Эстетика древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:19, реферат

Краткое описание

Приступая к конкретному изучению вопроса, мы сталкиваемся с рядом проблем, требующих объяснения. Прежде всего, нужно определить, что является предметом эстетики как науки. Следует отметить, что однозначного ответа на этот вопрос пока нет. В этом плане на протяжении последних десятилетий велись оживленные дискуссии, но вопрос остается до сих пор недостаточно проясненным. Дать определение предмета эстетики не так легко ввиду широты той области, которая охватывается понятием эстетическое.

Содержание

Введение
Эстетические учения в древней Греции
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Эстетика Древней Греции.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Заслуживает внимания гераклитовское толкование меры как  одной из важнейших эстетических категорий античной эстетики. Мера, согласно Гераклиту, как и гармония, носит всеобщий характер. Она лежит, прежде всего, в основе космоса: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». В другом месте Гераклит пишет: «Солнце не перейдет своей меры, иначе его бы настигли Эринии, помощницы Правды». Таким образом, для Гераклита мера–это объективная закономерность, которая существует независимо от человека. Важнейшие эстетические понятия–красота, гармония, мера–рассматриваются им как отражение свойств и связей объективного мира. Материалистический и диалектический характер эстетической теории Гераклита очевиден.

Происхождение искусства Демокрит, таким образом, связывает с определенными социальными потребностями и обстоятельствами. Непосредственно искусство возникло, согласно ему, из подражания человека животным.

Большое место  отводит Демокрит проблеме меры, которая у него носит эстетический характер: «Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни изобилие, ни недостаток». В другом месте он говорит: «Если превысить меру, то и самое приятное станет самым неприятным».

Демокрит завершает  важный этап в развитии античной эстетической мысли. Он оказал влияние на Эпикура и в особенности на Лукреция. Картина меняется, когда мы обращаемся к изучению эстетической теории Сократа 469 – 399 гг. до н. э.). Как философ Сократ мало интересовался проблемами бытия. Натурфилософия для него – наука малополезная и к тому же нечестивая. Он отрицательно относился к эмпирическому изучению природы, поскольку такое изучение опирается на свидетельство органов чувств, а последние лишены большой познавательной ценности. Сократ выступил против принципа причинности, противопоставив ему телеологическое миропонимание: все имеет своей целью пользу человека – цель носа – обонять, ушей – слышать, глаз – видеть существование богов. При этом человек интересует Сократа лишь со стороны его практической деятельности, поведения, нравственности. С таких антропологических позиций Сократ подходит к рассмотрению эстетических проблем. Он хорошо знал искусство своего времени. В молодости он был скульптором. Как сообщает Ксенофонт, Сократ часто заходил в мастерские художников, скульпторов, ремесленников и вел беседы по разным вопросам искусства. Из разговоров с художником Паррасием, скульптором Кантоном, мастером Пистием и другими видно, что философ превосходно разбирался и в общеэстетических проблемах, и в профессиональной стороне художественного творчества.

У Сократа еще  нет четкого разграничения понятий  «ремесло» и «искусство». Тем  не менее, оно намечается. Искусство, с точки зрения Сократа, есть воспроизведение  действительности посредством подражания. Но это подражание философ отнюдь не мыслит как простое копирование предметов и явлений. Сократ приходит к выводу, что художник творчески воспроизводит природу, т.е. изучает ее, отбирает из массы изученных единичных предметов определенные признаки, обобщает их. Преображенная таким путем природа возвышается до идеала.

Далее, Сократ ставит вопрос о возможности воспроизведения  в искусстве того, что не имеет  ни пропорции, ни цвета, ни формы, т.е. духовных свойств человека, или «состояния души». Все это возможно воспроизвести, отмечает он, поскольку духовные качества и «состояния души» – враждебность, наглость, грубость, величавость, благородство, скромность и т.д. – «свозят и в лице и в жестах людей, стоят ли они или двигаются». Философ считает, что скульптура, как и другие искусства, должна выражать, прежде всего «состояние души», воспроизводить духовный облик человека. Также он считает необходимым сходство между отражением и предметом отражения.

Большая заслуга  Сократа как эстетика состоит  в том, что он подчеркнул органическую связь этического и эстетического, нравственного и прекрасного. Идеалом для него является прекрасный духом и телом человек. Это как раз то, что греки называли «кало-кагатией».

Но, к сожалению, Сократ выделяет: ремесленник, земледелец уже в силу рода своих занятий не могут быть разумными, а, следовательно, и добродетельными. Они поэтому, никогда не воплощают нравственно-эстетического идеала. В этом проявились аристократические черты сократовской эстетики.

Платон, как  и Сократ, проявлял большой интерес  к искусству. Сам он был замечательным художником прозаической речи. Знаменитый его диалог, как например «Пир». Идеи Платона–это общие понятия, абсолютизированные, представляющие собою самостоятельные сущности.

Идеям противостоит материя как небытие, как нечто  такое, что пассивно воспринимает идеи. Между материей и идеями существует мир чувственных вещей.

