Реформы Петра I в области этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 00:26, реферат

Краткое описание

Русский народ на протяжении всей своей истории руководствовался своими, неписаными, но очень крепкими, устойчивыми правилами жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое выражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках.
Актуальность представленной темы, заключается в том, что манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.

Содержание

1. Введение
2. Нормы и традиции допетровской Руси
3. Этикет в Петровское время (1696-1725 годы)
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

этика реферат.docx

— 48.64 Кб (Скачать файл)

По церковным праздникам устраивались пиры с участием духовных лиц. Начинали их после обедни, важный гость сидел в «красном углу», во время пира часто пел священник или дьякон. Если женщины приглашались на пир, то они ели за отдельным столом в особой комнате. Братчины устраивались крестьянами и посадскими людьми в складчину на какой-либо праздник и по нему назывались — «братчина Покровщина» — на праздник Покрова Богородицы и т. д.

Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная и псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня.

Общедоступным всенародным зрелищем и действом были церковные службы, привившие народу любовь к музыке; песня сопровождала русского человека всегда и везде. До царствования Алексея Михайловича не существовало театра, число и характер развлечений строго ограничивалось церковью, чей авторитет был непоколебим. Весело праздновались святки с непременными ряжеными; временем катаний, хороводов и гуляний была Масленица. Карнавалы, столь характерные для Западной Европы, не прижились в России из-за холода во время Масленицы и из-за большой строгости к таким забавам православной церкви.

Игрища скоморохов со времен крещения Руси преследовались, как и игры в карты, кости («зернь») и даже шахматы и шашки («тавлеи»). Зимние забавы — катание на коньках, спуск с ледяных гор — развлекали все слои общества. Традиционны были кулачные бои: поединки и «стенка на стенку».

Одежда у мужчин и женщин имела одинаковые линии, никогда не подгонялась по фигуре, состояла из нескольких слоев: исподнего — домашнего, среднего и верхнего. На рубаху у женщин надевался летник, затем опашень (или сарафан, душегрея, телогрея), мантия (приволока), или шуба, а у мужчин — кафтан, ферязь, опашень, шуба (ходить без пояса не полагалось). Нарядная одежда (в том числе дорогая), хранящаяся по многу лет, была почти в каждой семье, а на различия в общественном положении указывал головной убор. Одежда обшивалась часто жемчугом, полудрагоценными камнями и драгоценными нитями (золотыми и серебряными).

Девицы обязательно показывали волосы из-под венцов (или головных повязок), замужние женщины прятали их под волосник, на который надевали убрус (платок), кику или кокошник. Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было неприлично. Одно время следовали восточной моде чернить зубы. Серьги, ожерелья, перстни, одновременно несколько образков и крестов на шее носили и женщины и мужчины. Женщинам полагалось держать платок в руках, мужчины носили платок не в кармане, а в шапке. Женщины чаще, чем мужчины, ходили в сапогах (башмаках, чеботах) на высоких каблуках.

В поездках и путешествиях предпочитали санный и водный пути, сани и струги, так как дороги были плохие. Летом старики ездили в колымагах и даже в санях; молодые ездили верхом (верхом щегольства были белые лошади). Знатный человек ехал, окруженный свитой, слуги били в литавры, чтобы отпугнуть прохожих на дороге. Женские повозки скрывали пассажирок, для которых имелись небольшие слюдяные оконца. В поездках укрывались множеством одежд, брали с собой сулею с вином, съестные припасы, пополняя их в дороге. Мебель в то время была редка и дорога, даже самые знатные и богатые возили ее за собой. За плату можно было нанять лошадей и ямщиков.

В заключение можно сказать, что в те далекие времена взаимоотношения людей были совсем иными, чем сейчас. Грубость нравов, преклонение перед грубой силой и невежество были нормой. К концу 17 века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества и с приходом Петра I стали расширяться границы общения России с другими государствами и прививаться европейские нормы поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Этикет в Петровское  время (1696-1725 годы)

Жизненный уклад России начал резко меняться в эпоху Петра I. Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал три цели: приучение высших классов русского общества к формам обхождения, приобщение женщин к общественной жизни, слияния различных классов и их смешение с иностранцами. Создавались специальные руководства и наставления, где подробно разъяснялось, как надлежит вести себя в обществе в различных ситуациях, например «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», написанная в XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I. Книга была предназначена для молодых дворян и учила их, как держать себя в светском обществе, чтобы иметь успех при дворе.

