Психологическое значение овладения правилами деловой этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:47, реферат

Краткое описание

Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Содержание

1 Введение………………………………………………………………..3
2 Главные категории этики делового общения ………………….4
2.1 Основные принципы…………………………………………...……5
2.2 Овладение приёмами…………………………………….………….6
2.3 Национальные особенности делового этикета в других странах и регионах мира……………………………………………………………………… 7
3 Заключение…………………………………………………………......9
4 Список используемой литературы ………………………………….10

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ этика.docx

— 30.77 Кб (Скачать файл)

КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ  И ИСКУССТВ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по  дисциплине «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ»

на  тему:

 

Психологическое значение овладения  правилами деловой этики

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

Шкаруба Антон

Факультет: ЭО

Группа: СКС

Проверил: к.т.н., доц. Сологуб Г.Н.

 

 

 

 

Краснодар

2012

 

 

 

Содержание

1 Введение………………………………………………………………..3

2 Главные категории этики делового общения ………………….4

2.1 Основные принципы…………………………………………...……5

2.2 Овладение приёмами…………………………………….………….6

2.3 Национальные  особенности делового этикета  в других странах и регионах  мира……………………………………………………………………… 7

3 Заключение…………………………………………………………......9

4 Список  используемой литературы ………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила  учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

Особенностью  того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения  в заранее определенных ситуациях  со здравым смыслом, рациональность  вложенного в них содержания.

Практическое  значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям  без особых усилий использовать уже  готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Главные категории этики делового общения

Психология делового общения является составной частью всего комплекса психологических наук, опирающейся на принципы и категории общей психологии. В качестве основных принципов выступают следующие:

  • принцип детермизма (причинности) — признание существующей взаимосвязи и взаимообусловленности между психическими или материальными явлениями;
  • принцип системности — обоснование конкретных психических явлений в качестве элементов единой целостной организации;
  • принцип развития, изменения психических процессов, признание преобразования, а также динамика и переход явлений от одного уровня к другому.

Согласно анализу норм деловой этики, а также психологии личности всей группы, дисциплина направлена на решение двух взаимосвязанных  задач:

  • овладение нормами деловой этики, методами психологической диагностики всеми субъектами производственной деятельности;
  • выработка навыков и умений регулирования психических состояний конкретного субъекта благодаря применению психологических специальных технологий.

Этика — это учение о  нравственности и морали, представляющей систему ценностей, признанных человеком. Мораль выступает в качестве регулятора общественных отношений и поведения  лиц, принимающих участие в тех  или иных сферах общественной жизни. В качестве основных категорий этики  выступают следующие: благо, справедливость, добро, зло, долг, ответственность, совесть  и т. д. Психология делового общения выделяет несколько типов взаимоотношений, проявляемых в коллективе:

  • невмешательство — руководителя не интересует забота о сотрудниках и производстве. Он не серьезно воспринимает достижения сотрудников и не делегирует собственные рабочие функции. Как правило, в такой ситуации руководитель лишь стремится сохранить должность всеми возможными средствами и путями;
  • теплая компания — в коллективе наблюдается высокий уровень проявления заботы о сотрудниках и поддерживаются приятная атмосфера и дружеские отношения. Наблюдается наиболее удобный и благополучный темп работы для каждого из сотрудников. Однако руководителя не интересуют устойчивые результаты работы и конкретные планы;
  • задача — руководитель полностью увлечен решением производственных задач. В такой ситуации человеческий фактор либо игнорируется, либо не оценивается по достоинству;
  • золотая середина — руководитель предприятия оптимально сочетает интересы рабочего персонала и производственные достижения, не требуя от сотрудников многого;
  • команда — самый лучший вариант взаимоотношений. В данном случае руководство учитывает как интересы сотрудников, так и производственные достижения. Наблюдается высокий уровень человечности и деловитости во всех отношениях.

 

2.1 Основные  принципы

1) принцип детерминизма  — признание взаимосвязи и  взаимо-

обусловленности психических  явлений как друг с другом, так  и с

окружающей материальной средой. С этих позиций, в частности,

обосновываются: тесная связь  сферы подсознания и сознания че-

ловека; единство его внутренних психических состояний и пове-

дения; взаимозависимость  психики и окружающей человека внеш-

ней природной и социальной среды;

2) принцип системности  — трактовка отдельных психических

явлений как элементов  целостной психической организации. Этот

принцип позволяет выделять особые типы темпераментов, характе-

ров людей, такие, например, как  стабильный и нестабильный, ин-

тровертный и экстравертный, меланхоликов и сангвиников и  т.п.;

3) принцип развития —  признание преобразования, изменения

психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к

другому; этот принцип определяет возможность корректировки, со-

вершенствования как индивидуальной, так и групповой психики.

Из содержания этих принципов  вытекают представления о воз-

можности целенаправленного  воздействия на психику человека, воз-

можность ее изменения, корректировки, совершенствования науч-

ными методами, в том  числе и теми, которые разрабатывает  психо-

логия и этика делового общения. Без глубокого понимания  этих осно-

вополагающих принципов  психология в целом и деловая  этика в част-

ности в значительной мере потеряли бы свое практическое значение.

Однако в нашем курсе  речь пойдет не столько об этих и  других

абстрактных общепсихологических  принципах, сколько о вытекаю-

щих из них практически  ориентированных, профессиональных психоло-

гических знаниях, которые  могут непосредственно обеспечить повыше-

ние эффективности той  или иной формы хозяйственной  деятельности.

