Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:53, реферат
Львиная доля наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии, полемики). Поэтому актуальность выбранной темы очевидна.
Спор представляет собой важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в значительной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, в ходе спора они лучше уясняют как позиции другой стороны, так и свои собственные.
Искусство ведения спора и называется эристикой.
Введение...................................................................................................................3
1. История возникновения и развитие эристики..................................................4
1.1. Спор в Афинах............................................................................................5
1.2. Спор в Индии.............................................................................................5
1.3. Спор в России.............................................................................................6
2. Виды спора.........................................................................................................10
3. Основные рекомендации эристики..................................................................12
Заключение............................................................................................................18
Список литературы............................................................
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра русского языка
Реферат по русскому языку и культуре речи на тему:
«Эристика-искусство спора»
Тула 2013
Содержание
Введение......................
1. История возникновения и развитие
эристики......................
1.1. Спор в Афинах........................
1.2. Спор в
Индии.........................
1.3. Спор в России........................
2. Виды спора....................
3. Основные рекомендации
эристики......................
Заключение...................
Список литературы............
Введение
Мир, в котором живет современный человек, соткан из противоречий. По этой причине он более полемичен, чем когда-либо прежде. И будущее человека в значительной степени зависит от того, сумеет ли он – человек - организовать, сделать жизненной ценностью плодотворное и эффективное общение в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности: в политике, бизнесе, науке, между поколениями, представителями разных культур и т.д.
Львиная доля наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии, полемики). Поэтому актуальность выбранной темы очевидна.
Спор представляет собой
важное средство прояснения и разрешения
вопросов, вызывающих разногласия, лучшего
понимания того, что не является
в значительной мере ясным и не
нашло еще убедительного
Искусство ведения спора и называется эристикой.
1. История возникновения и развитие эристики
Первоначально эристика получила
распространение в Древней
Эристика распалась на диалектику и софистику.Первая развивалась Сократом, впервые применившим само слово "диалектика" для обозначения искусства вести эффективный спор, в котором истина достигается путем взаимозаинтересованного обсуждения проблемы и противоборства мнений. Софистика же понималась как искусство достижения победы в споре. От Аристотеля идет традиция отождествления эристики с софистикой. Такое понимание эристики развивал, в частности, немецкий философ А.Шопенгауэр, определявший ее как искусство спора или духовного фехтования с единственной целью - остаться правым. Эристика не является отдельной наукой или разделом какой-то науки. Она представляет собой разновидность "практического искусства", принципы ее меняются от "учителя" к "учителю".
1.1. Спор в Афинах
Афины – крупный экономический, политический и культурный центр Древней Греции. В Афинах начала разрабатываться теория публичного спора, появились научные трактаты о споре. Чтобы добиться успеха, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента.
Античное полемическое
искусство оказало большое
1.2. Спор в Индии
Большое внимание спору уделялось и в Древней Индии. Это было связано с потребностями общественно-политической жизни, а также с развитием логики и философии. Широкое распространение получили различного рода дискуссии и многочисленные диспуты. Известный русский востоковед академик В. Васильев писал в XIX веке: «...право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор». Ученый сообщает любопытные сведения, которые показывают, насколько серьезным было отношение к спору как его участников, так и всех присутствующих. Например, если спорили два лица, то иногда побежденный должен был лишать себя жизни: бросаться в реку или со скалы, или сделаться рабом победителя, перейти в его веру. Если побежденным оказывался человек с огромным состоянием, то его имущество отдавалось часто бедняку в лохмотьях, который сумел его оспорить. В споре могли принимать участие не отдельные личности, а целые монастыри, которые в случае неудачи порой совсем прекращали свое существование.
Многие исследователи отмечают, что одной из традиций индийского спора, заслуживающей глубокого уважения, является серьезное и вдумчивое отношение к взглядам и идеям противника. Если кто-либо начинал проповедовать новую теорию, то ее сразу не отрицали и не преследовали, а прислушивались к аргументации проповедника, взвешивали ее, оценивали, нередко принимали, если она была убедительной и опровергала старые идеи. До наших дней дошло знаменитое «индийское правило спора»: прежде чем опровергать противника, нужно хорошо понять суть его позиции, удостовериться, что она правильно понята. В Древней Индии написаны научные трактаты по искусству спора: Гатама «Ньяя-сутра», Дхармакирти «Наставления о научных диспутах».
1.3. Спор в России
В истории полемического
Огромную роль в развитии искусства спора
сыграли Московский и Петербургский университеты.
Они стали средоточием передовой общественной
мысли. Выдающиеся ученые, великие мастера слова Т. Н. Грановский,
В. О. Ключевский, И. М. Сеченов, Д. И.
Менделеев и другие превратили университетскую
кафедру в трибуну прогрессивных
революционных идей. Например, один из
современников В. Г. Белинского, П. И. Прозоров,
который учился вместе с ним на словесном
отделении Московского университета и жил в одной комнате, вспоминает о бурной
умственной деятельности студентов. Не
умолкали жаркие споры классицизма и романтизма,
обсуждались произведения Жуковского,
Грибоедова, Пушкина. «Между младшими
студентами самым ревностным поборником романтизма,—
отмечает он,— был Белинский, который
отличался необыкновенной горячностью
в спорах и, казалось, готов был вызвать
на битву всех, кто противоречил его убеждениям.
Увлекаясь пылкостью, он едко и беспощадно
преследовал все пошлое и фальшивое, был
жестоким гонителем всего, что отзывалось
риторикою и литературным староверством.
Доставалось от него иногда не только
Ломоносову, но и Державину за риторические стихи и пустозвонные
фразы».
Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценность данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Б. Шоу так обосновывал этот тезис: если у вас есть одно яблоко и у меня одно, то при обмене ими и у вас, и у меня останется по одному яблоку; но если у вас есть одна идея, а у меня другая и мы обмениваемся ими, то в результате у каждого из рас будет по две идеи. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым дополнить свой багаж знаний и расширить кругозор1.
Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью. Доказательность – это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность – это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы. Возможны следующих их комбинации: а) доказательно и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не доказательно, но убедительно; г) и не доказательно, и не убедительно. Идеальный вариант, к которому необходимо стремиться в любом споре, – доказательность и убедительность рассуждений одновременно. За более чем двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствует повышению плодотворности спора.
______________________________
1См.:Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов.- Казань, 1992.- 142 с.
2. Виды спора
Виды спора очень многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным.
На сегодняшний день выделяется несколько видов споров по следующим критериям.
1.По преследуемой цели: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора.