Руссо Жан-Жак (1712 – 1778 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:35, доклад

Краткое описание

Французско-швейцарский философ. Родился в Женеве. В1723—1724 гг. обучался в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 г учился ремеслу гравера. В юности был лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором.
В 1728 г. из-за тирании хозяина Руссо покинул Женеву. До 1741 г. жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. Сотрудничал в энциклопедии — был автором статей в разделе «Музыка».

Вложенные файлы: 1 файл

Руссо Жан Жак. доклад Олега.docx

— 17.89 Кб (Скачать файл)

Руссо Жан-Жак (1712 – 1778 гг.)

 

 Французско-швейцарский философ. Родился в Женеве. В1723—1724 гг. обучался в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 г учился ремеслу гравера. В юности был лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором.

В 1728 г. из-за тирании хозяина  Руссо покинул Женеву. До 1741 г. жил  в Швейцарии, затем уехал в  Париж. Сотрудничал в энциклопедии — был автором статей в разделе  «Музыка». В 1743-1744 гг. —секретарь французского посольства в Венеции. В 1762 г, опасаясь ареста в связи с выходом в  свет политического трактата «Об  общественном договоре» и романа «Эмиль, или О воспитании», отвергавшего церковность и культовые формы, покинул Францию.

В Париж Руссо вернулся в 1770 г Одним из средств к существованию  в это время была переписка  нот.

Руссо являлся наиболее влиятельным  представителем французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. В теории гражданского общества выдвинул принцип суверенитета народа, пытался реформировать воспитание, основывая его исключительно  на развитии чувства и выступая с  критикой сословно-феодальной системы  воспитания, подавлявшей личность ребенка. Особое значение придавал трудовому  воспитанию. Сохранив веру в бога, апеллировал  не к разуму, а к религиозному чувству, живущему в сердце внутреннему  голосу совести.

Был противником извращенной  цивилизации, сторонником возвращения  к природе, простоте и верховенству народа.

Среди произведений —статьи, трактаты, стихи, поэмы, комедии, романы, либретто и музыка для опер: «Нарцисс», «Военнопленные», «Рассуждения о науках и искусствах», «Деревенский колдун», «Рассуждение о начале и основании  неравенства между людьми», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании», «Об общественном договоре», «Исповедь», «Пигмалион», «Диалоги: Руссо судит Жан-Жака», «Прогулки одинокого мечтателя».

 

Жан Жак Руссо (1712-1778) известен как критик и этического рационализма, и этического атомизма. Он считал, что  человек по своей природе добр, а общество делает его эгоистичным  и жестоким. Принцип справедливости заключен в любви к людям, которая  исходит из любви к себе, а правило  делать другим то, чего хотим от них  себе, имеет истинную основу в совести  и чувстве. Руссо был уверен, что  пока существует и углубляется неравенство  между людьми, основанное на частной  собственности, не существует нравственного  прогресса. Он развивал идею "общественного  договора", когда политика и нравственность взаимоукрепляют друг друга и способствуют формированию патриотизма. Критики Руссо видели слабость его этики в недоверии к возможностям разума. Для него сфера морали - это в основном область чувств.

Известность Жану Жаку Руссо (Rousseau, 1712-1778) как мыслителю принесла работа, представленная на конкурс Дижонской академии и Получившая главный приз - "Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?" (1750), в которой, как и в работе, поданной на следующий конкурс, но не Получившей премии - "Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства" (1755), он дал резко отрицательную оценку цивилизации за ее негативное влияние на общественные нравы и характер людей. Это понимание природы человека, общества и нравственности было развито им в трактате "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762). Своими романами "Юлия, или Новая Элоиза" (1761) и "Эмиль, или О Воспитании" (1762) Руссо положил начало сентиментализму в литературе и дал толчок для развития романтизма. В них Руссо в свободной форме высказал свои основные социально-этические и педагогические идеи. Свою жизнь и взгляды Руссо отразил в "Исповеди", которую он писал несколько лет (была опубликована посмертно в 1782-1789). Руссо не ставил своей задачей дать философию морали. Он не стремился к строгому и определенному представлению о морали. Предметом его тревоги был кризис в нравах общества, и он подверг анализу его причины в рамках своего политико-правового учения.

 

Источник нравственности. Нравственность изначальна. Она вытекает из самого устройства природы человека. Ее законы запечатлены во всех сердцах; достаточно только "уйти в самого себя и прислушаться к голосу своей  совести" [1]. Два принципа, заложенные в человеке от природы и обеспечивающие его надлежащие отношения с другими  индивидами, следующие: принцип себялюбия (amour de soi), выражающий стремление каждого существа к самосохранению, и принцип сострадания, ограничивающий себялюбие и способствующий сохранению рода. Эти два принципа Руссо обобщает в предписании естественного права: "Заботься о благе твоем, причиняя как можно меньше зла другому". Это предписание, как признает Руссо, "куда менее совершенно", чем золотое правило, но гораздо действеннее его.

