Экологическая этика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 10:22, контрольная работа

Краткое описание

Экологическая этика, которую еще иногда называют зеленой, природоохранной, энвайроментальной или экоэтикой, предлагает и защищает систематическую и всестороннюю концепцию нравственных взаимоотношений между людьми и природой и предполагает, что человеческое поведение по отношению к природе может направляться и направляется моральными нормами. Экологическая этика сегодня охватывает разнообразные, не обязательно связанные области, антология ее включает: права животных, этика Земли, экофеминизм, глубокая экология, поверхностная экология, права геообъектов (скал, долин) и т.д., биоэтика.

Содержание

Понятие и предмет экологической этики………………………….3
История экологической этики в России…………………………….7
Заключение……………………………………………………………15
Литература…………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.работа по Профессиональной этике.docx

— 40.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

Профессиональная этика

по теме: Экологическая этика в России

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

  1. Понятие и предмет экологической этики………………………….3
  2. История экологической этики в России…………………………….7
  3. Заключение……………………………………………………………15
  4. Литература…………………………………………………………….16

 

  1. Понятие и предмет экологической этики

 

По мере усложнения общественных отношений в человеческом обществе возникла необходимость конкретизации тех или иных нравственных норм, правил применительно к различным сферам повседневной жизни человека. Так стали формироваться различные направления прикладной этики — политическая этика, журналистская этика, медицинская этика, экологическая этика, основанная на экологии и классической этике.

Экологическая этика, которую еще иногда называют зеленой, природоохранной, энвайроментальной или экоэтикой, предлагает и защищает систематическую и всестороннюю концепцию нравственных взаимоотношений между людьми и природой и предполагает, что человеческое поведение по отношению к природе может направляться и направляется моральными нормами. Экологическая этика сегодня охватывает разнообразные, не обязательно связанные области, антология ее включает: права животных, этика Земли, экофеминизм, глубокая экология, поверхностная экология, права геообъектов (скал, долин) и т.д., биоэтика.

Теория экологической этики в этом случае должна: 1) объяснить, что это за нормы; 2) объяснить, по отношению к кому или к чему люди несут моральную ответственность; 3) показать, чем обоснована эта ответственность. Экологическая этика нацелена не только на суждение, но и на предписание действий.

Коренной вопрос экологической этики — каково наше отношение к природе: как к объекту (вещи), или субъекту (то есть равному себе, имеющему моральный статус и обладающему правами). Экологическая этика существует только тогда, когда мы относимся к природе как к субъекту. В этом случае вред, нанесенный природе, будет рассматриваться с точки зрения нанесения ущерба самой природе.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА — это учение об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА — это этика осторожности, заботы, уважения к природе и экологического самоограничения.

Основанием экологической этики является экобиоцентризм, нацеливающий людей на сохранение видов и особей живых существ и участков дикой природы в безотносительной пользе от этого человеку или даже ему во вред.

Экологическая этика мотивирует природоохранные действия в двух аспектах: 1) люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы, охраняют природу ради нее самой; 2) эти действия совершаются из морального принципа без каких-либо корыстных интересов человека, а то и ему во вред.

Как правило, экологическую этику разделяют на две составные части: философскую экологическую этику и нормативную экологическую этику. Нормативная (предписывающая) этика касается практических вопросов, разрабатывая этические суждения, правила и принципы наших отношений с природой, а также этические оценки. Большинство этических суждений, включающих «плохо–хорошо», «следует», «должно» или «нужно» — это нормативные требования. Они предписывают поведение, например: «виды, находящиеся под угрозой уничтожения, следует охранять», «охотиться на животных ради развлечения — плохо». Нормативные суждения явно или неявно обращаются к определенным нормам или стандартам этичного поведения.

Большое значение нормативной экологической этики в разработке специальных этических правил и этических принципов поведения. Этические правила имеют более частный характер и иногда могут противоречить друг другу. В этом случае обращаются к этическим принципам, являющимися обобщениями более высокого порядка. Принципы намного более универсальные, чем правила, и в любой системе морали их не бывает много. Причем их бывает трудно применить к конкретной ситуации без таких промежуточных звеньев как правила.

