Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 00:14, реферат
Краткое описание
Эпоха средневековья составляет примерно около тысячи лет человеческой истории. Этот исторический период в Европе отметился колоссальными изменениями в общественных отношениях, появлением новых государств и их исчезновением, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, междоусобными войнами, диктатом Церкви и иными событиями, которые характеризуют этот период как один из самых мрачных в истории.
Содержание
Введение Глава 1. Рыцарство в средневековом обществе Западной Европы в XI - XIII веках 1.1 Истоки зарождения рыцарства 1.2 Рыцарство как особый слой средневекового общества Глава 2. Рыцарский этос как часть социальной культуры средневековья 2.1 Этика и этос рыцарства 2.2 Ценности и идеалы средневекового рыцарства 2.2.1 Посвящение в рыцари 2.2.2 Рыцарский кодекс чести 2.2.3 Рыцарские турниры как специфически европейский способ социокультурного бытия военного сословия 2.2.4 Воинские ценности и культурные идеалы 2.3 Культ Прекрасной Дамы как выражение менталитета свободного рыцарства 2.4 Символика рыцарской гордости и независимости Заключение Список литературы
Дамы всегда относились
с особым уважением к храбрости и мужеству
мужчин, и, чтобы выразить свое удивление
и почтение, они вышивали различные достославные
и выразительные символы не только на
мебели своих замков, но и на одеяниях
своих отцов, братьев и мужей. На оградах
тоже были изображения этих символических
знаков; их рисовали на потолках и на стенах,
на щитах и на могильных памятниках, их
освящали в церквях; во время торжеств
они служили лучшим украшением зал пиршеств;
их носили на своих одеяниях оруженосцы,
пажи, воины и все лица рыцарского замка.
Все эти различные знаки рыцарских подвигов
образовали как бы особый иероглифический
язык. Крест простой, двойной, обвитый,
зубчатый, зазубренный, изрубленный, крест
из цветов красовался повсюду в различных
видах и являлся символом той святой цели,
ради которой были предприняты крестовые
походы. Ласепед в своей "Истории Европы"
говорит: "Пальма напоминала Идумею;
арка- взятый или обороняемый мост; башня-
взятый приступом замок; шлем- вооружение
грозного и смелого врага; звезда- ночное
сражение при свете луны и звезд; меч- обыкновенное
сражение; полумесяц- поражение мусульманина;
пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся
под углом, - взятые и разрушенные преграды;
лев или тигр- неустрашимую доблесть; орел-
высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда
и началась система происхождения гербов".
Такие гербы, утвержденные
и пожалованные государем, никогда не
изменялись и становились неотъемлемой
собственностью семейства и рода. Были
особого рода люди, в обязанности которых
входило изучать эти отличия и в особенности
наблюдать за исполнением постановленных
правил относительно целости и неизменности
гербов; такие люди назывались герольдами,
а знания, необходимые для отправления
подобной обязанности, назывались геральдикой.
Для гербов на щитах употребляли
два металла (золото - цвет желтый - и серебро-
цвет белый), четыре краски или цвета (голубой,
зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый
и беличий). Кроме того, геральдика приписывает
цветам особые названия и значения. Так,
голубой называется лазурь и означает
воздух, зеленый - яшма, красный - огонь
и черный - земля. Некоторые писатели присвоили
этим металлам и цветам еще и символическое
значение. По их мнению, золото- это эмблема
богатства, силы, верности, чистоты, постоянства;
серебро- невинности, чистоты; голубой
цвет- это эмблема величия, красоты, ясности;
красный- храбрости, мужества, неустрашимости;
зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный-
скромности, образования, печали.
Поле гербового щита делилось
на несколько отделений горизонтальными,
вертикальными и диагональными линиями;
в этих отделениях размещали краски и
символы; они иногда соответствовали друг
другу и были волнисты, с выемками, обрублены,
связаны, переплетены, перевиты и так далее.
