Техника речи в деловом разговоре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 22:59, реферат

Краткое описание

Для делового разговора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (правильное литературное произношение). Суть техники речи – в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Все это обеспечивает такие качества голоса, как
звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции. Сила голоса говорящего имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение у
слушающих, и эффект выступления существенно снижается. Если выступающий говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом, а достальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории.

Вложенные файлы: 1 файл

Техника речи в деловом разговоре.docx

— 15.77 Кб (Скачать файл)

Техника речи в деловом  разговоре 

 

Для делового разговора большое  значение имеет техника речи, со-

ставными частями которой являются постановка речевого дыхания, дик-

ция и орфоэпия (правильное литературное произношение). Суть техники

речи – в координации  дыхания, голоса, артикуляции при  соблюдении

норм произношения. Все  это обеспечивает такие качества голоса, как 

звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции. Сила голоса говорящего

имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно 

громко да еще имеет  крикливый голос, то это вызывает раздражение у

слушающих, и эффект выступления существенно снижается. Если высту-

пающий говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом, а до

остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие

аудитории. Как тихая, так  и громкая речь может быть монотонной, что 

быстро утомляет аудиторию, и она перестает слушать оратора. Чтобы из-

бежать этого, во время  выступления постепенно и плавно то повышайте,

то понижайте голос, делайте  его то громким, то тихим. Быть убедитель-

ным можно, говоря медленно и в низкой тональности. Но необходимо ос-

таваться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет

казаться неискренним.

Чтобы добиться звучности  голоса, необходимо правильно поставить 

дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в  процесс 

вдоха и выдоха, контролировать свое дыхание, экономно распределяя вы-

дох. Кроме чисто физиологических, есть и психические предпосылки пол-

ноты и звучности речи. Это уверенность в себе, душевный подъем, увле-

ченность предметом разговора. Чем лучше подготовлен оратор, чем

большим количеством интересных фактов он располагает, тем увереннее 

себя чувствует и, как  следствие, тем легче ему придать  своему голосу

звучность и выразительность. Техника речи включает в себя и  понятие 

 

 

"темпа речи", который  характеризуется такими показателями, как быст-

рота речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длитель-

ность пауз. Скорость речи весьма разнообразна и зависит от особенностей

самого оратора и характера  содержания его речи. Большинство  ораторов

произносит от 120 до 150 слов в минуту. Торопливость речи, вызываемая

робостью, – один из наиболее распространенных и серьезных недостатков.

Слишком быстрая речь является следствием полного безразличия  оратора 

к аудитории. Хорошие ораторы  никогда не говорят скороговоркой. Они 

дают слушателям время, чтобы  вникнуть в наиболее содержательные мес-

та речи. Вялая речь –  порок флегматичных и ленивых  людей. Такие ора-

торы долго раскачиваются, прежде чем вымолвят слово, а когда наконец

добираются до конца высказывания, слушатель уже теряет способность 

следить за нитью их мысли. Наши чувства передаются в речи при  помощи

не только слов, но и интонации. Иногда именно в интонации кроется  ис-

тинный смысл сказанного. Психологи насчитали больше 20-ти интонаций,

выражающих чувства радости, удивления, страха, сомнения, негодования,

восхищения, злобы и т. п. Оратор должен стремиться выразить голосом то

чувство, которое соответствует  содержанию его речи. О грустном надо

говорить печальным голосом, о веселом – радостным. Настроение оратора

не всегда соответствует  содержанию речи. Это, естественно, находит  про-

явление и в его голосе. Экспериментально доказано, что слушатели  не ус-

ваивают до 30% интересующей их информации, если интонация говоря-

щего не соответствует содержанию его речи. Поэтому выступающий дол-

жен научиться сдерживать себя, владеть своими чувствами, думать в мо-

мент выступления только о нем и своих слушателях, а не о чем-либо дру-

гом. Если оратор погружается в содержание речи и забывает обо всем,

кроме того, что он говорит, голос его будет звучать хорошо и верно, от-

ражая те чувства, которые он хотел бы передать своим слушателям. В

технике речи большое значение придается работе над дикцией. Многие

ораторы говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно 

артикулируя звуки, и в  результате аудитория теряет интерес  к выступле-

нию, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании выступаю-

щего. Слова должны произноситься четко и ясно, поскольку любое откло-

нение от норм произношения и ударения переключает внимание аудито-

рии с существа речи на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия

смысла. Особенно распространенным недостатком среди деловых людей 

являются ошибки в произношении и ударении, которые отвлекают  их со-

беседников от существа сказанного и создают негативный психологиче-

ский фон. Поэтому надо постоянно следить за правильным произношени-

ем и ударением. Если вы не уверены в правильном произношении или 

употреблении какого-либо слова, обратитесь к словарю ударений, толко-

вому и орфографическому словарям. Хорошая техника речи предполагает

 

 

умение "держать паузу". Пауза облегчает дыхание, дает возможность  со-

образить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным

соображениям глубже проникнуть в сознание слушателя. Короткая пауза 

перед кульминационным моментом речи и после – один из способов вы-

делить его. Пауза применяется между отдельными элементами речи (фра-

зами, придаточными предложениями, законченными суждениями). Она

также оттеняет наиболее существенные слова. Главная задача паузы – 

психологическая. Она нужна  для того, чтобы собрать внимание аудитории 

и дать ей рассмотреть говорящего, обеспечив тем самым возможность

подготовиться к восприятию его речи. Ему же пауза нужна  для того, что-

бы успокоиться, снять излишнее волнение. Паузой можно заинтриговать

слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи – ошеломить  их. В 

обоих случаях это психологический  прием, цель которого – привлечь

внимание, вызвать интерес. Однако паузы в речи говорящего не всегда не-

сут смысловую нагрузку. Чаще всего они возникают при затруднении в

поисках слова, которое наилучшим образом выразило бы мысль. Эти пау-

зы – свидетельства прерывистости устной речи, совершенно естественно-

го ее свойства. Если случаев  прерывистости в речи говорящего немного и

они отражают поиски необходимого средства выражения мысли, их нали-

чие не только не мешает аудитории, но порой даже активизирует ее. Од-

нако когда прерывистость речи очень сильна, это свидетельствует либо о

незнании оратором предмета речи, либо о его чрезмерном волнении, либо

о плохом владении словом.


Информация о работе Техника речи в деловом разговоре