Традиционная и нетрадиционная нравственность Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:29, реферат

Краткое описание

Индийское общество традиционно было построено на системе каст, хотя применительно к Индии расхожее выражение "кастовый строй" не корректное название, ибо слово каста происходит от латинского.
В Индии существуют 4 варны (varna), которые в свою очередь подразделяются на джати (jati - профессиональные группы), собственно индийские джати и принято называть касты. В основе деления общества на варны лежало убеждение в том, что люди неодинаковы, что существует иерархия сословий, причем у каждого человека свой долг - дхарма и свой жизненный путь.
Старшей и высшей была варна брахманов - жрецов, учителей, наставников, ученых.
Следующей по рангу шла варна кшатриев - воинов, правителей и знати.
К третьей варне (вайшьев) в древности относились земледельцы, скотоводы и торговцы.
В четвертую варну (шудр) входили зависимые люди, слуги.
Индия - страна, в которой почитаются традиции прошлого. И во многом нравственность Древней Индии переплетается с нетрадиционной нравственностью современного индийского общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 24.66 Кб (Скачать файл)

  

 

 

        

 

 

 

 

 

 

                                                   реферат

 

по дисциплине: Этика

на тему: Традиционная и нетрадиционная нравственность Индии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           

 

 

 

                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

                                                             

                                                               МИНСК 2012

 

 

 

 

Традиционная  нравственность:

Принцип патриархальности:

Индийское общество традиционно  было построено на системе каст, хотя применительно к Индии расхожее выражение "кастовый строй" не корректное название, ибо слово каста происходит от латинского.

 В Индии существуют 4 варны (varna), которые в свою  очередь подразделяются на джати  (jati - профессиональные группы), собственно  индийские джати и принято  называть касты. В основе деления общества на варны лежало убеждение в том, что люди неодинаковы, что существует иерархия сословий, причем у каждого человека свой долг - дхарма и свой жизненный путь.

Старшей и высшей была варна  брахманов - жрецов, учителей, наставников, ученых.

Следующей по рангу шла  варна кшатриев - воинов, правителей и знати.

К третьей варне (вайшьев) в древности относились земледельцы, скотоводы и торговцы.

 В четвертую варну  (шудр) входили зависимые люди, слуги.

Очевидно, что в основу такого расслоения легла идея «чистоты», возникшая из свойственной человеческой природы наклонности клеймить бренное  физическое существование как «нечистое», называя в противовес ему «чистым» тонкий духовный мир и настаивая  на том, что поклонение чистому духу должно быть совершенно избавлено от каких бы то ни было взаимосвязей с  физическим существованием. В ходе истории те религии, которые прославляли женский, плодотворный аспект бытия, отраженный, например, в образе богини Земли, нередко оказывались в подчиненном положении по отношению к религиям небесных богов, подчеркивающим мужское начало и аскетическую строгость.

Наряду с богами у арийцев почитались и предки - питрис, питары (отцы): культ их был отражением патриархально-родового уклада. Питрис упоминаются в Ведах очень часто, но не занимают в них видного места.

Главная функция женщин заключалась  в браке, их призвание состояло в  том, чтобы заботиться о мужчинах и детях. Это, несмотря ни на что, не мешало представительницам высших классов  получать образование: нам известны женщины — авторы поэм и пьес на санскрите, отрывки которых дошли  до нас. Придворная литература часто  упоминает дам, умеющих читать, писать, сочинять песни и, по-видимому, приобщенных  ко всем искусствам своего времени. Однако в Средневековье музыка и танцы  стали считаться недостойными занятиями  для девушки из хорошей семьи  — в то время ими могли заниматься только женщины низших классов и  проститутки. Но в Древней Индии  девушек из богатых семей обучали  пению и танцам наряду с искусством изготовления гирлянд и рисованием.

Несмотря ни на что, первый долг женщины состоял в том, чтобы  служить своему мужу и быть ему  верной при любых обстоятельствах. Она не должна выказывать своеволия, даже в собственном доме. Ребенком она повинуется отцу, позже — своему мужу и, когда умирает ее муж, — своим сыновьям, она никогда не знает радости свободной жизни...

 Ей надлежит каждый  день быть веселой, искусной  в домашних делах, держать всю  посуду в чистоте и придерживать  завязки кошелька...

В счастье и горести  ее господин, сочетавшийся с ней  браком по святым обрядам, дает женщине  счастье на земле и в другом мире.

Даже если он груб и скор в получении удовольствия, даже если у него нет ни малейшего достоинства, добродетельная супруга должна всегда обожать своего господина, как бога.

Индусы свято верят  в то, что свадебный обряд связывает  мужа и жену на семь следующих жизней, являясь одним из 16 санскар —  важнейших таинств жертвоприношений в жизни индуиста. Огромное значение имеет здесь целомудрие. Женитьба на девушке, лишённой девственности, исключена, как лишённое всякого смысла бесполезное действие. Люди, заключающие подобного рода браки и их отпрыски, автоматически попадают в категорию изгоев.

