Студенческий этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Этика поведения человека в обществе пронизывает всю историю человечества. Этикет - вообще – это совокупность правил , регулирующих поведение человека в общества, внешнее проявление человеческих взаимоотношений (формы приветствий, обхождение с окружающими, манеры , одежда, поведение в общественных местах). Этикет является составной частью внешней культуры человека, его неотъемлемой частью, а так же неотъемлемой частью самого общества. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии "должного" поведения. Из этого следует, что студенческая молодёжь также имеет свою систему ценностей и критерии поведения.

Содержание

1. Вступление.
2. История возникновения студенческого этикета.
3. Современный студенческий этикет.
4. Конфликтогены студенческого общения.
5. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

этика!!!!!.docx

— 47.95 Кб (Скачать файл)

Этикет межличностных  отношений в любом обществе состоит  и нескольких элементов:

  1. Хорошие манеры;
  2. Вежливость;
  3. Тактичность и чуткость;
  4. Скромность;

Важно заметить, что этикет межличностных отношений студентов  состоит из таких же элементов, но выражаются они специфически.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В студенческом обществе хорошими манерами считается умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми, как  и в любом другом. Но  вот общепринятые дурные манеры немного различны со студенческими, например, громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде у студентов хоть и не поощряется, но и не осуждается в отличие от, грубости, проявляемой в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Манеры безусловно относятся к культуре поведения студента и регулируются студенческим этикетом. Также этикет межличностного общения  включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к ним, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом.

Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми студенту приходится встречаться в процессе обучения, в доме, где живет, в общественных местах. Одним из главных элементов вежливости студенты считают умение запоминать имена. С товарищами по институту, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще - обязательная база вежливости.

Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных отношениях и отношениях с преподавателями, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный студент учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между  хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось  сталкиваться с ситуацией, когда  на семинаре какой либо студент небрежно бросает во время выступлений  своих товарищей "чушь", "ерунда" и т.п. Такое поведение нередко  становится причиной того, что когда  он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения встречаются  аудиторией с холодком. О таких  людях говорят: "Природа отпустила  ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя". Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается  в самомнение, чванство, высокомерие.

Культура поведения в  равной степени обязательна и  со стороны студентов по отношению  к преподавателю. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к однокурсникам.

Скромность в студенческой среде почти не обрела отличительные особенности. Скромный студент никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое материальное превосходство, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не ассоциируется  ни с робостью, ни с застенчивостью.

Одной из главных особенностей студенческого этикета является сленг.  Студенты в большинстве ситуаций употребляют сленговые слова и целые выражения, даже не замечая этого. Современный студенческий сленг образовался главным образом в молодёжной среде в университетах, но постепенно нашел себе применение и на периферии. Молодежь, как правило, легко и быстро подхватывает «прикольные» словечки. Они становятся своего рода паролевым языком для «своих». Знание часто применяемых в компании сленговых слов помогает подростку легче вписаться в группу, быстрее освоится и наладить психологический контакт. Представители разных неформальных молодежных течений пользуются огромным числом универсальных сленговых слов, то есть студент прекрасно поймет, что говорит ему байкер или панк. Стоит также добавить, что многие сленговые слова перекочевали из английского языка, претерпев лишь незначительные изменения. Сленг в большинстве случаев употребляется в неофициальной обстановке и при межличностном общении со сверстниками.

Студенты активно употребляют  такие слова, как «абитуха» (абитуриенты), «семка» (семинар), «твикс» (неудовлетворительная отметка, двойка), «ботан» (зубрила), «канонить» (ксерокопировать), «перваки» (первокурсники), «бомба» (шпоргалка).

Для межличностного общения  студентов характерно острое чувство  юмора. Студенты стараются пошутить в любой удачный момент.

Следует отметить, что требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и  обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних  обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Студенческий этикет также различен при разных обстоятельствах.  Он состоит из:

1. Общение во время сессии предполагает наиболее напряжённую проблемную обстановку,  что обуславливает сплочение студентов, для более плодотворной реализации учебной деятельности. Этикет данного временного периода порождает как взаимопомощь между студентами во время экзаменов, так и радость за успехи однокурсников.

2. Общение во время занятий происходит в присутствии педагога, и поэтому оно достаточно сдержано. Но несмотря на это, коммуникации между студентами не прекращаются. Более того, в студенческой среде считается уместным вести на занятиях различные диалоги на темы как совпадающие, так и не совпадающие с темой лекции.

3. Общение на перемене даёт больше возможностей для взаимодействия. Такие промежутки между парами даны для отдыха от лекций, и студенты свободно перемещаются по аудитории и разговаривают. Во время перемены уместным считается шутить, вести разговоры на различные темы, разговаривать по телефону и т. п.

4. Общение в свободное время характеризуется как самый непринуждённый вид взаимодействия студентов. Для такого общения студент выбирает людей, с которыми ему будет наиболее приятно  проводить время. В свободное время студенчеством реализуется отдых от занятий, работы, домашних забот. Соответственно данное время характеризуется минимальной регламентацией как поведения, так и межличностного общения.

