Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:15, доклад
Трудовые ценности населения, идеологические
изменения и реальная трудовая активность
В течение последнего десятилетия провозглашаемые, одобряе-
мые и поддерживаемые российским обществом трудовые ценности
подверглись радикальным изменениям, которые в своей совокупнос-
ти позволяют утверждать, что идет процесс консолидации новой тру-
довой идеологии.
Трудовые ценности населения, идеологические
изменения и реальная трудовая активность
В течение последнего десятилетия провозглашаемые, одобряе-
мые и поддерживаемые российским обществом трудовые ценности
подверглись радикальным изменениям, которые в своей совокупнос-
ти позволяют утверждать, что идет процесс консолидации новой тру-
довой идеологии. Труд из обязанности превратился в право, теперь
"незанятость гражданина не может служить основанием для его при-
влечения к административной или какой-либо иной ответственности"
в Конституции РФ сформулировано право гражданина на предпринимательскую деятельность и
принята первая часть нового Гражданского кодекса РФ, подтвержда-
ющего законность и регулирующего эту деятельность.
Существенно изменились и социально санкционированные моти-
вы трудовой деятельности. Общественное благо, ради которого необ-
ходимо жертвовать личным благополучием, потеряло свою сакраль-
ную значимость. С другой стороны, легитимизирован частный, инди-
видуальный интерес, и следование ему рассматривается сегодняшней
идеологией как весьма достойное человека занятие. Материальное
благополучие реабилитировано в правах, идеологически возродилась
категория индивидуального богатства и частной собственности, про-
изошло колоссальное расширение реального состава благ, которыми
на законных основаниях могут владеть, пользоваться и распоряжать-
ся граждане и их семьи.
В результате всех этих идеологических сдвигов исчез, или,
во всяком случае, резко сократился разрыв между трудовыми
ценностями населения и ценностями официальной идеологии, кото-
рый был характерен для последних 15-20 лет социалистического раз-
вития России.
Разрыв, несовпадение могут, как хорошо известно, характеризо-
вать и взаимоотношения между личными ценностями людей и
их реальными действиями и поступками. Так, несмотря на отмеченное
стремление к экономии трудовых усилий, многие из россиян работа-
ют сегодня больше, чем до начала социально-экономических реформ.
Эти действия вполне соответствуют приоритетности высокого зара-
ботка среди трудовых ценностей, но добиваться повышения заработ-
ка (или хотя бы компенсировать его фактическое снижение) прихо-
дится за счет мобилизации дополнительной трудовой энергии, что
явно противоречит установке на минимизацию трудовых затрат.
Индикатором трудовой мобилизации является широкое распростране-
ние множественной занятости, которая теперь не ограничивается адми-
нистративными запретами, помогает людям адаптироваться к трудным
экономическим условиям и даже повышать уровень благосостояния.
На первый взгляд частота дополнительной занятости не так уж
высока. Е. Хибовская и 3. Куприянова отмечают, что доля имеющих
приработки в последнее время обычно не превышает 20% работающе-
го населения
. Но эта цифра заметно возрастает, если рассматривать
специальные (и в то же время достаточно массовые) категории тру-
дящихся. Так, по нашим расчетам, среди мужчин в больших городах
приработки или дополнительную работу имели около 40% (данные
на конец 1993 г.) Кроме того, даже указанных выше 20% вполне
хватает для того, чтобы почти в половине (в 47%) семей хотя бы кто-
то подрабатывал Следовательно, если иметь в виду суммарные затраты труда, то
у наиболее активной части населения выявленная в содержании цен-
ностей тенденция к снижению затрат реализоваться сегодня просто
не может. Скорее всего, эта тенденция воплощается в жизнь за счет
снижения работником удельных затрат своего труда, то есть затрат
на единицу личного дохода и приращения социального статуса.
Один из механизмов подобного повышения индивидуальной эф-
фективности трудовых затрат связан с упомянутой выше диверсифи-
кацией легитимных форм трудовой деятельности и с расширением
самого понятия о труде. Кроме очевидных фактов, касающихся раз-
вития предпринимательского труда, эта диверсификация подтверж-
дается и при анализе изменений в представлениях людей о путях,
обеспечивающих успех в жизни. Ю. Левада убедительно показал за-
метное снижение акций "упорного, целеустремленного труда" как
условия достижения успеха в жизни, и одновременное повышение
акций таких - прежде социально неодобряемых - путей к успеху, как
наличие "связей с нужными людьми" и "умение вертеться". Дея-
тельность, обозначаемая двумя последними словосочетаниями, пусть
хотя бы частично, за исключением ее девиантных форм, тоже может
быть отнесена к труду, но не в его старом узкоисполнительском пони-
мании как "вкалывание", а с добавлением предпринимательской и
вообще любой инициативной трудовой активности.
Нетрудно заметить, что эти обретающие легитимность формы
трудовой активности действительно характеризуются тем, что свя-
занные с ними усилия значительно более эффективны для индивида
с точки зрения соотношения "затраты/доход", нежели "упорный и
целеустремленный труд" в его традиционно советском понимании.
Стремление людей к росту прибыльности своего труда является,
по-видимому, частной формой более общей и назревшей в нашей стране
потребности
в повышении эффективности
щихся ресурсов. Применительно к трудовым ресурсам данная потреб-
ность осознается особенно остро прежде всего потому, что эти "ре-
сурсы" обладают рефлексией и "умеют говорить", а главное, они,
если можно так выразиться, приватизированы: человек сегодня в боль-
шей мере, чем прежде, является собственником своей рабочей сил