Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:47, реферат
Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
1 Введение………………………………………………………………..3
2 Главные категории этики делового общения ………………….4
2.1 Основные принципы…………………………………………...……5
2.2 Овладение приёмами…………………………………….………….6
2.3 Национальные особенности делового этикета в других странах и регионах мира……………………………………………………………………… 7
3 Заключение…………………………………………………………......9
4 Список используемой литературы ………………………………….10
КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ»
на тему:
Психологическое значение овладения правилами деловой этики
Выполнил: студент 1 курса
Шкаруба Антон
Факультет: ЭО
Группа: СКС
Проверил: к.т.н., доц. Сологуб Г.Н.
Краснодар
2012
Содержание
1 Введение…………………………………………………………
2 Главные категории этики делового общения ………………….4
2.1 Основные принципы…………………………………………...……5
2.2 Овладение приёмами…………………………………….………….6
2.3 Национальные
особенности делового этикета
в других странах и регионах
мира……………………………………………………………………
3 Заключение……………………………………………………
4 Список используемой литературы ………………………………….10
Введение
Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.
2.Главные категории этики делового общения
Психология делового общения является составной частью всего комплекса психологических наук, опирающейся на принципы и категории общей психологии. В качестве основных принципов выступают следующие:
Согласно анализу норм деловой этики, а также психологии личности всей группы, дисциплина направлена на решение двух взаимосвязанных задач:
Этика — это учение о нравственности и морали, представляющей систему ценностей, признанных человеком. Мораль выступает в качестве регулятора общественных отношений и поведения лиц, принимающих участие в тех или иных сферах общественной жизни. В качестве основных категорий этики выступают следующие: благо, справедливость, добро, зло, долг, ответственность, совесть и т. д. Психология делового общения выделяет несколько типов взаимоотношений, проявляемых в коллективе:
2.1 Основные принципы
1) принцип детерминизма — признание взаимосвязи и взаимо-
обусловленности психических явлений как друг с другом, так и с
окружающей материальной средой. С этих позиций, в частности,
обосновываются: тесная связь сферы подсознания и сознания че-
ловека; единство его внутренних психических состояний и пове-
дения; взаимозависимость психики и окружающей человека внеш-
ней природной и социальной среды;
2) принцип системности
— трактовка отдельных
явлений как элементов
целостной психической
принцип позволяет выделять особые типы темпераментов, характе-
ров людей, такие, например, как стабильный и нестабильный, ин-
тровертный и экстравертный, меланхоликов и сангвиников и т.п.;
3) принцип развития — признание преобразования, изменения
психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к
другому; этот принцип определяет возможность корректировки, со-
вершенствования как индивидуальной, так и групповой психики.
Из содержания этих принципов вытекают представления о воз-
можности целенаправленного воздействия на психику человека, воз-
можность ее изменения, корректировки, совершенствования науч-
ными методами, в том числе и теми, которые разрабатывает психо-
логия и этика делового общения. Без глубокого понимания этих осно-
вополагающих принципов психология в целом и деловая этика в част-
ности в значительной мере потеряли бы свое практическое значение.
Однако в нашем курсе речь пойдет не столько об этих и других
абстрактных общепсихологических принципах, сколько о вытекаю-
щих из них практически ориентированных, профессиональных психоло-
гических знаниях, которые
могут непосредственно
ние эффективности той или иной формы хозяйственной деятельности.
Под деловым общением понимается вид социальных отношений,
направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих
условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значи-
мые для них цели.
Правильно организованное деловое общение способствует ус-
тановлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства
между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, парт-
нерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает
такие способы достижения общих целей, которые не только не ис-
ключают, но, наоборот, предполагают также и достижение личнос-
тно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.
Психология и этика делового общения представляет собой от-
раслевую социально-
печение эффективного делового общения на разных уровнях хо-
зяйственной и социальной жизни.
Как и всякая наука, психология и этика делового общения опи-
рается не только на комплекс специфических принципов, рас-
смотренных выше, но и на связанный с ними категориальный
аппарат, определенный комплекс ключевых, базовых понятий,
понимание которых является важнейшим условием успешного
усвоения учебной дисциплины.
2.2 Овладение приёмами
Овладение приемами и навыками делового общения предпо-
лагает знакомство с некоторыми сугубо теоретическими по-
ложениями, без знания которых трудно рассчитывать на соб-
ственную поведенческую реакцию, адекватную конкретной си-
туации. К их числу относится ряд категорий общей и соци-
альной психологии, имеющих прямое отношение к объясне-
нию человеческих поступков, их движущих сил и внутренних
механизмов. Отвлекаясь от содержания тех или иных поведенческих актов,
лежащих в их основе ценностей и мотивов, можно попытаться
выделить наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое
поведение в деловом общении. Познавательная ценность данного
подхода объясняется тем, что поведение любого индивида опре-
деляется не только набором личностных качеств и особенностями
конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой
той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая
активность.
Деловые переговоры предполагают наличие несовпадающих или даже противоположных интересов, которые имеются у сторон, и требуют от участников умения достигать разумного соглашения. Оно максимально отвечает законным интересам обоих партнеров, справедливо регулирует противоречивые точки зрения, является долговременным, учитывает интересы общества, не портит отношения между сторонами. Достигнуть разумного решения сложно, для этого необходимо сотрудничество сторон, когда происходит сближение интересов и отыскивается обоюдная выгода на основе взаимоприемлемого варианта решения спорного вопроса.
В жизненной практике чаще встречаются малоэффективные стратегии поведения в спорных вопросах, например такие:
♦ жесткое доминирование (жесткий подход) одной стороны и соответственно вынужденное подчинение, капитуляция другой либо открытая конфронтация сторон;
♦ «мягкая уступчивость» (мягкий подход), направленная на недопущение конфронтации и приводящая к компромиссному решению (при обоюдной уступчивости) либо к выигрышу «несгибаемого» участника.
Сторонники
«жесткого» подхода (Ж) ставят перед
собой цель «победить» любой ценой,
требуют от другой стороны уступок,
не доверяя партнерам по переговорам,
угрожают им, ищут то решение, которое
максимально выгодно для них
самих. Приверженцы «мягкого подхода»
(М) ставят целью достижение соглашения,
поэтому идут на уступки для развития
отношений, выдвигают предложения,
допускают односторонние
Максимально эффективны принципиальные переговоры (по существу дела), направленные на сотрудничество и поиск разумного принципиального соглашения.
Они предполагают следующие процедуры:
1. Признайте наличие конфликта, очертите его как «наша проблема».
2. Разграничьте участников и предмет переговоров: отделите людей от проблемы, т. е. придерживайтесь мягкого, дружелюбного, уважительного курса в отношениях с людьми, но стойте на твердой платформе при решении проблемы.
3. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях, поскольку цель переговоров должна состоять в удовлетворении подспудных интересов участников.
4. Принятая на переговорах позиция часто скрывает то, чего действительно хочет та ли иная сторона, поэтому главное внимание следует обращать не на позиции участников, а на анализ общих интересов.
5. Проанализируйте, какие интересы наиболее важны, каковы объективные препятствия, отделите их от субъективных противодействий воли и желаний участников.
6. Старайтесь разработать взаимовыгодные варианты, которые бы учитывали общие интересы и примиряли несовпадающие интересы. Разработайте многоплановые варианты выбора в ходе дискуссии и выдвижения альтернативных идей решения проблемы, но отодвиньте решение на более поздний срок.
Информация о работе Психологическое значение овладения правилами деловой этики