Вместо вывода нужно сказать, что потребность студентов в  общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и  переживаниями. Но любой вид общения  ограничивается определёнными рамками  или правилами. Этикетное поведение  всегда связано с гармонией и  порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Студенчество ставит перед  своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали,

но и сообразно понятию  красоты принятой в студенческой среде, студенческому идеалу, вызывая  своим поведением позитивное эстетическое переживание. 

Так же можно взять психологический  аспект студенческого этикета или  предпосылки к его формированию у современных молодых людей. [1.] В современных индустриальных обществах, существует очень большой структурный разрыв между семьей, в которой ребенок вырос, и социальной системой, в которой ему нужно занять определенное место. Поэтому и возникает новая структурная позиция в обществе — позиция молодого человека. Изменение статуса от ребенка к взрослому никогда не бывает простым, существует период молодости, который является важной структурной позицией в обществе. В обществе возникают все новые и новые социальные специализированные институты, нуждающиеся в новых видах поддержки. И если семья сегодня в большей степени концентрирует в себе эмоциональную и сексуальную, нежели экономическую функцию, то именно другим социальным институтам необходимо дополнять, поддерживать все прочие аспекты социализации, контролировать и управлять уходом ребенка из семьи.

В соответствии с этим молодежная культура понимается как институт, который регулирует процесс отделения  ребенка от семьи, подготовку молодежи к занятию своей статусной  позиции во взрослой социальной системе.

Любая культурная эпоха предстает  нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и изменений  человеческого духа. Возникновение  субкультур связано с определенным уровнем развития общества.

 

Уже в древности выделялись субкультурные объединения по родоплеменному отличительному признаку, ритуально-магическим аспектам и т.д. После чего на протяжении всей истории формировались различные субкультуры: религиозные, спортивные, музыкальные.

Начиная со Средневековья начинает развиваться студенческая субкультура, актуальная и по сей день.[4.] Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

Деятельность студента является своеобразной по своим целям и  задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации, состоящим  личности и коллектива по осуществлению  управления и руководства. Деятельность студента имеет большое социальное значение, так как ее главное назначение - обеспечить подготовку специалистов для различных отраслей народного  хозяйства, реализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим  воспитанием. Студенческая деятельность в целом не относится к сфере  материального производства. Основное в деятельности студента - учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью. К числу особенностей деятельности студента следует отнести: своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладение знаниями, навыками, развитие личных качеств), особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде); деятельность студента протекает в запланированных условиях (программы, сроки обучения); особые средства деятельности - книги, лабораторное оборудование и т.д.; для деятельности студента характерна ннтенсивность функционирования психики, необычно высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у студентов возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие напряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т.д.).

 

Одной из важных потребностей является потребность в общении. В общении студенты познают не только других, но и себя, овладевают опытом социальной жизни. Потребность  в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и  переживаниями.

В деятельности и развитии студентов большую роль играет мировоззрение - система представлений, идей, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании  и оценке действительности, различных  событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток  на чувства, волю, мотивы.

 

 

 

4.Конфликтогены студенческого общения.

Конфликтогены играют важную и очень значимую роль в студенческой жизни. Слова, действие, бездействие, все это может являться конфликтогеном , т.е тем фактором который,  может провоцировать конфликтную ситуацию.

[5.]Большинство  конфликтогенов не являются преднамеренными оскорблениями. Более того, нередко человек выдает конфликтоген незаметно для себя (привычные слова и жесты). Но многие даже непреднамеренные конфликтогены порождены такими подсознательными причинами, как агрессия, стремление к превосходству, высокомерие и т. п.

На  мелкие конфликтогены собеседник нередко не реагирует. Но накопление мелких конфликтогенов приводит к внешне беспричинной (или имеющей пустяковую причину) взрывной реакции (ссора, скандал, увольнение, развод и т. п.)

Можно назвать несколько факторов которые способствуют возникновения конфликта:

- несовместимости характеров и  психосоциотипов

- наличии темперамента холерика

- отсутствии 3 качеств: способности критически относиться к себе; терпимости к другим; доверия к другим

- наличие акцентуации характера,  невротичности.

 

 

 

5.Список используемой  литературы:

1.http://otherreferats.allbest.ru/sociology/c00068302.html

2.http://referat.ru/referats/view/30911

3.http://5ballov.qip.ru/referats/preview/70086/3/?referat-ponyatie-suschnost-istoriya-etiketa

4.http://krotov.info/lib_sec/shso/71_rost2.html

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины.

Харьковская Академия Дизайна и Искусств.

Кафедра Социально-гуманитарных дисциплин.

 

 

 

 

Контрольная работа по этике.

Тема: «Студенческий этикет»

 

 

 

 

 

 

 

Вып: студ. 3к. РСМЖ

Совалова Евгения.

Информация о работе Студенческий этикет