Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:58, реферат
Э́тика — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.
Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.
Введение……………………………………………………………..…...…2
Проблемы этики как науки…………...……………………………………5
Роль морали в доклассовом обществе, истоки её происхождения..........6
Этика воспитания: понятие, история, основные виды этикета..............9
Список литературы…………………………………………………….…17
Федеральное агентство по образованию
Московский государственный
Реферат по этике на тему:
Проблемы этики как науки. Роль морали в доклассовом обществе, истоки её происхождения. Этика воспитания:понятие, история, основные виды этикета.
Выполнил студент
Востриков А.В.
3 курс заочная форма обучения
Специальность:
«Стандартизация и сертификация»
Группа 3ММС-К-С-3
Серпухов 2013г.
Содержание:
Введение:
Э́тика — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.
Термин этика иногда
употребляется также для
Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.
Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция, встречается в Мишне.
В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.).
Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок.
Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью.
В широком смысле понятие этика, мораль и нравственность тождественны. Они означают отношение человека к добру и злу. В узком смысле эти понятия различаются. Этика- философское учение.
Нравственность означает характеристику людей, набор его благодетелей, то есть означает то какой есть человек на самом деле. Мораль определяет каким должен быть человек. Именно мораль определяет основу взаимодействия людей, миру человечности, а главное стремление людей строить предельно гармоничное отношений друг с другом. Существует при подхода к определению сущности морали:
1) мораль как мера господства
человека над самим собой, то
есть человек несет
2) Мораль выражена через долг.
3) Мораль как единство свободы,
свободной воли и
В этике выделяют следующие направления исследований:
Метаэтика — изучение происхождения и значения этических категорий и понятий, решение проблемы существования общечеловеческой, универсальной и исторически неизменной этической системы.
Нормативная этика — поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра. Существует ли правило, которое может выступать в качестве такого принципа для всех случаев?
Прикладная этика изучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.
II. Проблемы этики как науки.
Для существования любого философского течения принципиально важным является наличие круга проблем: вопросов, на которые оно пытается найти ответ. Этика – не исключение. Она имеет несколько основных проблем, и попытки решения каждой из них влияют на ее развитие.
Первой следует назвать проблему критериев добра и зла. Необходимо дать им определение, а также назвать ряд признаков, по которым то или иное явление можно будет отнести к ним. Изначально добро противопоставлялось понятию «худа», и определялось в общем смысле как результат действия блага. Позднее стало антонимом к слову зло, означая, в первую очередь, намерение, стремление к совершению полезного деяния или просто хорошего поступка. Если спросить у среднестатистического человека, что есть добро, можно услышать, что оно ассоциируется со счастьем и радостью, а то и со всем, что получает, по его мнению, положительную оценку. Помог ближнему – совершил добро. И не важно, перевел ты бабушку через дорогу или пожертвовал крупную сумму денег на благое дело.
Что касается зла, оно, как несложно догадаться, противопоставляется понятию добра. К нему относят то, что порицается людьми, что доставляет им страдание, ущерб и другие отрицательные последствия. Что характерно, в понятии зла почти никогда не учитывается воля человека, которому его пытаются причинить. То есть, даже если он добровольно соглашается на причинение себе ущерба (по глупости, незнанию и т.п.) зло не перестает быть злом. Определение его критериев не составляет поэтому особой сложности. При этом вред, причиненный неумышленно (например, в результате несчастного случая), как правило, злом не считается. Кстати, злом является именно намерение причинить вред, а не сами повреждения. К примеру, хирург в процессе операции наносит физический вред телу пациента, но, конечно, это не может считаться злом.
Следующей проблемой этики являются поиски смысла жизни и предназначения человека. Человечество занимается ею едва ли не с самого своего появления, причем различные религии, философские течения и отдельные мыслители дают свои варианты ответа на этот вопрос. Однако на сегодняшний день единого, принятого безоговорочно всем человечеством варианта ответа нет. Причем, понятие смысла жизни – довольно широкое, в него входит как определение главных жизненных ценностей, так и поиски цели жизни. Следует отметить, что существование человека, который не находит лично для себя ответы на эти вопросы, сильно осложняется. Люди, живущие бесцельной жизнью, могут поддаваться слабостям, перед которыми устоят другие, поскольку не видят необходимости не потакать своим сиюминутным прихотям. При этом необходимо отметить, что взгляд на жизненные ценности и цели тесно взаимосвязан с социальным положением человека и его насущными, каждодневными проблемами.
Говоря о смысле жизни, стоит отметить так называемый прагматический взгляд на него. Его основоположником (как и одним из ведущих прагматиков в целом) считают Уильяма Джеймса. Этот взгляд основывается на том мнении, что поиски абстрактного смысла жизни абсолютно бессмысленны, поскольку он индивидуален для каждого, причем выбирается им лично и достаточно осознанно. Другими словами, смысл жизни – это то, что ценишь в ней лично ты.