Вне поля герба были изображены другие
фигуры; украшений было три рода: украшения
вверху, с боков и кругом.
Над гербом изображали
короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники,
иногда девиз или военный клич и бурелеты
- это был жгутик из ткани, набитый шерстью,
который накладывали на шлем. Его окрашивали
такими же цветами, как и щит; в гербах
простых нетитулованных дворян такой
бурелет назывался фреской.
Шлемы и шишаки рисовали
на гербах или в профиль, или в фас с опущенным,
с полуоткрытым или с совсем поднятым
забралом и с большим или меньшим числом
решеточек на нем, смотря по достоинству
и по древности происхождения рода. Самой
верхней частью украшения гербов был нашлемник;
его составляли из всякого рода цветов,
фигур и перьев, животных, деревьев и прочего.
В обычае также было помещать девизы и
клич над гербом.
По сторонам бывали изображения
ангелов, людей, богов, чудовищ, львов,
леопардов, единорогов, деревьев и других
предметов; такие фигуры назывались щитодержателями.
Были еще и другие украшения, присвоенные
известным званиям и обозначавшие особые
достоинства.
Для того, чтобы правильно
объяснить герб, необходимо изучить его
фон, на котором выгравированы или нарисованы
фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон
называется в геральдике полем, а фигуры
- знаками.
Поле герба всегда бывает
покрыто одним из металлов, мехов или цветное;
далее следует главная фигура, или главный
знак; цвета или краски знаков те же, что
и цвет или краска поля, за исключением
только того случая, когда требуется естественный
цвет.
Все помещаемое в гербе
обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное
вооружение; во-вторых, не только всевозможных
животных, но даже птиц, рыб и насекомых;
в-третьих, всевозможные растения; в-четвертых,
все блестящее; в-пятых, все мифические
и фантастические существа и так далее.
Если на гербах изображают животных, то
они всегда смотрят влево. Кроме того,
на гербах изображают и символы религии;
но чаще всего изображают крест в самых
различных формах, как уже упоминалось
выше.
Читать гербы - это значит
объяснять гербовые знаки. Гербы представляют
самое большое разнообразие, и, конечно
каждый знак имеет свое символическое
значение.
Знатоки геральдики разделили
гербы на несколько разрядов, чтобы не
путаться в этом лабиринте всевозможных
гербов. Разберем эти разряды по порядку.
Гербы коронованных особ
(armoiries de la souverainete). Гербы коронованных
особ часто составляют одновременно и
гербы тех государств, которыми управляют
эти лица; кроме того, государи часто прибавляли
к гербам своих областей и гербы тех стран,
на которые эти государи имели притязание,
потому что этими странами владели их
предки; хотя позднее они и были отторгнуты,
но царствующие государи еще вполне не
отказались от них; такие гербы назывались
гербами претензии.
Уступленные гербы (armoiries
de concession). Часто в награду за какие-нибудь
особые подвиги государи жаловали отличившемуся
свой герб или прибавляли к его прежнему
гербу новые почетные эмблемы.
Гербы корпораций (armoiries de communaute).
Эти гербы разных учреждений Западной
Европы: архиепископств, епископств, капитулов,
университетов, обществ, компаний и корпораций.
Протекционные гербы (armoiries
de patronage). Часто должностные лица, которые
управляли областями, рыцарскими замками
и тому подобным, прибавляли к своим фамильным
гербам различные эмблемы как знак своего
преимущества, своих прав и достоинства,
полученных ими от своих патронов.
Фамильные гербы (armoiries de famille).
Такие гербы переходят по наследству и
служат отличием одного дома или одной
фамилии от другой.
Гербы по супружеству (armoiries de d'alliance).
Это такие гербы, когда в главный герб
вставляются прибавочные атрибуты для
означения родственных связей, когда одна
фамилия через брак приходит в родство
с другим родом.
