Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 15:34, доклад
Протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности.
Протестантская
трудовая этика — религиозно обоснованная
доктрина о добродетельности труда,
необходимости работать добросовестно
и усердно. Многие социологи объясняли
экономический успех
Основные значимые догматы протестантизма:
Поэтому протестантская этика напрямую связанна с хозяйственной жизнью европейца, которая основана на принципе рационализма.
Макс Вебер
Термин «Протестантская трудовая этика» был введён в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году.
М.
Вебер заметил, что в Германии
(которая населена как католиками,
так и протестантами) наилучших
экономических успехов
По мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие европейского и американского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы.
М.
Вебер полемизировал с
Характерная
черта протестантских обществ —
ведение коммерции не только ради
увеличения личного потребления, а
в качестве добродетельного вида
деятельности. При этом М. Вебер особо
подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов,
многим из которых были чужды показная
роскошь и упоение властью
и которые рассматривали
В
противоположность
Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.
Традиционный человек |
Современный протестант |
Работает, чтобы жить |
Живет, чтобы работать |
Профессия — бремя |
Профессия — форма существования |
Простое производство |
Расширенное производство |
Не обманешь — не продашь |
Честность — лучшая гарантия |
Основной вид деятельности — торговля |
Основной вид деятельности — производство |
По
мнению М. Вебера, протестантская трудовая
этика не свойственна человеку от
природы и является продуктом
длительного воспитания. Она может
сохраняться в течение
М. Вебер считал, что современный капитализм перешёл к самовоспроизводству протестантской трудовой этики и более не нуждается в её религиозном обосновании.
Точка
зрения М. Вебера получает некоторое
подтверждение при анализе
Религиозное обоснование протестантской этики
Протестантская трудовая этика имеет библейские корни. Поэтому в ней:
Запрещена задержка заработной платы — «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13).
Запрещены
издевательства и жестокое господство
начальства над подчиненными — «не
господствуй над ним с
По
мнению протестантов, Бог Библии поощряет
высокое качество товаров и услуг
и честное отношение к клиентам
и запрещает лживые способы обогащения
— «приобретение сокровища
Точка зрения современной социологии
По-видимому, этика, подобная протестантской, рождается в тех обществах, где предпринимательская деятельность рассматривается как нравственно оправданная, общественно полезная и жизненно необходимая. И наоборот, если общество с подозрением относится к обогащению путём интенсивного труда и рассматривает бизнес как не слишком достойный способ зарабатывания денег, то и сами предприниматели ведут себя соответствующим образом. После того как в католических и конфуцианских странах предпринимательская деятельность была легитимизована, там возникла соответствующая этика и ускорилось экономическое развитие.
Некоторые социологи считают, что этика, подобная протестантской, может присутствовать лишь в тех этических системах, в которых имеется оптимальный баланс обязанностей и прав человека (чувство долга заставляет человека трудиться, а права защищают от посягательств на результаты его труда).
В конце, чтобы увидеть взаимосвязь между хозяйственной жизнью и протестантской этикой, следует отметить, что в протестантстве взаимоотношения Бога и человека были определены предельно жестко — есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во вторых, избегать наслаждений — и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель — трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.