К основным
темам технической эстетики примыкает
целый комплекс тем, которые она
не может охватить одна. Ими занимаются
другие научные дисциплины, например эстетика
труда. По определению А. Егорова, «эстетика
труда — специфическая сфера марксистско-ленинской
эстетики. Она изучает происхождение и
развитие, формы проявления и специфику
эстетического чувства, порождаемого
трудом; здесь научно-техническое творчество
столь тесно связано с эстетической способностью,
что отделить одно от другого практически
невозможно».
Для того
чтобы работать, человек пользуется
разнообразными орудиями труда, приспособлениями,
приборами, усиливающими его физические
возможности, его ловкость, точность движений.
Они выступают как продолжение рук человека
и его органов чувств.
В системе
«человек — орудия труда» возникает
повое функциональное единство.
Человек оперирует орудиями труда не только
физически. Они требуют внимания, расчета,
привычки. С развитием техники человек
начинает выполнять в основном функции
управления, становится оператором. В
операторской деятельности можно выделить
несколько типов: наблюдателя, или контролера,
работающего с возникающей перед ним информацией;
технолога, занятого налаживанием оборудования
или исполнительными действиями; руководителя,
или исследователя, принимающего решения
на основе оценки ситуации. Связанные
с технической эстетикой психология труда
и эргономика (от греческих слов «эргон»
— работа и «номос» — закон) раскрывают
механизмы творческого мышления и поведения
человека во всех этих типах операторской
деятельности, определяют социально-психологические
мотивации труда, причины психологических
стрессов и утомления, охватывают вопросы,
связанные с отбором и подготовкой людей
к труду оператора. Эстетика труда дает
возможность наряду с эргономикой выявить
собственно эстетические аспекты, от которых
зависит эмоциональный настрой в процессе
труда (они касаются внешнего вида и характера
орудий труда, рабочих мест, производственной
среды в целом), представить последний
как полноценную творческую деятельность.
В литературе
встречается также понятие «эстетика
производства». Она занимается преимущественно
производственной средой, выступающей
как предметно-пространственный комплекс,
предназначенный для протекания в нем
определенных производственных процессов.
Это может быть полностью автоматизированное
предприятие, рассчитанное на кратковременное
пребывание в нем людей, в основном наладчиков.
В таком случае производственная эстетика
обращает внимание на то, как создаются
и собираются элементы этого комплекса,
как происходит наладка, ремонт, слежение
за ритмом его работы. Это может быть среда,
в которой люди трудятся постоянно и, не
покидая ее, получают кратковременный
отдых (иногда прямо на рабочем место,
иногда в специальных зонах отдыха).
Эстетические
исследования производственной
среды показывают, что эстетическое
начало, присущее производительному труду,
тесно связано с многими внехудожественными
аспектами. В производство привносятся
многие привычки и ритм труда, характерные
для бытовой среды. С другой стороны, современное
производство оказывает сильное стилистическое
влияние на развитие самой бытовой среды,
выступает для нее в качестве более высокоразвитого
образца, приводя к распространению моды
на «технический» стиль.
Орудия труда
в процессе своего совершенствования
могут развиваться по пути, не
совпадающему с эволюцией естественных
способностей человека. Человек вынужден
прилагать большие усилия, чтобы ориентироваться
в современной производственной среде,
приобретать специальные знания и навыки
для работы с переусложненной техникой.
Задачей эстетики производства является
адаптация, приспособление техники к возможностям
человека — по конструкции и. визуально
воспринимаемым формам. Это требует научного
и художественно-образного подхода к производственной
среде и месту человека в ней, решения
не только практических, но и многих общетеоретических
проблем, в ряду которых проблемы эстетики
занимают не последнее место.