Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:26, доклад
Среди кинесических средств общения ведущее место занимают жесты. На них давно обратили внимание антропологи и лингвисты. Несмотря на длительную традицию изучения жестов, многие вопросы остаются спорными. Трудности начинаются уже при попытке выделения жестов из всей совокупности движений человеческого тела.
Рассмотренные жесты, несмотря на разнородность, обладают общими чертами. В частности, их объединяет ритуальное происхождение. Такие жесты, как адорация,поднесение пищи или напитка двумя руками и другие явно заимствованы из ритуальной практики общения с божеством. В них до сих пор чувствуется отношение низшего к высшему. В то же время рукопожатие и в ритуале, и в этикете предполагает равенство партнеров. Становясь знаками повседневного общения, жесты, как правило, несколько изменяют функции, приобретают новую мотивировку, но память о предшествующем бытовании, как мы видели, сохраняется.
Рукопожатие — многоплановый жест. Сфера его применения не ограничивается этикетом. Во многих культурных традициях рукопожатие является жестом влюбленных. Широко распространены и различные формы ритуального рукопожатия. Все варианты этого жеста объединяет общая для них идея физического контакта, которой в зависимости от контекста придается то или иное содержание.
Физический контакт имеет
существенное значение в поведении
человека. Известно, что дети, лишенные
возможности постоянно
У многих народов запрещалось рукопожатие
между мужчинами и женщинами, особенно
молодыми. Происхождение этого запрета,
видимо, связано с представлениями о том,
что рукопожатием может быть передано
(или вызвано] сексуальное влечение. Подтверждением
является широкое распространение рукопожатия
в качестве любовного жеста как в традиционной,
так и в современной молодежной субкультуре.
Еще в прошлом веке в Белоруссии отмечен
этот способ выражения симпатии между
юношей и девушкой: «Они незаметно пожимают
друг другу руки, и это пожатие, называемое
„подаянием", равносильно клятве в
любви».43 В этом отношении заслуживает
внимания и редкое свидетельство о том,
что в XVI в. у русских не разрешалось браться
за руки в хороводах, поскольку это расценивалось
как «средство к сладострастию».44 Рукопожатие
как тайный жест влюбленных известно и
у других народов, например у киргизов.45
Ближайшим аналогом этикетного рукопожатия
является сходный ритуальный жест со значением
«заключение договора, торговой сделки».
В севернорусском пастушестве, сохранившем
глубоко архаичные модели поведения, существовал
специальный обряд договора пастуха с
лешим: «Пастух Анисим в дни своей силы
ежегодно весной с принятием стада уходил
в лес договариваться с лешим относительно
количества коров, отдаваемых лешему.
Больше двух коров Анисим никогда не давал,
и за всю его многолетнюю пастьбу не было
случаев гибели от каких бы то ни было
причин более чем двух коров из всего стада.
Обряд договора неизвестен в точности;
Анисим, по рассказам, бился с лешим по
рукам, для чего на это время надевал шерстяные
рукавицы, а на правую рукавицу, сверх
того, надевал особую соломенную руку».
Обращает на себя внимание «соломенная
рука», специально надеваемая для общения
с лешим. Тем самым рука как бы становится
гипертрофированным органом, имеющим
самостоятельное, автономное значение.
Это еще одно подтверждение актуальности
архаических представлений о метонимической
роли руки, особенно в обрядовой обстановке,
о чем говорилось выше. С другой стороны,
для обрядового рукобитья оказывается
чрезвычайно важным, чтобы рука была не
голой, а покрытой (здесь она покрывается
сначала рукавицей, а сверх того — и «соломенной
рукой»). В этикетном рукопожатии рука,
наоборот, должна быть голой (на женщин
это правило не распространяется). Собственно,
все виды ритуального рукопожатия совершались
покрытой рукой. Поздняя мотивировка этого
обычая состоит в том, что голая рука приносит
бедность, а покрытая — богатство. Учитывая
представления об опасности физического
контакта с незнакомыми людьми, можно
полагать, что руку покрывали и для того,
чтобы обезопасить себя от порчи. Естественно,
что общение с нечистой силой предполагало
особые меры предосторожности («соломенная
рука»). С этой точки зрения этикетное
требование пожимать руку голой рукой
является выражением своего рода презумпции
доверия.
По настоящее время сохранился обычай
подавать Друг другу правую руку (бить
рукой об руку) при заключении какой-нибудь
договоренности (ср. выражение «бить по
рукам»). Рукобитье традиционно узаконивало
сделку, придавало ей, как бы мы сейчас
сказали, характер правового акта. «При
покупке или мене животных и других предметов
всегда бьют по рукам. Это знак того, что
торг совершен».47 И в этом случае рукобитье
совершалось не голой, а покрытой рукой.