 

Принцип коллективизма:

Классовая структура общества имеет тенденцию к закреплению  в иерархии наследственных каст, фиксирующих  социальное неравенство. В подобном обществе человек оказывается полностью зависимым и бесправным перед лицом общины и государства, опутанным рабскими цепями традиционных правил и превращенным в покорное орудие суеверий. Сознание устойчивости и прочности своего бытия такой человек находит только в религиозно-мифологическом сознании, утверждающем сверхъестественную связь человека с окружающим миром, природой, божественным космосом. Слиться с ним, подчиниться ему, отказавшись от своего «я», следовать обычаям и традициям предков и выполнять указания старших — такова нравственность этого общества, такова суть этических учений.

Принцип трудолюбия:

Брахманы выдвинули постулат о том, что степень чистоты  ритуалов, совершаемых человеком, определяется тем, насколько он вовлечен в бытие физического мира в своей повседневной деятельности. Сами брахманы были признаны чистейшими из смертных, поскольку они (как предполагалось) проводили свои дни преимущественно в молитвах и ритуалах богослужения, вдали от «нечистых» реалий мирской жизни. Правители вынуждены взаимодействовать с миром, однако благодаря своему высокому положению они в значительной мере изолированы от него. Поэтому по степени чистоты они занимают следующее место после брахманов. Торговцы, которым отведена следующая ступень, имеют дело с объектами торговли, которые изготавливаются из физической материи. Однако в отличие от рабочих им не приходится марать руки изготовлением материальных вещей. Посвящение в ведическую мудрость разрешалось только первым трем кастам, и поскольку во время такого посвящения человек «заново рождался», членов этих каст называли «дважды рожденными».

Принцип патриотизма:

Поскольку прижизненное изменение варнового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане – тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты.

В одном из гимнов Ригведы  говорится: "Да поднимутся питрис (отцы)трех чинов... Да сохранят они нас в наших призываниях. Наше почитание направлено ныне к древним отцам, к новым отцам, к тем, кто водворяется на земном очаге, к тем, кто пребывает в лоне благородных рас... О отцы Бархишады (сидящие на траве), мы призываем вас на помощь. Наслаждайтесь жертвой всесожжения, что мы даем вам. Дайте нам счастливое покровительство. Удалите от нас зло и грех".

Воинский этос:

По численности каста  воинов была следующей после земледельцев. Воины пользовались наибольшей свободой; занимались они только военным делом. Оружие для них делали другие, лошадей  также им доставляли, в лагере им служили, ухаживали за их лошадьми, чистили оружие, водили слонов, приводили  в порядок колесницы и служили  возницами специально назначенные  работники. Сами же воины, если нужно  сражаться, сражались, когда же заключался мир, вели веселую жизнь — от государства  воинам шло такое жалованье, что  на него они без труда могли  прокормить себя и других.

общепринятой ошибкой, предрассудком, граничащим с недомыслием, является стремление превратить этот фактор развития цивилизации в упрощенную кастовую характеристику. Боевые действия, личная доблесть и правила поведения в военных условиях никогда не были атрибутами одной единственной касты. Военная система была подвергнута разделению на так называемые секции, армия, по крайней мере на первоначальном этапе, была охарактеризована властями для упрощения как состоящая из “военных классов” Индии. Хотя в реальности подобных классов никогда не существовало – все пласты индийского общества за определенным исключением, как уже объяснялось, соблюдают традицию ношения оружия, веру в Шакти, и на протяжении веков проявляли личную доблесть и в высшей степени развитое чувство чести. Такие принципы, как ненанесение удара поверженному врагу, прекращение боя с закатом солнца, прощение потерпевших поражение, вовлечение в бой только армий ведущих войну, а не все население, как это происходит в нынешней “тотальной войне” или, что еще хуже, “взаимно обеспеченные разрушения”, – были непременными принципами, принимаемыми всем обществом в целом. Коварство, а также использование дезинформациии и шпионов были, тем не менее, весьма важной частью этой всеобъемлющей стратегической культуры, хотя в действительности не считались компонентами ведения войны как таковой.

 

Нетрадиционная  нравственность:

В жизнь современной Индии  прочно вошли обычаи, традиции прошлого. Большинство обычаев определено принадлежностью к касте: члены  касты воспитывают, вступают в брак, дают имена и образование своим  детям, строят свой жизненный уклад  в соответствии со своей дхармой  – сводом предписаний и запретов. У каждой касты – своя дхарма. Касту в течение многих веков  определяла, прежде всего профессия. У касты есть выборное правление  – панчаят. В Индии – свыше  двух тысяч каст, изолированных друг от друга запретами взаимных браков и общения. Современная Конституция  Индии объявляет все касты  равными перед законом.

Женятся в Индии преимущественно  в возрасте 22 — 26 лет. Мужа/жену родители выбирают из семьи из той же касты, намного реже из другой, которая  с ней граничит.

Индийские семьи, несмотря на то, что Индия тоже не отстает  от мира и в настоящее время  становится современной, сохранили  свои древние традиции и обычаи. Девушки скромны и воспитываются  в любви и уважении к родителям  и к национальным традициям, что, прежде всего, оценивается ее будущим  супругом.

Таким образом, можно сказать, что Индия -  страна, в которой  почитаются традиции прошлого. И во многом нравственность Древней Индии  переплетается с нетрадиционной нравственностью современного индийского общества.

 


Информация о работе Традиционная и нетрадиционная нравственность Индии