Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 19:27, реферат
Актуальность выбранной темы обосновывается повышением роли судебной власти в современном обществе, а также требований к поведению и образу жизни лиц являющихся её носителями (судьи) и представителями судебной власти (работники судов не наделенные статусом судей). Вместе с тем изучение профессиональной этики в настоящее время диктуется не только познавательными интересами, но и необходимостью целенаправленной работы по подготовке кадров и повышению социальной эффективности определенных видов трудовых затрат
Введение.
Основная часть.
1. Судебная этика. Её содержание.
2. Значение судебной этики.
Заключение.
Список использованной литературы
На мой взгляд, приведенное определение судебной этики исключает насколько распространенное, настолько же и неверное понимание ее как свода нравственных заповедей, обязательных для представителей юридических специальностей. Попытки создания профессионального кодекса морали предпринимались неоднократно, особенно в тех областях деятельности, в которых наиболее часто приходится сталкиваться с острыми нравственными коллизиями (в адвокатской и врачебной деятельности), однако эти попытки кончались обычно сводом организационных норм, моральными рекомендациями, не всегда отражающими особенности конкретной деятельности. Это естественно, ибо нормы профессиональной морали если не всегда, то в большинстве случаев имеют свою аналогию в общем моральном кодексе. Не отрицая большого положительного значения попыток в обобщенном виде представить нормы профессиональной морали, необходимо подчеркнуть, что задачи профессиональной, и в частности судебной этики не сводятся только к этому. Более того, разработка нравственного кодекса, который мог бы быть положен в основу торжественной присяги профессионального участника судопроизводства, — далеко не первостепенная задача судебной этики как науки. Важнейшими задачами судебной этики следует признать: выявление, формирование и формулирование нравственных принципов профессиональной деятельности участников судопроизводства; создание на этой базе учения о профессиональном долге судьи, прокурора, следователя (лица, производящего дознание), защитника; определение субординации моральных ценностей в уголовном и гражданском судопроизводстве; разработка методов и приемов нравственного воздействия на лиц, попадающих в сферу правосудия. Самостоятельными и очень важными задачами судебной этики являются исследование нравственных отношений, возникающих в связи с осуществлением процессуальной деятельности, разработка требований, которым должны отвечать нравственный облик и нравственные установки судьи, прокурора, следователя (лица, производящего дознание), адвоката.
Реализуя правовое и нравственное
требование справедливости, юрист опирается
на закон. Подчеркивая неразрывное единство
справедливости и законности, М. С. Строгович
писал, что всякое решение, принимаемое
органами государства, «должно быть законно и справедливо;
более того, законным может быть только
справедливое решение, несправедливость
не может быть законной». В этой формуле правильно определено
соотношение правового и нравственного
в деятельности любого юриста. Всякое
решение, всякое действие следователя,
прокурора, судьи, если оно соответствует
закону, его правильно понимаемой сущности,
будет соответствовать нравственным нормам,
на которых зиждется закон. Отступление
от закона, обход его, искаженное, превратное
толкование и применение по сути своей
безнравственны. Они противоречат не только
правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной
этики. При этом безнравственны не только
сознательные нарушения закона, но и неправильные,
противозаконные действия и решения, обусловленные
нежеланием глубоко овладеть необходимыми
знаниями, постоянно их совершенствовать,
неряшливостью, неорганизованностью,
отсутствием внутренней дисциплины и
должного уважения к праву, его предписаниям.
Таким образом, профессиональная судебная
этика формируется на основе взаимосвязи
и взаимообусловленности правовых и нравственных
принципов, норм, правового и нравственного
сознания. Судья, прокурор, следователь
несут личную ответственность за законность
или незаконность своих действий и решений,
их справедливость или несправедливость,
пользу или вред, причиняемый ими, без
права сослаться на чей-либо приказ, указание,
распоряжение или совет. Они морально
ответственны как перед государством,
обществом, другими людьми, так и перед
своей совестью.
Особенностью их профессиональной деятельности
является гласность ее осуществления
или результатов, контроль общественности,
общественного мнения, оценка ими справедливости,
нравственности или безнравственности
деятельности профессиональных участников
судопроизводства. Законодательством
установлено, что разбирательство дел
во всех судах открытое. Слушание дела
в закрытом заседании допускается лишь
в случаях, предусмотренных законом. Приговоры
же во всех случаях оглашаются публично.
В гласном, открытом судебном процессе
по уголовному делу прокурор поддерживает
государственное обвинение перед судом.
Он действует в этих случаях в присутствии
публики, дающей нравственные оценки его
позиции и поведению.
Люди, которым доверено в соответствии
с законом разрешение социальных и межличностных
конфликтов, несут повышенную нравственную
ответственность за свои действия и решения.