Философская экологическая этика предполагает более высокий уровень обобщений и абстракций, на котором нормативные суждения и оценки, а также приводимые в их пользу доводы анализируются и оцениваются. Это уровень общих концепций, идей и теорий, на основе которых объясняются и защищаются нормативные суждения. Философская экологическая этика разрабатывает такие важные понятия как «ценности природы», «права природы», «человеческие обязанности перед природой», «благо природы» и т.п.

Экологическая этика пока не является строго научной дисциплиной. Это междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшаяся на стыке естественнонаучных и обществоведческих наук. Экологическая этика — этика прикладная, поэтому ее интересуют практические отношения, вследствие чего она есть этическая оценка конкретных действий.

ПРЕДМЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ является обоснование и разработка этических принципов и правил, регулирующих моральные отношения человека к природе и ее представителям.

Экологическая этика использует разнообразные общенаучные и частнонаучные методы: теоретические и эмпирические. Это диалектический, системный, интервальный, эволюционный методы, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие методы в зависимости от конкретных ситуаций.

Экологическая этика обладает двумя главными функциями: разрушительной и созидательной. Первая направлена на то, чтобы разрушить старые, потребительско-утилитарные стереотипы отношений человека с природой, многочисленные антропоцентрические мифы и ценности, отказаться от расточительных и негуманных видов природопользования. Антропоцентризм, эгоизм и прагматизм — это то, против чего выступает экологическая этика. Созидательная функция экологической этики направлена на выработку нового, экологического мировоззрения, позволяющего успешно сосуществовать и человеку, и природе.

Принципы и положения экологической этики в настоящее время при общем ресурсном, потребительском подходе к природе многим кажутся очень радикальными. Но радикальная, авангардная роль экологической этики как раз и состоит в том, чтобы огласить идеи, отвергаемые вначале большинством как абсурдные или смешные, но которые, в конце концов, становятся достоянием традиционных экологических организаций и, со временем, принимаются большинством населения. Кроме этого, еще одной важной задачей экологической этики является разработка теоретических основ охраны природы.

Если попытаться рассмотреть роль экологической этики с исторических позиций, то это можно представить в виде особых, создаваемых самим человеком сдерживающих клапанов, которые не позволяют ему уничтожать природу. Ни один вид на Земле, кроме человека, не способен полностью уничтожить среду своего обитания, ибо его деятельность будет сдерживаться экологическими законами. И только человек, благодаря своему разуму и высоким технологиям практически вышел из-под власти экологической необходимости. Поэтому его деятельность, дабы не стать всеразрушающей, требует особых этических ограничений, выраженных в морали (воли к этическому самоограничению). Разработка таких «табу» — главная задача экологической этики.

Сделать отношения с природой этичными — значит впустить в сферу нашей морали не только «себе подобных», например млекопитающих, но и «во многом, а то и во всем иных» — растения, микробы, реки, горы, звезды и т.п. Все они самодостаточны, ценны сами по себе и сами для себя, и, следовательно, морально значимы. Экологическая этика распространяет свою заботу не только на дикие, сельскохозяйственные и домашние виды живых существ, дикие и окультуренные экосистемы, Землю, звезды, но и на отдельное дерево, гору, бабочку.

Как справедливо полагает С.Д. Дерябо, развитие сознания на основе экологической этики «представляет собой кардинальную смену образа мира, которую можно, пожалуй, сравнить с тем переворотом в сознании, который был произведен Коперником — сменой геоцентрической модели солнечной системы на гелиоцентрическую». Как тогда Земля потеряла статус центра вселенной и его заняло солнце, так и теперь человек должен отказаться от представления о себе, как «центре» природы, мира, а это место должен занять принцип экологической целесообразности, «экологический императив».

 

2. История экологической этики в России

 

Годом начала развития экологической этики в царской России можно считать 1865 год, когда в стране было создано русское общество покровительства животным. Естественно, ни о какой экологии речи тогда идти не могло, также как и об экологической этике в современном понимании этого термина. Но многие позиции тогдашних "покровителей животных" очевидно сходятся со взорами современных активистов движения за права животных.

