шишкин А.Ф., Человеческая природа и нравственность,
М., 1979г.
Информация о работе Проблема тождественности понятия нравственная личность