Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:17, лекция
Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи является основной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПО ИГРУШКАМ И ПРЕДМЕТАМ
1. Учёные Е.И. Тихеева, А.М. Бородич, Э.П. Короткова, О.С. Ушакова исследователи в формировании связной речи на материале игрушки
Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи является основной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.
Овладение связной устной речью составляет важнейшие условия успешной подготовки к обучению в школе. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Тостого.
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах О.И.Соловьёвой, Е.И. Тихеевой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, В.В.Гербовой, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и др.
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Педагогические взгляды Е.И Тихеевой, как уже известно, сложились под влиянием идей К.Д Ушинского. Развитие речи рассматривалось Е.И.Тихеевой как процесс, взаимосвязанный с другими сторонами формирования личности. Е.И. Тихеева считала, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой - нибудь деятельностью ( игра, труд , праздник, интеллектуальная деятельность).
Наиболее подробно разработала Е.И. Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря методы работы над словарём детей, а также развитие связной речи: рассказывание об игрушках и картинках и т.д.
Е.И. Тихеева заявила об эффективности использования игрушек в воспитании и обучении детей.
Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Е И Тихеева, считала, что игрушки формируют мыслительные операции (сравнение, классификация, обобщении), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве.
Е. И. Тихеева писала: « Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Для развития связной речи ребёнок должен владеть словарным запасом, знать смысл того или иного слова, чтобы он правильно смог употребить их в своём рассказе. Усвоение смысла слов происходит в основном в практической деятельности с предметами, знакомстве с окружающей средой. Связная речь формируется благодаря речи монологической. Монологическая речь - показатель мышления. Как отмечают педагоги и психологи, связная речь ребёнка не цепочка связанных друг с другом предложений, а цепочка логически построенных мыслей.
Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.
Речь свидетельствует об умственном развитии ребёнка. Обучению дошкольников монологической речи следует уже с младшего возраста. В этом возрасте дети учатся описанию предметов, игрушек, картин. К концу года дети должны уметь описывать игрушку. В разработке данного вопроса внесли свой вклад Тихеева Е.И. и Гербова В.В. Отмечено, что оно оказывает влияние на сенсорное развитие, мышление, Дети участвуют в операциях анализа и синтеза. Учатся замечать красоту. У них вырабатывается вкус к точному и образному слову. Описанию характерно заключение, высказывание основной мысли, построение по определённой логической схеме, связно с определёнными частями. Чаще выделяют две части: в первой части даётся характеристика предмета, явления впечатляет от описываемого, во втором - об отдельных признаках описываемого предмета, подчёркивает всю общую характеристику. Монолог - описание может содержать суждение или вывод.
Если педагог целенаправленно ставит задачу формировать описательные навыки, он обязательно должен знать какими возможностями обладает его воспитанник, что они уже умеют, чему учить, какие ошибки исправить.
Для развития наблюдения используются дидактические игры: «Что изменилось?», упражнения сначала простые потом сложные.
Но чаще всего монолог - описания составляются дошкольниками при опоре восприятия, т. е. дети описывают то, что видят перед собой.
Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по игрушке, картине. Однако их рассказы в большинстве своём копируют образец взрослого. Дети овладевают навыками отвечать на вопросы воспитателя, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.
А в среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи - пересказом и рассказом. Монолог - повествование: вид связи детского высказывания. Под монологом - повествованием можно понимать, что ребёнок в средней и старшей группе должен владеть навыками и умениями рассказа и пересказа. Монолог - повествование включает в себя:1) рассказ по сюжетной игровой обстановке, 2) рассказ по набору игрушек связанных одним сюжетом.3) по придумыванию загадок об игрушках и предметов и т. д.
ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ
1. Игрушка должна содействовать
развитию ребёнка, на каждой возрастной
ступеньке дошкольного возраста
(то есть игрушка должна
2. Игрушка должна
3. Игрушка должна быть
динамичной (то есть побуждать
ребёнка к разнообразным
4. Игрушка нуждается в
привлекательном красочном
5. Игрушка должна
игрушка монологический речь дошкольный
ВЫВОД
В период дошкольного развития в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуется мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь . Мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребёнок растёт общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм. Изменение образа жизни ребёнка, возникновение новых отношений с взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребёнком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта с взрослыми. В процессе обучения дети овладевают умениям использовать монологическую речь.