На Востоке рукобитье не только завершало
сделку, но применялось и в процессе купли-продажи,
причем оно могло существенно усложняться.
Например, у киргизов покупатель протягивает
руку, говорит слова приветствия и вкладывает
в ладонь продавца столько пальцев, за
сколько он хочет купить данную вещь (речь
идет о десятках, сотнях или тысячах). Продавец,
тоже с помощью пальцев, «вкладывает»
в руку покупателя свою цену. Этот скрытый
от посторонних процесс назывался «торговля
в рукаве».48
Рукобитье — один из важнейших моментов
свадебного ритуала. По сообщению О. Шрадера,
на рисунке в одной древней англо-саксонской
рукописи изображен акт «овладения рукой»:
мужчина, вероятнее всего отец, брат или
опекун, обняв девушку, стоит с ней лицом
к юноше, который хватает левой рукой правую
руку девушки, что равносильно заявлению
прав на нее.49 У древних германцев родственники
невесты, если одобряли предлагаемый за
нее выкуп, били по рукам с представителями
жениха, тем самым узаконивая факт обручения.
В русской свадьбе XIX в. рукобитье было
выделено в отдельный ритуал. Ему предшествовало
сватовство, которое велось на «языке»
торговли. Обычная формула сватов: «У нас
купец, у вас товар. Не продадите ли?». Затем
следовал торг, мало отличавшийся от настоящего,
который завершался совместным питьем
вина (пропой невесты) и рукобитьем.
Ритуальный характер рукобитья подчеркивается
тем, что руку протягивали через стол,
над короваем. В других традициях нечто
аналогичное можно видеть в клятвах, совершаемых
над предметами, наделенными высшей реальностью
(например, над Кораном у мусульман). В
Ярославской губернии сват переносил
пирог трижды через руки отцов (жениха
и невесты), ломал его и давал им по куску.50
Подавая руки, оборачивали их полой одежды.
После рукобитья уже нельзя пересматривать
решение, чем подчеркивается значимость
данного жеста.
В некоторых локальных традициях, например
у русского населения на Северной Двине,
отдельным актом свадебного богомолья
было соединение рук жениха и невесты,
имевшее «правовой» характер: «После того
как жених и невеста, взявшись за руки,
помолятся Богу — поклонятся в землю,
сват разнимает их руки в знак того, что
дело „слажено"».51
Обычай разнимания рук третьим человеком
(судьей) совершался с древних времен в
особенно важных случаях и в ситуации
спора. Разнимающий руки становился свидетелем
и порукой справедливого исполнения условии.
Нетрудно заметить, что в ритуальных ситуациях
рукопожатием освящается заключение взаимовыгодного
соглашения, договора. Еще в тексте середины
XVII в. говорится: «. . .и царь обещался им
Богом и дал им на своем слове руку, и один
человек из тех людей с царем бил по рукам».53
Рукопожатие применялось во всех случаях,
когда требовалось подтверждение условий
соглашения. Поэтому «заложить правую
руку» означало «дать слово», «обещать»;
«выкупить правую руку» — «исполнить
слово, о чем били по рукам» и обыкновенно
говорится в смысле «отдать просватанную
дочь».54 Отсюда и роль руки в клятве, божбе
(ср. характерное: «чтоб рука у меня отсохла»).
Рукопожатие было и центральным моментом
ритуала заключения мира. Знак «рука»
присутствует в древнейших индоевропейских
договорных текстах.55 И до сих пор «подать
руку» является символом примирения. В
сохраняющих древние черты детских обрядах
примирения требуется подать друг другу
руки, сцепить мизинцы и произнести определенные
формулы («мирись, мирись и больше не дерись.
. .»), явно имеющие своим прототипом тексты
заклинательного характера.
В культуре многих народов рукопожатие
в качестве знака приветствия в течение
долгого времени не было повседневным
и применялось лишь в особо торжественных
случаях. Например, калмыки и монголы в
праздник Цаган cap (Белый месяц) «поздравляя
друг друга с благополучным выходом из
тяжких зимних испытаний со всем семейством
и скотом, здороваются, прикасаясь ладонями
правых рук».56
Ритуализованный характер имело рукопожатие
в дипломатической практике. При дворе
московского царя в XVI—XVII вв. рукопожатия
применялись исключительно при общении
с европейскими послами. Навстречу знатному
гостю высылались «встречники», которые
«витались с гостем, т. е. здоровались,
подавая друг другу руки».57 В описании
церемонии прощания русского государя
с иноземными послами в начале XVI в. говорится:
«. . .он подозвал меня к себе, протянул
руку и сказал: „Теперь ступай"».58 Современный
исследователь отмечает, что в посольском
этикете «рукопожатие практиковалось
редко. Но и оно осмысливалось как разновидность
царской милости. Собственно рукопожатие
применялось лишь в отношениях между равными.
