Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:25, реферат
Трагедия – слово, полное безнадежности. Однако, сознание трагедии, заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь, всю радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, то в этой пограничной ситуации ярче видны все краски мира, его эстетическое богатство, его чувственная прелесть. Проступает сам смысл человеческого существования.
Трагедия – слово, полное безнадежности. Однако, сознание трагедии, заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь, всю радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, то в этой пограничной ситуации ярче видны все краски мира, его эстетическое богатство, его чувственная прелесть. Проступает сам смысл человеческого существования.
Трагедия – философское
Религиозный аспект трагедии, смерти человека очень специфичен. Для многих мировых религий – смерти просто нет. Есть только переход из конечной земной жизни в вечное бессмертие. Такое единодушное религиозное ощущение неслучайно.
Человек боится трагического. Боится перемен, смерти, поэтому для человека, хотя бы в религиозном аспекте смерти нет. Ведь мир существует субъективно. То есть мир есть, пока есть сам человек. Проблема смерти и бессмертия – есть категория трагичного.
Проблема бессмертия - основная, самая
главная проблема человеческой жизни.
Все религии, начиная с зачаточных
религиозных верований дикарей,
строились в отношении к смерти
Итак, говоря о личном бессмертии, религия апеллирует к «живой вере», т.е. такой вере, когда человек верит в чудо, в абсурд, верит вопреки всему и вся. Но быть или не быть бессмертной человеческой душе – целиком зависит от божьего благоволения. Так что трагического в религиозном понимании вообще не существует.1
Трагическое в искусстве
Каждая эпоха вносит свои черты в трагическое и более ярко подчеркивает определенные стороны его природы.
Трагический герой – носитель чего-то выходящего за рамки индивидуального бытия. Героям античной трагедии часто дано знание будущего. Прорицания, предсказания, вещие сны, вещие слова богов и оракулов – все это органично входит в мир трагедии.
Греческая трагедия героична. У Эсхила Прометей совершает подвиг для блага человека, человеческого бытия. Здесь есть ореол мученичества, которое развилось в христианстве и на практике и в христианской литературе. Само развитие христианства развило мученичество, как неотъемлемую часть христианского развития, но не рассматривало это как индивидуальную трагедию, а как трагедию общества в целом.
В отличие от Прометея, трагедия Христа освещена мученическим светом – в этой трагедии мученичества и есть один из смыслов христианства.2
Для средневековой трагедии характерна трагедия утешения. Только через страдания – человек познает радость утешения. «Блаженны плачущие, ибо они утешаться.
Если в античной трагедии самые обычные вещи совершаются вполне естественно, то в трагедии средневековья важное место занимает сверхъестественность, чудесность происходящего.
Для эпохи Возрожденья в понимании трагического очень важна фигура Данте. У него еще силен средневековый мотив мученичества: обречены на вечные мученья Франческа и Паоло, своей любовью нарушившие мораль своего века. Но в «Божественной комедии» уже практический отсутствует столп эстетической системы средневековья – сверхъестественность, волшебство.
Дальше пошел Шекспир. Показать мир, таким, какой он есть выразить это еще в более мрачных красках, опираясь на человеческие пороки, на моральную природу человека, которая трагична – вот характер Шекспира.
Ромео и Джульетта несут в себе обстоятельства своей жизни. Их поступки порождены их характерами и детской наивностью, сопряженной с юношеским максимализмом. По «Ромео и Джульетте» можно изучать трагедию противоречия поколений.
В «Гамлете» прослеживается проблема
внутреннего одиночества
Внутренняя трагедия отдельной личности – вот, что раскрывает нам Шекспир.3
Для трагедии русского искусства характерна его связь с реальностью через историю. Трагедия русского народа его место в мировой истории, пути его развития проходят через все русское трагическое искусство. («Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни».)
В критическом реализме XIX века нетрагический характер становится героем трагических ситуаций. В жизни трагедия стала «обыкновенной историей, а ее герой – отчужденным человеком, поэтому в искусстве трагедия как жанр исчезает, но как элемент она проникает во все роды и жанры искусства, запечатлевая нетерпимость разлада человека и общества.
В современном искусстве в
Трагическое раскрывает гибель или
тяжелые страдания личности, человека,
его души. Невосполнимость для
людей утраты этой личности является
также проявлением
Большое искусство всегда тяготеет
к будущему. Оно торопит мир, предопределяет
этот мир. Оно всегда устремлено к
осуществлению идеалов уже
1 Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 2003.
2 Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1999.
3 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991.
4 Бореев Ю. Б. Эстетика – М.: - 2001.