Средневековая схоластическая этика: Взгляды Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:06, доклад

Краткое описание

Схоластика берет свое начало от учения философа Эриугена, которого пригласили ко двору короля из ирландской монастырской школы, нетронутой варварскими завоеваниями, и сохранившей традиции латинской и греческой образованности.
«Схоластика» означает «школьная» от латинского слова scholе, происхождение которого объясняется тем, что философия в средневековой Европе изучалась по преимуществу в школах при монастырях.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 15.46 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Доклад

по дисциплине: «Профессиональная этика»

 

Средневековая схоластическая этика: Взгляды Фомы Аквинского

 

 

 

 

Проверила

____________ Иванова А.В.

«___» __________ 2012г.

Выполнила

____________ Верёвкина Т.А.

«___» __________ 2012г.

 

 

Схоластика берет свое начало от  учения философа Эриугена, которого пригласили ко двору короля из ирландской монастырской школы, нетронутой варварскими завоеваниями, и сохранившей традиции латинской и греческой образованности.

«Схоластика» означает «школьная» от латинского слова scholе, происхождение которого объясняется тем, что философия в средневековой Европе изучалась по преимуществу в школах при монастырях.

Становление данного учения завершилось развитием двух противоположных  друг другу ее интерпретаций: версий аверроизма и томизма, автором которой был Фома Аквинский. Томизм (от латинского Thomas — Фома) становится для схоластики единственно верным учением, вытеснив аверроизм за пределы законности. Фома Аквинский получает титул "Ангельского Доктора", а в последствии причисляется к лику святых.

Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески переосмысленный  им; также заметно влияние неоплатоников, греческих комментаторов и многих других мыслителей.

Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем — "Сумма  теологии" и "Сумма против язычников" ("Сумма философии"), а также  другие произведения.

 Говоря о человеке, Фома Аквинский подчеркивает, что  в творении Бога он занимает  особое место. Человек, утверждает  философ в труде «Сумма теологии»,  является единством тела и  души, как формы тела; таким образом заключая в себе два мира – материальный и духовный.

Тело – основная составляющая человека, именно оно является «принципом индивидуализации», отличая людей друг от друга. В то же время душа не признается Фомой за самостоятельную сущность, а для ее совершенства требуется соединение с телом. Таким образом философ подтверждает свою мысль о воскрешении во плоти.

Говоря об отличии человека от животного, Фома Аквинский утверждает, что людям присуще наличием способности  познания, а следовательно - способность совершать осознанный выбор. Именно интеллект и свободная воля – источники истинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), принадлежащих к сфере этического. Во взаимоотношении двух высших способностей человека — интеллекта и воли, преимущество, по мнению философа, принадлежит интеллекту. Это Фома объясняет тем, что воля следует за интеллектом, который представляет для нее блага. Однако при определенных обстоятельствах на первый план выходит волевое усилие.

Фома утверждал - будучи первопричиной  всех вещей, Бог, в то же время, является конечной целью их устремлений. Конечной целью благих человеческих действий является достижение блаженства,  состоящее  в созерцании Бога. Все остальные  цели оцениваются в зависимости  от их направленности на конечную цель, уклонение от которой представляет собой зло.

 Вместе с тем, Фома  отдавал должное деятельности, направленной  на достижение земных форм  блаженства. Началами нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с внешней - законы и благодать. Фома анализирует добродетели (навыки, позволяющие людям устойчиво использовать свои способности во благо) и противостоящие им пороки, следуя традиции Аристотеля. Одновременно философ подчеркивает, что для достижения вечного счастья помимо добродетелей необходимы «дары, блаженства и плоды Святого Духа».

Именно Фома Аквинский  ввел понятия веры, надежды и любви  как основные теологические добродетели. Вслед за ними идут благоразумие и справедливость, мужество и умеренность, с которыми связаны остальные добродетели.

Рассматривая учение Фомы Аквинского в ретроспективе, можно  утверждать, что оно оказало огромное влияние на культуру своего времени. Во-первых, благодаря ему в истории европейской культуры не "прервалась связь времен". Схоластика и Фома Аквинский как ее идеолог, явилась звеном преемственности, сохранив и передав многие учения античного философии. Во-вторых, Фома внес серьезный содержательный вклад в развитие европейской интеллектуальной традиции как в области логики (становление европейского стиля мышления), так и содержательно. Вплоть до эпохи Просвещения философия пользовалась категориальным аппаратом, во многом разработанным именно в рамках учений Фомы Аквинского, многие схоластические термины вошли в обиход в формах современного философствования, как, например, понятие интенциональности.

Труды Фомы Аквинского, получившие развитие в рамках философского направления, именуемого "томизмом", оказали  некоторое влияние на развитие новосовременной мысли (особенно явное у Лейбница).

Наконец, томизм не только выступает  основой неосхоластики, но и официально признан "единственно истинной философией католицизма", выступающей как  неотомизм.


Информация о работе Средневековая схоластическая этика: Взгляды Фомы Аквинского