Эристика-искусство спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:53, реферат

Краткое описание

Львиная доля наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии, полемики). Поэтому актуальность выбранной темы очевидна.
Спор представляет собой важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в значительной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, в ходе спора они лучше уясняют как позиции другой стороны, так и свои собственные.
Искусство ведения спора и называется эристикой.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. История возникновения и развитие эристики..................................................4
1.1. Спор в Афинах............................................................................................5
1.2. Спор в Индии.............................................................................................5
1.3. Спор в России.............................................................................................6
2. Виды спора.........................................................................................................10
3. Основные рекомендации эристики..................................................................12
Заключение............................................................................................................18
Список литературы............................................................

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ РУССКИЙ ЯЗЫК.docx

— 47.07 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный  университет»

 

Кафедра русского языка

 

 

 

 

 

Реферат по русскому языку и культуре речи на тему:

«Эристика-искусство спора»

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнила студентка группы № 820421

                                                          Пчеленкова С.Ю.

                                                          Руководитель: Сердюкова  Н. А.

 

 

 

Тула 2013

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

1. История возникновения и развитие эристики..................................................4

      1.1. Спор в Афинах............................................................................................5

      1.2. Спор в Индии.............................................................................................5

      1.3. Спор в России.............................................................................................6

2. Виды спора.........................................................................................................10

3. Основные рекомендации  эристики..................................................................12

 Заключение............................................................................................................18

 Список литературы...............................................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мир, в котором живет  современный человек, соткан из противоречий. По этой причине он более полемичен, чем когда-либо прежде. И будущее  человека в значительной степени  зависит от того, сумеет ли он – человек - организовать, сделать жизненной  ценностью плодотворное и эффективное  общение в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности: в  политике, бизнесе, науке, между поколениями, представителями разных культур  и т.д.

Львиная доля наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии, полемики). Поэтому актуальность выбранной  темы очевидна.

Спор представляет собой  важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего  понимания того, что не является в значительной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, в ходе спора  они лучше уясняют как позиции  другой стороны, так и свои собственные.

Искусство ведения спора  и называется эристикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История возникновения  и развитие эристики

Первоначально эристика получила распространение в Древней Греции и понималась как средство отыскания истины с помощью спора. Эристика должна была учить умению убеждать других в правильности высказываемых взглядов и соответственно умению склонять человека к тому поведению, которое представляется нужным и целесообразным. Но постепенно эристика стала пониматься и как умение вести спор, чтобы достигнуть единственной цели – выиграть его любой ценой, совершенно не заботясь об истине и справедливости. Античные мыслители установили, что спор играет важную роль для выяснения истины. Древнегреческие учёные выделяли разные виды спора, разграничивали диалектические беседы и софистические споры. В Греции эристика возникла из практического применения учений младшей софистической школы и вытекала из положения, что нет объективной истины, а кажущееся кому-либо таковой — для него и является истинным. Прототипом для софистической эристики послужили диалектические доказательства Зенона против движения и множественности. Первое руководство по эристике принадлежало Протагору. Протагор-мастер публичного диспута, родоначальник софистики.  Современники софистов называли их также эристами и определяли эристику как искусство вызывать сомнение по поводу всего и опровергать всякое положение. Картину эристической деятельности древних софистов мы находим у Платона, в его "Эвтидеме", и у Аристотеля, в сочинении "О софистических доказательствах". Аристотель же предложил сам термин "эристика". Один из обычных приёмов эристики состоит в обобщении, т. е. положение, истинное лишь в ограниченной сфере, принимается в безусловном значении. Мегарская школа, точно так же, как и софистическая, постепенно выродилась в эристику, хотя софизмы этой школы, как, например, у Стильпона, все же обличают некоторый теоретический интерес.

Эристика распалась на диалектику и софистику.Первая развивалась Сократом, впервые применившим само слово "диалектика" для обозначения искусства вести эффективный спор, в котором истина достигается путем взаимозаинтересованного обсуждения проблемы и противоборства мнений. Софистика же понималась как искусство достижения победы в споре. От Аристотеля идет традиция отождествления эристики с софистикой. Такое понимание эристики развивал, в частности, немецкий философ А.Шопенгауэр, определявший ее как искусство спора или духовного фехтования с единственной целью - остаться правым. Эристика не является отдельной наукой или разделом какой-то науки. Она представляет собой разновидность "практического искусства", принципы ее меняются от "учителя" к "учителю".

1.1. Спор в Афинах

Афины – крупный экономический, политический и культурный центр  Древней Греции. В Афинах начала разрабатываться теория публичного спора, появились научные трактаты о споре. Чтобы добиться успеха, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента.

Античное полемическое искусство оказало большое влияние  на дальнейшее развитие  теории  и практики спора. Социальная и нравственная значимость спора, четкое разграничение видов спора в зависимости от целей его ведения, использование различных методов и приемов борьбы мнений, поиска истины, глубокое понимание силы слова и опасности небрежного к нему отношения и другие вопросы стали впоследствии предметом многих исследований и теоретических разработок логических, психологических, лингвистических основ  публичного  спора.

