Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 08:25, контрольная работа
1. Какими нравственными качествами должен обладать современный государственный (муниципальный) служащий? Ответ обоснуйте.
Для того чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.
1. Какими нравственными
качествами должен обладать
Для того чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.
Цели государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам — все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты.
Одним из важных нравственных качеств современного государственного (муниципального) служащего является «профессиональный долг», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.
Так же в группу важных качеств входят «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Честь – это совокупность высших морально – этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству. Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения и т.д.
Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.
Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».
В целом нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы:
Эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);
Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность – эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;
Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;
Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение – это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.
Таким образом, можно сделать вывод, что для современной государственной службы принципиально важны ее цели и приоритеты. Это актуально не только в правовом, но и нравственном отношении. Для человека, находящемуся на государственной службе, чрезвычайно важна нравственная установка – «кому я служу? ». Он должен понимать, что главная цель для него – это безупречное служение государству. Но чиновник должен также понимать, что через государство он служит обществу, поскольку служение гражданскому обществу — это стратегический приоритет государственной службы любого демократического государства.
2. Назовите современные
формы проявления коррупции на
государственной и
Коррупция – это системное явление, требующее не только уголовно-правовых мер борьбы, но и целенаправленной кадровой работы, нравственного воздействия.
Признаками коррумпированности государственного служащего являются: незаконность получаемых служащим материальных и нематериальных выгод; злоупотребление властью, использование служебного положения вопреки интересам службы; умышленное использование служебного положения для личного обогащения; наличие личной корысти.
Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Можно выделить следующие характерные для России формы коррупционных отношений:
- многие виды прямого или скрытого совмещения должностей на государственной гражданской службе и в негосударственных коммерческих организациях;
- оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое или завуалированное вознаграждение, представление тех или иных льгот, выгод и преференций, в которых эти организации заинтересованы. Сюда можно отнести различные виды прикрытия бизнеса (рынков, отдельных фирм, конкретных предпринимателей и др.);
- использование государственными служащими личного либо ведомственного влияния и неформальных связей для оказания услуг негосударственным коммерческим организациям за вознаграждение. В этом плане характерным является использование для выяснения отношений между коммерческими организациями силовых структур (милиции);
- передача информации о принятых, но еще не опубликованных решениях государственных органов по вопросам, представляющим интерес для коммерческих структур, например сроках проверки рынков для выявления продукции, завезенной контрабандным путем;
- учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых работает должностное лицо, использование должностного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности (приобретения этих объектов в свою собственность, а в случае акционирования — получения контрольного пакета акций);
- неправомерная (из корыстных побуждений) передача коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на государственные нужды;
- лоббирование прохождения, принятия контрактов, программ, других документов, позволяющих получить преимущества определенным лицам. Особенно это проваляется при проведении конкурсов;
- протекционизм малоспособных работников;
- установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника;
- подтасовка результатов конкурса и размещение государственных заказов на определенной, «своей» фирме;
- вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;
- служебного мошенничества и других формах хищения;
- оказания государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания»;
- поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;
- латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;
- устройства на работу родственников, друзей, знакомых;
-получения руководителями от подчиненных доли взяток.
3. Как Вы думаете, в
чем заключается основное
23 декабря 2010 года на заседании
президиума Совета при
Гражданин, поступающий на государственную либо муниципальную службу, должен знакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности. По сравнению с «Общими принципами служебного поведения государственных служащих Российской Федерации» «Типовой кодекс» представляет собой расширенный, специализированный, комплексный свод этических норм и правил. В нем этические нормы получили более конкретное толкование, сгруппированы по соответствующим тематикам; наконец, в «Кодексе» предлагается использование соответствующих мер морального и дисциплинарного характера, как для наказания, так и поощрения служащих.
Кодекс предъявляет высокие требования к антикоррупционному поведению чиновников. Государственный и муниципальный служащий при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При назначении на должность и исполнении должностных обязанностей государственные и муниципальные служащие обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей. Они обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством РФ, а также должны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Служащим запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
В «Типовом кодексе» повышаются
требования к государственным служащим,
наделенным организационно-
Государственные и муниципальные
служащие призваны способствовать своим
служебным поведением установлению в
коллективе деловых взаимоотношений и
конструктивного сотрудничества друг
с другом. Они должны быть вежливыми, доброжелательными,
корректными, внимательными и проявлять
толерантность в общении с гражданами
и коллегами. Отмечается, что внешний вид
государственного и муниципального служащего
при исполнении им должностных обязанностей
должен способствовать уважению граждан
к государственным органам и органам местного
самоуправления, соответствовать общепринятому
деловому стилю, который отличают официальность,
сдержанность, традиционность, аккуратность».
В ст. 10 говорится о моральной ответственности
(а также иной ответственности в соответствии
с законодательством РФ) государственного
и муниципального служащего за нарушение
положений Кодекса. Подчеркивается, что
соблюдение государственным и муниципальным
служащим норм Кодекса учитывается при
проведении аттестаций.
Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления региональных кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации.
Кодекс был разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
Информация о работе Служебная этика и служебный этикет на государственной и муниципальной службе