Послам разрешали „подержать" царскую
руку. Не случайно в 1602 г. датчан предупредили,
чтобы они жали руку царя „по-русски, слабо,
а не тискали бы, как это делают немцы"».09
Переход рукопожатия в практику повседневного
общения означал, с одной стороны, повышение
статуса общения, определенную сакрализацию
отношений между людьми, а с другой — расширение
демократических начал, так как рукопожатие
— жест равных.
ЖЕСТЫ ДВУМЯ РУКАМИ
Использование обеих рук
в ситуациях, когда можно обойтись
одной, превращает обыкновенное действие
(например, передачу какой-нибудь вещи
другому лицу) в жест. Или придает
жесту (например, рукопожатию) дополнительную
значимость.
У многих народов двумя руками подносили
гостю еду и питье. У монголов «что бы ни
подносила хозяйка гостю — чай с молоком,
водку, кумыс в фарфоровой, деревянной
или серебряной пиале, она обязательно
делает это либо обеими руками, либо только
правой».60 Так же поступали в XVII в. и русские.
Характерно свидетельство Павла Алеппского:
«Когда давали нам кубок с вином, боярин
обыкновенно подавал его нам обеими руками
— таков их обычай».61
Жест обеими руками выражал особое почтение
не только по отношению к гостю, но и к
подаваемым предметам. У восточных славян
обычно хлеб резали, но в ритуальных ситуациях
его могли ломать, причем существовала
детальная регламентация, как именно это
следует делать. В частности, в Черниговской
губернии считали, что «л1вою рукою нельзя
хл1б одламувать, треба тиьки обома руками
хлеб ломать, а оджею тильки хлеб мучать».62
Более сложный жест двумя руками бытовал
у айнов Сахалина. После долгой разлуки
они приветствовали друг друга, протягивая
обе руки, причем младший делал это первым.
Сжав руки друг другу, трясли их восемь-десять
раз, постепенно высвобождаясь. Так они
делали три раза, после чего исполняли
и обычное приветствие. Таким же образом
совершалась церемония знакомства.63 Любопытно,
что сходные действия встречались у народов,
исторически не связанных с айнами. У монголов
и тувинцев в богатом арсенале жестов
выделялся ритуально обязательный жест
новогоднего приветствия аолгох, которым
обмениваются все, кто первый раз встречается
в новом году. «Младший старшему (или женщина
мужчине, если они ровесники) протягивает
обе руки ладонями вверх, старший кладет
в них сверху свои руки ладонями вниз,
младший поддерживает старшего под локти.
В этом жесте и уважение, и обещание в случае
необходимости помощи и поддержки».64 Очевидно,
что жесты младшего и старшего неравноценны.
Младший протягивает руки первым и ладонями
вверх: это жест-просьба, адресатом которого
может быть не только старший, но и божество.
Жест старшего ладонями вниз — жест дающего,
посылающего благо.
Двумя руками до сих пор пожимают руку,
приветствуя, таджики, которые считают,
что протянуть одну руку — признак неуважения
или невоспитанности.65 В знак особого
расположения пожимают руку обеими руками
адыги.66
Даже такое, казалось бы, чисто утилитарное
действие, как мытье рук, тоже имело символический
смысл. Во многих древних культурах мытье
рук считалось обязательным в двух случаях:
перед молитвой и жертвоприношением. Мусульмане
должны омывать руки перед молитвой и
чтением Корана. Омовение у них совершается
по строго определенным правилам и представляет
не только гигиеническое требование, но
и религиозную обязанность, так как без
этого нельзя ни молиться, ни читать Коран.
Принимаясь за омовение, мусульманин должен
ополоснуть определенное число раз руки
до локтя, лицо и, наконец, ноги; однако
нередко ограничивается тем, что проводит
положенное число раз мокрыми руками по
своим сапогам и этим заканчивает омовение.
В настоящее время, например, у таджиков
жест омовения имеет чисто символический
характер и входит в ритуал приема пищи.
