Совесть воспитывается или заложена природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 16:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель: попытаться найти ответ на вопрос: передается ли совесть по наследству, или является результатом воспитания.
Задачи: раскрыть понятие совести; рассмотреть ее основные аспекты; проанализировать существующие точки зрения на происхождение совести.

Содержание

Введение 3
1. Понятие совести и ее аспекты 4
2. Соотношение совести и долга 8
3. Истоки совести 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Галушкина Совесть.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Главной трудностью интуитивизма является вопрос об ошибках совести, о ложной совести. Если совесть есть голос Божий, то каким образом  объяснить ошибки совести? Поскольку любая теория (согласно критерию Поппера), допускающая сверхъестественное, перестает быть теорией научной интуитивизм называется теорией лишь номинально, по традиции.

Вторая теория истоки совести находит в альтруизме. Сейчас известно, что альтруизм свойственен практически всем стадным (стайным) животным. Он обеспечивает выживание популяции.

В человеческом обществе альтруистические действия, приносящие пользу ближним, вызывали одобрение, прививались детям. С течением времени связь между альтруизмом и одобрением была твердо установлена и наследственно закреплена. Эгоизм есть также нечто прирождённое; порицание его возникло одновременно с одобрением альтруистического действия и точно так же вошло в привычку. Тот, кто привык одобрять в других альтруизм и порицать эгоизм, невольно перенесет эту оценку и на свои действия. Он будет испытывать чувство самоудовлетворения за альтруистические поступки и раскаяния и угрызения за эгоистическое поведение. Так, согласно эволюционизму возникает и развивается явления, которые мы называем совестью.

С появлением науки генететики возник другой вопрос: совесть передается по наследству, или воспитывается?

Сторонники генетических взглядов на происхождение совести  считают, что совесть закладывается  в человеке в момент зачатия. Это генетически запрограммированное свойство человеческой личности. Ребенок рождается с этой качественной особенностью, которая сохраняется в его подсознании на протяжении всей жизни. С началом осознания себя как личности это свойство, т. е. совесть, становится достоянием сознания. Даже когда взрослый человек попытается заглушить совесть и сознательно добьется этого, совесть не покидает его, она просто вновь возвращается в сферу подсознания. Когда человек поступает против совести, т. е. вопреки ее велению, возникает внутренний душевный конфликт, который порой и не осознается человеком, но отрицательно сказывается на его физиологии, прежде всего нервной системе. Вспомнив выражение: «муки совести».

К этим взгядам близка и современная религия, которая рассматривает совесть как естественный нравственный закон для человека. Совесть – генетический дар Создателя всем людям. Человек получает ее при рождении. Совесть - голос Божий в человеке. И именно этот голос подсказывает о допустимости-недопустимости того или иного поступка, а отнюдь не одобрение или порицание общества. И если прислушиваться к голосу совести и действовать в соответствии с ней, то она становится всё чувствительнее, всё тоньше, помогая поступать верно в любых, даже самых сложных ситуациях.

Совсем на других позициях стоит марксисткая этика. Она  утверждает, что совесть имеет общественное происхождение, определяется условиями социального бытия и воспитания человека, зависит от его классовой и общественной принадлежности. «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего - иная, чем у неимущего, у мыслящего - иная, чем у того, кто не способен мыслить», - писал Карл Маркс. [Цит. по 4]

Соловейчик С.Л. пишет, что совесть - нравственное понятие, которое не имеется изначально, а закладывается родителями в процессе воспитания.

Совесть формируется  в процессе социализации и воспитания, через постоянные указания ребенку  на то, «что такое хорошо и что  такое плохо» и т.д. На ранних стадиях  становления личности совесть проявляется  как «голос» значимого окружения (референтной группы) - родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторого авторитета. В практике воспитания обращение воспитателя к совести ребенка, как правило, выражает требование исполнительности, послушности, соответствия предписываемым нормам и правилам.

Я считаю, что совесть  развивается и формируется в  процессе воспитания, обучения и получения  жизненного опыта. Значит, какая она  будет, во многом зависит от того, кто  ее будет воспитывать, в каком  сообществе, по каким канонам, законам.

Наследуемые признаки трудно связать с такой емкой категорией как совесть, но несомненно, что некоторые  личностные качества, связанные со склонностью анализировать свое поведение, давать им оценку, эмоционально переживать «неправильные, некрасивые поступки, связаны с типом высшей нервной деятельностью, темпераментом. А они предопределены генетически. Генетика утверждает, что проявление любого свойства или признака, формируется на генетической основе под влиянием факторов окружающей среды. Возможно, это касается и совести. Ведь, если полностью игнорировать наследственность и считать, что совесть - только результат воспитания, то возникает вопрос: почему люди по-разному переживают «укоры совести». Для одних - это мучительная, болезненная процедура, которая может привести к стрессу или длительной депрессии. Угрызения пробудившейся совести, иногда, могут преследовать и мучить человека всю жизнь. А у других - разговор со своей совестью короткий. Они быстро находят себе оправдание и заставляют совесть замолчать.

 

Заключение

 

Рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующие выводы.

Совесть - особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг. Главная функция совести - самоконтроль. Совесть - это наш друг и советчик, наш внутренний судья и палач. История знает, множество примеров, когда успешные внешне люди пускали себе пулю в лоб, не вынеся мук совести - «ада внутри себя». А те, чья жизнь по всем житейским меркам сложилась неудачно, пройдя ужас ссылок и лагерей, считали себя счастливыми, благодаря чувству выполненного долга и убеждению, что их совесть чиста.

На вопрос, откуда берется  совесть, ответить однозначно трудно. Несомненно, она вырабатывается в результате социализации человека, его воспитания. В то же время основа, база совести - предопределена генетически. Совесть - чисто человеческое свойство, связанное с сознанием, со способностью к абстрактному мышлению.

Закончить работу мне  хочется словами Д. С. Лихачева, одного из самых великих и высоконравственных людей ХХ века:

«Совесть - не только ангел-хранитель человеческой чести. Это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной». [8]

 

Список использованной литературы

 

  1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник. - М.: Издательский центр Академия», 2005. - 414с.
  2. Асадов Э. Сборник стихов. - М.: Мир, 1989. - 123с.
  3. Голубева Г.А.  Этика: Учебник. - М.: Академический Проект, 2004. - 320с.
  4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. - М.: Гардарики, 2003. - 459с.
  5. Дробницкий. Моральная философия. - М.: Гардарики, 2002. - 523с.
  6. Есикова М.М. Проблемы этики.- Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 136 с.
  7. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. - Ростов н/Д. Феникс, 1999. - 356с.
  8. Лихачев Д.С. «Русская культура.» Гл. «Культура и совесть» // М.: Искусство, 2000/ - 440 с.
  9. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2006. - 624с.
  10. Словарь по этике под редакцией Кона И.С -  М. - Издательство политической литературы, 1985. - 683с.
  11. Философская энциклопедия. - Т. 5. - М.: Мысль, 1970. - 897 с.



Информация о работе Совесть воспитывается или заложена природой