Под деловым общением понимается вид социальных отношений,

направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих

условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значи-

мые для них цели.

Правильно организованное деловое  общение способствует ус-

тановлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства

между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, парт-

нерами, соперниками и  конкурентами. В идеале оно предполагает

такие способы достижения общих целей, которые не только не ис-

ключают, но, наоборот, предполагают также и достижение личнос-

тно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.

Психология и этика  делового общения представляет собой  от-

раслевую социально-психологическую  науку, нацеленную на обес-

печение эффективного делового общения на разных уровнях хо-

зяйственной и социальной жизни.

Как и всякая наука, психология и этика делового общения опи-

рается не только на комплекс специфических принципов, рас-

смотренных выше, но и на связанный с ними категориальный

аппарат, определенный комплекс ключевых, базовых понятий,

понимание которых является важнейшим условием успешного

усвоения учебной дисциплины.

 

2.2 Овладение приёмами

Овладение приемами и навыками делового общения предпо-

лагает знакомство с некоторыми сугубо теоретическими по-

ложениями, без знания которых трудно рассчитывать на соб-

ственную  поведенческую реакцию, адекватную конкретной си-

туации. К  их числу относится ряд категорий  общей и соци-

альной психологии, имеющих прямое отношение к объясне-

нию человеческих поступков, их движущих сил и внутренних

механизмов. Отвлекаясь от содержания тех или иных поведенческих актов,

лежащих в  их основе ценностей и мотивов, можно  попытаться

выделить  наиболее важные факторы, детерминирующие  ролевое

поведение в  деловом общении. Познавательная ценность данного

подхода объясняется  тем, что поведение любого индивида опре-

деляется  не только набором личностных качеств  и особенностями

конкретной  ситуации, но и не всегда учитываемой  спецификой

той социальной среды, в рамках которой реализуется  его деловая

активность.

2.3 Психологические особенности деловых переговоров

 

Деловые переговоры предполагают наличие несовпадающих или даже противоположных интересов, которые имеются у сторон, и требуют от участников умения достигать разумного соглашения. Оно максимально отвечает законным интересам обоих партнеров, справедливо регулирует противоречивые точки зрения, является долговременным, учитывает интересы общества, не портит отношения между сторонами. Достигнуть разумного решения сложно, для этого необходимо сотрудничество сторон, когда происходит сближение интересов и отыскивается обоюдная выгода на основе взаимоприемлемого варианта решения спорного вопроса. 

 

В жизненной  практике чаще встречаются малоэффективные  стратегии поведения в спорных  вопросах, например такие:

♦ жесткое доминирование (жесткий подход) одной стороны и соответственно вынужденное подчинение, капитуляция другой либо открытая конфронтация сторон;

♦ «мягкая уступчивость» (мягкий подход), направленная на недопущение конфронтации и приводящая к компромиссному решению (при обоюдной уступчивости) либо к выигрышу «несгибаемого» участника.

 

Сторонники  «жесткого» подхода (Ж) ставят перед  собой цель «победить» любой ценой, требуют от другой стороны уступок, не доверяя партнерам по переговорам, угрожают им, ищут то решение, которое  максимально выгодно для них  самих. Приверженцы «мягкого подхода» (М) ставят целью достижение соглашения, поэтому идут на уступки для развития отношений, выдвигают предложения, допускают односторонние потери, стараются быть дружелюбными, доверяют партнерам, ищут то решение, на которое  «пойдут» партнеры по переговорам. Возможны следующие исходы: Ж + Ж = разрыв, конфронтация, реже капитуляция; Ж + М = выигрыш Ж; М + М = компромиссное решение. Это все разновидности позиционного торга, и чем упорнее участники защищают свои позиции, тем труднее им изменить свою первоначальную установку. Тогда доминирует «гонор», желание «спасти лицо», и достижение согласия становится все менее вероятным, поскольку позиционный торг психологически превращается в состязание воли, чтобы заставить другую сторону изменить свою позицию.

Максимально эффективны принципиальные переговоры (по существу дела), направленные на сотрудничество и поиск разумного принципиального соглашения.  

 

Они предполагают следующие процедуры:

1. Признайте наличие конфликта, очертите его как «наша проблема».

2. Разграничьте участников и предмет переговоров: отделите людей от проблемы, т. е. придерживайтесь мягкого, дружелюбного, уважительного курса в отношениях с людьми, но стойте на твердой платформе при решении проблемы.

3. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях, поскольку цель переговоров должна состоять в удовлетворении подспудных интересов участников.

4. Принятая на переговорах позиция часто скрывает то, чего действительно хочет та ли иная сторона, поэтому главное внимание следует обращать не на позиции участников, а на анализ общих интересов.

5. Проанализируйте, какие интересы наиболее важны, каковы объективные препятствия, отделите их от субъективных противодействий воли и желаний участников.

6. Старайтесь разработать взаимовыгодные варианты, которые бы учитывали общие интересы и примиряли несовпадающие интересы. Разработайте многоплановые варианты выбора в ходе дискуссии и выдвижения альтернативных идей решения проблемы, но отодвиньте решение на более поздний срок.

Информация о работе Психологическое значение овладения правилами деловой этики