Молодой дворянин должен был быть прежде всего честным, с уважением относиться к окружающим, почитать родителей. «В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступя оных в стороне стоять…»

Отдельная глава была посвящена поведению детей в обществе и дома. Вот одна из цитат, приведенная в качестве примера из вышеуказанной книги, которая касается манеры поведения человека и его походки: «Никто не смеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит».

Молодые дворяне, отправляемые Петром I на учение в западные страны, возвращались с желанием сблизить Россию с просвещенными народами и поставить наше общество на европейскую ногу.

Число предпринятых Петром I акций по введению новой культуры в России было велико. Правила этикета внедрялись в жизнь соответствующими указами, содержащими угрозы наказания за их невыполнение. Следует отметить, что изменения сказались в основном на несемейной жизни. Внутри семьи сохранились те же патриархальные отношения с беспрекословным подчинением старшему мужчине.

Придворный быт был строго регламентирован и сопровождался сложными церемониями. Каждый день во дворце проходили торжественные выходы членов императорской фамилии, приемы иностранных послов, аудиенции частным лицам.

Все это представляло собой тщательно продуманные ритуалы, многие из которых обставлялись с невероятной пышностью. За точностью их исполнения следил обер-церемониймейстер. Император требовал правильного и четкого исполнения придворных церемоний. Сам император, как и его придворные, должен был неукоснительно следовать всем принятым условностям. Исполняя представительские функции, монарх становился важнейшей частью сложного механизма придворных церемоний и лишался права на проявление симпатий и инициативы.

В придворном церемониале ХVIII в. большое внимание уделялось приему иностранных послов. Порядок аудиенции послов был разработан до тонкости. Отличительная его черта — необыкновенная торжественность и пышность. По приезде в Петербург посол уведомлял государственного канцлера о своем приезде. На следующий день он делал визит обер-церемониймейстеру, который давал ответный визит. Посол приезжал ко двору на аудиенцию по извещению. В назначенный день за ним заезжал церемониймейстер в каретах Его Императорского Величества. Кортеж состоял из трех карет. Если аудиенция назначалась в одном из дворцов, то посол принимался на приватной аудиенции и приезжал во дворец в собственных экипажах. В этом случае у кареты посла встречал церемониймейстер. На верху парадной лестницы его принимал камер-юнкер, затем до комнаты ожидания его провожал обер-церемониймейстер (справа от посла) и гофмаршал (слева). Обе половинки двери растворялись везде, где проходил посол. Все сопровождающие лица оставались вместе с послом в комнате ожидания. У дверей зала для аудиенции встречали посла обергофмаршал и обер-камергер, остальные оставались его ожидать в комнате. После аудиенции посол препровождался обратно тем же порядком. Стоящий караул везде отдавал послу военные почести, офицеры отдавали честь гостю. Церемониймейстер отъезжал с послом в придворных каретах.

Аудиенции частным лицам проходили скромно, и не имели столь церемониальный характер, как для иностранных послов. Допущенный в кабинет или зал, где назначена аудиенция, проситель должен был сделать поклон при самом входе в комнату, потом второй поклон, пройдя несколько шагов вперед, и наконец на расстоянии трех шагов от того места, где находится высочайшая особа, делал третий поклон. Начинать говорить нужно было только после того, как Его Высочество обратится с каким бы то ни было вопросом. Ответы надо было давать явственно, отчетливо, но стараясь не удлинять фраз без нужды. Осанка просителя должна быть свободна и носить отпечаток чувства собственного достоинства.

Когда аудиенция заканчивалась, надо было выйти из комнаты, не оборачиваясь спиной к высочайшей особе, а пятясь спиной до самого порога, производя те три поклона, которые назначены придворным церемониалом. Только на пороге можно обернуться.

Во дворцах нужно было разговаривать вполголоса, из уважения к высоким хозяевам, под крышей которых находишься, ступать тихо, мягко и, вообще, сливаться с толпой придворных лиц, не стараясь ничем обращать на себя внимание.