1.2. Спор в Индии

Большое внимание спору уделялось и в Древней  Индии. Это было связано с потребностями общественно-политической жизни, а также с развитием логики и философии. Широкое распространение получили различного рода дискуссии и многочисленные диспуты. Известный русский востоковед академик В. Васильев писал в XIX веке: «...право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор». Ученый сообщает любопытные сведения, которые показывают, насколько серьезным было отношение к спору как его участников, так и всех присутствующих. Например, если спорили два лица, то иногда побежденный должен был лишать себя жизни: бросаться в реку или со скалы, или сделаться рабом победителя, перейти в его веру. Если побежденным оказывался человек с огромным состоянием, то его имущество отдавалось часто бедняку в лохмотьях, который сумел его оспорить. В споре могли принимать участие не отдельные личности, а целые монастыри, которые в случае неудачи порой совсем прекращали свое существование.

Многие исследователи  отмечают, что одной из традиций индийского спора, заслуживающей глубокого уважения, является серьезное и вдумчивое отношение к взглядам и идеям противника. Если кто-либо  начинал  проповедовать новую теорию, то ее сразу не отрицали и не преследовали, а прислушивались к аргументации проповедника, взвешивали ее, оценивали, нередко принимали, если она была убедительной и опровергала старые идеи. До наших дней дошло знаменитое «индийское правило спора»: прежде чем опровергать противника, нужно хорошо понять суть его позиции, удостовериться, что она правильно понята. В Древней Индии написаны научные трактаты по искусству спора: Гатама «Ньяя-сутра», Дхармакирти «Наставления о научных диспутах».

1.3. Спор в России

В истории полемического искусства  важное место занимают споры в России. Они всегда считались неотъемлемой частью духовной и общественно-политической жизни.Предметом споров были проблемы государственного устройства, национального самосознания, вопросы философии, истории, права, литературы и искусства, принципы нравственности, этические категории и т. д.Самые яркие страницы этого искусства связаны с именами выдающихся прогрессивных деятелей и передовых людей нашего Отечества — А. Н. Радищевым, Н. Г. Чернышевским, В. Г. Белинским, А. И. Герценом, М. В. Буташевичем-Петрашевским и многими, многими другими.А. В. Никитенко, русский литературный критик и историк литературы, в «Дневниках» рассказывает о своем споре с председателем цензурного комитета, князем Дондуковым-Корсаковым, по поводу изданий сочинений А. С. Пушкина. Государь велел, чтобы они были изданы под наблюдением министра. Последний растолковал это так, что все до сих пор напечатанные произведения надо опять строго пересмотреть и, следовательно, не жалеть красных чернил. Никитенко, назначенный цензором, стал горячо доказывать, что вся Россия знает наизусть сочинения Пушкина, которые выдержали несколько изданий и все напечатаны с величайшего соизволения. Пересмотреть — значит обратить особое внимание публики на те места, которые будут сокращены. Люди еще усерднее будут твердить их наизусть. Один из товарищей, поддержал его, сославшись на общественное мнение, которое, конечно, осудит всякое искажение Пушкина. Князь возразил, что правительство должно не смотреть на общественное мнение, а идти твердо к своей цели. Никитенко пишет: «Да,— заметил я,— если эта цель стоит пожертвования общественным мнением. Но что выиграет правительство, искажая в Пушкине то, что наизусть знает вся Россия? Да и вообще не худо бы иногда уважать общественное мнение — хоть изредка. Россия существует не для одного дня, и, возбуждая в умах негодование без всякой надобности, мы готовим для нее неутешительную будущность». 
Огромную роль в развитии искусства спора сыграли Московский и Петербургский университеты. Они стали средоточием передовой общественной мысли. Выдающиеся ученые, великие мастера слова      Т. Н. Грановский, В. О. Ключевский, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев и другие превратили университетскую кафедру в трибуну прогрессивных революционных идей. Например, один из современников В. Г. Белинского, П. И. Прозоров, который учился вместе с ним на словесном отделении Московского университета и жил в одной комнате, вспоминает о бурной умственной деятельности студентов. Не умолкали жаркие споры классицизма и романтизма, обсуждались произведения Жуковского, Грибоедова, Пушкина. «Между младшими студентами самым ревностным поборником романтизма,— отмечает он,— был Белинский, который отличался необыкновенной горячностью в спорах и, казалось, готов был вызвать на битву всех, кто противоречил его убеждениям. Увлекаясь пылкостью, он едко и беспощадно преследовал все пошлое и фальшивое, был жестоким гонителем всего, что отзывалось риторикою и литературным староверством. Доставалось от него иногда не только Ломоносову, но и Державину за риторические стихи и пустозвонные фразы».

Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценность данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Б. Шоу так обосновывал этот тезис: если у вас есть одно яблоко и у меня одно, то при обмене ими и у вас, и у меня останется по одному яблоку; но если у вас есть одна идея, а у меня другая и мы обмениваемся ими, то в результате у каждого из рас будет по две идеи. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым дополнить свой багаж знаний и расширить кругозор1.

Эристика  является интегральным искусством, возникающим  на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью. Доказательность – это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность – это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы. Возможны следующих их комбинации: а) доказательно и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не доказательно, но убедительно; г) и не доказательно, и не убедительно. Идеальный вариант, к которому необходимо стремиться в любом споре, – доказательность и убедительность рассуждений одновременно. За более чем двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствует повышению плодотворности спора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________

1См.:Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов.- Казань, 1992.- 142 с.

2. Виды спора

Виды спора очень многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным.

На сегодняшний день выделяется несколько видов споров по следующим критериям.

1.По преследуемой цели: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора.

Информация о работе Эристика-искусство спора