Проффесиональная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе.
В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Этика.docx

— 30.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ФИЛИАЛ

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

 

Кафедра «Документоведение и архивоведение»

 

 

Щербакова Юлия Эдуардовна

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

 

Контрольная работа по курсу «Этика»

 

 

                                                   

Студентка  группы  3М

заочного отделения.

Преподаватель:

к. филоc. н., доцент

Ю.А. Сергеев





                                                                                                  

                                                                                                  

 

                                        

 

 

 

                                                 

 

 

Тамбов 2014

 

1.ПОНЯТИЕ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ.

 

     Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе.

      В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

     Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. 

     Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т. п. Она учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться.

   Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, занятые в сфере обслуживания, медицины, образования – словом, везде, где ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми, но каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей. Но для всех профессий можно выделить основные нормы и принципы профессиональной этики:

  • свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;
  • в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;
  • при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;
  • в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;
  • следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;
  • нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;
  • недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

   В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям – главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии.

 

   Профессиональная этика, первоначально возникла как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы.

   Традиции профессиональной этики развиваются вместе с развитием самой профессии и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики могут быть закреплены на законодательном уровне или же выражаться через общепринятые нормы морали. Так, к примеру, «клятва Гиппократа» и врачебная тайна – это одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов – элемент профессиональной этики журналистов

 

2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ.

 

    Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно-важное значение, для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, были известны, гораздо раньше.

     Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности, профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов.

     Эти обобщения содержались как в писаных, так и неписаных правилах поведения. Большую роль в становлении и усвоении новой профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы с борьбой мнений. Отмечается взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

 

3.ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ .

    Профессиональная этика считает важным отношение к труду, к специфике труда. Каждому роду деятельности соответствует определенные виды профессиональной этики.

    Виды - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Выделяют основные виды профессиональной этики:

  1. Педагогическая
  2. Врачебная
  3. Ученного
  4. Предпринимателя (деловая этика)
  5. Управленческая
  6. Психолога
  7. Социального работника

 

   Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали - профессиональные моральные нормы (правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов).

     Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и, конечно же, патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

     Остановимся на профессиональной этике практического психолога. 
Многие  черты профессиональной этики распространились в другие профессии  из медицины. Это  связано с тем, что именно в медицине впервые были сформулированы заповеди профессионального  поведения по отношению  к больному. Согласно врачебной этике, медицинский работник должен все знания и силы посвящать охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство; во всех действиях руководствоваться принципами морали и т.д.

      Достаточно  разработана также  педагогическая этика, изучающая особенности педагогической морали, её принципы и функции. На базе педагогической этики разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Ныне  существует более тысячи профессий, и их количество постоянно увеличивается. Гуманизация отношений между людьми актуализирует значимость представителей гуманитарных профессий – журналистов, психологов, библиотекарей, музейных работников, педагогов, деятелей искусства. 

    Профессиональная этика в гуманитарной области связана, прежде всего, с приращением гуманитарных ценностей. Но долг гуманитариев не ограничен узкими рамками конкретной ответственности по месту работы – это также участие в формировании общественного мнения. Гуманитарий как профессионал создаёт и пропагандирует социально значимые идеи. Гуманитарии призваны удовлетворять потребность общества в обнародовании знаний, сведений, пропаганде нового, прогрессивного в культуре. Профессиональный долг гуманитариев – иметь навыки общения, умение правильно и доходчиво говорить, легко выражать свои мысли в устной и письменной формах.

      Требования  к поведению представителя  разных профессий  не всегда выражены в чёткой, упорядоченной  системе. Многие правила  деятельности просто общеприняты. Часть новых профессий не имеет пока устоявшихся традиций и длительной истории (программисты, робототехники и т.п.). Но есть сферы деятельности, где отступление от правил исключается. Например, дипломатический протокол предполагает строгое выполнение этикетных правил.

 

4.ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

 

   Профессиональная  этика регулирует взаимоотношения  людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.  
Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью.  
   Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».  
    Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и прочее.  
     Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.  
    Четвертый принцип – принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.  
    Пятый принцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.  
     Шестой принцип: этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.  
    Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.  
    Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.  
     Девятый принцип: не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.  
 
    Десятый принцип – никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.  
   Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.  
    Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.  
   Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.  
   Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.  
   Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.  
    Шестнадцатый принцип: работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.  
   Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента. Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы. Содержание этических кодексов фирм берет свое начало из принципов этики. 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Горелов, А.А. Этика: Учебное пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта, 2007. - 416 с.
  2. Назаров В.Н. Прикладная этика: Учебник для вузов (Гриф УМО) / Назаров, Владимир Николаевич. – М. Гардарики, 2005. - 302 с.
  3. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. М.: Акад. Проект, 2003.
  4. Этика: Учебник для вузов / Под общей редакцией А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. -- М.: Гардарики, 2003.
  5. Этика: Для вузов / Под общ. ред. Т.В.Мишаткиной, Я.С.Яскевич. Минск: Новое знание, 2002.
  6. Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв. образов., 2001.
  7. Этика: Энцикл. словарь/ Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.

 


Информация о работе Проффесиональная этика