Трудовые ценности российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:15, доклад

Краткое описание

Трудовые ценности населения, идеологические
изменения и реальная трудовая активность
В течение последнего десятилетия провозглашаемые, одобряе-
мые и поддерживаемые российским обществом трудовые ценности
подверглись радикальным изменениям, которые в своей совокупнос-
ти позволяют утверждать, что идет процесс консолидации новой тру-
довой идеологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовые ценности населения.docx

— 23.49 Кб (Скачать файл)

Трудовые ценности населения, идеологические

изменения и реальная трудовая активность

В течение  последнего десятилетия провозглашаемые,  одобряе-

мые и поддерживаемые российским обществом трудовые ценности

подверглись радикальным изменениям,  которые  в своей совокупнос-

ти позволяют утверждать,  что идет процесс консолидации новой тру-

довой идеологии.  Труд из обязанности превратился в право,  теперь

"незанятость  гражданина не может служить  основанием для его при-

влечения  к административной или какой-либо иной ответственности"

в Конституции  РФ сформулировано право гражданина на предпринимательскую деятельность и

принята первая часть нового Гражданского кодекса  РФ,  подтвержда-

ющего законность и регулирующего эту деятельность.

Существенно изменились и социально санкционированные  моти-

вы трудовой деятельности.  Общественное благо,  ради которого необ-

ходимо жертвовать личным благополучием,  потеряло свою сакраль-

ную значимость.  С другой стороны,  легитимизирован частный,  инди-

видуальный интерес,  и следование ему рассматривается сегодняшней

идеологией  как весьма достойное человека занятие.  Материальное

благополучие  реабилитировано в правах,  идеологически  возродилась

категория индивидуального богатства и  частной собственности,  про-

изошло  колоссальное расширение реального  состава благ,  которыми

на законных основаниях могут владеть,  пользоваться и распоряжать-

ся граждане и их семьи.

В результате всех этих идеологических сдвигов исчез,  или,

во всяком случае,  резко сократился разрыв между трудовыми

ценностями  населения и ценностями официальной  идеологии,  кото-

рый был характерен для последних 15-20  лет социалистического раз-

вития России.

Разрыв,  несовпадение могут,  как хорошо известно,  характеризо-

вать и взаимоотношения между личными ценностями людей и

их реальными  действиями и поступками.  Так,  несмотря на отмеченное

стремление  к экономии трудовых усилий,  многие из россиян работа-

ют сегодня  больше,  чем до начала социально-экономических  реформ.

Эти действия вполне соответствуют приоритетности высокого зара-

ботка среди трудовых ценностей,  но добиваться повышения заработ-

ка  (или  хотя бы компенсировать его фактическое  снижение)  прихо-

дится за счет мобилизации дополнительной трудовой энергии,  что

явно  противоречит установке на минимизацию  трудовых затрат.

Индикатором трудовой мобилизации является широкое распростране-

ние множественной занятости,  которая теперь не ограничивается адми-

нистративными запретами,  помогает людям адаптироваться к трудным

экономическим условиям и даже повышать уровень  благосостояния.

На первый взгляд частота дополнительной занятости  не так уж

высока.  Е.  Хибовская и 3.  Куприянова отмечают,  что доля имеющих

приработки  в последнее время обычно не превышает 20%  работающе-

го населения

.  Но  эта цифра заметно возрастает,  если рассматривать

специальные  (и в то же время достаточно массовые)  категории тру-

дящихся.  Так,  по нашим расчетам,  среди мужчин в больших городах

приработки  или дополнительную работу имели  около 40% (данные

на конец 1993 г.) Кроме того, даже указанных выше 20% вполне

хватает для того, чтобы почти в половине (в 47%) семей хотя бы кто-

то подрабатывал Следовательно,  если иметь в виду суммарные затраты труда,  то

у наиболее активной части населения выявленная в содержании цен-

ностей тенденция к снижению затрат реализоваться сегодня просто

не может.  Скорее всего,  эта тенденция воплощается  в жизнь за счет

снижения  работником удельных затрат своего труда,  то есть затрат

на единицу  личного дохода и приращения социального  статуса.

Один  из механизмов подобного повышения  индивидуальной эф-

фективности трудовых затрат связан с упомянутой выше диверсифи-

кацией легитимных форм трудовой деятельности и с расширением

самого  понятия о труде.  Кроме очевидных  фактов,  касающихся раз-

вития предпринимательского труда,  эта диверсификация подтверж-

дается  и при анализе изменений в  представлениях людей о путях,

обеспечивающих успех в жизни.  Ю.  Левада убедительно показал за-

метное снижение акций "упорного,  целеустремленного труда"  как

условия достижения успеха в жизни,  и  одновременное повышение

акций таких -  прежде социально неодобряемых -  путей к успеху,  как

наличие  "связей с нужными людьми"  и "умение вертеться".  Дея-

тельность,  обозначаемая двумя последними словосочетаниями,  пусть

хотя  бы частично,  за исключением ее девиантных форм,  тоже может

быть  отнесена к труду,  но не в его старом узкоисполнительском пони-

мании как  "вкалывание",  а с добавлением предпринимательской и

вообще  любой инициативной трудовой активности.

Нетрудно  заметить,  что эти обретающие легитимность формы

трудовой  активности действительно характеризуются  тем,  что свя-

занные с ними усилия значительно более эффективны для индивида

с точки  зрения соотношения  "затраты/доход",  нежели  "упорный и

целеустремленный  труд" в его традиционно советском  понимании.

Стремление  людей к росту прибыльности своего труда является,

по-видимому,  частной формой более общей и  назревшей в нашей стране

потребности в повышении эффективности использования  всех имею-

щихся ресурсов.  Применительно к трудовым ресурсам данная потреб-

ность осознается особенно остро прежде всего потому,  что эти "ре-

сурсы"  обладают рефлексией и "умеют говорить",  а главное,  они,

если  можно так выразиться,  приватизированы:  человек сегодня в боль-

шей мере, чем прежде, является собственником  своей рабочей сил


Информация о работе Трудовые ценности российского общества