Профессиональная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:03, реферат

Краткое описание

Трудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, в связи с чем, можно говорить о феномене профессиональной этики - одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

История медицинской практики России знает немало примеров подлинного подвижничества и нравственной самоотверженности врачей и ученых во имя спасения жизней других людей. Так, например, И.И. Мечников испытывал на себе препарат, содержащий бациллы холеры, а С.И. Боткин сделал себе первую прививку от чумы. Во время военных действий в Чечне многие врачи-добровольцы, в том числе женщины, в тяжелейших условиях самоотверженно выполняли свой служебный долг. Вместе с тем, мы встречаемся с немалым количеством примеров недобросовестного отношения к своим служебным обязанностям, что свидетельствует о нравственной неполноценности этой категории врачей.

Педагогическая этика - относительно самостоятельный раздел этической науки. Он изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации принципов общей морали в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий, Кроме того, педагогическая этика изучает содержание нравственной деятельности педагога в целом, включая нравственные отношения в педагогической среде. Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения. Процесс формирования личности связан с преодолением сложных противоречий, порождающих многочисленные конфликты, поэтому в ходе этого процесса возникает объективная необходимость регулировать взаимоотношения и участников педагогической деятельности. Так возникают требования педагогической морали, часть которых адресована от имени общества учителю, а часть - от имени учительства обществу, ученическому коллективу и родительской общественности.

Моральные обязанности учителя складывались исторически, и одним из основных являлось требование быть носителем глубоких и всесторонних знаний. Он должен систематически обновлять и пополнять свои знания. Учитель учит до тех пор, пока учится сам. От него требуется знать психологию учащихся, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). Поэтому он должен быть великим гуманистом и понимать, что для того, «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце» (В.А. Сухомлинский). Учитель необходимо должен быть принципиальным, требовательным, но справедливым и великодушным, непререкаемым авторитетом для воспитуемых, постоянно помнить, что «действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве». А это означает быть патриотом, гражданином своего отечества, бойцом, активным носителем политических и моральных убеждений, так как «воспитание есть выражение политического кредо учителя». Ему необходимо быть коллективистом: «Ни один из учителей не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответственность. Сила воспитательного процесса именно в согласованности, в планомерности, в единстве действия учителей школы, и нет ничего опаснее индивидуализма в педагогическом коллективе» (А.С. Макаренко)См.: Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Минск, 1977. С.23-24.. Выработанные и закрепленные в ходе развития общественной мысли нравственные требования к учителю и вытекающие из них нормы составляют основу кодекса педагогической морали. В нем зафиксированы требования, которые носят общечеловеческий характер, а также те, которые порождены новыми задачами, стоящими в настоящее время перед российской школой.

Каждый вид профессиональной деятельности определяется специфическими требованиями в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, гражданское мужество, демократичность и др. В рамках профессиональной этики ученого решаются такие вопросы научной деятельности как свобода и условия выбора темы, отношение с коллегами и оппонентами, отказ от быстрого, но неглубокого и сомнительного успеха и др. Судебная этика требует честности, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности духу и букве закона и др.

Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, стойкости, выносливости, преданности Родине и т.д. В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано с процессами демократизации общества, а также со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся социально-экономическим отношениям. Однако в целом эти процессы должны быть связаны с гуманизацией общества и труда, ростом свободного саморегулирующего начала в общественной деятельности.

Этика инженерного труда. Одним из важных и массовых видов профессиональной этики является инженерная этика. Как совокупность норм, регулирующих поведение инженера, она начала формироваться давно. К числу ее норм можно отнести такие, как необходимость добросовестно исполнять свою работу; создавать устройства, которые приносили бы людям пользу и не причиняли бы вреда; ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; определение формы отношений (обычаи и правила, регулирующие отношения) инженера с другими участниками процесса создания и использования техники. Ряд таких норм фиксируется в юридических документах, например, в законах, относящихся к вопросам безопасности, интеллектуальной собственности, авторского права. Некоторые нормы профессиональной деятельности инженеров закреплены в административных установлениях, регулирующих деятельность той или иной организации.

В различного рода моральных кодексах инженеров (американских, немецких, российских) наряду с общеморальными требованиями обычно добавляются характеристики, которым должны соответствовать представители инженерного труда. На их основе профессионально-моральный облик инженера выглядит следующим образом: он - рационалист, обладает набором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупулезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, искренен, опирается в своей деятельности на эксперимент. Инженер не безучастен к судьбе людей, ибо он способствует достижению ими высокого уровня благосостояния. Представители инженерных профессий являются по-настоящему моральными людьми Ленк X. Размышления о современной технике. - М., 1996; Митчелл К. Что такое философия техники? - М., 1995; Философия техники: история и современность. - М., 1997..

Инженерный труд в условиях информационно-технологического общества приобрел глобальное применение, а нравственные аспекты его обеспечения получили название техноэтики. Техноэтика - явление сложное с точки зрения субъектов технической деятельности и форм технической практики. Можно видимо говорить об определенных разновидностях техноэтики. Но с позиций общеморальных норм она рассматривается как один из вариантов «прикладной этики», род профессиональной этики и представляет собой нравственный императив технической деятельности, переход от этических максим к этическим нормам, принимаемым обществом. Примером их может быть специальная декларация о технике и моральной ответственности, подписанная в 1974 г, на международном симпозиуме выдающимися философами, учеными, техниками. В ней отмечалось, что локальные интересы не могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями людей, их стремлением к, справедливости, счастью и свободе.

