Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:43, реферат
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв.
Происхождение профессиональной этики.
Выяснить происхождение профессиональной
этики - это проследить взаимосвязь моральных
требований с разделением общественного
труда и возникновением профессии. На
эти вопросы, много лет назад обращали
внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи
разделения общественного труда с моральными
принципами общества. Впервые материалистическое
обоснование этих проблем дали К. Маркс
и Ф. Энгельс.
Возникновение первых профессионально-этических
кодексов относится к периоду ремесленного разделения
труда в условиях становления средневековых
цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые
констатируют наличие в цеховых уставах
ряда нравственных требований по отношению
к профессии, характеру труда, соучастникам
по труду.
Однако ряд профессий, имеющих жизненно
важное значение для всех членов общества,
возникли в глубокой древности, и поэтому,
такие профессионально-этические кодексы,
как "Клятва Гиппократа", нравственные
установления жрецов, исполнявших судебные
функции, известны гораздо раньше.
Появление профессиональной этики во
времени предшествовало созданию научных
этических учений, теорий о ней. Повседневный
опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений
людей той или иной профессии приводили
к осознанию и оформлению определенных
требований профессиональной этики. Профессиональная этика,
возникнув как проявление повседневного
морального сознания, затем ужеразвивалась на основе обобщенной
практики поведения представителей каждой
профессиональной группы. Эти обобщения
содержались как в писаных, так и в неписаных
кодексах поведения, так и в форме теоретических
выводов. Таким образом, это свидетельствует
о переходе от обыденного сознания к теоретическому
сознанию в сфере профессиональной морали.
Большую роль в становлении и усвоении
норм профессиональной этики играет общественное
мнение. Нормы профессиональной морали
не сразу становятся общепризнанными,
это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь
профессиональной этики и общественного
сознания существует и в форме традиции.
Различные виды профессиональной этики
имеют свои традиции, что свидетельствует
о наличии преемственности основных этических
норм, выработанных представителями той
или иной профессии на протяжении столетий.
Профессионализм как нравственная черта личности.
Профессиональная
этика - это совокупность моральных норм,
которые определяют отношение человека
к своему профессиональному долгу.
Нравственные отношения людей в трудовой
сфере регулирует профессиональная этика.
Общество может нормально функционировать
и развиваться только в результате непрерывного
процесса производства материальных и
ценностей.
Содержанием профессиональной этики
являются кодексы поведения, предписывающие
определенный тип нравственных взаимоотношений
между людьми и способы обоснования данных
кодексов.
Профессиональная
этика изучает:
· отношения трудовых коллективов и каждого
специалиста в отдельности;
· нравственные качества, личности специалиста,
которые обеспечивают наилучшее выполнение
профессионального долга;
· взаимоотношения внутри профессиональных
коллективов, и те специфические нравственные
нормы, свойственные для данной профессии;
· особенности профессионального воспитания.
Профессионализм и отношение
к труду являются важными характеристиками
морального облика личности. Они имеют первостепенное
значение в личностной характеристике
индивида, но на различных этапах исторического
развития их содержание и оценка существенно
различались. В классовом обществе
они определялись социальным неравенством
видов труда, противоположностью умственного
и физического труда, наличием привилегированных
и непривилегированных профессий. О классовом
характере морали в сфере труда свидетельствует
написанная в первой трети II века до н.э.
христианская библейская книга "Мудрость
Иисуса, сына Сирахова", в которой есть
поучение о том, как следует относиться
к рабу: "корм, палка и бремя - для осла;
хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай
раба работою и будешь иметь покой; ослабь
руки ему - и он будет искать свободы".