Особое место в светской жизни вообще и в придворной в частности занимали балы. Балы были введены в России Петром Великим после его возвращения из-за границы в 1717 году. Следствием этого был издан в 1719 г. указ о собраниях-ассамблеях. Петр сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей по французскому примеру. Ассамблеи начинались каждую зиму у государя, а оканчивались у обер-полицмейстера, а летом они проходили в Летнем саду. По регламенту ассамблеи продолжались с 17 до 22 часов. Очередность созыва Петр I устанавливал сам. На ассамблеях самая большая комната отводилась под танцевальный зал. В соседних помещениях играли в шашки и шахматы. Азартные игры были запрещены. По указу 1718 года игра в карты и кости запрещалась “под страхом кнута”. Одна комната предназначалась для курения. Петр I сам постоянно курил трубку и всем предлагал следовать его примеру.

Участие в ассамблеях должны были принимать и женщины, хотя дворянство относилось к этому отрицательно.

Дам угощали чаем, кофе, миндальным молоком, медом и вареньем, а мужчин - вином, пивом и трубками.

Музыка на ассамблеях была большей частью духовая: трубы, фаготы, гобои и литавры. Любовь к танцам распространялась очень быстро. При Екатерине незнание танцев считалось недостатком воспитания.

Танцы на ассамблеях делились на церемониальные и английские.

Церемониальными считались польский танец и менуэт, английскими — англез, контрданс и другие. Менуэт был камерным танцем: танцующие двигались мелкими, размеренными па, стараясь придать своим фигурам изящные позы, причем дамы, грациозно опустив руки, слегка приподнимали платье. Англез отличался, наоборот, живостью и картинностью движений. Танцевали его тоже парами, причем дама как бы убегала и уклонялась от кавалера. А он следовал за ней.

Реформы Петра I затронули и институты права. Была нарушена традиционная замкнутость боярских, дворянских и городских (посадских) семей. С 1720 года разрешались браки с иностранцами (при условии сохранения супругом православной веры). Было разрешено заключать браки с разведенными и даже с расстриженными монахами и священниками. Резко возросло число неравных браков с представителями низших сословий, добившихся «чинов». Оставался запрет на четвертый по счету брак, плата государству при заключении каждого последующего из трех браков возрастала. Пары могли познакомиться, как и раньше, в церкви, затем на ставших свободными для женщин прогулках, приемах, ассамблеях (даже воспитанницам монастырей давали часы для знакомства с будущими женихами). Молодым позволялось видеться до венчания и обручиться за шесть недель до него, но воля родителей в устройстве браков своих детей все равно надолго осталась решающей.

Реформы Петра I сделали немало для внешней европеизации семейного уклада дворян, но внутренняя жизнь подавляющего большинства семей всех сословий изменилась мало.

После петровских указов внешний вид разных сословий стал различаться больше, чем раньше. Русское платье сохранилось у купцов и крестьян. Высшие сословия оделись на европейский манер — с короткими полами кафтаны у мужчин и сложного фасона робы у женщин.

Огромное значение Петр I придавал бритью бород, взимая штрафы, собственноручно брея бороды у бояр. Указ о брадобритии вышел в 1705. Но староверы даже под угрозой наказаний не соглашались ходить с «босыми» лицами (борода издавна у славян была символом мужского достоинства), коротко стриженными головами в иноземных париках.

Через изменение отношения к женщине Петр I надеялся европеизировать русскую знать. Еще до введения обязательных ассамблей было отменено «тюремное» затворничество боярских и дворянских жен и дочерей, они присутствовали на различных придворных приемах и праздниках.

У женщин, следовавших приказаниям царя, парики привились лучше: сложная технология европейских причесок того времени делала причесывание долгим и мучительным, доступным лишь профессионально обученному парикмахеру.

Декольте на западный манер оголяли верхнюю часть груди, фасоны тогдашних платьев были таковы, что надеть их можно было только с помощью прислуги. Женщины, в том числе и зрелые боярыни, проявляли большую гибкость, чем их мужья: учились французскому «политесу» и танцам (обычно у любого иностранца или же осведомленного соотечественника), поклонам, отдельным иностранным словам, овладевали грамотой, меняли три раза в день наряды, учились игре на клавесине.

Информация о работе Реформы Петра I в области этикета