Профессиональная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие и предмет этики.
2. Связь этики с другими науками.
3. Виды и структура этического знания.
2. Основные этапы исторического развития этических учений.
3. Платон и Аристотель об этике.
4. Понятие и содержание основных категорий этики.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы этика.docx

— 30.58 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1 –Понятие и предмет  этики


Главный вопрос этики определение  того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей - это совокупность их действий, поступков и отношений). Общество всегда осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти "баланс" общественного и личного блага с помощью традиции, права, морали, этикета.     

Однако отнюдь не любая  оценка поведения относится к  этической сфере. Этическая оценка - это не просто произвольное одобрение  или осуждение поступка. Прежде чем  определить, какое поведение людей  является правильным и неправильным, необходимо прояснить, что такое "добро" и "зло".      

Термин "этика" впервые  был употреблен Аристотелем для  обозначения, особого раздела философии. Этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной  проблемой - Добро и Зло.     

Этика изучает сущность, специфику морали; раскрывает ее место  и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования  человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса, рассматривает  структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует  содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.         

Задачи этики:     

1) описывать мораль - ее  историю, ее сегодняшние нормы,  принципы и идеалы - то, что принято  называть нравственной культурой  общества;      

2) объяснять мораль - пытаться  дать анализ сущности морали  в ее "должном" и "сущем"  вариантах;     

3) учить морали - давать  людям необходимые знания о  добре и зле, способствуя самосовершенствованию  человека и выработке им собственной  стратегии "правильной жизни"

 

Вопрос 2 – Связь этики  с другими науками


Этика занимает важное место  среди других наук и непосредственно  связана с философией и с такими ее отраслями как: онтология, гносеология, аксиология, праксиология.

Этика занимается изучением  многих проблем: определения сенса жизни, понимания природы существования человека как личности, сущности, структуры и функций морали, сущности безусловных ценностей, к которым принадлежит добро.

Также этика рассматривает  и создает практические модели человеческих отношений и средства их реализации и предлагает определенные рекомендации.

Итак, по своей сути этика  является практической частью философии, пребывает в органической связи  с праксиологией, которая в свою очередь исследует активное, действующее, практическое отношение человека к  миру, возможности, способы и границы  его деятельности, в том числе, проблему свободы и необходимости, и различные способы ее развязки - фатализм (преобладание над человеком  неотворотных сил); волютаризм (провозглашение воли как первоосновы и творца действительности), концепции, в которых перебарываются крайности фатализма и волюнтаризма.

Кроме всего прочего она  непосредственно связана с эстетикой  и другими науками, которые занимаются исследованием бытия человека, но координировать исследования морали может  только этика.

 

 

Вопрос 3 –  Виды и структура этического знания

Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и формирование раннего  рабовладения.

Первоначально учёные занялись описанием уже сложившихся обычаев  и нравов. Но очень быстро этого  оказалось недостаточно, и примерно с 6 в. н.э. в русле философии появляются попытки осмыслить природу поведения  человека, основные механизмы, определяющие поведение. Этот период получил название предэтики.

Второй раздел этики сформировался  вместе с возникновением самой науки. Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических  систем. Сюда входит:

. Осмысление профессиональной  этики;

. Этика замкнутых идеологизированных систем;

. Этика возрастных групп,  религиозных групп и т.д.

Третий раздел этики - осмысление пройденного наукой пути и рождение истории этических учений.

Четвертая часть - раздел моральной  прогностики. Почти с самого рождения науки учёные пытались дать идеалы, к которым надо стремиться.

Однако сначала этот раздел не занимал существенного места  в науке. Особую роль он начал играть уже в новом времени, особенно в ХХ веке. Это было связано с  усилением социального бремени  и с изменением динамики социальных процессов. Оказалось, что в этих условиях человек может не успевать за цивилизационными изменениями. Как  следствие - значительно расширяются  механизмы воздействия на нравственные процессы, регуляция формирования морали в современном мире.

 

Вопрос 4 – Основные этапы  исторического развития этических  учений


Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение  особой области исследования "практической" философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл самореализацию. Самореализация человека - это разумные поступки, которые держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель - это умеренность и благоразумие.

Примечательно, что так  называемое "золотое правило этики" - "не делай другим того, чего не желаешь себе", сформулировано Конфуцием не только вне греческой философской традиции, но и до рождения Аристотеля.

Особенности религиозных  этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно  объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как  система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой - системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт с общественной моралью.

Одним из основных недостатков  современного положения этики как  науки является практически полное отсутствие методологически корректных объективных исследований этического мировоззрения

Этика не создаётся путём  теоретического интереса к той или  иной области действительности, как  большинство наук - она обусловливается самим фактом общественной жизни. Мораль не возникает в человеческом обществе в определённый момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития. Везде и во все времена воля человека, живущего в обществе себе подобных, связывалась нравственными нормами самого разнообразного содержания, имеющими вид обычаев, религиозных или государственных установлений.

Несправедливо совсем отрицать существование философской этики  у философов досократовского периода. Она несомненно существовала у пифагорейцев, у Гераклита и Демокрита, если не в виде законченной системы, то как ряд обобщений, находящихся в логической связи с их метафизическими воззрениями. В их взглядах впервые обнаруживаются те общие этические принципы, которые были положены в основание теорий позднейших моралистов.

