Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:30, доклад
(др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий
философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Принято считать, что Платон является одним из
основателей идеалистического направления в мировой философии.( Идеали́зм — термин для
обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит
утверждение о первичности духа по отношению к материи ) в сфере бытия. Во многих историко-
философских трудах проводитсядихотомия, считающая противопоставление идеализма
материализму сущностью философии.)
В то время как подход Платона был, по существу, религиозным, Аристотель больше склонялся к научному. Так, он не считал, что наш мир нереален. Но он также различал первичные и вторичные сущности вещей. По Аристотелю, первичные сущности – это конкретные объекты мира, а вторичные – идеи или образцы. Первоначально он колебался относительно того, какие из этих субстанций считать первичными, сохраняя уважение к Платону (старый учитель первичными считал идеи). Но постепенно Аристотель все более и более убеждался в том, что реален именно окружающий его мир, и он порвал с точкой зрения учителя.
Логика. Самое замечательное открытие Аристотеля относится, пожалуй, к сфере логики. Помимо прочего, он создал этот предмет. Аристотелю логика виделась основой, на которой базируется все обучение. Платон понимал, что знание должно открываться диалектически (путем разговорного спора, вопросов и ответов), но именно Аристотель формализовал и расширил этот метод открытием силлогизма. Согласно Аристотелю, силлогизм показывает, что "когда утверждаются определенные вещи, можно показать, что нечто иное, чем то, что утверждается, следует с необходимостью". Например, у нас есть два высказывания:
Все люди смертны. Все греки – люди.
Можно сделать вывод, что Все греки смертны.
Это логически необходимо и несомненно. Аристотель выделял несколько видов силлогизма, включая отрицательные или ограниченные случаи, но все они имеют одну и ту же основную структуру. За большей посылкой следует меньшая, которая ведет к заключению. Таким образом:
Ни один философ не является болваном.
Некоторые люди – философы. Поэтому некоторые люди не являются болванами. Аристотель назвал свою логику "аналитика",
что означает "распутывание". Каждая
наука, или отрасль знания, должна была
начинаться с первых принципов, или аксиом.
От них логически (или распутывая) можно
было вывести ее истины. Эти аксиомы определяли
область задач для того или иного предмета,
отделяя его от не относящихся к делу и
несовместимых элементов. Биология и поэзия,
к примеру, начинались с общих для обеих
этих наук посылок. Так, биология не занималась
мифическими зверями и не нуждалась в
поэтической форме. Этот логический подход
сделал вероятным появление целых отраслей
знания, дав им возможность для открытия
множества собственных истин. Прошло два
тысячелетия, прежде чем эти определения
стали излишними, сдерживающими развитие
человеческого познания. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью,
в отличие от его состояний и отношений,
которые являются изменчивыми и зависят
от времени, места, от связей с другими
сущностями и т.д. Именно сущность может
быть выражена в понятии и является предметом
строгого знания - науки. Аристотель стремился
познать сущность вещей через их родовые
понятия, а потому в центре внимания у
него находится отношение общего к частному.
Он создал первую в истории систему логики
– силлогистику (Простой категорический
силлоги́зм — рассуждение мысли,
состоящее из трёх простых атрибутивных
высказываний: двух посылок и одного заключения. Посылки силлогизма
разделяются на бо́льшую (которая содержит
предикат заключения) и меньшую (которая
содержит субъект заключения), главную задачу которой усматривал в
установлении правил, позволяющих получить
достоверные выводы из определенных посылок.
Центр аристотелевской логики составляет
учение об умозаключениях и доказательствах,
основанных на отношениях общего и частного.
Логика, созданная Аристотелем, на протяжении
многих веков служила главным средством
научного доказательства.
Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путем анализа высказываний о бытии - здесь вполне очевидна связь теории силлогизма и аристотелевского понимания бытия. «Высказывание» по-гречески - «категория». Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому ее, как правило, отождествляют с бытием). Все остальные категории - качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания - соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, получаем понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» - и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты. О сущности, таким образом, высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому. Для логики Аристотеля характерно убеждение в том, что сущность первичнее различных отношений.