 

Себялюбие и сострадание, утверждает Руссо, развивая идеи Шефтсбери, лежат в основе понимания человеком добра и зла. На эмоционально-интуитивную природу морального сознания указывает Руссо и в одном из романов: "Стоит углубиться в.. себя, и сразу угадаешь доброе и отличишь прекрасное". Тема источника нравственности не получила у Руссо развернутой теоретической разработки, однако по отдельным, но последовательно высказываемым его суждениям можно сделать вывод, что по этому вопросу он был определенно близок этико-сентименталистской традиции.

 

Естественное и гражданское  состояния. Ко времени Руссо теории естественного состояния получили значительное распространение. Высказывая свои мысли относительно естественного  состояния, Руссо прямо или косвенно полемизирует с Гоббсом, Гроцием, Локком и своим старшим современником, философом права и истории Ш. Монтескье (1689-1755).

 

Согласно Руссо, естественный человек изначально индивидуалистичен. Поскольку природой в него заложено стремление к самосохранению, не стесняемый ничем человек сам определяется в том, что ему нужно для его самосохранения. Человек в естественном состоянии свободен, он - хозяин самому себе. В описании Руссо естественное состояние динамично. Нарождающийся человек озабочен только удовлетворением своих простых влечений. Затем он начинает постигать существующие различия - между собой и животными, между различными людьми. Сравнение с животными не могло не вызвать у человека "первое движение гордости". Складывающиеся отношения с другими людьми, подчиненные стремлением индивида к собственному благополучию и благополучию своей семьи, способствовали появлению "грубого понятия о взаимных обязательствах" , а привычка к совместной жизни "породила самые нежные из известных людям чувств - любовь супружескую и любовь родительскую". Именно этот момент в развитии человечества был наиболее благоприятным, с точки зрения Руссо: стремление к удовлетворению природных склонностей привело к наиболее оптимальным

 

Но естественный человек  изолирован; поэтому правовые и моральные  нормы, регулирующие его поведение  в об-ве, непосредственно не могут быть выведены из природы. Они возникают в результате «общественного договора» создающего коллективный организм — гражданское об-во, в к-ром поступки человека принимают нравственный характер, понятие справедливости занимает место инстинкта, голос долга — место физического импульса.

 

Важнейшие моральные качества общественного человека, с т. зр. Р., — трудолюбие, простота быта и нравов, честность и прямодушие, наконец, гражданственность, самоограничение личного интереса во имя интересов общественных. Последнее приобретает особое значение, поскольку в построенном на уравнительности и принципе народовластия идеальном об-ве, как его мыслил Р., хотя и отсутствуют крайности бедности и богатства, обеспечены свобода, равенство и счастье граждан, но сохраняется частная собственность, а вместе с ней и постоянная угроза роста эгоизма, Р. отстаивает принцип гражданской дисциплины, допуская суровые меры принуждения по отношению к эгоистическому индивиду.

 

Авторитет моральных норм, с его точки зрения, должен быть подкреплен также религией. Отвергая догмы и этику христианства, Р., будучи деистом, считает общеобязательную веру в воздающее и карающее божество условием прочности государства. Предписания его «гражданской религии» и определяют нормы морали и обязанности граждан, святость «общественного договора» и законов. В то же время Р., оправдывает революцию против деспотизма, нарушившего «общественный договор»: «Пока народ, принужденный повиноваться, повинуется, он поступает хорошо; но как только, имея возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше».

Из всей системы взглядов Р. вытекают его новаторские для  того времени педагогические идеи, Гл. задачу воспитания Р. видел в  формировании человека и гражданина без применения насилия над личностью  ребенка путем развития естественных задатков и способностей. Идеи Р. оказали  влияние на социально-политические и этические взгляды деятелей фр. революции, особенно якобинцев (проповедь  «республиканской добродетели», осуждение  эгоизма и богатства, культ «верховного  существа»).

Скованный рамками мелкобуржуазного умеренно-уравнительного идеала, Р. не мог последовательно решить проблему гармонии частного и общего интереса, снять противоречие «гражданина» и  «человека». Тем не менее его идеи оплодотворили развитие не только демократической, но и социалистической мысли. Гл. произв., в к-рых развиты этические идеи Р.: «Рассуждения о науках и искусствах» (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762).


Информация о работе Руссо Жан-Жак (1712 – 1778 гг.)