Идеология русского общества покровительства животным, основанная на любви к живому, находила явную поддержку в элитных слоях населения России. Общество поддерживалось членами царской фамилии, царями Александром II, Александром III, Николаем II. Идеи "покровителей животных" популяризовал таковой выдающийся российский писатель как Федор Достоевский. Следует добавить, что этическому отношению к живой природе способствовала господствующая в русской империи правоверная церковь (на средства церкви издавались даже особые книжки для детей, пропагандирующие гуманистическое отношение к животным. Большое значение имели и некие народные поверья и традиции, имеющие явную этическую и экологическую окраску ("воробей малеханький, а сердце имеет", "всякая птица безгрешна, потому что ходит босою").

В начале 20 века в русской империи зародилось движение в защиту памятников природы, в котором ученые-биологи Г.А. Кожевников, А.П. Семенов-Тян-Шанский, И.П. Бородин, Д.Н. Кайгородов основали этико-эстетический (в различие от научного либо хозяйственного) подход.

Выступая в 1908 г. На Всероссийском юбилейном акклиматизационном съезде доктор столичного института Григорий Александрович Кожевников поставил вопрос, в первый раз в стране, "о праве первобытной природы на существование". Петербургский доктор А. П. Семенов-Тян-Шанский в 1919 г. Продолжил мысль Кожевникова: "...Ведь, есть еще одна сторона в деле охраны очагов свободной природы, на которой мне хочется, хотя бы на минуту, остановиться. Напомнить о ней в особенности уместно в наше время разгара чисто материалистических стремлений и, несмотря на волну подъема социалистических идей, все же, увы, эгоистических настроений. Это - сторона вопроса чисто этическая".

Серьезным вкладом в развитие экологической этики в России явилось издание в 1899 г. В С.-Петеpбуpге книги русского правоведа С. Фишера "Человек и животное. Этико-юpидический очерк". Автор впервые в России заявил, что: 1) Государство обязано охранять интересы животных; 2) Эта охрана обязана выразиться в правовых номах; 3) наилучшим средством для этого является признание правовой личности животных, т.е. наделение животных известной долей правоспособности". По мнению С. Фишера, все животные (не лишь домашние) "заслуживают непосредственной уголовно-пpавовой охраны ради самих себя". Эта работа и по сей день является выдающимся взлетом русской этической мысли по отношению к пpиpоде.

Этические вопросы по отношению к природе поднимались не только столичными природоохранниками, но и на периферии. Организатор Астраханского заповедника астраханский краевед В.Хлебников, выступая в 1919 г. На съезде лесоводов в Астрахани заявил: "Человеку легче победить и подчинить себе силы природы, чем самого себя. В данной борьбе человека со своими издревле наследственными звериными побуждениями одним из самых принципиальных средств к победе является привычка. Любая пролитая капля чужой крови упрощает пролитие следующей капли и, напротив, чем реже человек видит кровь, тем труднее ему глядеть на нее. Для совершенствования человеческой личности в полном высоком смысле этого слова вредно всякое убийство, вредно даже роль в нем...".

Но в 30-х годах, как образно пишет А. Стручков, "голоса эстетически-этического подхода замолчали в пустыне "социалистического стройки". Этико-эстетический подход мог родиться лишь в высококультурной среде определенной части деятелей охраны природы, в большей степени больших академических ученых - зоологов, ботаников, географов, частенько выходцев из дворянских фамилий - знатоков и любителей поэзии, живописи, театра. Как совсем справедливо заметил с-петербугский историк Д. Александров: "Повседневность этих ученых окрашена в эстетические и этические тона, значения жизненного опыта оказываются этическими и эстетическими". Сама охрана природы казалась им ближе к охране памятников культуры как по этическими, так и эстетическим и религиозным суждениям. Конкретно эти люди игрались первую скрипку в русском заповедном деле и охране дикой природы. Но позднее (вплоть до 70-х--80-х годов 20 века) им на смену в заповедное дело пришли лесники и биологи-охотоведы (в большей степени выпускниками подмосковного пушно-мехового института, ученики известного преобразователя природы П. Мантейфеля). Вместо этико-эстетического они проповедовали хозяйственный научно-преобразовательный подход в охране природы. В большей степени им была чужда какая - или этика либо эстетика, ибо время и их образ жизни воспитали новейших деятелей заповедного дела в СССР прагматиками.

Информация о работе Экологическая этика в России