Пифагорейцы, ставили такими принципами гармонию, порядок и меру. На них основывали они как физическое, так и моральное устройство вселенной. Соответственно этому зло признавалось отсутствием меры, пороки - нарушением душевной симметрии. Гераклита следует признать родоначальником этического универсализма. По справедливому мнению Лассаля, вся этика Гераклита выражается в одной формуле: "преданность всеобщему". Быть нравственным - значит, для Гераклита, быть причастным единому вселенскому разуму. Нравственно-должное заключается в исполнении общего закона. Всё индивидуальное, оторванное от всеобщего, обречено на гибель и разложение.

В воззрениях Демокрита обнаруживается сродство материализма с эвдемонизмом. Высшим благом, по мнению Демокрита, является счастье. Но истинное и прочное счастье даётся только духовными радостями. Это мнение даёт основание видеть в Демокрите провозвестника позднейшего эпикурейства.

Деятельность софистов дала отрицательные результаты для развития этики. Выставляя своим девизом  условность и субъективизм в сфере  познания и практики, софисты отвергли основные этические принципы безусловно-должного или ценного и превратили нравственное в пригодное или желательное для тех или иных условных целей. В лучшем случае, мораль их принимала характер тривиального благонравия, как, например, в известной аллегории Продика "Геркулес на распутье".

Нравственное поведение для софистов - это способность личности жить в обществе, среди людей, устанавливать с ними взаимоотношения в рамках нравственных норм, принятых в данном обществе.

 

Вопрос 5 – Платон и Аристотель об этике


 

 

Платон сделал на первый взгляд, невероятное, но по сути дела вполне логическое допущение: если добродетель  не укоренена в этом мире, то, наверное, существует другой мир, отражением и  выражением которого она является. Платон конструирует новый мир - для  того, чтобы подвести фундамент под  моральные понятия, обеспечить им бытие. Он вынужден был это сделать. Раз  была поставлена задача разумно осмыслить мораль и вдруг обнаружилось, что моральные понятия висят в воздухе, бездомны, то надо было или отказываться от этих понятий, что сделали софисты, или придумать для них другой мир, построить соразмерный им дом. Это Платон и сделал, сконструировав мир идей, в котором верховодит идея блага. Мир идей не просто лучше реального мира, он совершенен. Он отличается от реального мира как оригинал от копии, является по отношению к последнему и началом, и причиной, и образом, и образцом.

Платон вводит ряд гносеологических конкретизаций, необходимых ему  для того, чтобы обосновать возможность  познания морали. Он различает два  вида разумения (знания) и два вида удовольствия. Один вид разума и  знания направлен на то, что не возникает  и не погибает, а остается вечно  неизменным, всегда тождественным себе. Предметом другого вида разума и  знания является возникающее и погибающее. Первый вид разрушения и знания выше второго. Что касается удовольствия, то к первому виду относятся соразмерные  удовольствия. Они не связаны со страданиями, беспечальны. Недостаток в них незаметен, их восполнение  ощутимо и приятно. Они несильные. Их источником является прекрасное и добродетельное. Удовольствия второго вида характеризуются безмерностью, вносят в душу волнение, всегда сопряжены со страданиями. Это - гнев, гордыня, страх и тому подобные чувства. Словом, как говорит Платон, есть удовольствия от нежных звуков, а есть удовольствия от щекотания. Между ними нет ничего общего. Только удовольствия первого вида входят в структуру добродетели, но и они занимают там последнее место. Путь добродетели есть восходящий путь познания прекрасного, который может завершиться только тогда, когда душа узрит вечное, и любовь к истине не будет ничем омрачаться.

Этика Аристотеля - вершина  античной этики. Именно он ввел термин «этика». Аристотель дал наиболее глубокое для своего времени понимание этики как учения о добродетелях, о добродетельной личности. В отличие от философии этика является практической наукой. Цель этики - не познание, а поступки. Она учит тому, как стать добродетельным.

У Аристотеля есть два основных определения человека: человек - это  а) разумное (мыслящее) и б) политическое (полисное) существо. Они связаны  между собой таким образом, что  человек становится полисным существом  в той мере, в какой он реализует  свои возможности в качестве разумного  существа. Полис и есть воплощенный, объективированный разум.

Этические добродетели, согласно Аристотелю, - это особый класс человеческих качеств; они складываются в результате такого соотношения разума и аффектов, когда первые руководят вторыми.

Существуют три душевных состояния, два из которых порочны. Одно в силу избытка, другое в силу недостатка. Пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка. Добродетель же умеет находить середину и её избирает.

Например, мужество - середина страха и безумной отваги; щедрость - середина скупости и расточительства  и т.д.

Стремление к середине составляет содержание моральной свободы, нравственного выбора. Добродетели  действуют так, как предписано верным суждением.

Аристотель придает этике  и этическим добродетелям вторичный, служебный характер. Такой подход исключал саму постановку вопроса об обязательных моральных законах, общезначимых критериях различения добра и  зла. Мера добродетельности поведения  всегда конкретна, она особо уточняется применительно к каждой добродетели  и, более того, она всегда индивидуализирована. Например, нет такого набора объективных  признаков, которые позволяли бы установить, являются ли поступки справедливыми, ибо для этого надо их соотнести  еще с индивидом, который их совершает. И Аристотель приходит к выводу, что поступки тогда справедливы, когда они таковы, что их мог  бы совершить справедливый человек.

Аристотель создал этику, которая совершенно игнорирует притязания морали на абсолютность, автономность и святость. В этом смысле он предельно  рационализировал мораль. Он видел  в ней некое измерение человека, которое тот сам задает себе в  соответствии со своей природой и  условиями жизни и которое  вполне может быть ему подконтрольно.

Важно подчеркнуть: в исследовании этической добродетели Аристотель дошел до такой степени, когда  доказательное суждение оказывается  невозможным и приходится принимать  истину без указания на ее основания.

Информация о работе Профессиональная этика