Гербы по преемству (armoiries de
succession). Кроме перехода гербов по прямой
линии наследства, гербы могли быть присвоены
лицу совершенно чужому или не имеющему
прав прямого наследства; эти гербы переходили
к таким лицам или вполне, или же соединялись
с их первоначальным гербом; но на это
всегда требовалось разрешение верховной
власти.
Гербы по выбору (armoiries de choix).
Лица, получившие дворянство за особые
заслуги перед государством, конечно,
не имели своего собственного герба и
потому избирали особого рода эмблемы,
напоминавшие им тот род деятельности
или занятия, в котором они стяжали себе
это отличие.
Особенно же размножились
эмблемы в гербах в Западной Европе во
время междоусобных раздоров и крестовых
походов. Борьба, происходившая между
Йорками и Ланкастерами, породила двух
соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги
и Фронды породили во Франции массу эмблем
в гербах французского дворянства.
Но благодаря крестовым
походам было введено в гербы множество
аллегорических знаков. В значительном
числе гербов крестоносцев встречаются
кресты, раковины, птицы без ног и клюва
и всевозможные монеты.
Но крест, который
изображали на одежде участников крестовых
походов как символ той святой цели, для
которой предпринимался поход, изображался
в большей части гербов и служил как бы
воспоминанием об этих религиозных странствованиях.
Девизы представляли
как бы памятники храбрости, великодушия
и вежливости того или иного рыцаря и служили
полезными уроками для его потомства;
эти девизы были как бы сокращением тех
рифмованных рассказов, которые сочиняли
трубадуры, странствовавшие из одного
замка в другой; эти рифмованные рассказы
они пели под аккомпанемент арфы, лиры
и других инструментов менестрелей; это,
конечно, вполне согласовывалось с духом
рыцарства. Девизом часто являлась какая-нибудь
пословица, согласная с духом и наклонностью
рыцаря, которому принадлежал герб. Слава
и любовь создали также множество таких
девизов.
Девизы относились
всегда к каким-либо эмблемам, и от этого
они получали еще большую силу. Например,
изображали бутон розы и к нему девиз:
"Меньше показываясь, становится прекраснее";
ласточку, перелетавшую море, и к ней надпись:
"Чтобы найти солнце, покидаю отечество";
раковину, обращенную к солнцу: "Ее красота
нисходит с небес"; при изображении
горностая был такой девиз: "Лучше умереть,
чем посрамиться" (девиз Франциска 1,
герцога Бретани) и другие.
Девиз обыкновенно
ставили под щитом; это было как бы воспоминанием
о славных подвигах какого-либо лица, о
его героизме, великодушии, милосердии,
или же такой же девиз служил к побуждению
проявлять эти доблести. В девизе как бы
объясняется идея герба или, лучше, причина,
почему это лицо получило именно такой
герб, а не другой; девиз- это в одно и то
же время и плоть, и дух герба. Девизы часто
бывали аллегорические, и потому существовали
девизы, состоявшие только из одной буквы.
Главное их достоинство заключалось именно
в том смысле, который можно было придать
девизу; вообще, все девизы отличались
краткостью и выразительностью.
Представители какого-либо
семейства, обыкновенно старшие в роде,
носили над гербом так называемые cri de
guerre или cri d'armes, то есть такое выражение,
какое употреблял на войне какой-либо
знатный рыцарь для возбуждения воинов
к бою или к победе; этот известный клик,
или клич, отличал его от других рыцарей.
Французы говорят: "Le cri suit la baniere"
("Клич следует за знаменем"). Это
означает, что военный сигнал там, где
знамя, потому что оно являлось средоточием
военной силы, центром, к которому стремились
войска, за которым следили все воины и
сердцем, и глазами. Военные клики были
известны в глубокой древности; у каждого
рыцаря, у каждого военачальника был свой
особенный присвоенный ему клич, которым
он собирал своих воинов и с которым он
бросался в самый кровавый бой. Вот наиболее
замечательные из кликов. Готфрид Бульонский
во время крестовых походов говорил: "Dieu
le veut!' ("Так угодно Богу!")- и это убеждение
руководило как им самим, так и его войском.