Ответственный технический контроль через международные организации - настоятельная потребность для всего мира. Разработка, новации и применение техники должно оцениваться не только с политических, экономических, социальных, экологических, но прежде с моральных позиций. Ни один из аспектов техники не является морально нейтральным. Недопустимо делать человека придатком технических артефактов. Каждая новая техническая новация должна пройти проверку на предмет того, действительно ли она способствует развитию человека как свободной и творческой личности. Участники Международной конференции по инженерному образованию в Москве (1995 г.) в своем обращении констатировали приверженность будущих инженеров к «общечеловеческим ценностям». В техноэтике техническая деятельность рассматривается с позиций исторической поступи человечества. Она имеет свои сильные стороны, в частности, речь идет об исчислении этических максим, их сопоставлении. Здесь техника рассматривается как средство достижения цели. Цель выступает как воображаемое предвосхищение деятельности и мотивируется потребностями человека. Цели всегда субординированы, между ними существуют либо отношения конкуренции, либо нейтральности, либо индифферентности.

Критерии для оценки и выбора целей и техники имеют смысл лишь в их соотношении с системами ценностей. Ценности находят свое выражение в оценках и являются основой того, что нечто ценимо, прославляемо и достигаемо. В системе ценностей техноэтику наиболее непосредственно характеризуют две - функциональная способность (пригодность) и экономичность. Они имеют обслуживающий характер по отношению к другим ценностям техноэтики: благосостоянию и здоровью людей, их безопасности, экологии, развитию личности и общества.

Техноэтика ценностей - это этика действий, поступков. Ее достоинства состоят в том, что она выходит за пределы техники добродетелей и техноэтики долга, не опровергает их, а находится с ними во взаимодополнительном отношении. Техноэтика ценностей связана также с количественным подсчетом ценностных фактов. Количественное сопоставление предполагает однокачественность сравниваемых вещей, установление их тождественности.

После установления тождественности ценностей им приписывают некоторые количественные значения (вес). Но такая характеристика техники довольно бедна по содержанию. Техника - нечто большее чем просто средство. Она - символ всего того многообразия и богатства, которые характерны для мира человека. Техника - это все человеческое, но в символическом виде. В универсум техники входит символическое бытие и добродетели человека, его ценностные ориентации и нравственные максимы. Мир техники не исчерпывается даже такими тремя великими ценностями, как истина, красота, добро. В осознании этических норм профессиональной деятельности инженеров играет свою роль их объединение в профессиональные организации с целью создания условий для лучшего удовлетворения индивидуальных потребностей и защиты интересов. Обычно этические кодексы инженерных обществ содержат нормы, регулирующие отношения «инженер - общество», «инженер - работодатель», «инженер - клиент», «инженер - другие инженеры».

Так например, «Кодекс этики» национального общества профессиональных инженеров США гласит, что инженер должен всегда осознавать, что его первейшей обязанностью является защита безопасности, здоровья и благосостояния людей. Этические нормы, регулирующие отношения «инженер - работодатель» и «инженер - клиент», требуют добросовестного выполнения деловых обязательств. Инженер, используя проекты, представленные клиентом, признает, что эти проекты остаются собственностью клиента. Он не должен вредить положению других инженеров, а также подвергать несправедливой критике работу других инженеров. Специфичность правил, фиксируемых подобными этическими кодексами, состоит в том, что они, будучи нормами, соблюдение которых самостоятельно контролируется данным профессиональным сообществом, являются в значительной своей части связанными с юридическими нормами, а также с экономическими и иными интересами.

Данное обстоятельство иногда дает повод сомневаться в этическом характере подобного рода кодексов. Нередко правила, осознаваемые вначале как этические, впоследствии закрепляются в юридических нормах. Действенность этического кодекса зависит и от того, как он будет приниматься в конкретных ситуациях. Эффективность этических кодексов существенным образом зависит и от заинтересованности инженера быть членом данной профессиональной ассоциации, а также от способности сообщества устанавливать в том или ином конкретном случае сам факт нарушения моральных кодексов. Изменения в технико-технологической деятельности предполагают и соответствующую корректировку этических норм.

Этика психолога - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. Наряду с универсальными этическими принципами и нормами, значимыми для всех категорий ученых (научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных; отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований, от поспешных выводов на основе непроверенных данных; отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами в науке и т.д.), ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство личности испытуемых, их интересы; ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности - неразглашения сообщенных респондентами сведений, следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования. В том случае, если во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых испытуемым сведений требуется скрыть от него научные цели, то о них должно быть сообщено по завершении эксперимента. Если участие в исследовании предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому должна быть предоставлена безоговорочная возможность при желании отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения. Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права слагать с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.

Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы. Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ, как для себя, так и для третьих лиц. В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения.

 



Информация о работе Профессиональная этика