Человек: его права и свободы – высшая ценность демократического общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством»1.
Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.

Вложенные файлы: 1 файл

этика.docx

— 58.93 Кб (Скачать файл)

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому  жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Уважение  личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение  к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику  поведения работников государственных  органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных  для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует  о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и  всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта  конституционная норма еще очень  слабо реализуется практически.

Отсутствие  уважения к достоинству человека является преградой на пути его самоутверждения  как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.

Значительное  место в системе личных прав и  свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.22 - 25 Конституции).

Неприкосновенность личности (ст.22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.

Гарантия  неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без  законного основания войти в  жилище, а также оставаться в нем  против воли проживающих в нем  лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и  круг уполномоченных на то органов.

Предусмотрены различные формы ответственности  за неосновательное вторжение в  личную жизнь граждан, за разглашение  тайны переписки, телефонных переговоров  и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях  в связи с расследованием уголовных  дел и при наличии судебного  решения могут быть наложен арест  на корреспонденцию и произведена  выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

Впервые в Конституции закреплено право  человека на защиту своей чести и  доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется  в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения  информации о его частной жизни (ст. 24).

Каждому должна быть предоставлена возможность  ознакомления с материалами и  документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Новым в  конституционном закреплении личных прав и свобод является включение  такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения. В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

Важное  место в системе личных прав и  свобод занимают свобода совести, свобода  вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Основополагающей  гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации (ст. 14 Конституции). Как отмечалось выше, никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной  России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.

В Федеральном  законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести. Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения. Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.

Закон предусматривает  право граждан создавать религиозные  группы и религиозные организации  при условии, что их цели и действия не противоречат закону. Свободе выбора религиозных или атеистических  воззрений содействует и светский характер образования в государственных  и муниципальных учебных заведениях. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.

Важной  сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29 Конституции). Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Политические  права и свободы – важная категория  субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне можно рассматривать как  «обеспеченную человеку законом  и публичной властью возможность  участия (как индивидуально, так  и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении  государственной власти»9. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства.

Политические  права граждан являются непременным  условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и  на которые должна ориентироваться.

Представление о политических правах личности как  об одном из основополагающих элементов  общественной жизни восходит еще к Аристотелю. В конституциях современных государств политические права, как правило, одно из центральных мест. Причем, то обстоятельство, что это относится и ко многим недемократическим государствам, которые на деле постоянно ущемляют декларированные в их конституциях права, лишь подтверждает факт их признания в качестве универсальной ценности.

В собственном  смысле слова «политические права  отражают возможность участвовать  в политической жизни и осуществлении  государственной власти»10. Но по существу они значительно шире, чем зафиксированное в ст. 32 Конституции РФ «право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Их подкрепляет целый ряд других конституционных прав и свобод: ст. 29 (свобода мысли и слова); ч. 4 и 5 ст. 29 (право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также свобода массовой информации); ст. 30 (право на объединение); ст. 31 (право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование); ст. 28 (свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними); ст. 33 (право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления).

В отличие  от основных личных прав и свобод, которые  по своей природе неотчуждаемы и  принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права  и свободы (ст. 30 - 33 Конституции) связаны  с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают  как естественные права и свободы  каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Естественный  характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта  важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально  реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой  участвует в осуществлении власти. В соответствии с Конституцией гражданин  Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма, прежде всего, касается политических прав и свобод.

Наиболее  общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в ее организации.

Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому  гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных  как народ, ибо народ не участвует  в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).

Рассматриваемое право осуществляется в различных  формах, как непосредственно, так  и через представителей. Непосредственными  формами являются участие граждан  в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Действующее законодательство о референдуме  и выборах обеспечивает самые  широкие гарантии реализации этих прав граждан. Референдум и выборы проводятся на основе всеобщего равного и  прямого волеизъявления при тайном голосовании.

В соответствии с Федеральным конституционным  законом «О референдуме Российской Федерации», помимо Конституционного Собрания (в случае, предусмотренном ч. 3 п. 135 Конституции) только гражданам принадлежит инициатива проведения референдума. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума. Должны быть собраны подписи не менее чем двух миллионов граждан, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории России проживают не более 10 процентов из них.

При проведении референдума, равно как и выборов, гражданам предоставлены все  возможности для активного участия  на всех стадиях их подготовки, в  процессе голосования и подсчета голосов. При выборах обеспечиваются выдвижение кандидатов непосредственно  избирателями, возможность самовыдвижения; свободное проведение предвыборной агитации, установленные законом  формы участия в формировании избирательных комиссий, в подсчете голосов. Соответствующими правами  пользуются граждане и при проведении референдума

Участие граждан в управлении делами государства  осуществляется также путем их воздействия  на деятельность представительных органов всех уровней - своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Важной  формой участия граждан в осуществлении  власти на местах является местное  самоуправление.

Эффективность реализации названных политических прав связана с активностью, инициативой  граждан, зависящих, в свою очередь, от уровня их политической и правовой культуры. Повышение этого уровня на современном этапе имеет первостепенное значение.

Граждане  Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст.32, ч.4) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Согласно  Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», при поступлении на государственную службу (и при ее прохождении) не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Информация о работе Человек: его права и свободы – высшая ценность демократического общества