Нравственные проблемы всегда сопровождают
людей юридической профессии. Из сказанного
следует, что особенности профессии юриста
обусловливают необходимость существования
судебной этики.
Требованиями высокой нравственности продиктована задача уголовного судопроизводства, в соответствии с которой каждый, совершивший преступление, должен быть подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Но не только эти основополагающие принципы советского уголовного процесса определяют его подлинно человеческую сущность. Можно было бы привести частные процессуальные положения, наполненные глубоким нравственным содержанием, в которых принципы морального кодекса находят конкретное воплощение.
Таковы ст. 98 УПК РСФСР о мерах попечения о детях и мерах охраны имущества лица, заключенного под стражу; ст. 181 УПК РСФСР, запрещающая при проведении освидетельствования совершение действий, унижающих достоинство о свидетельствуемого; ст. 361 и 362 УПК РСФСР об отсрочке исполнения приговора и об освобождении осужденного от отбывания наказания по болезни, а также нормы, запрещающие получение показаний от обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер; нормы, допускающие отступление от принципа гласности в целях предотвращения разглашения сведений интимного характера, и т. п. Можно привести множество других иллюстраций, показывающих нравственное значение уголовно-процессуальных норм и свидетельствующих о том, что строгое и неуклонное соблюдение требований процессуального закона всегда является выполнением не только служебного, но и морального долга. Вот почему нравственно, морально — соблюдение закона и безнравственно, аморально — его нарушение.
Вместе с тем было бы неправильно полагать, что судья имеет готовый свод этических правил и что соблюдение их равнозначно выполнению требований УПК и ГПК.
Во-первых, имеются нормы, не предписывающие однозначного поведения, равно как возможны процессуальные ситуации, не урегулированные правовыми нормами.
Во-вторых, не исключена коллизия между правовой нормой и нравственными убеждениями.
В-третьих, по справедливому утверждению А. Ф. Кони, самые лучшие правила деятельности могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках.
Таким образом, нормы права, несмотря на преимущества, которые связаны с возможностью их принудительного осуществления, в некоторых случаях имеют более ограниченные возможности, чем нормы нравственности, как с точки зрения сферы регулирования, так и с точки зрения гарантий исполнения.
Опять же, Нельзя не согласиться с А. Ф. Кони, который считал, что нравственным началам «должно принадлежать видное и законное влияние в деле отправления уголовного правосудия», что им «принадлежит в будущем первенствующая роль в исследовании условий и обстановки уголовного процесса». Он надеялся на то, что «центр тяжести учения о судопроизводстве перенесется с хода процесса на этическую и общественно-правовую деятельность судьи во всех ее разветвлениях». Время, о котором мечтал А. Ф. Кони, наступило. Судебной этике принадлежит видная роль в осуществлении правосудия.
Заключение
Актуальность данной темы, обозначенная
в начале работы, определила её выбор,
круг освещённых вопросов и логическую
схему построения самой работы.
Теоретической и методологической основой
проведения исследования явились законодательные
акты, нормативные документы по теме работы,
а так же учебная литература, фундаментальные
теоретические труды.
крупнейших мыслителей в рассматриваемой
области, результаты практических исследований
видных отечественных авторов, статьи
и обзоры в специализированных и периодических
изданиях, посвященных данной тематике.
Исследование этики взаимоотношений участников процесса при осуществлении
правосудия и разработка рекомендаций,
направленных на их совершенствование,
должны преследовать цель повышения культуры
судебной деятельности и воспитательного
воздействия судебного процесса. Вместе
с тем наука «судебная этика» должна занять подобающее место
в нравственной подготовке юристов, способствуя,
в конечном счете, повышению эффективности
правосудия. Сфера судебной этики — это
по преимуществу взаимоотношения участников
процессуальной деятельности. А так как
процессуальная деятельность регламентируется
соответствующим законодательством —
нормами гражданского и уголовного процесса,
то выявление и усвоение нравственной
основы этих норм должно быть признано
необходимым условием формирования правосознания
юриста.
Единство права и морали в социалистическом
обществе представляется естественным,
ибо предпосылкой его является идейное
единство народа. И правовые, и нравственные
принципы подчинены единому критерию,
каковым являются интересы строительства
коммунизма.
Сказанное позволяет сделать несколько выводов.
Нравственные требования, обращенные к участникам судопроизводства, считает могут быть классифицированы по степени вовлеченности их в процесс:
Наивысшей значимостью нормы и принципы судебной этики обладают для представителей первой группы, так как именно они профессионально заняты в данной сфере.
Значение юридической этики состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом гуманистическим содержанием.
Юридическая этика, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие, как на законодательство, так и на право применение.
Юридическая этика способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.
Таковы значение и содержание судебной этики. Думается, что необходимость преподавания основных ее положений сложно переоценить.
Список использованной литературы
Информация о работе Судебная этика, её содержание и значение