С этим кликом он вел своих воинов в бой
с неверными; этот клик воодушевлял их,
поднимал их дух и вселял в них мужество
и храбрость. У английских королей считался
покровителем Святой Георгий, и потому
они говорили сначала: "St.Georges", - а
позднее: "God and my right!" ("Бог и мое
право!").
Таким образом , можно
говорить об определенной "знаковой
культуре" средневекового рыцарства,
где каждому знаку гербу, девизу и т.д.
придавалось особое значение.
Заключение
Рыцарский этос - это
стиль жизни, общая ориентация культуры,
принятая в ней иерархия ценностей, которая
выражена в явном виде, либо может быть
выведена из поведения людей. Нас интересует
в исследовании рыцарский этос. Его объем
выходит за рамки ценностей, которыми
занимается этика. Это один из основных
терминов социальной культуры.
Рыцарский этос средневекового
Запада это взаимосвязанный стиль мышления
и мироощущения, ценностей и явление культуры,
включающее в себя идеалы, обеты, символы,
кодексы чести, проявляющее себя как в
визуальных образах замков, маргинальных
рисунков и скульптур, так и словесных
конструкциях поэтических текстов.
Средневековая цивилизация
Запада и рожденная в ее лоне культура
рыцарства - явления, которые можно понять
лишь в режиме "большого времени".
Идеалы героизма, мужества, честности,
верности долгу, "высокой" любви,
словом все-то, что составляет "сухой
остаток" живой и многообразной картины
рыцарской культуры Западной Европы, имели
ярко выраженную индивидуалистическую
интонацию.
Именно специфика
социокультурного ландшафта рождения
и бытования рыцарской культуры в Европе
придала ей своеобразное звучание и оформление
в соответствующих эпохе понятиях и ценностях.
Подчеркнем, что в этом смысле чрезвычайно
значимыми оказались исторические условия
генезиса рыцарства, элита которого обладала
относительно широкими материальными
и властными ресурсами, чтобы "держать
дистанцию" по отношению к правителю.
Значимыми оказались и отношения внутри
рыцарской среды, позволившие сформироваться
относительно автономной человеческой
личности мелкого и небогатого рыцаря.
Именно это своеобразие
вкупе с теми смыслами, которые были переданы
средневековому Западу античной и христианской
культурными традициями со свойственными
им персонализмом и гуманизмом, дают рыцарской
среде особое интонирование темы человека.
При этом важно подчеркнуть, что при всей
своей избыточности, или, что одно и то
же, романтизации, рыцарские идеалы и ценности
во многом будут направлять духовные поиски
европейцев и последующих эпох. Как и культура
варварской Европы, культура рыцарского
мира внесла свой вклад в тот культурный
багаж, который лег в основу европейского
гуманизма, пронизанного ценностью и значимостью
человеческого "Я" во всех проявлениях
его диалога с окружающим миром.
Возникшее в 11 веке
и прекратившее свое существование в конце
15 века рыцарство оставило неизгладимый
след в культурном наследии мира. Дворянская
этика последующих веков, включая благородные
принципы верности долгу и достойного
служения отечеству, несомненно, несет
в себе влияние рыцарской эпохи.
Рыцарство не было
бы жизненным идеалом в течение целых
столетий, если бы оно не обладало необходимыми
для общественного развития высокими
ценностями, если бы в нем не было нужды
в социальном, этическом и эстетическом
смысле. Именно на прекрасных преувеличениях
основывалась сила рыцарского идеала.
Рыцарство сошло с
исторической сцены. Оно оставило нам
не только элементы своей военной тактики,
но и культурное наследие: рыцарские романы
("Тристан и Изольда"), любовную лирику
министрелей и трубадуров с обязательным
культом дамы, героические народные эпосы
("Песнь о Сиде" и "Песнь о Роланде").