По окончании трапезы ладони поворачиваются
вверх, соединяются в форме раскрытой
книги и затем ими проводят по лицу. При
этом говорят: «Амин», обозначая тем самым
благодарность Богу за посланную пищу.68
У христиан омовение рук считалось обязательным
перед или во время литургии, когда происходит
церемония причащения (эвхаристии) хлебом
и вином (кровью и телом Христа). Чистота
представлялась прежде всего духовным
(моральным), а не физическим свойством.
Водой не просто смывали грязь с рук, но
и очищались от духовной скверны: «. . .есть
немытыми руками . . . грешно, потому что
может вместе с едой попасть и „нечисть"».69
Под нечистью понималась, конечно, не грязь,
а нечистая сила. В романе М. Д. Чулкова
«Пригожая повариха или похождение развратной
женщины» (1770 г.) набожность героя описывается
следующим образом: «Он . . . перед обедом
и перед ужином читал обыкновенно молитвы
вслух и умывал завсегда руки».70
С представлением о чистоте как преимущественно
духовном качестве был связан русский
обычай умываться после общения с иноверцами.71
В то же время баня, расположенная обычно
в удалении от жилья, воспринималась как
«нечистое» место. Характерно, что при
еде в поле руки вытирали землей, приписывая
ей такую же очистительную силу, как и
воде.72 Такое несколько непривычное для
нас понимание чистоты не ускользнуло
от глаз иностранцев. П. Кампани в своем
описании русских обычаев, относящемся
к 1582 г., отмечал: «Они ведут грубый образ
жизни и неопрятны: садясь за стол, рук
не моют, не пользуются ножами, вилками
и салфетками».73 Впрочем, примерно к этому
же времени относится и прямо противоположное
утверждение: «. . .русские очень часто
употребляют омовения, почти как турки».74
Вдумчивый Олеарий предпочел не оценивать,
а разобраться: «Многие из них думают,
что такое внешнее очищение достаточно
для смытия грязи их грехов, в которой
они видят как бы материальное существо,
к ним приклеивающееся».75
Строго соблюдался обычай мыть руки после
соприкосновения с мертвецом или убийцей.
Жест демонстрации чистых рук стал символом
непричастности к преступлению (ср. знаменитый
жест Пилата «умываю руки»).
Следует сказать несколько слов о жесте
хлопания в ладоши. В культурах разных
народов этому жесту придавался неодинаковый
смысл. Общим было то, что хлопками выражался
эмоциональный настрой. В европейской
традиции хлопать в ладоши — жест одобрения,
поощрения, внезапно охватившей радости
(особенно у детей). Продолжение этой линии
можно усмотреть в театральных аплодисментах.
Следует отметить, что на Западе аплодисменты
применяются и в тех случаях, когда хотят
прервать публичное выступление и выразить
свое неодобрение. В последнее время в
значении неодобрения аплодисменты стали
использоваться и у нас.
У многих народов Востока хлопки в ладоши
— знак горя, отчаяния. Например, таджички
выражали этим жестом скорбь по умершему.76
Так же и в Хорезме во время ежегодных
поминовений на кладбище женщины-узбечки
становились в круг и под чтение молитв
передвигались по кругу, время от времени
ударяя в ладоши.' Кстати, и в русской крестьянской
традиции при сообщении о смерти или несчастье
женщины всплескивают руками.
В Азербайджане хлопком ладоней, складываемых
затем крест-накрест перед грудью собеседника,
выражалось разочарование. В то же время
у абхазов сильным хлопком передается
удивление. 9
В ряде культурных традиций хлопание в
ладоши было ритуальным жестом. В древнерусских
церковных поучениях оно устойчиво приписывается
участникам языческих ритуалов. Игумен
Памфил (1505 г.) резко осуждал ночное «плескание»
с 23 на 24 июня. В «Стоглаве» при описании
игрищ, совершавшихся в троицкую субботу,
упоминается о том, что участники плясали
и «в долони били». В народных быличках
и поверьях хлопание в ладоши приписывается
демонологическим персонажам: лешему,
русалкам. Например, крестьяне Ярославской
губернии считали, что «говорить леший
не говорит, но часто и громко свистит,
хлопает в ладоши и лалайкает».80 Вполне
возможно, что ритуальные хлопки в ладоши
рассматривались как один из способов
общения с языческими божествами. А. А.
Потебня возводит к языческой традиции
и известную детскую игру «ладушки»
ЖЕСТ АДОРАЦИИ
Воздетые кверху руки — жест, который в современной культуре выражает самые разнообразные чувства: отчаяние, проклятие, мольбу о пощаде, торжество победы и др.