В младших и средних группах возникает форма речи - сообщения в виде монолога - описания, в старшем возрасте монолога - повествования. Задача воспитателя научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребёнка был понятен слушателям, чтобы дети глубже переживали своё отношение к окружающему и ярче отражали его в рассказах.
2. ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО ИГРУШКАМ
Занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны:
- рассматривание игрушек и предметов.
- описание игрушек (описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов).
- отгадывание загадок по теме игрушка.
- придумывание самими детьми загадок об игрушке.
- сюжетный рассказ по набору игрушек,
- сюжетный рассказ по одной игрушке.
- Рассказы - инсценировки с игрушками.
- Занятия - выставки (по описанию игрушек).
Занятия с использованием игрушек влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения с взрослыми и сверстниками, активизируют разнообразный словарь.
Занятия с использованием игрушек способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Общение с взрослыми и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения. На занятиях воспитатель учит ребёнка выделять существенные признаки, качества предметов, использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова. Необходимо закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребёнка был понятен слушателям, т.е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.
3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
а) младший дошкольный возраст
Развитие связной речи ребёнка - дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по обучению рассказыванию. Обучая ребёнка рассказыванию, то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звука - и словопроизношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка - лексическую, грамматическую, фонетическую.
Такие занятия систематически проводятся во всех группах детского сада. Занятия по развитию монологической речи у детей по описанию игрушек начинается с рассматривания предметов и игрушек.
Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки. Обучению рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем.
Обучению рассказыванию в младших группах на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу. Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребёнок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.
Показ игрушек может происходить в виде инсценировки, какого - либо сюжета. Игровые действия побуждают детей описывать предметы детализированнее, эмоциональнее. В младшей группе ребята описывают предметы, опираясь на последовательно задаваемые педагогом вопросы.
Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них - припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств. Далее педагогом предлагается совместное составление описания и завершается придумыванием оценок - рассказов.
Занятия по описанию игрушек с детьми младшего дошкольного возраста идёт в эмоциональной форме обычно в виде простых дидактических игр (« Чудесный мешочек», « Кто это», « Что ты нашёл».)
Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим детям, имеет некоторые особенности игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой или маленький мишки, красная и зелёная пирамидки). Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приёма сравнения.
Занятия по описанию игрушек начинается с их рассматривания, Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.
Описание идёт по вопросам педагога. Малыши не дают законченного рассказа, а высказываются отдельными фразами, поэтому воспитатель с помощью вопросов объединяет отрывочные детские фразы, слова, реплики в связный рассказ. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ про игрушку. Этот рассказ является образцом. Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его.
Воспитатель широко использует рассказы: сам составляет рассказ по игрушке. ( н - р, рассматривание игрушечных петушка, цыплёнка, курочки можно закончить чтением рассказа К.Д,Ушинского «Петушок с семьёй». Использование разнообразных литературных выставок очень оживляет занятие, повышает эмоциональный настрой, воспитывает образность речи.
б) средний дошкольный возраст
В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ повествование.
В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух - трёх предложений. Высказывания его приобретают характер рассказа. Четыре - пять лет дошкольники приобретают первоначальные навыки учебной деятельности: отвечать по вызову, выслушивать ответы своих товарищей, понимать указания воспитателя и следовать им.
Вопросы, речевой образец, указания - ведущие приёмы обучения рассказыванию в средней группе.
Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала это небольшой план два - три вопроса, объединяющие в небольшой рассказ; название игрушки, основные её качества и действия с ней: « Расскажите, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть?»
Постепенно можно усложнить план, разнообразить вопросы (« Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?». Широко используются дидактические игры с игрушками: « Магазин игрушек», «Почтальон принёс посылку».
Информация о работе Развитие связной речи по игрушкам и предметам