Важная особенность аристотелевского учения о сущности заключается в том, что хотя под бытием, а следовательно, под близкой ему сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивид), однако сама сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она - единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств - то, что делает предмет «вот этим», не позволяя ему слиться с другими. Как видим, характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости (неизменности) остается важнейшей у Аристотеля; при этом неделимы как первичные сущности «этот человек», так и сущности вторичные: «человек», «живое существо».
Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:
Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.
Цель науки Аристотель видел в полном
определении предмета, достигаемом только
путем соединения дедукции и индукции
1) знание о каждом отдельном
свойстве должно быть
2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом.
Он сформулировал логические законы:
Аристотель делит все добродетели на нравственные, или этические, и мыслительные, или разумные, или дианоэтические[3][6]. Этические добродетели представляют собой середину между крайностями — избытком и недостатком — и включают в себя: кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование[7]. Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность»[8]. Нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению[9].
Добродетель — это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.
Аристотель, как и Платон, делил душу на
три силы: разумную (логическую), страстную
(фумоейдическую) и желающую (епифумическую).
Каждую из сил души Аристотель наделяет
свойственной ей добродетелью: логическую —
разумностью; страстную — кротостью и
мужеством; желающую — воздержностью и
целомудрием. В целом душа, по Аристотелю,
имеет следующие добродетели: справедливость,
благородство и великодушие.
Глава VII. Философия средневековья
Под «средневековьем» обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от древнего мира до Нового времени. Для Западной Европы его начало приходится на V век нашей эры, и оно связано с распадом Римской империи, а завершение относится к XIV веку, к возникновению эпохи Возрождения. В социально-экономическом плане он соотносится с эпохой феодализма, с распространением и укреплением общественного строя, более прогрессивного, чем рабовладельческая организация общества.
Для философии это был период, когда изменились цель и характер философствования. Античности не было присуще, в целом, подчинение философствования тем или иным политическим режимам или какой-либо монотеистической [1] религии. Философы могли свободно создавать свои мировоззренческие концепции как в области онтологии, так и в гносеологии, этике, эстетике, социальной философии. Их религиозно-мифологическая ориентация была относительно автономной в том отношении, что существовал большой выбор среди «богов» или в трактовках «божества», механизмов их связи с людьми, с природой, хотя, конечно, философам порой грозило суровое наказание за признание не тех богов, которые почитались в том или ином городе (это называлось «безбожием»). Средние же века характеризовались, помимо прочего, тем, что к этому времени уже заканчивался переход от политеизма к монотеистической религии. Такая религия требовала слепого принятия целого ряда новых «истин».
1 Монотеизм (греч. monos — один, theos — бог) — единобожие, религия, признаюшая единого Бога, в отличие от политеизма, многобожия.
В странах Западной Европы, возникших в результате распада Римской империи, таковым явилось христианство. Оно зародилось еще за несколько столетий до нашей эры как еретическое движение в иудаизме, затем окончательно отошло от него, стало обретать все большее значение в духовной жизни многих стран и было признано в качестве официальной государственной религии во время правления императора Константина Великого (в 324 г. н. э.). Установление союза светской власти с христианством укрепило церковную организацию этой религии в политическом, экономическом, а также мировоззренческом отношениях.
С одной стороны, ведущие представители христианской религии испытывали потребность в философском обосновании своих исходных положений (в первую очередь доктрины единобожия); от некогда негативных оценок «мудрецов» и их учений они все чаще стали обращаться к их положениям, способным дополнить или подкрепить те или иные истины религии (Тит Флавий Климент, Ориген). С другой стороны, философы все больше ориентировались на те или иные установки христианства, порой совпадающие и дополняющие (особенно в нравственно-этической сфере) их умозрительные или, быть может, недостаточно обоснованные жизненным опытом утверждения; космологические идеи философов порой имели тенденцию, как мы уже видели, к выходу в представления о Мировом Уме, о «конечной причине», о «форме форм» и т.п., а вероучение христианской религии о невещественном (и в этом смысле «нематериальном») Абсолюте, или Боге, могло дать отправную точку для новых философских размышлений. Так что далеко не всегда философия средневековья оказывалась под непосредственным диктатом теологии, выступая якобы в навязанной ей роли «служанки богословия».
Информация о работе Учения Платона, Аристотеля. Средневековая философия