Вопросы эстетики поднимаются во многих сочинениях Платона – «Гиппий Больший», «Государство», «Федр», «Софист», «Пир», «Законы» и др. Платон считает, что прекрасное не стоит искать в чувственных качествах единичных предметов, в их отношении к человеческой деятельности. Он стремится найти то, «что есть прекрасное для всех и всегда». Иными словами, философ' ищет абсолютно прекрасное, возвращаясь, таким образом, к досократовским эстетическим концепциям. Подлинно прекрасное, по Платону, существует не в чувственном мире, а в мире идей. В реальной действительности, доступной чувственному восприятию, царит многообразие, здесь все изменяется и движется, нет ничего прочного и истинного. Лишь возвысившийся до созерцания мира идей, говорит Платон, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе.

Поскольку красота  носит сверхчувственный характер, то она постигается, по Платону, не чувствами, а разумом. Способом постижения прекрасного, следовательно, является не художественное творчество и не восприятие художественных созданий, а отвлеченное умозрение, некое состояние интеллектуального экстаза.

С идеалистической  точки зрения подходит Платон и к  искусству. Художник, воспроизводящий вещи, согласно Платону, не возвышается до постижения истинно сущего и прекрасного. Создавая произведения искусства, он лишь копирует чувственные вещи, которые, в свою очередь, суть копии идей.

Вопросы эстетики обсуждаются Аристотелем в таких  произведениях, как «Риторика» и «Политика» и в особенности «Искусство поэзии». «Поэтика» Аристотеля является обобщением художественной практики своего времени и как бы сводом правил для творчества, т.е. носит в известной мере нормативный характер. В противоположность Платону, который преимущественно склоняется к умозрительной трактовке эстетических категорий, Аристотель, напротив, исходит всегда из конкретных фактов, из практики развития искусства.

Для эстетиков  греческой классики искусство, равно  как и эстетическое сознание в различных его формах, является воспроизведением прекрасного бытия, характеризующегося мерой, порядком, гармонией. Бытие прекрасно безотносительно к чему бы то ни было. Оно абсолютно прекрасно. Основными видами прекрасного, по Аристотелю являются: «слаженность, соразмерность и определенность, математика больше всего и выявляет именно их». Более высоким выражением прекрасного являются живые существа, и в особенности человек. Последний гармоничным и пропорциональным сложением своих частей выступает как воплощение прекрасного и вместе с тем как главный предмет искусства.

Для Аристотеля прекрасное есть нечто объективное  и абсолютное. Здесь он как бы продолжает развивать точку зрения пифагорейцев и Платона. Но, по существу, концепция Аристотеля резко отличается от концепции и пифагорейцев, и Платона. Аристотель стоит гораздо ближе к Геракмету и Демокриту, ибо для него прекрасное находится не в идеях и абстрактных количественных отношениях, а в реальных предметах, в их существенных связях и свойствах.

Концепция прекрасного Аристотеля имеет еще одну важную особенность. Речь идет о выяснении специфики прекрасного. В связи с положением, что красота выражается не только в действии, но и присутствует в вещах неподвижных, Аристотель рассматривает проявление прекрасного как в предметах, находящихся в покое, так и движущихся.

Природа, указывает  Аристотель, связала все части  души воедино, поэтому в воспитании мы должны следовать природе и  заботиться о всестороннем и гармоническом  воспитании личности. В общей системе воспитания личности громадную роль играет эстетическое воспитание: оно обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека хорошим гражданином и способствует достижению высшей добродетели – разумной деятельности.

В творчестве Аристотеля древнегреческая эстетическая мысль достигла кульминационного пункта. Уже ближайшие ученики Аристотеля оказываются не в состоянии продолжить дело своего учителя.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, Древняя Греция стала первым этапом рефлексии эстетического сознания, первыми шагами к возникновению эстетики, которая сложилась на основе философских размышлений. В сущностно-метафизическом смысле эстетика является особой формой бытия-сознания; некое специфическое духовное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию.

Греческие племена, перейдя от первобытнообщинного  строя к классовому обществу, создали  небывалую по своему богатству и  многогранности культуру, изобразительное  искусство и архитектуру. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» – писал Энгельс.

Складывается  впечатление, что на одном маленьком  клочке земли сосредоточились множество  умнейших людей, как, будто полностью  располагает этому географическое положение, обстоятельство античного рабовладения Древней Греции. Может быть, солнце в этом месте сияло как-то по-особому, которое воздействовало на такой взрыв умов.

В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое  верой в красоту и величие  свободного человека – гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.

Древняя Греция внесла огромный вклад в историю настоящей культуры, философии, эстетики. Она дала начало многим наукам. Пусть даже некоторые реплики, суждения нам кажутся сейчас смешными, но из них мы подчеркиваем много необходимого для нас сейчас.

 

Список литературы

 

  1. Античная музыкальная эстетика, М., 1960.
  2. Античная художественная культура. СПб. 1993.
  3. Античные мыслители об искусстве. М., 1937.
  4. Античные поэты об искусстве. М., 1938.
  5. Аристотель. Об искусстве поэзии, 1451а. М., 1957.
  6. Аристотель. Поэтика. М., 1957.
  7. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002.
  8. Кривцун О.А. Эстетика: М.: издательство «Аспект-пресс», 2001;
  9. Лосев А.Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы. – Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. М., 1994.
  10. Материалисты Древней Греции. М., 1995.
  11. Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1951
  •  

    За 2012-2013 учебный год


    Информация о работе Эстетика древней Греции