Его прототипом является жест
адорации (молитвы), когда обе руки
вытягивались по направлению к Богу
или объекту почитания. Это один
из древнейших жестов. Он широко представлен
в христианской иконографии и
поэтому нередко воспринимается
как специфически христианский. Однако
сходный жест был известен и многим
нехристианским народам Азии, Африки,
Америки.
Обычай воздевать руки при обращении к
Богу имеет как филогенетические, так
и социальные координаты. Показательно,
что в древнеегипетских надписях, комментирующих
изображение этого жеста, он сопоставлялся
с жестом ребенка, тянущегося к своей матери.82
Вместе с тем жест адорации насыщен символическими
значениями.
В христианской иконографии с воздетыми
руками изображалась Богоматерь Оранта
(«Нерушимая стена»). Это имя из акафиста
Божьей матери: «Стена еси девам и всем
к тебе прибегающим». Оранта изображена,
например, в надалтарной части Киевской
Софии и воспринималась как радетельница
за всех людей: «Ее руки, носившие бога,
простерты к Всевышнему в молитве за каждого
человека».8
Молитвенный жест Оранты, конечно, имел
дохристианские истоки. Он был известен
античному миру, хотя в классической древности
представлен чаще одной правой слегка
приподнятой рукой. Вытягивание рук по
направлению к священному месту или небесам
неоднократно упоминается в Ветхом Завете.
Для понимания семантики жеста Оранты
особое значение имеет эпизод Библии,
в котором описывается молитва Моисея.
Во время сражения иудеев с амалекитянами
Моисей молился за свой народ, воздев руки.
До тех пор пока он удерживал руки в этом
положении, побеждали иудеи. Когда же его
руки бессильно опускались, враги начинали
одолевать.
Оранта — образ молитвы вообще и христианской
в частности. В первом послании к Тимофею
св. апостола Павла говорится: «Итак, желаю,
чтобы на всяком месте произносили молитвы
мужи, воздевая чистые руки без гнева и
сомнения (I Тим. 2, 8). Вместе с тем частое
изображение Оранты на саркофагах в античный
период позволяет видеть в ней олицетворение
души умершего, пребывающей в молитве.85
В православном богослужении XIX в. жест
воздевания рук совершал священник перед
началом литургии, во время пения херувимской
песни перед благословением святых даров.86
Начиная с VIII—IX вв. образ Оранты в христианской
иконографии стал заменяться образом
Богоматери с раскрытыми перед грудью
руками. По мнению Н. П. Кондакова, «этим
жестом христианское искусство решительно
отделилось от античного наследия жестов
в искусстве, а Византия создала образ
Богоматери и вместе душевного чувства,
поведший впоследствии к разработке душевных
движений в религии».87
Несмотря на столь раннее исчезновение
образа Оранты из церковного искусства,
ее поза, жест ее рук оставались исключительно
популярными не только в церковной живописи,
но и в народном искусстве вплоть до начала
XX в. На женских свадебных венцах всегда
имелось поясное изображение Богородицы
с поднятыми вверх руками, и воспринималась
она не только как заступница, но и как
Мать, благословляющая новобрачную. Показательно,
что на мужских венцах, как правило, изображался
Иисус Христос.88
В молитвенной практике некоторых народов
жесту Оранты соответствовал несколько
иной жест: руки складывались на груди,
образуя косой крест. В такой позе молились
не только русские, она была принята и
в других культурных традициях, например
у калмыков, которые этой позой выражали,
кроме того, чувства вины и раскаяния.89
В Грузии, скрестив руки на груди, оплакивали
покойников. У мусульман стоять со скрещенными
на груди руками означало почтительность,
подчинение.91
Есть основания предполагать, что к жесту
адорации восходят некоторые жесты приветствия,
когда человек вскидывает одну или две
руки вверх. Видимо, промежуточную форму
между адорацией и современным приветствием
представлял собой кабардинский обычай,
в соответствии с которым «если по дороге
дворянин или крестьянин встретится с
княгиней — то сейчас же, если он верхом,
спрыгнет с лошади, поднимет руки наверх
(это у них приветствие) и будет стоять,
пока княгиня не удалится от него».92
Рассмотренные жесты, несмотря на разнородность,
обладают общими чертами. В частности,
их объединяет ритуальное происхождение.
Такие жесты, как адорация,поднесение
пищи или напитка двумя руками и другие
явно заимствованы из ритуальной практики
общения с божеством. В них до сих пор чувствуется
отношение низшего к высшему. В то же время
рукопожатие и в ритуале, и в этикете предполагает
равенство партнеров. Становясь знаками
повседневного общения, жесты, как правило,
несколько изменяют функции, приобретают
новую мотивировку, но память о предшествующем
бытовании, как мы видели, сохраняется.