Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:42, реферат
Практическая значимость: в процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, В ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистанционно.
Введение ……………………………………………………………...............3
1. Понятие речевого этикета
1.1 Регулирующие правила речевого поведения…………………….4
1.2 Специфика речевого этикета……………………………………….6
2. Речевая этика обыденного общения
2.1 Нормы разговорной речи………….………………………………..7
2.2 Правила ведения речи …………………………..………………….9
2.3 Вы – общение и ты – общение……………………………………..10
2.4 Прием «Золотые слова»……………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………17
2.3 Вы – общение и ты - общение
В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин.
Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.
При установившихся отношениях Вы – общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания Ты – общения. Это является деструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт.
Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости:
-К незнакомому, малознакомому адресату
-В официальной обстановке общения
-При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату
-К равному и старшему (по возрасту, положению) адресату
Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости:
-К хорошо знакомому адресату
-В неофициальной обстановке общения
-При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату
-К равному и младшему (по возрасту, положению) адресату
2.4 Прием «Золотые слова»
«Золотые слова» — это приятные слова, содержащие небольшое преувеличение каких-либо положительных сторон человека, сказанные попутно, мимоходом, без акцентуации внимания на этих словах.
Этот приём предполагает
употребление слов и выражений, способствующих
расположить собеседника к
Это общий механизм действия всех приемов формирования аттракции:
По отношению к приему «Золотые слова» все это выглядит примерно следующим образом: сделать человеку комплимент, но так, чтобы он его услышал, однако — заметьте! — не обратил бы на него внимания! Итак, «Золотые слова» как прием формирования аттракции отличается от «комплимента» только одним: это тот же комплимент, но на который человек не обратил внимания. В этом — соль приема (как и всех остальных).
В отличие от комплимента «золотые слова» произносятся в таком контексте речи, в котором слушатель сознательно их не распознает, но в подсознании они отражаются. Правила построения такого предложения следующие:
1)встроить слова-комплименты в общую фразу;
2)не делать пауз;
3)чем длиннее общая фраза после слов-комплиментов, тем лучше;
4)весьма желательно, чтобы часть общей фразы после слов-комплиментов содержала нечто такое, что захватывало бы внимание слушающего
Для того чтобы свободно овладеть этим приёмом нужно иметь хороший запас слов-комплиментов. Существует всего шесть правил, которые не следует нарушать, формулируя эти слова:
а)Учитывайте возможность инверсии.
б)Без двусмысленности.
в)Не гиперболизируйте.
г)Учитывайте «высокое мнение»,
д)Без дидактики (комплимент должен констатировать, т. е. утверждать наличие той или иной характеристики (утверждать с небольшим преувеличением), но не содержать рекомендаций по ее улучшению)
е)Без «приправ» (касается не самого содержания комплимента, а тех добавок с негативным оттенком, которые нередко следуют за ним.)
Соблюдая эти правила, слова-комплименты имеют все шансы превратиться в прием «Золотые слова». Этот прием можно продемонстрировать в виде логической цепочки:
1)человек услышал в свой адрес комплимент по поводу определенного качества его личности;
2)благодаря функционированию установки на желательность этого качества оно на уровне подсознания принимается за реальность;
3)возникает чувство удовлетворения;
4)чувство удовлетворения всегда сопровождается возникновением положительных эмоций (чувство приятного);
5)возникшие положительные эмоции связываются по закону ассоциации с их источником и переносятся на того, кто их вызвал;
6)в соответствии с законом максимизации наград возникает притяжение к этому человеку, т. е. аттракции. Что и требуется от данного приема.
Следует отметить, что комплименты не всегда уместны, поэтому содержание комплимента не должно противоречить содержанию ситуации, в которой находится собеседник.
Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смысловыми богатствами во всем их структурном многообразии - к этому должен стремиться каждый носитель языка. В речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение и т.д. Любое общество в любой момент своего существования неоднородно, многолико и что для каждого социального слоя есть как свой набор этикетных средств, так и общие для всех нейтральные выражения. И есть осознание того, что в контактах с иной средой необходимо выбирать или стилистически нейтральные, или свойственные этой среде средства общения.
1) Лазуткина, Е.М. Этика речевого общения и этикетные формулы речи / Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М. // Культура русской речи и эффективность общения. – Изд-во Норма, 2000. – 560 с.
2) Панасюк, А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать: / А.Ю. Панасюк. – М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. – 304 с.
3) Формановская, Н.И. Культура общения и речевого поведения: М. / Н.И. Формановская. – М.: Изд-во: ИКАР, 2010. – 240 с.
Приложение
Правила говорящего
Первое правило. Говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику. Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб: обиду, оскорбление, пренебрежение.
Второе правило. Говорящему предписывается, осуществляя доброжелательность, проявлять уместную в данной ситуации общения (обязательно уместную, "сообразную и соразмерную", а не преувеличенную) вежливость.
Третье правило. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное "я", предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику, упорно и категорично, собственных мнений и оценок, уметь встать на точку зрения партнера.
Четвертое правило. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальные роли, его личность и осведомленность в теме, предмете речи, степени его заинтересованности.
Пятое правило. Говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру.
Шестое правило. Говорящий должен следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин.
Седьмое правило. Говорящий должен помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничены.
Восьмое правило. Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность обстановки.
Девятое правило. Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной (несловесной) коммуникации: жесты, позы, мимику, общую манеру держаться, всю культуру поведения и культуру речи.
Первое правило. Слушающий должен прервать дела и внимательно выслушать то о чем сообщает ему говорящий.
Второе правило. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему.
Третье правило. Доброжелательно, уважительно выслушивая собеседника, постарайтесь не перебивать его, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.
Четвертое правило. Выслушивая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи. Подчеркивайте заинтересованность в нем, в его словах — взглядами, мимикой, жестами, междометными и жестовыми "поддакиваниями".
Пятое правило. В роли слушателя надо уметь вовремя оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос, на побуждение среагировать действием и словесно.
Шестое правило. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную не к тебе.