Управленческая этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 08:35, реферат

Краткое описание

Проблемы, касающиеся нравственности, являются, пожалуй, самыми волнующими. Интерес к нравственности имеет довольно продолжительную историю и проявляется у людей самых разных профессий и увлечений. Русский биолог Илья Ильич Мечников (1845-1916) в своих «Этюдах о природе человека» писал, что «решение задач человеческой жизни должно неизбежно повести к более точному определению основ нравственности. Последняя должна иметь не непосредственное удовольствие, а завершение нормального цикла существования. Для того чтобы достигнуть этого результата, люди должны гораздо более помогать друг другу, чем они делают это теперь».

Содержание

Введение
Понятие этики
Определение этики
История этики
Управленческая этика
Понятие этики управления
Этика и социальная ответственность руководителя
Этические качества руководителя
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Этика.docx

— 37.84 Кб (Скачать файл)
  • выбор в качестве целей организации заведомо аморальных ориентиров в надежде, что процесс их достижения будет вполне этичным («средства оправдывают цель»);
  • неэтичные методы достижения весьма благородных целей («цель оправдывает средства»).

В ряде случаев этические нормы  соответствуют нормативным, что  облегчает их выполнение. Так обстоит  дело, например, с соблюдением законов (законопослушание этично). Аморальными  и одновременно противоречащими  закону являются: обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального  ущерба, злоупотребление служебным  положением, клевета, вымогательство, подделка документов, халатное отношение  к работе, сознательное нарушение  правил техники безопасности. В большинстве  случаев этичное поведение менеджера  не регламентируется законодательно. Примерами нарушения моральных  норм, не влекущего за собой уголовного преследования, но тем не менее недопустимого  в менеджменте, могут служить:  утаивание открытий и изобретений (если это выгодно фирме); пренебрежение здоровьем и чувствами персонала; несоблюдение данного слова; нарушение устной договоренности; аморальное поведение в быту; подбор кадров по принципу знакомства; сплетни, инсинуации (злокозненные слухи); унижение подчиненных; унижение перед начальниками; отказ от принятых обязательств; получение подарков от подчиненных, зависимых и заинтересованных людей; раскрытие служебных и коммерческих секретов; раскрытие источника информации, полученной доверительным путем; невозвращение долга в срок.

 

Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое  развитие предъявляет к менеджеру  все новые моральные, нравственные требования.

Сегодня в круг этических норм менеджмента  входят:

 

  • нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;
  • уважение к женщине, признание ее равноправия с мужчиной;
  • уважение к ветеранам и старикам;
  • уважение к властям и руководителям;
  • уважение к результатам чужого труда;
  • уважение к чужому горю;
  • стремление к чистоте и порядку;
  • опрятность в одежде.

 

Нарушением этических норм считается:

 

  • неуважение к чужим физическим недостаткам; 
  • неуважение к чужому мнению;
  • неуважение к науке, образованности, чужому опыту;
  • нарушение правил общественного поведения;
  • обсуждение качеств и поступков человека в его отсутствие;
  • невыдержанность,грубость,брань.

 

Прямой обязанностью менеджера  является приобщение персонала организации (и прежде всего самого себя) к  этическому поведению. Для этого  должна планироваться и систематически проводиться работа по изучению этики  менеджмента, нравственному воспитанию коллектива, контролю за соблюдением  этических норм.

Для проведения указанной работы в  организации могут создаваться  специальные комиссии по этике с  соответствующими полномочиями. В некоторых  организациях функции такой комиссии возлагаются на особое должностное  лицо – адвоката по этике. О нем  говорят, что он является как бы «этической совестью организации». Комиссии по этике  создаются также при объединениях предпринимателей и менеджеров, общественных организациях, работающих в экономической  сфере, и т. д. Роль этих комиссий весьма велика, а авторитет непререкаем. В состав комиссий входят наиболее уважаемые, авторитетные бизнесмены, менеджеры, адвокаты. Решение комиссии по этике, содержащее осуждение менеджера  за неэтичное поведение, равносильно  приговору, не подлежащему обжалованию. Оно способно навсегда подорвать  деловую репутацию и поставить  крест на карьере менеджера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Этика и социальная ответственность руководителя

 

Наряду с необходимостью соблюдения этических норм важнейшей нравственной задачей, решаемой руководителем, является проблема его социальной ответственности.

Социальная ответственность менеджера  предполагает выполнение его организацией определенных обязанностей перед обществом, необходимость добровольно участвовать  в решении социальных проблем  населения той страны, в которой  он работает. Поскольку социальная ответственность является сугубо добровольной, она существенно отличается от нормативной, законодательно закрепленной юридической  ответственности. Рассмотрим ее основные отличительные качества:

1. Сложность. Поскольку социальная  ответственность в отличие от  юридической не имеет строгой  нормативной регламентации, реализация  ее слабо разработана, во многом  носит вкусовой характер, менеджер  к ней плохо подготовлен.

2. Неясные последствия. Многие  важные акты проявления социальной  ответственности не имеют достаточной  законодательной базы (например, меценатство,  благотворительность) и поэтому  их экономические последствия  порой не ясны менеджеру. Это  вызывает у него опасения и  как следствие – отказ от  их осуществления.

3. Потеря конкурентоспособности.  Расходуя средства на социальные  программы, менеджер вынужден  включать дополнительные издержки  в цену товаров и услуг, давая  тем самым преимущества своим  конкурентам.

