Протестантская трудовая этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 15:34, доклад

Краткое описание

Протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

ДУХ КАПИТАЛИЗМА ВЕБЕР.docx

— 22.34 Кб (Скачать файл)

Протестантская  трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно  и усердно. Многие социологи объясняли  экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая  трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая  предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального  достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности.

Основные значимые догматы  протестантизма:

  • Человек изначально грешен
  • До начала жизни все предопределено
  • Каждый призван к какому-либо призванию» (Этому призванию человек должен следовать и в нем служить Богу. Материальный  и моральный стимул к качественному и честному труду)
  • Послушание властям
  • Отрицание превосходства аскетического долга над мирским
  • Примирение со своим местом в мире

Поэтому протестантская этика напрямую связанна с хозяйственной жизнью европейца, которая основана на принципе рационализма.

Макс  Вебер

Термин  «Протестантская трудовая этика» был  введён в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером  в его знаменитой работе «Протестантская  этика и дух капитализма» в 1905 году.

М. Вебер заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших  экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных  технических специалистов. Кроме  того, наиболее динамично развивались  протестантские страны, такие как  США, Англия и Голландия. Ведь именно Голландия считается матерью капитализма.

По  мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие европейского и американского  капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и  рациональную организацию работы.

М. Вебер полемизировал с марксистами  о причинах развития капитализма. По мнению учёного, если рассматривать  капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты  можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но эти страны не смогли создать эффективной экономики. Условия для возникновения капитализма имелись и в Древней Греции, и Древнем Риме, но в античном обществе труд был не слишком престижен и считался уделом рабов. В следствие  этого, М. Вебер различал «современный капитализм» и «традиционный капитализм», и подчёркивал, что протестантский тип поведения зачастую морально осуждался в традиционных обществах.

Характерная черта протестантских обществ —  ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а  в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо  подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью  и которые рассматривали богатство  лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах, «неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести в могилу?». Многие протестантские предприниматели рассматривали деловой успех как подтверждение наличия божьего дара, как спасение. Но с богословской точки зрения такая позиция является очень спорной.

В противоположность протестантам, капиталисты  традиционного общества, наоборот, стремились минимизировать собственные  трудовые усилия и предпочитали наиболее простые виды заработка, например, путём  установления монополии или особых отношений с властями. Так же в традиционных обществах всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда.

Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.

Традиционный  человек

Современный протестант

Работает, чтобы жить

Живет, чтобы работать

Профессия — бремя

Профессия — форма существования

Простое производство

Расширенное производство

Не обманешь — не продашь

Честность — лучшая гарантия

Основной вид деятельности — торговля

Основной вид деятельности — производство


По  мнению М. Вебера, протестантская трудовая этика не свойственна человеку от природы и является продуктом  длительного воспитания. Она может  сохраняться в течение длительного  времени лишь тогда, когда добросовестный труд приносит моральную и материальную отдачу.

М. Вебер считал, что современный  капитализм перешёл к самовоспроизводству протестантской трудовой этики и более не нуждается в её религиозном обосновании.

Точка зрения М. Вебера получает некоторое  подтверждение при анализе современных  протестантских общин в Латинской  Америке (где миллионы людей за последние 20 лет перешли из католицизма  в протестантизм). Как показывают исследования, сменившие религию люди из бедных слоёв поднимают свой жизненный уровень быстрее, чем католики. Однако в среде среднего класса эта закономерность не действует.

Религиозное обоснование протестантской этики

Протестантская  трудовая этика имеет библейские корни. Поэтому в ней:

Запрещена задержка заработной платы — «Не  обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13).

Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчиненными — «не  господствуй над ним с жестокостью» (Библия, Левит 25:43).

По  мнению протестантов, Бог Библии поощряет высокое качество товаров и услуг  и честное отношение к клиентам и запрещает лживые способы обогащения — «приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти», «мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро» (Притчи 20:23).

Точка зрения современной социологии

По-видимому, этика, подобная протестантской, рождается в тех обществах, где предпринимательская деятельность рассматривается как нравственно оправданная, общественно полезная и жизненно необходимая. И наоборот, если общество с подозрением относится к обогащению путём интенсивного труда и рассматривает бизнес как не слишком достойный способ зарабатывания денег, то и сами предприниматели ведут себя соответствующим образом. После того как в католических и конфуцианских странах предпринимательская деятельность была легитимизована, там возникла соответствующая этика и ускорилось экономическое развитие.

Некоторые социологи считают, что этика, подобная протестантской, может присутствовать лишь в тех этических системах, в которых имеется оптимальный  баланс обязанностей и прав человека (чувство долга заставляет человека трудиться, а права защищают от посягательств  на результаты его труда).

В конце, чтобы  увидеть взаимосвязь  между хозяйственной жизнью и  протестантской этикой, следует отметить, что в протестантстве взаимоотношения Бога и человека были определены предельно жестко — есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во вторых, избегать наслаждений — и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель — трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.

 

 

 

 


Информация о работе Протестантская трудовая этика