Сущность, структура и функции морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:47, реферат

Краткое описание

Человек — существо общественное. Потому, во-первых, что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, т.е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и является объективной основой морали — ведущего духовного регулятора жизни общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность морали
1.1Понятие морали………………………………………………………...4
2. Структура морали
2.1 Моральное сознание……………… …………………………………..7
2.2 Моральное поведение………………………………………………….8
2.3 Моральные отношения…………………………………………………9
3. Функции морали………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованных источников…………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность, структура и функции морали.docx

— 42.32 Кб (Скачать файл)

Каково соотношение между нравственными и юридическими нормами как основными видами социальных норм?   С формальной стороны нравственные и правовые нормы могут и не различаться.  В структуре нравственной нормы, как и в правовой норме, выделяются диспозиция, выражающая содержание и характер требования, а также гипотеза, которая указывает на условие исполнения нормы, и санкция, выражающая способы или средства обеспечения её дееспособности.

В основе норм лежат те или иные ценности.  Собственно, норма – это определённое требование к поведению субъекта по реализации той или иной ценности.  Уже поэтому количество нравственных норм и принципов не ограничено.  Принципы – это наиболее общие нормы.   И возникает проблема отбора наиболее значимых принципов.  Особое место в нравственности занимают так называемые общечеловеческие принципы, такие как: «Почитай отца и мать», «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй».  Среди общечеловеческих принципов выделяется своей значимостью «золотое правило морали», которое гласит: «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».

Нравственные нормы отличаются всеобщим характером,  они обращены ко всем людям.  И потому в морали наблюдается тождество субъекта и объекта, когда норма,  которую субъект предлагает для  объекта, является обязательной и для него самого. 

Нравственные нормы характеризуются как внеинституциональные.  Это означает, что санкции за исполнение или нарушение нравственных норм накладываются не социальными институтами, как в праве, где подобная функция сохраняется за государством, а нравственным сознанием самого субъекта и общественным мнением.

Множество нравственных норм и принципов можно подразделить на требования и позволения.  В свою очередь, требования подразделяются на обязательства и естественные обязанности.  Естественные обязанности делятся на положительные и отрицательные.  Позволения также подразделяются на безразличные, или адиафорные, и сверхдолжные.  Таким образом, общая структура нравственных норм (принципов) выглядит следующим образом

Требования отличаются тем, что имеют строго обязательный, категорический характер.  В то время как позволения носят желательный, возможный характер.  Отличительной чертой требования является также то, что его отрицание невозможно, - нарушение требования выводит субъекта за сферу добра в сферу зла.  Требования могут предстать как всеобщие («естественные») и простые обязанности.  Всеобщие обязанности должны выполняться всеми.  Примером всеобщих обязанностей являются так называемые «общечеловеческие» нормы нравственности типа «Не убий!», «Не укради!».  Всеобщие обязанности отличаются среди нравственных норм наибольшей категоричностью.  Естественными  обязанностями предстают обязанности следовать совести, чувству долга и т.п.  В этике считается, что большую императивность имеют отрицательные требования, начинающиеся с частицы «не».

Обязательства как требования являются нормой только для определённых субъектов.  Императивность данных норм детерминируется условиями их применения, т.е. обязательства выполняются при определённых условиях.  Такими обязательствами предстают, например, нормы любой «профессиональной» этики или нормы «профессиональных кодексов», которые связаны со спецификой деятельности или социального положения индивида.  Так можно и нужно говорить об обязательствах менеджера, преподавателя, следователя, политика и т.п. Среди нравственных норм обязательства отличаются наибольшей гипотетичностью, условностью.

Позволения носят возможный, желательный характер.  Среди них выделяются те, которые выходят за пределы «усреднённого долга» или сверхдолжные.  Такими, например, являются принципы самопожертвования, «любви к врагам», безбрачия, абстиненства и т.п.  Данные «сверхдолжные» нормы предстают как идеал для человека, их исполнение есть несомненное добро, невыполнение не является ни злом, ни грехом, и этим они отличаются от адиафорных позволений. 

Сверхдолжные позволения, как и всеобщие обязанности, очень существенны для нравственного бытия человека, ибо через них раскрывается сущность и реальная возможность духовного совершенствования личности, перспективы развития нравственного миропорядка.

 

 

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
  2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
  3. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
  4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
  5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
  6. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.
  7. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суммируя общие характеристики морали можно сказать, что она очерчивает внутреннюю смысловую границу человеческой деятельности, задаваемую самим человеком. Она позволяет и обязывает человека рассматривать собственную жизнь и окружающую действительность так, как если бы они зависели от его выбора. Назначение морали – соединить личностный смысл с высшим смыслом, нацелить человека на последнюю цель. Через мораль жизнь человека и общества приобретает цельность, внутреннюю осмысленность. Моральное сознание, порождаемое потребностями общественного развития, как средство регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений, призвано обслуживать эти потребности. Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным, критерием его истинности служит практика. Однако оно обладает некоторыми специфическими свойствами. Прежде всего, оно способно оказывать активное воздействие на повседневное поведение людей. Моральные представления, принципы, идеалы вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. В отличие от науки моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Моральное сознание, моральные знания носят обязательный характер.  Моральные чувства, помноженные на теоретические элементы морального сознания, проявляются и, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в человеке как его нравственные качества, целостные духовно-практические образования, проявляющиеся в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Какими они станут, зависит от нас. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Швейцер А.  Культура и этика. – М., 1973. – С. 315.
  2. См.: Соловьёв Вл.С.  Оправдание добра // Соч.: В 2 т. – М., 1988. – Т.1.
  3. Гусейнов А Апресян Р. Этика. –М 1998.
  4. Дробницкий О. Понятие морали: историко – критический очерк. –М 1974

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://www.abccba.ru/index.php

1 Гусейнов А Апресян Р. Этика. –М 1998.

 

2 Гусейнов А Апресян Р. Этика. –М 1998.

 

3 Швейцер А.  Культура и этика. – М., 1973. – С. 315.

4 См.: Соловьёв Вл.С.  Оправдание добра // Соч.: В 2 т. – М., 1988. – Т.1. 

 

 


Информация о работе Сущность, структура и функции морали