В Древней Греции физический труд по ценности
и значимости находился на самой нижней
оценке. А в феодальном обществе религия
рассматривала труд как наказание за первородный
грех, а рай представлялся как вечная жизнь
без труда. При капитализме отчуждение
рабочих от средств производства и результатов
труда порождало два типа нравственности:
хищнически-грабительскую капиталистическую
и коллективистски-
Те ситуации, в которых оказываются люди
в процессе выполнения своих профессиональных
задач, оказывают сильное влияние на формирование
профессиональной этики. В процессе труда между людьми
складываются определенные моральные
отношения. В них есть ряд элементов, присущих
всем видам профессиональной этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду,
к участникам трудового процесса.
Во-вторых, это те моральные отношения, которые
возникают в области непосредственного
соприкосновения интересов профессиональных
групп друг с другом и обществом.
Профессиональная этика не
является следствием неравенства в степени
моральности различных профессиональных
групп. Просто к некоторым видам профессиональной
деятельности общество проявляет повышенные
моральные требования. В основном это такие профессиональные
сферы, в которых сам процесс труда требует
согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание
моральным качествам работников той сферы,
которые связаны с правом распоряжаться
жизнью людей, здесь речь идет не только
об уровне моральности, но и в первую очередь
о должном исполнении своих профессиональных
обязанностей (это профессии из сфер услуг,
транспорта, управления, здравоохранения,
воспитания). Трудовая деятельность людей
этих профессий, более чем каких-либо других,
не поддается предварительной регламентации,
не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является
творческой. Особенности труда этих профессиональных
групп усложняют моральные отношения
и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие
с людьми - объектами деятельности.
Здесь нравственная ответственность приобретает
решающее значение. Общество рассматривает нравственные
качества работника как один из ведущих
элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные
нормы должны быть конкретизированы в
трудовой деятельности человека с учетом
специфики его профессии.
Таким образом, профессиональная
мораль должна рассматриваться в единстве
с общепринятой системой морали. Нарушение
трудовой этики сопровождается разрушением
общих моральных установок, и наоборот.
Безответственное отношение работника
к профессиональным обязанностям представляет
опасность для окружающих, наносит вред
обществу, может привести в конечном счете
и к деградации самой личности.
В данный момент в странах бывшего Советского
Союза, в том числе и в Казахстане, выявляется
необходимость выработки нового типа
профессиональной морали, которая отражает
идеологию трудовой активности на основе
развития рыночных отношений. Речь идет
прежде всего о моральной идеологии нового
среднего класса, составляющего подавляющее
большинство рабочей силы в экономически
развитом обществе.
В современном обществе личностные
качества индивида начинаются с его деловой
характеристики, отношения к труду, уровня
профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность
вопросов, составляющих содержание
профессиональной этики. Подлинный профессионализм
опирается на такие моральные нормы как
долг, честность, требовательность к себе
и своим коллегам, ответственность за
результаты своего труда.
Виды профессиональной этики.
Каждому виду человеческой деятельности
(научной, педагогической, художественной
и т.д.) соответствуют определенные виды
профессиональной этики.
Профессиональные виды этики – это те специфические особенности
профессиональной деятельности, которые
направлены непосредственно на человека
в тех или иных условиях его жизни и деятельности
в обществе. Изучение видов профессиональной
этики показывает многообразие, разносторонность
моральных отношений. Для каждой профессии
какое-то особое значение приобретают
те или иные профессиональные моральные
нормы. Профессиональные моральные нормы
- это правила, образцы, порядок внутренней
саморегуляции личности на основе этических
идеалов.
Основными видами профессиональной
этики являются: врачебная этика, педагогическая
этика, этика ученого, актера, художника,
предпринимателя, инженера и т.д. Каждый
вид профессиональной этики определяется
своеобразием профессиональной деятельности,
имеет свои специфические требования
в области морали. Так, например, этика ученого предполагает
в первую очередь такие моральные качества,
как научную добросовестность, личную
честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует
честности, справедливости, откровенности,
гуманизма (даже к подсудимому при его
виновности), верности закону. Профессиональная
этика в условиях воинской службы требует
четкого выполнения служебного долга,
мужества, дисциплинированности, преданности
Родине.