4. Отступление от главной цели  управления. Занимаясь бесплатными  социальными программами, организация  вынуждена отклоняться от своей  главной рыночной задачи –  максимизации прибыли. Это может  привести к необходимости частичного  отказа от производства высококачественных  товаров, ухода с выгодных рынков  сбыта и т. п.

5. Моральное давление. Реализация  социальной ответственности инициируется  и сопровождается моральным давлением  общества. При этом нарушается  важнейший принцип рынка –  рыночная свобода. Организация  в ряде случаев теряет возможность  принимать экономические решения  исключительно по своей воле.

6. Дополнительный маневр ресурсами.  Социальные программы дают возможность  использовать для них ту часть  ресурсов организации, которая  в данный момент не выгодна  для целей бизнеса.

7. Возможность получения государственных  льгот. Социальная деятельность  организации, как правило, встречает  ответную реакцию государства  в виде всевозможных льгот  и других форм поддержки (преимущество  в госзаказах, освобождение от  части пошлин, арендной платы  и т. д.).

8. Благоприятный предпринимательский  и инвестиционный климат. Социальная  деятельность организации поднимает  ее авторитет в глазах общества  и предпринимательских кругах, что  в стратегическом плане создает  благоприятные условия для инноваций  и бизнеса.

9. Возможность выбора программ. Будучи добровольной, социальная  деятельность предоставляет менеджеру  свободный выбор объектов социальной  поддержки, ее характера, не  требующий какого-либо отчета. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Этические качества руководителя

 

Успешному руководителю необходимо, прежде всего, умение создавать благоприятные  условия для нормального труда  подчиненных и руководителей  нижнего уровня управления, нужна  способность прийти на помощь сослуживцам  и поддержать их в трудную минуту, готовность делегировать свои полномочия «вниз», необходимы уверенное владение обстановкой, прогнозирование ситуации, единство слова и дела.

В работе с людьми неприемлемы: навязывание  своего мнения и режима труда подчиненным, подавление их инициативы, постоянная подозрительность и недоверие, злоупотребление  административными методами, игнорирование, подмена и вмешательство в  деятельность нижестоящих руководителей, постоянное недовольство деятельностью  персонала, грубые окрики и замечания, нудное «воспитание» и боязнь похвалить  хорошего работника.

Подчиненные, да и коллеги, не простят  руководителю грубости, бестактности, несдержанности, истеричности и нервозности, вспыльчивости и неуравновешенности, мелочности и завистливости, любви  к сплетням и болтливости.

Для того чтобы обрести необходимые  положительные качества и завоевать  не только авторитет, но и любовь подчиненных, руководитель должен постоянно и  настойчиво культивировать в коллективе уважительное, тактичное отношение  ко всем людям, с которыми приходится иметь дело, независимо от их социального  положения, должности и «чина». Должен воспитывать в себе умение выслушивать  и понимать человека, стремиться быть доброжелательным, внимательным и чутким, избегать всего, что может унизить  чужое (и свое) достоинство. Должен быть по возможности мягким и улыбчивым, искренним и правдивым, с хорошим  чувством юмора и меры.

Управляющий должен стараться также  овладеть необходимыми практическими  навыками. Наиболее важные из них –  умение творчески мыслить, видеть главное, предвидеть, планировать, быстро принимать  решения. Это также умение идти на компромиссы, способность привлекать к себе людей и сплачивать их на решение общей задачи, наконец, необходимые  специальные (технические, гуманитарные) рабочие навыки.

Заключение

 

Из вышеизложенного можно сделать  выводы о понятии этики в общем, и этики управления, в частности.

Этика – это учение о нравственности, морали; отрасль знания; особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Существует так называемая «профессиональная этика», или «деловая этика». Деловая этика – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Успешному руководителю трудового коллектива необходимо хорошо знать настроение людей; оперативно устранять все то, что мешает им трудиться и работать на благо себя и предприятия; умело контактировать с неформальными вожаками и лидерами своего коллектива, находить с ними общий язык, вовлекать их в общественную деятельность, не бояться делегировать им властные (управленческие) полномочия, заручаться их поддержкой в нравственном воспитании коллектива. Ну, а коллектив, в свою очередь воздействует нравственно на людей до тех пор, пока сам непрерывно нравственно совершенствуется. Следовательно, этика управления – это система нравственных норм, которые определяют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуации. Последние требуют совмещения основных управленческих принципов с гуманистическими, нравственными требованиями, что предполагает не только знание основных нравственных норм взаимоотношений между людьми, но и соблюдение их в практической управленческой деятельности. Таким образом, соблюдение общечеловеческих и деловых этических норм в управлении ведет к повышению нравственной обстановки в коллективе и повышению его культурных ценностей.

 

 

 

 

 

 

Источники

 

  1. Деловой этикет. В.С. Кукушкин, учебное пособие. М-Ростов-на-Дону., 2008;
  2. Этика деловых отношений. А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова, учебник., М-2006;
  3. Менеджмент персонала предприятия. В.В. Травин, В.А. Дятлов., М-1998;
  4. Большая Советская Энциклопедия. Интернет, http://bse.sci-lib/com; 
  5. Википедия. Интернет, http://ru.wikipedia.org/wiki .

 

 

 

 

 


Информация о работе Управленческая этика