Теория трагичного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:25, реферат

Краткое описание

Трагедия – слово, полное безнадежности. Однако, сознание трагедии, заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь, всю радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, то в этой пограничной ситуации ярче видны все краски мира, его эстетическое богатство, его чувственная прелесть. Проступает сам смысл человеческого существования.

Вложенные файлы: 1 файл

теория трагического..doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Сущность трагического

Трагедия – слово, полное безнадежности. Однако, сознание трагедии, заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь, всю радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, то в этой пограничной ситуации ярче видны все краски мира, его эстетическое богатство, его чувственная прелесть. Проступает сам смысл человеческого существования.

Общефилософские аспекты трагического

Трагедия – философское искусство, ставящее и решающее высшие метафизические проблемы жизни, осознающее смысл  бытия, анализирующее глобальные проблемы. Осмысляя гибель неповторимой индивидуальности как непоправимое крушение целого мира, трагедия вместе с тем утверждает прочность, вечность, бесконечность мироздания, несмотря на уход из него конечного существа. И в самом этом конечном существе трагедия находит бессмертные черты, роднящие личность с мирозданием, конечное – с бесконечным.

Религиозный аспект трагедии, смерти человека очень специфичен. Для многих мировых религий –  смерти просто нет. Есть только переход  из конечной земной жизни в вечное бессмертие. Такое единодушное религиозное ощущение неслучайно.

Человек боится трагического. Боится перемен, смерти, поэтому для человека, хотя бы в  религиозном аспекте смерти нет. Ведь мир существует субъективно. То есть мир есть, пока есть сам человек. Проблема смерти и бессмертия – есть категория трагичного.

Проблема бессмертия - основная, самая  главная проблема человеческой жизни. Все религии, начиная с зачаточных религиозных верований дикарей, строились в отношении к смерти. Человек есть существо, поставленное перед смертью в течение всей своей жизни, а не только в последний час жизни. Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие. Было построено много типов религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти: учение о бессмертии души; учение о перевоплощении душ; мистико-пантеистическое учение о слиянии с Божеством; идеалистическое учение о бессмертии идей и ценностей; христианское учение о воскресении целостного человека и т.д.

Итак, говоря о личном бессмертии, религия апеллирует к «живой вере», т.е. такой вере, когда человек верит в чудо, в абсурд, верит вопреки всему и вся. Но быть или не быть бессмертной человеческой душе – целиком зависит от божьего благоволения. Так что трагического в религиозном понимании вообще не существует.1

 

 

Трагическое в искусстве

Каждая эпоха вносит свои черты  в трагическое и более ярко подчеркивает определенные стороны  его природы.

Трагический герой  – носитель чего-то выходящего за рамки  индивидуального бытия. Героям античной трагедии часто дано знание будущего. Прорицания, предсказания, вещие сны, вещие слова богов и оракулов – все это органично входит в мир трагедии.

Греческая трагедия героична. У Эсхила Прометей совершает  подвиг для блага человека, человеческого  бытия. Здесь есть ореол мученичества, которое развилось в христианстве и на практике и в христианской литературе. Само развитие христианства развило мученичество, как неотъемлемую часть христианского развития, но не рассматривало это как индивидуальную трагедию, а как трагедию общества  в целом.

В отличие от Прометея, трагедия Христа освещена мученическим светом – в этой трагедии  мученичества и есть один из смыслов христианства.2

Для средневековой  трагедии характерна трагедия утешения. Только через страдания – человек познает радость утешения. «Блаженны плачущие, ибо они утешаться.

Если в античной трагедии самые обычные вещи совершаются  вполне естественно, то в трагедии средневековья  важное место занимает  сверхъестественность, чудесность происходящего.

Для эпохи Возрожденья в понимании  трагического очень важна фигура Данте. У него еще силен средневековый  мотив мученичества: обречены на вечные мученья Франческа и Паоло, своей  любовью нарушившие мораль своего века. Но в «Божественной комедии» уже  практический отсутствует  столп эстетической системы средневековья – сверхъестественность, волшебство.

Дальше пошел Шекспир. Показать мир, таким, какой он есть выразить это  еще в более мрачных красках, опираясь на человеческие пороки, на моральную  природу человека, которая трагична – вот характер Шекспира.

Ромео и Джульетта несут в  себе обстоятельства своей жизни. Их поступки порождены их характерами  и детской наивностью, сопряженной  с юношеским максимализмом. По «Ромео и Джульетте» можно изучать трагедию противоречия поколений.

В «Гамлете» прослеживается проблема внутреннего одиночества человека опять же сопряженного с юношескими терзаниями. Гамлет, немолодой уже  человек, терзается ревностью к  матери. Проблема личностных аспектов и трагедия противоречивости личности человека.

Внутренняя трагедия отдельной  личности – вот, что раскрывает нам  Шекспир.3

Для трагедии русского искусства характерна его связь с реальностью через  историю. Трагедия русского народа его место в мировой истории, пути его развития проходят через все русское трагическое искусство. («Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни».)

В критическом реализме XIX века нетрагический характер становится героем трагических ситуаций. В жизни трагедия стала «обыкновенной историей, а ее герой – отчужденным человеком, поэтому в искусстве трагедия как жанр исчезает, но как элемент она проникает во все роды и жанры искусства, запечатлевая нетерпимость разлада человека и общества.

В современном искусстве в большей  степени рассматривается трагедия внутреннего мира человека, его соотношения с обществом, социальным мотивом в жизни. Жертвенность человека ради общества, общественных интересов, как это было развито в советском искусстве, уже не очень актуальна. Теперь стоит вопрос – чем общество со своими законами может пожертвовать ради отдельной личности.

Трагическое раскрывает гибель или  тяжелые страдания личности, человека, его души. Невосполнимость для  людей утраты этой личности является также проявлением трагического. Бессмертные личностные, а вместе с этим, и общественные начала. Которые заложены в неповторимой индивидуальности, и ее продолжения в жизни всего человечества. Трагическое, решая высокие метафизические проблемы бытия, утверждает личностный и общественный, а также духовный смысл жизни человека. Выявляется активность трагического характера по отношению к обстоятельствам. Трагическое философски осмысляет состояние и развитие мира, вскрывает исторические противоречия в развитии общества и общественно- политической мыслительной категории деятельности человека. Теория трагического, воплощенная в искусстве, оказывает очищающее воздействие на человека.

Большое искусство всегда тяготеет к будущему. Оно торопит мир, предопределяет этот мир. Оно всегда устремлено к  осуществлению идеалов уже сегодня. Это удивительная способность жить.4

 

1 Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 2003.

2 Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1999.

3 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991.

4 Бореев Ю. Б. Эстетика – М.: - 2001.




Информация о работе Теория трагичного