Следующей проблемой этики является справедливость. Это очень широкое понятие, имеющее массу трактовок. В основе его лежит принцип весов: действие должно быть равно результату (вознаграждению или порицанию). То есть, права должны компенсироваться обязанностями, труд – вознаграждением, а преступление должно в глазах общества соответствовать наказанию. Таким образом, становится понятно, что справедливость – это не абстрактная философская категория, а вполне конкретно желание (или требование) социума, которое должно быть учтено при формировании практически любых норм взаимоотношений. Для принятия справедливого решения всегда нужно выслушать все стороны, причем желательно, чтобы судей было не меньше трех. Как именно следует поступить, решается в каждой конкретной ситуации, в идеале, незаинтересованными лицами. Часто при разделении какого-либо блага применяется принцип яблока: один делит, другой выбирает свою половину.
Последним из основных вопросов этики является долг. Долг в философии – это добровольно принятое моральное обязательство перед другим человеком, группой людей или Богом. Взгляды на то, к чему он обязывает, зависят от нравственных законов, которым подчиняется человек. Согласно некоторым учениям, несмотря на примесь принудительного в понятии долга, именно его выполнение способно сделать человека счастливым и удовлетворенным собой.
Проблемы этики – это проблемы всего человечества. Это вопросы, на которые оно пытается найти ответы все время своего существования, поэтому они остаются актуальными. Причем, ответы, которые находит лично для себя каждый индивидуум, серьезно влияют на его взаимоотношения с окружающими и осознание собственной роли в жизни окружающего мира. А трудности на пути к их определению лишь добавляют им ценности, когда они однажды наконец определены.
Итак, основными проблемами этики являются:
Проблема критериев добра и зла;
2)Проблема смысла жизни и назначения человека;
3)Проблема справедливости;
4)Проблема должного.
III. Роль морали в доклассовом обществе, истоки её происхождения.
Несомненно, что в доклассовом обществе существовало множество норм, которые регулировали поведение людей и их отношение друг к другу. Некоторые дореволюционные русские этнографы называли все эти поведенческие нормы, вместе взятые, обычным правом или даже просто правом. Так поступают и многие современные западные исследователи. Они объединяют все эти нормы под названием обычного права, буквально, обычного закона (common law , реже - customary law) или просто права, буквально, закона (law). Соответственно раздел этнографии, изучающий данные нормы, они именуют антропологией права (anthropology of law) или правовой антропологией (legal anthropology).
Другие исследователи, преимущественно советские, категорически настаивали на том, что термины «право», а тем самым и «обычное право» в принципе не применимы к доклассовому обществу. Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон государством. Поэтому о праве можно говорить только с появлением классового общества и государства. В доклассовом обществе существовала только мораль.
В доклассовом обществе выделялись четыре формы общественной воли: табуитет, мораль (главным образом первобытная, но не только) обычное право и право.
Табуитет представляет собой совокупность особого рода запретов. Табу являлись запретами тех действий, которые, как верили люди, неотвратимо навлекали на всех них непонятную, но грозную опасность. Человек, нарушивший табу, совершал преступление против общества в целом. Преступника наказывали: убивали или, реже, изгоняли из общины.
Для морали была характерна оценка поступков людей с помощью понятий добра и зла. Тем самым они подразделялись на одобряемые и осуждаемые обществом. Одобряя одни человеческие действия и осуждая другие, общество тем самым диктовало людям, как им нужно вести себя, давало им определенные нормы поведения. Не буду повторять того, что уже было сказано выше об интериоризации велений морали, о чувствах долга, чести, совести и т. п. Нарушение нормы морали, в том числе первобытной, представляло собой не преступление, а проступок. Нарушителя не наказывали. Его действия подлежали суду лишь общественного мнения и его собственной совести.
На более позднем этапе от морали отделился этикет. Если мораль определяла содержание человеческого поведения, то этикет - лишь его внешнюю форму. Основное в этикете - понятие приличия. Действия людей оцениваются как отвечающие приличию (приличные) и не отвечающие ему (неприличные или даже непристойные). Когда действия человека оцениваются окружающими как нарушение приличия, он испытывает чувство неловкости или даже стыда. Понятия приличия и неприличия могут распространяться не только на действия человека, но на другие моменты. Этикет ранее нередко диктовал, во что человек должен быть одет, какую прическу ему носить и т. п. До сих пор отставание от моды нередко считается неприличным. Одетая не по моде женщина может испытывать чувство неловкости и даже стыда.
Обычное право непосредственно не представляет собой совокупности норм, отклонение от которых считается преступлением или проступком. Исходным в обычном праве является понятие ущерба, который члены одной человеческой группы причиняют членам другой. Это понятие тесно переплетается, хотя полностью и не совпадает с понятием обиды. Нанесение ущерба (обиды) рассматривается потерпевшей стороной как нарушение справедливости. В результате между вовлеченными сторонами возникает вражда. На более позднем этапе вражда между сторонами частично дополняется, частично замещается тяжбой между ними. На более раннем этапе суть норм обычного права заключается в том, чтобы прекратить вражду, т. е. добиться примирения сторон, а на более позднем этапе - еще и в том, чтобы разрешить тяжбу между ними. Это можно сделать только путем восстановления справедливости. Нормы обычного права диктуют способы прекращения вражды и разрешения тяжбы, т. е. методы восстановления нарушенной справедливости. Один способ - причинение виновной стороне точно такого же ущерба, второй - возмещение ущерба.